Новая волна протеста. Шахтеры Украины выходят на улицы
http://voicesevas.ru/img/fda5cc74c6b50331b7b99aedb4f71e78.jpgПо мере того, как ухудшается экономическая ситуация в стране, растет и социальное недовольство политикой украинских властей. В последнее время активизировались стихийные протесты граждан, которые уже ощущают на своем кармане результаты киевской авантюры.
29 января у здания Минэнерго Украины прошла акция протеста шахтеров с требованием погасить долги по зарплате. Предложение министра энергетики Владимира Демшичина о возврате 50% долга по зарплате не устроило митингующих и шахтеры попытались взять штурмом здание министерства. Затем шахтеры продолжили митинг у здания администрации президента Украины.
Украинские шахтеры – наиболее ущемленная в стране группа трудящихся. При колоссальной трудоемкости профессии, а также с учетом крайне низкого уровня безопасности шахт, зарплата оставляла желать лучшего. В среднем она составляла около 6000 гривен (по старому курсу примерно 750 долларов, по новому – около 300 $). Сегодня же положение шахтеров можно назвать катастрофическим. Не говоря о работниках шахт ДНР и ЛНР, которые вынуждены продолжать добычу угля, рискуя жизнью в условиях боевых действий, шахтеры Украины оказались лишены средств к существованию.
Но беда не столько в текущих зарплатных долгах, сколько в глобальных перспективах угольной отрасли. Как известно, одним из условий евроинтеграции Украины с Европейским союзом является отказ от дотаций энергетического сектора. Это приведет к закрытию большинства шахт страны. Подобная ситуация произошла с Польшей – в результате реструктуризации экономики на европейский лад, 300 тысяч польских шахтеров оказались на улице.
Другой громкий протест прошел 21 января в Днепропетровске. Коллектив легендарного ракетно-космического предприятия «Южмаш» вышел с тем же требованием, что и шахтеры, – погасить долг по заработной плате за пол года работы. После разрыва российско-украинских отношений, инициированного Киевом, «Южмаш» лишился своих заказов, 70-80% которых связаны с Россией. Кроме того, предприятие работало в основном на российских комплектующих и после запрета на поставку продукции двойного назначения из РФ, производство профильной продукции полностью прекратилось.
Новые украинские власти даже не пытаются исправить ситуацию с уникальным предприятием. Их цель – нанести ущерб России. Ведь кроме производства ракет, «Южмаш» осуществлял сервисное обслуживание российских баллистических ракет, среди которых всемирно известная РС20 «Сатана». Но цена вопроса – утрата стратегического предприятия. Это значит, что Украина, которая входит в число государств с развитой ракетно-космической отраслью, этот статус потеряет навсегда. Кроме того, без работы останется около 5000 тысяч сотрудников завода.
На грани закрытия находится крупное металлургическое предприятие «Кременчугский сталелитейный завод», производящее вагонное литье. В течении года производство на нем останавливалось дважды. Причина, как и у «Южмаша», критическая зависимость от российского рынка. В случае с «КСЗ» – почти 100% продукции отправлялось в Российскую Федерацию. В прошлом году персонал уже сокращали – на 500 человек. В нынешнем году в планах руководства предприятия уволить остальные 2000 человек. По этому поводу коллектив завода уже выходил на протесты в декабре 2014 года, однак повлиять на власти не удалось, вопрос с консервацией производства уже решен. Кстати, «КСЗ» принадлежит Игорю Коломойскому – главному спонсору карательных батальонов.
В Сумах на улицы вышли рабочие НПО имени Фрунзе, которым уже три месяца не выплачивают зарплату. Предприятие производит оборудование для топливно-энергетического сектора. Большая часть экспорта предприятия шла в Россию. Как и «КСЗ», НПО пережило несколько этапов сокращений и теперь встал вопрос о полном прекращении производства. Участники акции требовали погасить все долги перед коллективом, в противном случае угрожая перейти к радикальным действиям.
Пока что социальный протест украинских рабочих не так масштабен. Однако перспективы у него весьма серьезные, ведь речь идет не о проблемах, которые можно решить, забастовки на Украине обычное дело. Речь идет о закрытии крупнейших предприятий различных отраслей промышленности, а это десятки тысяч безработных.
Пока украинские власти от социального взрыва спасает тот факт, что текущие протестные акции носят стихийный характер и нескоординированы в единое движение. К тому же власти сегодня активно используют конфликт на Донбассе с целью подавления любых проявлений инакомыслия. Чуть что, обвиняя людей в провокационной деятельности, пособничестве сепаратизму, работе на российские спецслужбы и так далее. Но по мере ухудшения социально-экономической ситуации этот политический ресурс будет быстро исчерпан.
Между тем, долги государства перед работающими украинцами за последний год катастрофически выросли. Согласно данным Госстата Украины, в январе 2015 года, относительно января 2014 года задолженность по зарплате увеличилась в три раза, с 753 млн. гривен, до 2436,8 млн. Киев оказался в заложниках этой ситуации. Справиться с валом долгов по зарплатам нынешний Кабмин не в состоянии: Украина находится на грани банкротства и единственный способ решить вопрос – добиться получения внешней помощи.
Однако же иностранные кредиторы требуют от Киева проведения экономических реформ, которые сводятся к сокращению социальных расходов и повышению тарифов, что уже отразилось на новом бюджете Украины, признанным самым антисоциальным в ее истории. И с каждым новым рабочим протестом, к которому добавляется недовольство в армии из-за провала АТО, шансы на то, что Киеву удастся перекредитоваться за рубежом до «всеукраинской забастовки» – резко уменьшаются.