Какой зритель, такой и клоун
Заметили, как изменился юмор “95-го квартала” после того, как Зеленский и Ко изменили своей аудитории и стали шутить с позиции “новой власти”? А ведь украинские СМИ еще летом писали — актер, мол (Зеленский) прячется от мобилизации. А потом Зеленский поехал на юго-восток шутить и раздавать автографы, благодарить солдат Хунты за то, что убивают его зрителей.
А на днях те же укроСМИ с восторженным ужасом расписывали, как зверски избитого “кумира миллионов” доставил в больницу пожелавший остаться неизвестным киевлянин. Как чудом выживший актер рассказывал, что его избивали пророссийские бандиты за то, что он высмеивал “ватников” и “колорадов”. Зеленский охотно рассказывал журналистам о том, как нещадно били его пророссийские активисты и как он подарил “неизвестному прохожему” 500 тысяч гривен. Тут прокол – как можно подарить “пожелавшему остаться неизвестным” 30 слишним тысяч долларов? В кармане при избиении остались после покупки сигарет? Типа сдача?
СМИ смаковали страсти, сылались на врачей, которые обнадеживали: “Жизненно важные органы не задеты, через пару дней можно будет выписывать”. Украинские журналисты даже выдвинули версию, что это месть Рамзана Кадыроваза за нанесенное оскорбление (впрочем, тогда Зеленский извинился – актерам тоже страшно).
Позже пришло опровержение — Зеленский здоров и работает над новогодней программой. Но раз сам актер участвовал в этом шоу, значит… Значит вместе с властями нагнетал антирусскую истерию. Сознательно.
Многие зрители горько разочаровались во вчерашнем кумире – увы, для того, чтобы не разочаровываться, сначала нужно не очаровываться. Не создавать себе кумиров.
Не будем ломать голову над мотивами “квартальцев” – в конце концов, их могли подкупить или элементарно запугать. Не будем гадать, почему они, в прошлом высмеивавшие помаранчевых, националистов и западенцев, видя развитие событий на очередном майдане и прекрасно понимая, к чему идёт дело, не эвакуировали семьи и не уехали из Украины сами – чтобы не терять возможности продолжать карьеру и при этом не рисковать.
Нас интересует другое – почему их юмор, ещё вчера бывший весёлым и искромётным, сегодня стал злобным, тупым и унылым? Нет ли в этом нашей вины – может быть, мы просто судим субъективно и нам не смешны шутки над нами, точно так же как в силу необъективности были смешны шутки над нашими противниками?
И да, и нет.
Разумеется, массовому зрителю шутки над другими, особенно над врагами, будут казаться смешнее, чем шутки над самим зрителем. Посмеяться над собой вообще способны немногие. И дело не только в том, что раньше они высмеивали галичан и “свидомых” из других регионов Украины, а теперь выставляют злобными дураками жителей Крыма, Донбасса и России. И не только в том, что пан Зеленский объявил Россию “агрессором”, а россиян и ополчение Донбасса – “мразями” и поклонился карателям хунты.
Качество юмора “95-го квартала” действительно изменилось. Такое ощущение, что некогда не имевшие обычая “лезть в карман за словом” “квартальцы” выдохлись, их шутки стали какими-то более приземлёнными и физиологичными, злобными и пошлыми.
Говорят, что известный американский сатирик Джордж Карлин начинал карьеру рядовым комиком, используя типичный арсенал классических, весьма недалёких американских шуточек. Как говорят, “петросянил”. И лишь потом он нащупал свою “золотую жилу”, едко и ехидно высмеивая язвы современного американского общества: претензии на политическую непогрешимость, бездумный патриотизм, лицемерие, культ потребления, религиозный консерватизм, морализаторство, показную толерантность, тупость и косность.
В случае с Владимиром Зеленским и Ко мы наблюдаем обратный процесс – начали ребята резво, обскакали всех юмористов “Нэзалэжной”, а теперь опустились до подхалимажа и подпевания самой омерзительной, самой бездарной и агрессивной власти в истории современной Украины…
Представляете себе, как выглядел бы Аркадий Райкин, если бы он вдруг вместо чтения сатирических миниатюр вдруг стал паясничать на сцене как рыжий клоун из захудалого безнадёжно отставшего от времени провинциального цирка: спотыкаться на ровном месте, проливать метровые струи слёз и падать лицом в торт?При этом крича на полном серьезе “Слава КПСС”?!
