Военно-политическая стратегия князя Святослава
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/Gkhp0jsc4f.jpg
Великий князь Святослав – символ идеального князя-полководца, соединяющего в себе качества целой эпохи славяно-русской древности, которую принято называть языческой. Подобно тому, как Иван Грозный символизирует православное царство, Екатерина Великая – просвещенную монархию, Сталин – коммунистическую империю, Святослав Игоревич – символизирует языческий мир, его архетипы, законы и ценности.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/0005rgrw.jpg
В последние годы подвиги Святослава чаще всего вспоминают в связи с его победой над Хазарским каганатом, под которым в современном контексте имеется в виду иудео-коммунистический режим или его постсоветская разновидность. При этом акцент делается на борьбу князя-язычника с правителями каганата, принявшими иудаизм. Действительно, такая борьба была одной из целей великого полководца руссов. Однако, его стратегия в целом не сводилась к анти-иудейскому аспекту. Вообще, победоносный поход против Хазарского каганата не был центральным эпизодом в героической жизни Святослава. В летописи ему уделён один небольшой абзац. Зато с большими подробностями в «Повести Временных лет», а также греческих и болгарских источниках описана длительная военная кампания руського князя против Византийской империи. Это не случайность, и не совпадение, а логическое продолжение изначальной военно-политической стратегии славяно-русов, начавшейся с завоевания Балканского полуострова в V веке и завершившейся крещением Руси в Х веке х.л.Чтобы понять всю сложность и драматичность исторической реальности, в которой действовал Святослав, мало цитировать христианские летописи, которые часто противоречат друг другу. Недостаточно ориентироваться на историческую литературу, ибо она сплошь и рядом идеологизирована и субъективна. Необходимо рассмотреть эпоху как таковую, всю совокупность жизненных обстоятельств и причин, которые заставили киевского князя действовать так, а не иначе. Иными словами, надо понять логику событий, а не следовать тому или иному мнению современников или комментаторов.
Поэтому, прежде всего, окинем взором славянский мир накануне интересующих нас событий. VI – VII века без всякого преувеличения, стали началом эпохи мощной экспансии славян на юг и восток Евразии. Имея прочные тылы в северной Славии, у берегов Варяжского моря и в междуречье Лабы и Вислы, в Карпатах и Восточных Альпах, в древнем Киеве и Новгороде (с предшествовавшем ему Словенском), родственные племена под названиями: вендов, антов, словен, руссов, тиверцев, скифов, – направили свои силы на новые завоевательные войны. Соперников и явных противников было более чем достаточно. На юге – это была Византия, мировая держава, претендовавшая на наследие Римской империи. На востоке – авары, хазары и кочевые племена: от болгар и угров до печенегов и половцев. Азиатские племена представляли собой опасность постольку, поскольку они угрожали славянам в военном отношении, а вот Византия, чьё влияние распространялось на всё Средиземноморье и Причерноморье, чья развитая культура и дипломатия претендовала на господство, была конкурентом номер один. Недаром легендарные походы на Царьград, начавшиеся еще в скифскую эпоху, стали закономерным явлением в военной истории руссов. Да и само древнерусское государство формируется на великом водном пути «из варяг в греки». На страницах христианских хроник русы появляются впервые как неведомые варвары, посягнувшие на покой и величие Византийской империи.
В этом смысле великий князь Киевский Святослав не исключение. Он стоит в одном ряду с такими предшествовавшими ему завоевателями, как князья Аттила, Кий, Бравлин, Олег и Игорь. Благодаря непрекращающимся войнам, большим и малым завоевательным походам, Руси удалось сплотить мощный союз племён с центром в Киеве. Молодой князь Святослав Игоревич, проживший согласно летописной версии всего тридцать лет, был доблестным продолжателем родовой стратегии, с достоинством ответившим на вызовы своего времени.
