Лёд тронулся: борьба с коррупцией в России приобрела системный характер
Фильм Аркадия Мамонтова, закон "4 ноября" и завтрашняя актуализация Антикоррупционной хартии позволяют смотреть в будущее с осторожным оптимизмом
Деятельное воплощение принципов социальной справедливости в виде нелицеприятной борьбы с коррупцией и коррупционерами было и остается одним из наиболее востребованных запросов общества. Коррупция воспринимается в народе как аналог государственной измены, ведь часто корыстолюбие и стяжательство идут рука об руку с предательством интересов государства. Поэтому в глазах простого человека коррупционер – не просто циничный бюрократ, но и внутренний враг, подрывающий престиж и эффективность власти.
Над созданием такого негативного имиджа высокопоставленных отечественных чиновников потрудились, в первую очередь, они же сами. Подробнее об этом повествует документальный фильм-расследование Аркадия Мамонтова «Золотой телец». В нем впервые за последние годы были открыто озвучены имена, теневые схемы и баснословные доходы коррупционного чиновничества. В частности, речь идет о главе правительства Иркутской области Александре Битарове, экс-мэре Нижнего Новгорода Олеге Сорокине, руководителе Новосибирского ЗАКС Андрее Шимкиве и других. Везде вскрываются чудовищные объемы украденных и, что немаловажно, выведенных за рубеж сумм. Коррупционеры в буквальном смысле грабили страну ради собственных бизнес-джетов и дач на Лазурном берегу.
Дата выхода «Золотого тельца» — 3 ноября – отнюдь неслучайна. На следующий день, 4 ноября, Владимир Путин подписал новый антикоррупционный закон, который имеет все шансы стать переломным в многолетней тяжелой борьбе с нелегальным обогащением. Символично, кстати, и то, что закон, выражающий коллективные народные чаяния, был принят в День Народного Единства.
Появление фильма-разоблачения непосредственно накануне принятия нового закона недвусмысленно дает понять, что фигуранты расследования Мамонтова имеют все шансы вскоре оказаться на скамье подсудимых. И не только они!
После ареста главы республики Коми Вячеслава Гайзера и, ранее, губернатора Сахалинской области Александра Хорошавина, а также анонсированного Следственным комитетом разбирательства в отношении еще 18 глав регионов можно всерьез говорить, что представители даже самой высокой элиты лишаются своей неприкосновенности, а точнее – безнаказанности. Более того, именно они, долгие годы остававшиеся в значительной степени бесконтрольными, сегодня стали основным оплотом коррупции, культивируя ее в «своих» регионах на всех уровнях. Доходы же, разумеется, старались спрятать подальше от отечественного правосудия – в иностранных банках и зарубежном имуществе.
Именно против этого бескомпромиссно направлен «закон 4 ноября» — в нем запрещается чиновникам и депутатам всех уровней открывать и использовать счета в иностранных банках и, что также очень важно, пользоваться иностранными финансовыми инструментами – сиречь, в первую очередь, оффшорами. Избран народом России? Так и нечего хранить сбережения где-то вдали от Родины как навострившийся потенциальный эмигрант!
Кроме того, абсолютно всем мало-мальски значимым чиновникам теперь нужно своевременно и незамедлительно декларировать свое имущество. Всё! Где бы оно ни находилось. Иначе – мандат на стол и прощание с полномочиями.
Скажем прямо, этого закона России очень не хватало все те годы, когда попытки обуздать коррупцию разбивались о вывод наворованного за пределы страны. Теперь любителям запустить лапу в бюджет придется, как минимум, призадуматься, что потом делать с украденным – за границу не вывезешь (по крайней мере, просто и легально), в незадекларированную роскошь – не конвертируешь. Вполне вероятно, что ужесточение контроля ожидает и членов семей представителей всех уровней чиновничества. Так что лазейки как-то перепрятать коррупционные доходы стремительно исчезают.
Однако одними законами борьба с многоголовым спрутом, опутавшим страну, не ограничивается. Буквально завтра, 10 ноября, будут во всеуслышание заданы неприятные вопросы тем, кто сам пытался декларативно «бороться с коррупцией». Речь идет о пресс-конференции бывшего финансиста Торгово-промышленной Палаты РФ Валерия Ивановича Бородина, на которой президенту ТПП Сергею Катырину будет предложено применить положения Антикоррупционной Хартии к самому себе, Торгово-промышленной палате и договорному холдингу СОЭКС при ТПП РФ.
Пикантность ситуации заключается в том, что как сама Хартия, так и практически вся деятельность ТПП являются, по сути дела, симулякром. Ни эффективной защиты прав предпринимателей и промышленников, ни реальной борьбы с коррупцией никто от них не видел. Вместо конкретных прозрачных результатов по защите бизнеса, ТПП уже долгие годы представляет собой комсомольский «междусобойчик».
Валерий Бородин предложил Сергею Катырину взойти на Антикоррупционную Голгофу о чём и оповестил телеграммой. Этот шедевр говорит сам за себя. С нетерпением ждём результатов пресс-конференции и расследования Объединённого комитета по реализации Антикоррупционной хартии. С почином!
Народ давно в ожидании.
Люси тебе пийдется ждать бесконечно долго. Таких указов было уже написано и подписано бесконечно много..
В ожидании подставив ж..у для очередной…и.
Когда-то это должно случиться. Надеюсь, что борьба с коррупцией не закончится так же печально как “ветер перемен” – подует и утихнет.
Пока вышку с конфискацией не введут, бороться с коррупцией в России бесполезно.
Борьба с коррупцией это “сказка про белого бычка”, нужно:
1. Полная “дератизация элит” по “китайскому образцу”;
2. Возвращение мундиров для чиновников и “табели о рангах” (с квалификационными требованиями для каждого);
3. Создание закрытых школ (типа кадетских корпусов, но для гос-службы, чтобы элитарные детки с десяти лет в сапогах были).
ТОГДА через 10-15 лет что-то начнётся, а лет через 25 – мы получим адекватную систему управления.
Пчелы против меда. Если каждый конторщик пустит себе пулю в лоб то это и будет борьбой скорупцией. Другой борьбы не может быть. Если какой нибудь идиот верит что в этой конторе кто нибудь борется то это проблема идиота.