Летящие по волнам. Экранопланы свяжут Россию и Крым
Первый зампред комитета Госдумы по промышленности Владимир Гутенев хочет возродить производство экранопланов. Гибриды корабля и самолета когда-то наводили ужас на американских военных. Теперь с их помощью наладят бесперебойное морское сообщение между Россией и Крымом. Попытаемся разобраться, зачем депутат вызывает призрак холодной войны.
«Экранопланы – это гениальная разработка. Как пролонгированный вариант она может помочь и с сообщением между Крымом и остальной Россией, и в других отраслях. В октябре-ноябре с привлечением специалистов мы проведем круглый стол, чтобы сделать анализ текущего состояния разработок, просчитать их экономическую актуальность и оценить, в каких отраслях эта разработка сможет пригодиться нашей стране, – сообщил Гутенев. – Мы проработаем вопрос о необходимости создания экранопланов для нужд национальной безопасности. Они могут пригодиться Минобороны в силу малозаметности и своей скорости».
Экраноплан – это бесспорное «ноу-хау» российской промышленности, которое делает нас не только первыми, но и вообще единственными в мире, сумевшими освоить технологию скрещивания корабля и самолета. От первого экраноплан унаследовал грузоподъемность, от второго – скорость перемещения. Кроме того, гибрид оказался еще и экологически безопасным. В отличие от обычных кораблей и судов он, как самолет, летит над водой, не создавая волн, которые могут разрушить береговую линию. Способен выходить на необорудованный пологий берег, «лететь» надо льдом или тундрой. Технологию экранопланов – судов на динамических воздушных подушках разработал академик Ростислав Алексеев более полувека назад. Суда, более похожие на пассажирские самолеты, передвигались над морем на определенной высоте благодаря эффекту аэродинамического экрана, что позволяло морскому судну развивать скорость в сотни километров в час.
В советские времена, как и всегда, этим воспользовались военные. Экранопланы создавались и строились исключительно в военных целях. Командование Военно-морского флота видело в самолетокорабле тот самый козырь, который позволит свести к минимуму гегемонию США в области авианосных соединений. Десантный экраноплан «Орленок», ударный «Лунь» имели скорость в 500 км в час. Для сравнения: у атомного авианосца США скорость составляет не более 70 км в час.
Спущенный на воду в 1986 году «Лунь» мог передвигаться на дальность 2 тыс. км и нести груз в 140 тонн. «Лунь» нес на себе 6 пусковых установок сверхзвуковых крылатых ракет 3М-80 «Москит». Каждая из них – размером с истребитель МиГ-21. На каждой может стоять ядерная или фугасная боевая часть массой до полутонны. Ракета имеет почти гиперзвуковую скорость полета, полет проходит по сложной траектории, когда над самой поверхностью моря ракета выписывает замысловатую «змейку», резко набирает и сбрасывает высоту полета – «горка» в результате этого полностью сливается с окружающей обстановкой. Заметить «Москит» можно только под самым бортом корабля, когда увернуться от встречи с этой машиной уже физически невозможно. За скорость, непредсказуемость полета и разрушительную мощь «Москит» прозвали на Западе «Солнечный ожог». А сам «Лунь» за размеры, сопоставимые с эсминцем, – «Каспийским монстром» (испытания кораблей проходили в советское время на Каспийском море). Впрочем, за акваторию Каспия «монстр» так и не вышел, оставшись одной из страшилок эпохи холодной войны и противостояния Востока и Запада.
«Тема экранопланов так и не вышла за рамки экспериментальной, – сообщил газете ВЗГЛЯД бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов. Адмирал застал оба корабля, когда командовал Черноморским флотом СССР, к которому были приписаны «Каспийские монстры». – Самая главная их проблема была в надежности, что и определило их дальнейшую судьбу».
По словам Касатонова, при «бумажной-теоретической» красоте проекта на практике экранопланы оказались крайне неэффективными.
«Совместить понятие стоимости проекта, его эффективности и целесообразности оказалось невозможно, – говорит адмирал. – Кроме того, подвели «супостаты», которые даже не начали практических работ в этой области, из-за чего советское руководство «зеркально» свернуло финансирование собственных изысканий в области экранопланов».
