Врождённая справедливость?
Перевод статьи Майкла Шермера "Происхождение справедливости" из майского номера журнала Scientific American
Происхождение справедливости
Мозг ребёнка обладает чувством правильного и неправильного ещё до какого-либо обучения.
На станции метро в паре шагов от края платформы разговаривают женщина и двое мужчин. Один из мужчин неожиданно толкает женщину. Она отшатывается к краю платформы. Другой мужчина протягивает руку, чтобы поймать её, но не успевает, и женщина падает на рельсы. Он реагирует мгновенно: разворачивается и проводит отличный удар в голову виновника. Удовлетворённый актом мести, мужчина разворачивается, мгновение колеблется и бросается на помощь женщине. Он вытаскивает и успокаивает её, затем бежит за злоумышленником, который уже поспешно ретировался. Весь инцидент длится 20 секунд, вы сами можете его увидеть на YouTube https://www.youtube.com/watch?v=jM3mMCURbhsна отметке 1:62.
В этот момент, слишком короткий для рационального расчёта, происходит эмоциональный конфликт между 2 вариантами: спасение и месть, помощь и причинение боли. В мгновение ока в мозге спасителя начинают действовать две нейронные сети: помочь приятельнице, попавшей в беду, или наказать виновного. Что является главным руководством к действию с точки зрения морали? В данном случае, так как поезд ещё не подъезжал, он мог дать себе возможность выбрать оптимальный вариант, ведь помощь так же хороша, как и месть.
Данный ролик иллюстрирует нашу многогранную нравственную природу, что подразумевает одновременное решение нескольких задач в нашей жизни: быть хорошим к тем, кто помогает нам и нашим близким, и наказывать тех, кто вредит нам и нашим близким. Доказательства того, что эти нравственные переживания глубоко укоренились в человеческой природе, можно найти в описании серии экспериментов с маленькими детьми. Данные результаты были опубликованы в книге «Просто дети. Происхождение добра и зла» (Just Babies. – The Origins of Good and Evil (Crown, 2013)), написанной психологом Йельского университета Полом Блумом, Он проверил теорию, предложенную мыслителями эпохи Просвещения Адамом Смитом и Томасом Джефферсоном, о врождённом чувстве нравственности (умении дать правильную моральную оценку поступку), Блум получил экспериментальное подтверждение наличия «наших природных способностей», которые включают в себя и чувство нравственности (способность различать добрые и жестокие поступки), сочувствие и сострадание (страдание за тех, кто окружает нас, и желание прекратить это страдание); рудиментарное чувство честности (тенденция к равному распределению ресурсов), рудиментарное чувство справедливости (желание видеть, что хорошие поступки вознаграждаются, а за плохие происходит наказание).
В лаборатории Блума годовалый ребёнок смотрел, как куклы играли в игру с элементами нравственности. Одна кукла катила мяч к другой, а та возвращала её первой. Первая кукла затем катила мяч третьей кукле, которая убегала с мячом. Затем ребенку предлагалось сделать выбор, у какой из кукол забрать поощрение – у «хорошей» или «плохой». Как и прогнозировал Блум, ребёнок забирал поощрение у плохой куклы. Так делало большинство детей в этом эксперименте. Но для маленького моралиста забрать положительное подкрепление (поощрение) было недостаточно. «Мальчик наклонялся и бил куклу по голове», – описывает Блум. В ещё зачаточном состоянии его сознания появлялась потребность в наказании.
Есть большое количество комбинаций данной исследовательской парадигмы – таких, как например, когда одна кукла пытается закатить мяч на горку, а другая или помогает первой, или мешает. Снова и снова нравственное чувство правильного (предпочтение помочь куклам) и неправильного (отказ от мешающей куклы) возникает у детей в возрасте от 3 до 10 месяцев с момента рождения, поэтому слишком рано приписывать данные действия влиянию образования и культуры. Блум делает вывод, что нравственность влечёт за собой определённые чувства и мотивации, такие, как желание помочь нуждающимся, сострадание к тем, кто испытывает боль, гнев по отношению к жестокости, а также вина и гордость за свои постыдные и хорошие поступки. Эта мысль как раз подтверждает то, что я видел в видеоролике. Законы общества и традиции могут снижать или повышать шкалу нравственных ценностей, но природа изначально снабдила нас такой шкалой. Вот почему конституции наших стран должны основываться на законах нашей природы.
Именно поэтому Христос сказал: «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» Евангелие от Матфея, 18:2, 18:3.
Потрясающая подборка роликов. Из-за таких людей Бог не уничтожает Землю.
Меня один раз сын стукнул(это нонсенс для меня), за то, что я пошутил над ним при людях. На вопрос:-”Почему ты себе это позволил?”, он ответил:-”Дома шути,а на людях будешь знать, как меня позорить”(7 лет).Таких примеров даже не 10. Наблюдая за своими детьми,я понял, у них все сразу было, но “общество” гнет под себя. Старший(12 лет) уже “социализированный” растерял маленько(был еще хлеще). Дальше “божественное” уйдет полностью. И получится “я”(Ъ), в модификации. Только “божественное” придется искать до самой смерти.