«Мягкая сила» в концептуальном противостоянии
Многие государства мира сталкиваются с так называемыми глобальными вызовами современности
http://xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai/uploads/media/illustration/3805/i605_7.jpgЭти вызовы и проблемы являются закономерным проявлением жизнедеятельности общества, как в регионах, так и в глобальном масштабе. Если политические субъекты определяют проявления культурной агрессии извне, то обычно, такие попытки навязать чужие ценности и сценарии жизнедеятельности общества называют «мягкой силой» в глобальной конкуренции.
Анализ жизнедеятельности общества на протяжении нескольких поколений выявляет следующую закономерную логическую цепочку: наука (её теории) – система образования (формирование менталитета будущих управленцев) – система государственного управления (соотнесение потока оперативной информации с тем, чему учили в вузе) – результаты жизнедеятельности общества с конкретным уровнем и качеством жизни. Таким образом, проблемы уровня и качества жизни общества имеют конкретную предысторию и причинно-следственные связи в прошлом, которые обусловлены наукой и образованием.
Если вы можете контролировать образовательные стандарты и отчетные (контрольные) показатели для руководителей муниципального, регионального и федерального уровней, то вы контролируете тенденции развития либо деградации в государстве. То есть вы в долгосрочной перспективе осуществляете бесструктурное управление таким государством вне зависимости от вашего официального статуса. При этом благонамеренные чиновники и политики будут заложниками концепции на которую настроена система образования, государственное управление и набор контрольно-отчётных показателей качества государственного управления.
В данном случае суверенитет государства проявляется (либо нет) на методологическом уровне или, иначе говоря, есть ли в государстве методологический суверенитет или в перспективе оно рискует потерять свой суверенитет из-за агрессии методом «культурного сотрудничества». То есть на государственном уровне в системе образования уместно ставить вопрос об обязательном преподавании основ мировоззренческой безопасности в условиях глобализации [4] как необходимой компоненты образования любого уровня и профиля (направления) подготовки для всех категорий обучающихся.
Если на протяжении 25 последних лет мы наблюдаем общее падение уровня грамотности населения и квалификации выпускников вузов, то это закономерный результат проводящейся в стране реформы образования. В том числе и вследствие этого хватает проблем и в реализации устойчивого и безопасного развития наших обширных территорий. Значительная часть сельских территорий (которые по международной классификации ОСЭР составляют большую часть нашей страны) являются депрессивными. Это также закономерный результат настройки системы регионального и общегосударственного управления на неадекватные провозглашенным целям развития контрольные (отчетные) показатели.
Примером альтернативной системы контрольно-отчетных показателей и критериев социально-экономического и биосферно-экологического развития может быть Модельный закон Межпарламентской Ассамблеи Содружества Независимых Государств «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития» принятый на 41-м пленарном заседании МПА-СНГ 28 ноября 2014 года (приложение к постановлению МПА СНГ от 28.11.2014 г. № 41-10) [3]. Необходимая методология обеспечения и реализации устойчивого и безопасного развития представлена современными исследователями в открытой печати [1]. Жизненные реалии подталкивают ответственных политиков применять ее в своей работе.
В эпоху глобализации активно дискутируется вопрос о построении гражданского общества как эталона демократии во всех цивилизованных странах мира. Такие публичные политические дискуссии нередко используются как инструмент манипуляции массовым сознанием обывателя, зачастую заканчивающимися так называемыми «цветными революциями». В результате чего общество погружается в хаос гражданской войны, а по её завершении — в глубокий затяжной социально-экономический кризис. Для того чтобы не стать объектом манипуляции, необходимо осознать реальную суть обозначенной проблемы. Генеральная тенденция (необходимые условия) в развитии гражданского общества может быть представлена в следующей последовательности этапов:
В начале XX века – всеобщая грамотность населения.
В конце XX века – всеобщая компьютерная грамотность населения.
В начале XXI века – всеобщая управленческая грамотность населения.
В XXI веке – всеобщая методологическая (гносеологическая) грамотность населения (практическое владение эффективной жизненно состоятельной теорией познания и творчества).