Одной из главных геополитических задач Киевской Руси была защита речных и морских торговых путей, которые пролегали тогда через Днепр, Волгу, Дон, Кубань и западный регион Понта Эвксинского, получившего название Руского моря. Поскольку лобовая атака относительно небольших по численности русских дружин против многочисленных кочевников с хорошо вооруженной конницей и развитой системой крепостей, была крайне рискованной, князь Святослав предпринял обходной маневр – наступление на Хазарский каганат не с укрепленного запада, а с севера и юго-востока, то есть, с тыла. Подчинив своей воле союзные племена вятичей, которых он освободил от уплаты дани хазарам, Святослав с войском порядка 10-12 тысяч человек стремительно прошёл через земли восточных булгар и разбил их столицу на Волге.
Затем он спустился вниз к Каспийскому (Хвалынскому) морю и, послав противнику свое обычное предупреждение: «Иду на вы!», разгромил главный оплот каганата – крепость Итиль в устье Волги. Другим важным форпостом хазар была крепость Саркел (Белая Вежа) на Дону. Её руський князь атаковал также неожиданно с тыла, предварительно совершив обходной маневр через Северный Кавказ. Завоевание главных опорных пунктов хазар на Волге и Дону позволило россам создать собственную колонию в устье Кубани, где на месте древней Таматархи возникло княжество Тмутараканское.Этот завоёванный островок в море хазарских степей требовал не просто тактической обороны, а новой стратегии в районе Сурожского и Русского морей. А их веками контролировала Византия, с помощью силы, дипломатии и хитрости стравливавшая одних соперников с другими. Выступать против мощи христианской империи было рискованно не только в военном отношении, но и достаточно сложно из-за новой религиозной ситуации, которая началась складываться в Киеве после начала крещения Руси (862 г.). Как хорошо известно, мать Святослава княгиня Ольга приняла христианство не как частное лицо, а в результате дипломатической миссии в Царьград, что позже было истолковано православными историками как провиденциальная. За ней стояла христианская партия, связанная многими обязательствами с единоверцами в Европе. То, что сын княгини Ольги, прославленной церковью как «святая», не принял веру матери, а остался верен Богам своих предков (в договоре с Византией он клянется именем Перуна и Волоса), не могло повлиять на общую тенденцию в южной политике Руси. Формально руський князь выставлял себя как союзник Византии, хотя фактически он бросил ей вызов, защищая славянские земли на Дунае и в Прикарпатье.
Именно в этом контексте следует понимать знаменитую фразу Святослава, сказанную матери перед её смертью накануне очередного военного похода: «Не любо ми есть в Киеве быти, хочу жити в Переяславци на Дунаи, яко то есть середа земли моей, яко ту вся благая сходятся: от Грекъ злато, поволоки, вина, овощеве различныя, из Чех же, из Угор – сребро и комони, из Руси же – скора и воск, мёд и челядь». То есть, цель великого князя состояла не в очередном устрашающем походе на Царьград, а в создании нового центра силы на Балканах в бассейне нижнего Дуная. Тут можно говорить даже о своеобразной славянской реконкисте, направленной против аваров, волохов и угров (мадьяр) некогда завоеваших исконные, живописные и плодородные земли славян в долинах Дуная и его притоков. Эта освободительная война позволила Святославу найти стратегических союзников в лице тиверцев и уличей, скифов и болгар, части угров и печенегов. Считается, что дипломатическое влияние оказал на Святослава также знатный вельможа Калокир из Корсуня (Херсонеса), который отвлёк внимание руського князя от Царьграда. Однако, помимо придворных интриг у полководца были свои военно-стратегические соображения.
