Британские психологи обнаружили последний барьер для капитализма
Психологи из Оксфорда пытались выяснить, на что человек пойдет ради денег. Подопытным предложили заработать, причиняя физические страдания ближним. Объем заработка при этом поставили в зависимость от степени причиненной боли.
Эксперимент, достойный лучших лабораторных традиций фашистской Германии, проводился при помощи электрошокера в качестве подопытных были отобраны 160 человек.
Всех участников по жребию разделили на пары, в которых каждый партнёр играл определённую роль: «решающего» или «зависимого». Первый выбирал количество разрядов и соответствующую им сумму в твёрдой валюте. Второй же, «зависимый», играл жертву и «совесть» первого.
Разряд вызывал болезненные, но терпимые ощущения, и был заранее рассчитан для каждого участника индивидуально.
Заработать можно было за каждую сессию от £0,15 до £15 (10–1000 рублей). Компьютер раз за разом выдвигал деловые предложения. Например, 7 разрядов за £10 или десять за £15. Всего было порядка 150–160 таких сессий.
Партнёры не знали и не видели друг друга, и, что особенно важно, для каждой «сделки» компьютер сам выбирал, кому из пары достанется наказание. Несмотря на полную анонимность, безопасность и возможность заработать, ведущий партнёр выбирал менее суровый вид наказания, в тех случаях, когда страдать выпадало «зависимому».
Британские ученые были шокированы таким ходом эксперимента и объявили, что нашли «альтруизм». Испытуемые тратили заработанное в тех случаях, когда им предлагалось облегчить страдания партнёра. Эмоциональные отзывы исследователей о “сенсации” напечатаны в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Заметим, что новость позиционируется в СМИ с любопытной оговоркой.
«Ранее склонность к альтруизму была открыта у животных, что может демонстрировать, как глубоко в прошлое уходят корни поведенческих моделей человека».
Иными словами неожиданное «милосердие», показанное подопытными в результате эксперимента, является для британских ученых не более чем анахронизмом человеческой психики.
Магистральная для западной антропологии теория «рационального выбора»
предполагает, что к любой проблеме люди приступают как субъекты, изначально изолированные и обделенные каким бы то ни было общим стартовым культурным капиталом, — поясняет философ Александр Панарин. — Они смотрят на любую ситуацию исключительно с позиций рационалистически понимаемой индивидуальной выгоды, которая первоначально их всех разделяет. Индивиды, «обремененные ценностями», могут выбрать пути, чреватые большим риском или большими издержками.
«Настороженные аналитики» Оксфорда, во время эксперимента столкнулись именно с таким пережитком морали и с такими издержками.
Современная идеология либерализма, задумавшая превратить каждого из нас в человека рыночного типа, репрессирует уже не низменный мотив, как это делала, по Фрейду, традиционная культура, а именно «высокие», то есть собственно человеческие, постинстинктивные мотивы, — поясняет Панарин.
Либеральная идеология не просто «раскрывает» стяжательский подтекст всех наших мотивов, но и осознанно преследует все то, что мешает его бесстыдно откровенному проявлению. Рационалистическая аналитика прямо требует от каждого индивида, чтобы он извлек на свет своего «экономического сознания», пекущегося о личной выгоде, все то, что пребывало спрятанным в коллективном и индивидуальном подсознательном и побуждало людей к действиям независимо от соображений выгоды.
Примечательно, что, несмотря на благородство, проявленное участниками в процессе эксперимента, они в основном отказывались передать заработанное на благотворительность. Лишь 20%, то есть каждый пятый, согласился расстаться с деньгами.
Очень отрезвляющая статья, сразу понятно, с кем мы имеем дело.
“Иными словами неожиданное «милосердие», показанное подопытными в результате эксперимента, является для британских ученых не более чем анахронизмом человеческой психики.”
Это не ученые, а садисты, которых на пушечный выстрел нельзя подпускать к науке.
“ОТ КАЖДОГО ПО СПОСОБНОСТЯМ И КАЖДОМУ ПО ПОТРЕБНОСТЯМ”. ТАК, КАЖЕТСЯ? Зло не имеет границ, особенно когда оно не для тебя… А вообще-то,: я скажу: В “ЗАБОТЕ О “БЛИЖНЕМ”, ГЛАВНОЕ – НЕ ПЕРЕСТАРАТЬСЯ.