Хотят ли русские войны? Кто добивается мира на минских переговорах
На Западе абсолютное большинство СМИ представляют точку зрения, согласно которой главным зачинщиком, спонсором и сторонником продолжения войны является Россия. По мнению зарубежных журналистов, Москва «не заинтересована в мирном разрешении конфликта», поскольку: «чем дольше будет продолжается конфликт на Украине, тем труднее Порошенко будет проводить реформы, на Украине возрастет недовольство, и Киеву придется отказаться от цивилизационной альтернативы». Кроме того: война, которую Кремль ведет против Украины, оказывается, отвлекает внимание русского народа от «омута авторитарной системы», в котором он находится, что уж совсем невероятно, поскольку, как выяснили социологи, боевые действия на Украине влияют на рейтинг Путина скорее отрицательно. Западные СМИ, также, отмечают, что Москва использует эскалацию конфликта для того, чтобы «додавить Киев» и заставить новые украинские власти пойти на федерализацию Украины. Все эти домыслы дополняются обычными причитаниями о срыве договоренностей с ОБСЕ, помощи террористам и т. д.
Логика западных политиков и СМИ труднодоступна пониманию тех, кто внимательно следит за развитием конфликта. Это не Россия инициировала революционную смену власти в Киеве под ксенофобскими лозунгами, не Россия последовательно физически уничтожает оппозицию, не Россия регулярно обстреливает украинские города и села. Один из важнейших моментов по развенчанию западной и украинской пропаганды является Минский переговорный процесс, который ведется с сентября 2014 г. по инициативе российской и белорусской сторон. Тогда, в разгар наступления ополченцев, перемирие было нужно киевской власти как воздух, поскольку фронт рушился на глазах. Москва, Донецк и Луганск отправили своих представителей на переговоры, и они были довольно скоро завершены заключением соглашения о прекращении огня от 7 сентября 2014 г.
Однако, как нам известно, период относительного затишья украинская сторона использовала для перегруппировки сил, перевооружения армии и подготовки новых планов вторжения на Донбасс, чего Киев особенно и не скрывал. Попытки возобновить переговорный процесс в ноябре—декабре 2014 г. наталкивались на явный саботаж Киева. В январе с активизацией боевых действий Москва снова попыталась усадить враждующие стороны за стол переговоров. Однако, ситуация изменилась — теперь в прекращении огня были заинтересованы прежде всего ДНР и ЛНР, социально-экономическая ситуация в которых требовала продолжения мирного периода. Украинская же сторона согласилась на переговоры только после того, как ее наступление на Донбасс провалилось.
Таким образом, на примере «Минского формата» можно сделать выводы о целях, которые ставят перед собой стороны конфликта.
Для Украины переговоры и перемирия являются исключительно инструментом для перевооружения и перегруппировки войск. Киев идет на переговоры только при явных неудачах на фронте. Мирное решение вопроса с мятежными областями не интересует Киев, поскольку, «восстановление территориальной целостности»стало одним из главных лозунгов новых властей Украины, а «российскую агрессию» принято объявлять универсальной причиной всех многочисленных экономических и социальных проблем.
Для ДНР и ЛНР перемирие является жизненно необходимым фактором сохранения хоть какой-то социальной стабильности. Постоянные обстрелы жилых кварталов, нарушения работы инфраструктуры и социальных служб, неурегулированность вопросов снабжения продовольствием и медикаментами в условиях зимы негативно отражаются на имидже руководства самопровозглашенных республик. Сил и средств для полномасштабного наступления у Новороссии нет, а самым насущной проблемой является выживание.
Сходную позицию занимает Россия. Для Москвы даже относительная стабильность на Востоке Украины становится поводом для возобновления переговоров с ЕС по вопросу снятия санкций. Запад уже неоднократно заявлял, что они могут начаться только после реального введения режима прекращения огня, в нарушении которого США и ЕС обвиняют исключительно Россию. Пока рейтинг Путина еще очень высок, однако, по сравнению с апрелем—маем 2014 г. наблюдается его снижение в том числе и вследствие неопределенной ситуации на Донбассе. Россия уже неоднократно заявляла о признании территориальной целостности Украины, и от Киева требует всего лишь соблюдения прав русскоязычного населения. Стабильное перемирие могло бы стать путь эфемерным, но признаком того, что к голосу народа Новороссии Киев хотя бы готов прислушаться.