В результате первого большого похода на Дунай Святослав взял, согласно летописям, 80 городов. Судя по тому, что в летописях поход этот подробно не описан, он прошёл относительно легко и быстро. Летописец тут же рассказывает поучительную историю о предателях печенегах, напавших на Киев в отсутствие князя и его благородном спасителе воеводе Претиче. Затем описываются наиболее драматичные сражения второго этапа войны против Византии, когда империю возглавил опытный полководец Иоанн Цимисхий. Не вникая в подробности этих напряжённых и кровопролитных сражений, которых было не менее десяти, обратим внимание лишь на то, что на втором этапе войны они приобрели характер оборонительных действий. Не сумев отстоять столицу Болгарии Преслав, где находился небольшой отряд руссов, войско Святослава отступило к своей крепости Доростол на Дунае, где развернулось основное сражение. Именно при обороне Дунайского рубежа Святослав произнёс свое знаменитое обращение к воинам: «Да, не посрамим земле руськие, но ляжем костьми, мертвые бо сраму не имам». Однако, силы были неравные, дружины, оторванные от центра Руси и преданные союзниками, были истощены постоянными атаками хорошо вооружённых, свежих сил византийцев. Чтобы сохранить остатки войска, а главное – не потерять завоёванные рубежи, – Святослав пошёл на переговоры и подписал невыгодный договор. Сам он тут же направился на Русь, за новыми дружинами. Иначе говоря, князь не собирался сдаваться и отказываться от изначальных планов. Но тут в героическую судьбу великого князя вмешалась коварная сила – во время переправы через днепровские пороги его неожиданно атаковали печенеги. Они убили Святослава и отправили его череп своему кагану Куре. Не исключено, что этот отряд направили византийские информаторы.
После гибели великого князя, дунайская военная кампания не получила скорого продолжения. А после очередного крещения Руси его внебрачным сыном Владимиром изменилась и вся политика славян по отношению к Византии, которая отныне стала подаваться как образец для подражания во всех областях: от новой религии до культуры и бытовой моды. Последний князь-язычник воспринимался новыми поколениями русских правителей как безвозвратно ушедшее прошлое.
Однако, военные победы и дерзкие подвиги Святослава не были напрасными. Именно он, наметил основные направления для дальнейшего наступления Руси на востоке и юге. Потомки Рюриковичей, защищая интересы своих вотчин, еще многие века вели неравные войны со степными кочевниками и монголо-татарским игом, пока Иван Грозный не взял Казань и Астрахань. Не зависимо от того, где была столица, в Москве, или в Петербурге, войны с Кавказом и турецким господством на Чёрном море, в том числе за Крым и Азов (бывшая волость Тмутаракань), стали основным направлением царской военной политики. Борьба за Дунай, где в эпоху средневековья на долгие века установили своё господство турки-мусульмане, приобрела новый смысл, когда братья болгары воспринимались как православные единоверцы, а Османская империя как геополитический и религиозный противник. И снова русские войска дошли до самого Адрианополя. И снова рукой было подать до Царьграда (теперь уже Стамбула). Однако противники Руси снова объединились, чтобы остановить продвижение славян к южным морям. А нынешняя Чечня и бывшая Югославия вам ничего не напоминают?
Следовательно, нужно говорить не только о частностях тех или иных исторических событий, а задуматься о глубинных исторических и геополитических закономерностях, которые действуют независимо от эпохи, религии, и даже выдающихся личностей. Прославляя нашего легендарного князя Святослава, мы, прежде всего, отдаем дань Руси. Пока жива Русь, будут актуальны её наследие, стратегия и перспективы на будущее. Слава Руси! Слава Победе!
Павел Владимирович Тулаев
Автор либо умышленно искажает наше славное прошлое, либо не ведает, что вещает…
Во-первых, – само имя нашего славного князя пишется через “Е” – СвЕтослав – что означает светлый.
Во-вторых – “…князя-язычника с правителями каганата…” Светослав не был язычником. Он был ВЕДИЧЕСКИМ князем – это существенная разница. Язычество (Язычники) – это извращение, уход от Ведической Культуры, поклонение одному или нескольким богам материального мира, исполнение их воли, вместо Прославления Всевышнего и жития по его Заповедям, изложенным в Славяно-Арийских Ведах.
Яркой формой проявления язычества является современные мировые религии. Термин «язычество» – противозаконная христианская ругань в отношении всех народов Земли.
Термин «язычество» употребляется исключительно в христианской литературе.