В постсоветский период «Лунь» и «Орленок» пошли на «иголки». Однако идея скоростного большегрузного морского сообщения все еще витает в умах российских властителей. Инициатива Владимира Гутенева укладывается в концепцию «транспортной доступности», активно продвигаемой правительством несколько последних лет. Ее суть – создание возможности беспрепятственного перемещения населения страны в самые ее труднодоступные регионы. Возможности экраноплана позволяют связать Санкт-Петербург и Калининград, отрезанный от «континентальной» России двумя границами, Камчатку, Сахалин и Курильские острова с Владивостоком.
Именно поэтому экранопланы видятся сегодня конструкторам прежде всего как пассажирский транспорт. Самые перспективные проекты этих самолетокораблей могут перевозить от 40 до 200 пассажиров, или от 50 до 600 тонн (правда, сейчас в мире есть необходимость в кораблях грузоподъемностью до 10 000 тонн), летать со скоростью 500 километров в час и не бояться 3-метровой волны. К слову, на Западе нет аналогичных кораблей водоизмещением более 5 тонн. Сейчас ЦКБ по судам на подводных крыльях имени Алексеева разрабатывает морской пассажирский экраноплан «A-050», который сможет развивать скорость 450 км в час и брать на борт 100 пассажиров. Генеральный директор бюро Сергей Платонов заявлял, что подготовка опытного образца пассажирского экраноплана должна завершиться к 2017 году.
«Экраноплан очень дорог в эксплуатации, – констатирует адмирал Касатонов. – В том же Керченском проливе он попросту бесполезен. Там ходу с одного берега до другого 30–40 минут. Кроме того, серьезная навигационная активность, при которой запускать корабль со скоростью в 500 км в час просто опасно. Кроме того, упущено время, нет базы, людей. Сегодня это вообще неактуально».
«Каспийский монстр» реет над Россией. Зампред комитета Госдумы по промышленности и вице-президент Союза машиностроителей Владимир Гутенев, первый вице-премьер, отвечающий за Военно-промышленный комплекс, Дмитрий Рогозин и даже глава президентской администрации Сергей Иванов видят в его возвращении символ технологического превосходства России над Западом в транспортных технологиях. Однако никто до сих пор не назвал цену «воскрешения». Строительство моста через Керченский пролив оценивается в 283 млрд рублей. Могли бы эти средства покрыть создание экранопланов, сделать их эксплуатацию выгодной, остается магической тайной.
Адмирал касатонов враг однако. Да на кол его. Пиндосы гадить под себя начинали, только от одного вида Каспийского Монстра.
«Экраноплан очень дорог в эксплуатации, – констатирует адмирал Касатонов. – В том же Керченском проливе он попросту бесполезен. Там ходу с одного берега до другого 30–40 минут. Кроме того, серьезная навигационная активность, при которой запускать корабль со скоростью в 500 км в час просто опасно. Кроме того, упущено время, нет базы, людей. Сегодня это вообще неактуально».
Видно на пиндосов работает этот засланец.
Экранолплан Иволга-12 проходит 5 км за 2 минуты + 30 сек для разгона и 1 минута для остановки. Как может судно имея макс скорость в 220 км/час и крес скорость 185 км/час минут лететь 5 км?
Ну да! Компом тоже можно гвозди забивать. Сергей, экранопланы не для преодоления 5 км. Для этого вообще-то можно использовать велосипед. А экранопланы – для российских и океанских просторов. Для просторов Мирового океана! При этом им не страшны не льды, ни штормы, ни мины, ни субмарины америкосов. Это серьезные аппараты. А Вы про 5 км.
Адмирал Касатонов получил два экраноплана, первых, экспериментальных и решил вколотить в крышку гроба для экранопланов свой гвоздь. Дорог в эксплуатации? Воровать надо было меньше. А Черноморский флот был дешевым в эксплуатации? При Касатонове? Ушли на пенсию, адмирал, ну и не свистите о том, в чем Вы не разбираетесь. Это не крейсер, не эсминец, не субмарина. И не самолет, не вертолет. Это новое слово в науке и технике. А Вы после военно-морского училища беретесь судить об открытии, изобретении, новом слове в технике. Такие были во все времена. Инквизиторами или палачами работали, например. А что, работа-то на воздухе, работа-то с людьми.