Вот такие же чувства вызывает унылый “юмор” “95-го квартала”. Не иначе, как коллектив в полном составе искусан своими бывшими персонажами…
Глядя на них сегодня, ощущаешь брезгливость. Пытаясь выдавить из зрителей хоть какой-нибудь смех, Зеленский со товарищи гримасничают, паясничают, пошлят – словом, пустились во все тяжкие, торопясь продемонстрировать лояльность нынешним “хозяевам положения” – свидомым всех оттенков, вплоть до откровенных нацистов и просто рагулям, не смущаясь, что ради этого они выставляют идиотами своих вчерашних зрителей, а самих себя – подонками и продажными шлюхами.
И всё это для того, чтобы не покидая сытого Киева и не теряя доступа к телеящику и большим деньгам, вымолить прощение у тех, кого вчера высмеивали – высмеивали, кстати, по делу, и при этом не опускаясь до такого кривляния, которое они позволяют себе сегодня…
Докатились, юмористы. Дошли до точки.
Когда хотят подчеркнуть злобность и всю глубину морального падения человека, говорят, что он готов набрать полный рот дерьма, чтобы плюнуть во врага. И этим подразумевается, что ниже опуститься уже нельзя.
Оказывается, можно.
“95-й квартал” набирает полный рот коричневой жижи, чтобы плюнуть в своих же бывших зрителей и поклонников, можно сказать – соратников. И жижа эта – отнюдь не шоколад, даже не шоколад фабрики “Рошен”.
…Был сто лет назад такой юморист – Аркадий Аверченко. Остроумный, едкий, искромётный; его юморески и фельетоны, кстати, очень нравились Ленину.
А потом наступил 1917-й год, “и всё заверьте…” ©. Февральскую революцию Аверченко принял, а Октябрьскую – нет.
Застав самые первые годы становления советской власти, грязь, голод, холод, гражданскую войну и разруху, он не смог разглядеть будущее страны – и поспешно эмигрировал. Увы, результатов революции он не дождался, умер в эмиграции. Его последняя книга, “Дюжина ножей в спину революции” – это сборник… даже не рассказов, а карикатур и нытья. Она вызывают тягостное, унылое впечатление.
Такое же впечатление вызывает “юмор” нынешнего сезона “квартальцев”. Почему так произошло? Почему весёлые остроумные люди “лёгким движением руки превращаются, превращаются…” в злобных и ослоумных?
Причина, собственно, проста. Хочет артист этого или не хочет – но он вынужден ориентироваться на свою аудиторию, плясать от того, что понятно и смешно ей.
И если вчерашней аудитории был интересен интеллектуальный юмором(Юго-Восток – это не только промышленность, но и ВУЗы, научные центры, культурные традиции и преобладание городского населения, в отличие от сельского Запада), а шутки ниже пояса или садистские не приветствовались, то сегодняшняя свидомая публика интеллектуального не принимает. Зато пошлятину, чёрный юмор и комплименты садистам воспринимает “на ура” – и телевизионные клоуны вынуждены выдавать ей именно такой продукт.
Ничего не попишешь – законы рынка. Чтобы не прогибаться под них, нужно иметь смелость и чувство собственного достоинства. Увы, ни того, ни другого у команды Зеленского не оказалось. Как, кстати сказать, не оказалось и у половины группы “Машина времени”, включая кумира 70-х – 80-х Макаревича.
…Есть расхожая фраза о том, что лучше быть клоуном для… скажем так, “противных”, чем “противным” для клоунов. Владимир Зеленский сделал свой выбор, однако не учёл: “Что смерть через матумба, что матумба со смертельным исходом – одно и то же”. Ложная альтернатива, выбор без выбора.
Снова, как и в случае с Кургиняном, мы видим заказное моральное самоубийство. Теперь он и клоун среди противных, и противен клоунам. И отмыться от такой “славы” ему вряд ли удастся.
Поделиться:
Записи на схожие темы