Слово «Язычник» С точки зрения Древне Словенской Буквицы. [ЯзычеНик] – Образовано от слияния двух слов: Языче (Язык) – Народ, носитель исконной веры, обладающий языком образов.
Причем слово Язык ранее писалось через Буквицу Ен – Он, Структура определяющая восходящий образ.
И читалось это слова Езык. Буквица Ер в конце (аналог в современном языке твердый знак) обозначало народ, как сотворенный.
А значит, Народ имел единый Язык, поэтому народ и язык были понятиями тождественными. Слово Языче – писалось с буквицей Ять в конце, и обозначало представителя нашего народа.
Ник – Корень отрицания, изменения. В отношении человека обозначало – Изгой, тот, кого изгнали из нашего народа. Слово Язык написанное с буквицей ерь на конце (аналог в современном русском, мягкий знак) – означало представителя чужого народа, А Языченик (буква «е» обозначает место буквицы ерь) – Неизвестно кем сотворенный. (То есть Языче никакое) Ранее про человека пришедшего с других земель и имеющего другой язык и иную веру говорили «Языче Никакое», или «Языченик». Язычник, написанное с Буквы Ётта в начале, обозначало народ, почитающий традиции и богов, и родственный нам по определенным критериям.
Применять термин Язычники к Славянам, просто не верно, ибо Не можем мы сами себе быть иноземцами и иноверцами. Этот термин против нас самих же начали использовать представители Христианской церкви, по незнанию, неразумению, и не пониманию.
Плюс хотелось бы добавить, что исконно Славянская Вера, то есть Староверие или Родноверие, это никак не многобожие. Наша славянская вера не относится ни к Монотеизму, ни к Политеизму, и сами Староверы называют славянскую веру Родотеизмом. В ней присутствует много ликов Богов, которым поклоняются и поют хвалебные песни, но в тоже время все эти Боги это лики одного бога Рода. Тем самым и рождается единство-множества, которое не может быть отнесено уже к единобожию или многобожию по отдельности. Вера древних славян самобытна и никак не соотносится с тем, что мы можем видеть сейчас.
В-третьих – “…его неожиданно атаковали печенеги…” Он был коварно убит своими единокровниками, но принявшими христианство, с которым князь боролся всю свою короткую, но славную жизнь… Те возвращались из хазарского плена и скрыли, что они – сторонники чуждого для Руси христианства… Чужаков так близко к себе князь не подпустил бы…
В-четвёртых – “…его внебрачным сыном Владимиром…” Владимир был ПРИЁМНЫМ сыном – в то время это было широко распространено, а не внебрачным. В те времена за внебрачную связь его могли просто отстранить от управления государством – тогда за это наказывали, не смотря на высокие ранги…
Зачем же так жестко? Хочу выступить в защиту автора:
Во-первых, чтобы донести информацию до читателя/слушателя, необходимо писать/говорить на соответствующем языке. В наше время, имя князя принято писать как Святослав, и, чтобы изменить это – необходимо пуститься в объяснения происхождения его имени и метаморфоз в официальной истории, но автор не собирался лезть в такие дебри, а лишь преследовал цель донести широким массам в сжатом виде основные тезисы… Если исходить из вашей логики, то надо бы и писать тогда на неискаженном языке, со старыми приставками типа “возприятие” или “безкровный”, вводить в тексты ЯТЬ, ИЖИЦУ, в общем, написать такое, что все подумают, что еще одним “чудаком” прибавилось, и информацию никто всерьез не воспримет.
Во-вторых, по тем же соображениям, чтобы было понятно широкой публике – Святослав язычник, именно в терминологии сложившейся. Если написать, что он какой-то там ведический князь – никто не поймет…
Чтобы излагать информацию на языке без привязки к сложившемуся современному восприятию, надо давать развернутую статью, причем, такую, какую будут читать только те, кто намеренно ищет информацию по теме славянства, ведизма и т.д. То есть, автор вышел за пределы круга “посвященных” в “правильное” знание о ведизме, славянстве, и сжато, для широкого и ленивого до чтения круга, еще спящего, но уже просыпающегося читателя – дал основную информацию о великом князе Святославе, за что ему большая благодарность.