Желание Первого зампреда комитета Госдумы по промышленности Владимира Гутенева несомненно очень интересное, но и очень бесперспективное. Для связи Крыма с материковой Россией строительство экранопланов сильно затратное и долговременное дело. На месте этого чиновника, я бы рассмотрел альтернативный вариант:
Например феодосийская судостроительная компания “МОРЕ” выпускает (и выпускала) катера на подводных крыльях для морских перевозок класса “Восход-3М” http://morye.kafa.crimea.ua/ru/eurofoil.html
В результате при скорости 60 км/ч из порта “Кавказ” в порт “Керч” время полёта 5-6 минут, а с учётом посадки/высадки – не более 10 минут.
Представьте только, 73 пассажира за 10 минут преодолевают переправу 5 км.
Второй вариант чуть более быстроходный – 90 км/ч http://morye.kafa.crimea.ua/ru/superfoil301.html
Но там от посадки до высадки – не более 5 минут для 200 пассажиров.
Экранопланы – хорошо, но нелогично.
Настоятельно рекомендую использовать катер на подводных крыльях.
Тем более, что : “В Керчи 14 апреля 2014 года закончен переход двух судов типа Олимпия с керченской морской верфи «Фрегат» на завод «Залив». Там будет продолжена модернизация и достройка этих судов.”
Видео: https://www.youtube.com/watch?v=Yok4aWpAU6Q#t=160
Олимпия аж 68 км/ч, но уже 232 пассажира : http://www.spkflot.ru/olympia.htm
Итого
Еврофойл (Восход-3М) 73 пассажира 60 км/ч 450 км
Суперфойл-301 200 пассажиров ~90 км/ч (до 50 узлов) 463 км (250 м. миль)
Олимпия 323 пассажира 68 км/м (до 37 узлов) 740 км (400 м. миль)
Думаю, что есть из чего выбирать. Да и строить ничего не надо, уже всё готово, ждёт спонсора и спуска на воду.
Все что Вы пишите возможно, если убрать с Азовского моря лед и шторма с высотой волны до 5 метров.Этим льдом был уничтожен мост через Керченский пролив который построили фашисты во время ВОВ.
Все эти крылья рассчитаны на чистую воду без бревен и других плавающих предметов в воде.И хорошей погоде без шторма и ветра.Уже попробовали эти грабли….Надо тратится на перспективные проэкты.А не строить дирижабли на новый лад.
А из Карелии в Крым так даже очень хорошо! И из других озер и рек не плохо. За деревьями леса не видно?
Адмирал Касатонов, господин из Украины да другие “специалисты” почему-то забывают о просторах России. Один северный завоз в какие деньги обходится? И так ли много в России дорог автомобильных и железнодорожных. Даже если и есть ж/д дороги, г-н Якунин распродал весь подвижной состав своим родственничкам, которые нам теперь диктуют тарифы. Экраноплан,преодолевающий тысячи миль или километров за несколько часов, перемещая при этом тысячу тонн грузов, несколько тысяч пассажиров, при этом расходующий раз в пять меньше топлива, чем самолеты, и не требующий такой инфраструктуры, как аэропорт, или морской порт с причалами (вы, случайно, не считали стоимость их?), пересекающий тундру, перемещаясь вдоль рек, пересекающий моря и океаны, осваивающий Северный Морской Путь без всяких ледоколов – это реально опережающая весь мир технология, применимая и в мирных и в военных целях. Это создание русского гения – Ростислава Алексеева.(Господин Касатонов, не Вы ли и Ваши сподвижники,способствовали его преждевременному уходу из жизни?) Экранопланы надо строить и тысячами. Это одно из направлений, которое поможет вытащить экономику России из задницы.
Американцы строили свои авианосцы, для того, чтобы притащить свои бомбардировщики в любую точку Мирового океана и уничтожить любую страну. Один наш экраноплан типа “Лунь”, оснащенный “Москитами”, при необходимости, за несколько дней может пустить на дно океана весь мировой авианосный флот. При этом американцы знали об этом. Касатонов, Вам они много отстегнули, чтобы Вы не допустили серийный выпуск экранопланов? Или Вы из-за того, что фуражка оставила только одну извилину? И такие флотоводцы профукали Российский флот. А экранопланы могли бы быстро и безопасно и главное дешево перевозить пассажиров с одного континента на другой. Или грузы. Не судите о том, в чем разбираетесь как свиньи в апельсинах! За нашими экранопланами – будущие транспортные и пассажирские потоки. И финансовые, соответственно.
Слава Ростиславу Алексееву и его последователям, не давшим нашим перестройщикам угробить лучшую в мире транспортную идею!