Переход общества на всеобщую управленческую грамотность – это необходимое условие формирования гражданского общества и подлинной демократии. Толькопри таком условии выборные демократические процедуры будут эффективны и работать на благо общества. Если коснуться истории вопроса по существу, то понятие «демократия» в переводе с греческого означает «народовластие», или власть народа. Власть — это реализуемая на практике способность к социальному управлению. Управление — это способность к целеполаганию, определению способа достижения цели (т. е. определению концепции) и собственно достижение избранных целей через реализацию определенной концепции. Таким образом, в нашем понимании демократическое общество — это такое общество, в котором народ может на практике достигать оглашённых целей посредством известной всему обществу концепции управления. При современном уровне общественного развития, культуры мышления и гражданского правосознания истинная демократия — это реальность далекой перспективы, к которой, безусловно, нужно стремиться уже сегодня, но ее нельзя достигнуть без национально ориентированной концептуальной власти как института цивилизационной самоорганизации и самоуправления [6]. Последнее — самоуправление — необходимый и неотъемлемый элемент гражданского общества, в том числе и в России, строящей современное гражданское общество.
Важнейшее внимание заслуживает правоохранительная сфера деятельности государства. Каждый сотрудник правоохранительных органов, каждый судья должны понимать и отдавать себе отчет в том, что легитимность государства в сознании граждан и всего народа России обеспечивается справедливой правоприменительной практикой. Государственный суверенитет, используя одни и те же законы, можно либо укрепить, либо разрушить, формально прикрываясь законом.
Россия как центр русской многонациональной цивилизации имеет свой, альтернативный западному сценарий глобализации, который описан в Концепции общественной безопасности прошедшей Парламентские слушания в Государственной Думе Российской Федерации в конце 1995 года [5]. Позже 20.11.2013 года Президент Российской Федерации В. В. Путин утвердил Концепцию общественной безопасности в Российской Федерации [2], которая, в развитие предыдущих этапов становления русской многонациональной цивилизации, позволяет полноценно реализовывать свой сценарий глобализации в легитимных рамках правового поля и свою концептуальную власть.
В настоящее время в условиях так называемого информационного общества инструменты «мягкой силы» стали общедоступным средством всех заинтересованных лиц. Таким образом, у любого гражданина есть все необходимое для соучастия в реализации концепции глобализации в интересах русской многонациональной цивилизации. Выбор есть всегда и у каждого. И каждый из нас вольно или невольно его сделал и несет свою дальнейшую ответственность за последствия своих действий или бездействий вне зависимости от своего социального статуса или должностного положения. Особенно это актуально для представителей науки, образования, государственной и муниципальной службы. Значительную роль в применении инструментов «мягкой силы» играют работники СМИ и кинематографа. Нейтральной культуры и творчества не бывает. Все эти сферы работают либо на свою либо на чуждую концепцию глобализации, и, значит, писателям, журналистам, режиссерам и другим работникам сферы культуры необходимо осознавать последствия своего творчества. Молодые поколения нуждаются в правильной нравственной ориентации и позитивных созидающих установках самореализации в жизни на благо всего нашего общества, но поскольку в подростковом возрасте и в юности у людей не хватает знаний и личного жизненного опыта для того, чтобы сделать правильный судьбоносный выбор, то общественные институты «мира взрослых» (система образования и СМИ под контролем государственности) должны помочь им избежать ошибок.
Литература
Величко М. В. Экономика инновационного развития. Управленческие основы экономической теории: монография / М. В. Величко, В. А. Ефимов, В. М. Зазнобин – М.-Берлин: Директ-Медиа, 2015.
Концепция общественной безопасности в Российской Федерации // URL:http://kremlin.ru/acts/news/19653.
Модельный закон МПА СНГ «О стратегическом прогнозировании и планировании социально-экономического развития» Информационный бюллетень 2015, № 62, ч. 1, С. 273 // URL: http://www.iacis.ru/upload/iblock/861/prilozhenie_k_postanovleniyu_10.pdf.
Основы мировоззренческой безопасности в условиях глобализации: Краткий курс лекций / В. А. Ефимов, И. В. Солонько, М. В. Величко. – СПб.: СПбГАУ, 2013. См. также Электронный ресурс: http://spbgau.ru/files/nid/3822/kratkiy_kurs_lekciy_omb_v_ug.pdf.
Парламентские слушания по теме: «Концепция общественной безопасности» // Думский вестник. — 1996. — № 1 (16). — С. 126–137.
Солонько И. В. Феномен концептуальной власти: социально-философский анализ: монография. — М., 2011.
Отличная информация,давно пора просвещать народ.Малыми порциями-это правильный подход.
Сплошная чушь!
В современной России минобраз занимается дебилизацией целых поколений.
В стране уничтожено всякое понятие о безопасности – научной, технологической, продовольственной…
Страна вот-вот падет в руки китайских фермеров своей самой лучшей и богатой половиной – Дальним востоком и Сибирью…
Нам даже мечтать о суверенитете сейчас глупо – потерян!!! И методологически тоже!