Что же касается желающих поправлять за употребление христианского нарицательного термина “язычник” в отношении исповедовавших Веды – возьмите, и напишите более развернутую статью о Ведическом Князе Светославе – думаю, все будут весьма благодарны, особенно круг посвященных…
И вот еще… Вероятно, автор сам представитель христианской культуры, отсюда и терминологический аппарат. Однако, он справедливо воздал уважение к делам давно минувших лет и к героям той эпохи, что делает такого автора несомненно в большей степени сторонником, чем противников ваших взглядов, и, ваше категоричное к нему отношение, скорее оттолкнет сего автора от дальнейших исследований в данной сфере – недальновидная стратегия! Время собирать, а не разбрасывать камни! Врагов и так у нас хватает…
Автору самому следовало бы защищать себя. Вот тебе по поводу приставки “без”:
Новое поколение не знает правил словообразования. Весьма ощутимый удар был нанесен после 1917 года, когда была введена не существовавшая ранее приставка «бес» перед глухими согласными. Постоянно прописывая, проговаривая и читая: бестолковый, бесправный, бессовестный, беспощадный, бесплатный, бесправный, и т.д. вместо БЕЗтолковый (БЕЗ-толка), БЕЗправный (БЕЗ-права), БЕЗсовестный (БЕЗ-совести), БЕЗпощадный (БЕЗ-пощады), БЕЗплатный (БЕЗ-платы), БЕЗправный (БЕЗ-права), тем самым скликая на себя бесов.
Не надо иронизировать по поводу нашего языка, наших букв. Современные – не пример тогдашним. Первоначально славянская Азбука выглядела так:
Азъ Боги Въди Глаголи Добро Есть Есмь Животъ Зело Земля Иже Ижеи Инить Гервь Како Люди Мыслъте Нашъ Онъ Покои Ръцы Съловъ Твърдо Ук Оук Феръть Херъ Отъ Ци Чрървль Ша Шта Еръ Еры Ерь Ять Юнь Арь Эдо Ом Ень Одь Ёта Ота Кси Пси Fита Ижица Ижа.
А теперь так: А Б В Г Д Е Ё Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ш Щ Ц Ч Ъ Ы Ь Э Ю Я. Потерялась информация Азбуки, её образы. Лишённый образов, язык стал БЕЗ-ОБРАЗНЫМ. Вот что случилось с Наследием наших предков, с “великим и могу-чим” Русским языком, незаслуженно попранным, поруганным и забытым.
Русская азбука – совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В Азбуке, и только в ней, есть содержание. Праславянская Азбука представляет собой Послание – совокупность кодирующих фраз, позволяющих каждому звуку языковой системы придать однозначное графическое соответствие – то есть букву.
Совокупность фраз и составляет АЗБУЧНОЕ ПОСЛАНИЕ:
Азъ буки веде:
Глаголъ добро есте.
Живите зело, земля,
И, иже како люди,
Мыслите нашъ онъ покои.
Рцы слово твердо –
Укъ фъретъ херъ.
Цы, черве, шта
Ъра юсъ яти!
В современном переводе это звучит так:
Я ЗНАЮ БУКВЫ:
ПИСЬМО – ЭТО ДОСТОЯНИЕ.
ТРУДИТЕСЬ УСЕРДНО, ЗЕМЛЯНЕ,
КАК ПОДОБАЕТ РАЗУМНЫМ ЛЮДЯМ –
ПОСТИГАЙТЕ МИРОЗДАНИЕ!
НЕСИТЕ СЛОВО УБЕЖДЁННО –
ЗНАНИЕ – ДАР БОЖИЙ!
ДЕРЗАЙТЕ, ВНИКАЙТЕ, ЧТОБЫ
СУЩЕГО СВЕТ ПОСТИЧЬ!
Но пришли братцы иудеи-монахи кирилл с мефодием, потом лже-пётр I… И от 49 букв остались лишь 33 безо всяких образов…
Лучше бы автор, как “представитель христианской культуры”, встал на защиту установки памятника нашему светлому князю.
Толкование слова “язычник” надо менять, а не водить за нос людей. Посвящённые и так знают правду о Светославе.
От христианства, как от рабской и чуждой славянам религии, следует избавиться.
Мне за это надо уважать христианство?:
• Моисей, называемый в Библии «кротчайшим», приказал уничтожить около 3000 своих соплеменников: «И стал Моисей в воротах стана и сказал: кто Господень, – ко мне! И собрались к нему все сыны Левиины. И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. И сделали сыны Левиины по слову Моисея: и пало в тот день из народа около трех тысяч человек» (Исх. 32:26-28).
• Ной крепко выпивал, валялся голым в шатре и проклял своих внуков за то, что их отец – его сын (!) увидел его в таком виде.
• Авраам – «великий праотец» – продал свою жену фараону за «мел-кий и крупный скот и рабов, и рабынь, и лошаков, и верблюдов», другими словами, выступил в качестве сутенёра собственной жены.
• Его сын Исаак занимался тем же.
• Родные дочери его племянника Лота изнасиловали пьяного отца.
• Внук Авраама – Иаков – обманул отца и хитростью выманил перво-родство у родного брата, а также фактически украл у своего тестя скот.
• Жена Иакова обворовала собственного отца, выкрав семейных идо-лов.
• Воспеваемый на все лады царь Давид, мало того, что не брезговал ни девочками, ни мальчиками, так ещё и являлся изобретателем таких явлений, как рэкет и холокост.
• Сын Давида – Амнон – изнасиловал сестру (от другой матери) и бросил её.
• Сам Давид отбил у офицера-героя войны его жену, а самого послал на смерть.
• Другой сын Давида – Авессалом – захотел власти и сплёл заговор против родного отца, у которого всему этому и научился.
• Библейские пророки убивали людей. Илия собственноручно (!) заколол 450 священнослужителей другого культа – Ваала, а Елисей делал это словом божьим: за насмешку над его лысиной проклял 42 ребёнка, и их разорвала медведица…
В середине XIX века во Франции вышла книга “Курьезы тради-ций”, в которой утверждалось, что в монастырях Западной Европы хранятся:
— 2 головы, 17 рук и ног и 5 туловищ Андрея Первозванного;
— 20 туловищ и 26 голов святого Юлиана,
— 3 целеньких мумифицированных пророка Илии;
— 9 – апостола Луки,
— 18 голов и 12 рук святого Филиппа,
— 15 рук Иоанна Златоуста;
— 13 рук святого Себастьяна,
— 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног святого Андрея,
— 15 рук Иоанна Златоуста, 30 туловищ святого Григория,
— 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног святой Анны,
— 30 туловищ святого Григория;
— 30 туловищ святого Панкратия.
— 11 указательных пальцев, 7 челюстей, 9 рук и 7 голов Иоанна Крестителя (причем в честь обретения каждой головы Крестителя в православной и католической церкви были установлены особые праздники!).
У нас тоже творится подобная чехарда. Одна голова Иоанна Златоуста находится в Богоявленском соборе Москвы, а вторая— в монастыре на Афоне.
Если автор не ведает, что вещает, то ему не место тут. А по поводу камней скажу так – чти своих богов, живи по совести, люби своих предков, береги Природу и тебе не придётся их собирать…
“В последние годы подвиги Святослава чаще всего вспоминают в связи с его победой над Хазарским каганатом, под которым в современном контексте имеется в виду иудео-коммунистический режим или его постсоветская разновидность.” – и больше ни чего великого… только и всего…
“Однако, военные победы и дерзкие подвиги Святослава не были напрасными.” – да, да уничтожив хазар он открыл путь на Русь печенегам, которые убивали и угоняли славян более 200 лет! Очень “мудро” и “дальновидно”, однако…