Следы Словена и Руса
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/1(1073).jpg
Неизбежность этнической памяти от глубин языка в палеолите (на десятки тысячелетий) давно доказывают очень профессиональные лингвисты, историки, мифологи и другие специалисты. Зарубежные и отечественные. К примеру, еще в ХХ веке Владимир Яковлевич Пропп (1895 -1970, Ленинград), Борис Александрович Рыбаков (1908 – 2001, Москва), Елеазар Моисеевич Мелетинский (1918 – 2005, Москва) или ныне активно работающий Юрий Евгеньевич Березкин (Санкт-Петербург) с его знаменитым каталогом эпических и иных фольклорных сюжетов от палеолита.
Речь не об этих объективных исследователях, а речь о доминирующих и поддерживаемых соответствующими СМИ представлениях – не очень справедливых или крайне несправедливых к россиянам, особенно русским.
К сожалению, они упорно обрезают и реальные корни всеобщей истории Новгородской земли. Образно говоря, даже – к примеру, – представить не могут допустимость палеолитического или мезолитического Приильменья на земном глобусе.
Как-то так во всемирной и доминирующей в общественном сознании россиян науке получается, что одним народам положено иметь – в форме мифов, легенд, сказаний – многотысячелетнюю память хотя бы о направлениях передвижений пращуров, каких-то ярких событиях и героях . Архаичным этносам Африки, Океании или индейцам Америки, некоторым народам Сибири и т.п. Финно-уграм или тюркам. Понятно, индийскому, китайскому или еврейскому народам. Жителям Англии хотя бы со времен неолитического Стоунхенджа. Армении почти от всемирного потопа. И еще есть сотни примеров…
Другим – к примеру, словено-русам – никак не допустимо. Ах, у них в сотне летописных списков (за века до записей фольклорных былин) есть какое-то позднелетописное Сказание о Словене и Руссе ?! Сказки все это – недостойное внимания вранье. Вот Древняя Русь примерно от Рюрика – этого для россиян, особенно русского народа, и хватит. И многим россиянам, понятно и новгородцам, к сожалению, хватает… Ведь иных обоснованных мнений СМИ подавляющим большинством им просто не дают.
Взяв первый том известного труда Николая Михайловича Карамзина, неизбежно любой читатель начинает с разделов
1. О народах издревле обитавших в России. О славянах вообще
2. О славянах и других народах составивших Российское государство
3. О физическом и нравственном характере древних славян
А в первом томе Сергея Михайловича Соловьева еще конкретнее и подробнее.
Глава первая
Природа Русской государственной области и ее влияние на историю. – Равнинность страны. – Соседство ее с Среднею Азией. – Столкновение кочевников с оседлым народонаселением. – Периоды борьбы между ними. – Козаки. – Племена славянские и финские. – Славянская колонизация. – Значение рек на великой равнине. – Четыре главные части древней России. – Озерная область Новгородская. – Область Западной Двины. – Литва. – Область Днепра. – Область Верхней Волги. – Путь распространения русских владений. – Область Дона. – Влияние природы на характер народный.
Глава вторая
Постепенное распространение сведений о Северо-Восточной Европе в древности. – Быт народов, здесь обитавших. – Скифы. – Агатирсы. – Невры. – Андрофаги. – Меланхлены. – Будины. – Гелоны. – Тавры. – Сарматы. – Бастарны. – Аланы. – Греческие колонии на северном берегу Понта. – Торговля. – Характер азиатского движения.
Глава третья
Славянское племя. – Его движение. – Венеды Тацита. – Анты и сербы. – Движение славянских племен, по русскому начальному летописцу. – Родовой быт славян. – Города. – Нравы и обычаи. – Гостеприимство. – Обращение с пленными. – Брак. – Погребение. – Жилища. – Образ ведения войны. – Религия. – Финское племя. – Литовское племя. – Ятвяги. – Готское движение. – Гунны. – Авары. – Козары. – Варяги. – Русь. (и т.д.)
Изучив труды других видных историков, начиная с В.Н.Татищева или М.В.Ломоносова, мы поймем, что они не оставляли отечественную историю без рассмотрения ее многотысячелетних глубин. Отчасти этим путем в недатированных частях идут даже ранние христианские летописи.
В сумме такое рассмотрение достигает тысяч страниц. Апологеты Рюриковщины упорно отрезают их от российского, включая и новгородское, прошлого.
Русско-американский академик Георгий Владимирович Вернадский (1888-1973), сын более известного ученого В.И. Вернадского (1863-1945), в 1943 г. – острейший период войны с фашизмом – выпустил том «Древняя Русь». И там историю Руси он справедливо повел от палеолита. С глубин в десятки тысячелетий.
При этом затем выпустил в 1948 г. том «Киевская Русь», где явно отделил «древнерусское» средневековья от реального древнерусского времени. Кстати, вынужденный по заказу директивных органов спешно обосновывать псевдодату рождения Новгорода в 859 г. (чтобы в 1959 можно было оперативно отметить круглый юбилей) академик Михаил Николаевич Тихомиров вместе с тем поддержал такую реальную «Древнюю Русь» Вернадского.
Сам Михаил Николаевич слишком много знал, чтобы не учитывать хотя бы разные датировки основания Новгорода. И в своей фундаментальной научной работе, в ее втором издании, указал время основания города на Волхове так:
«Новгород – (по одним сведениям был основан в незапамятное время, по другим – в 862 г.)» Где здесь 859 год ?!
С незапамятными – без конкретизации, – он несколько слукавил. Речь конкретно идет чаще всего о 2395 г. до н.э. – по вариантам летописного Сказания о Словене и Руссе.
Переход к производящему хозяйству несколько тысяч лет назад явно вел к увеличению плотности населения у Черного моря и Каспия. Сказание о Словене и Руссе здесь достаточно объективно.
И возникли, по вариантам Сказания, между этносами и родами той поры распря и междоусобие, много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и их родич Мешех. Из этих племен выродком был каган Сыроядец (андрофаг-людоед у Геродота).
Болгар, Коман, Истер (Дунай и Днестр) символизируют в легенде землю исхода словено-русов, которая указывается в округе Дуная летописями и другими источниками. Период примерно соответствует перенаселенности региона к концу трипольской культуры. Она была определенным продолжением культур Винчи, Лепен, Караново, Тэртери и других нижнедунайских, отметившихся свой письменностью.
Период 3000 – 2400 лет до н.э. обнаруживает существенное усиление перезаселенности округи для того уровня технологий, возможностей обеспечения больших групп людей пищей. Пути на север сородичей Словена и Руса могли быть разные, но наиболее вероятно направление будущего «пути из варяг в греки» (хотя для 14 лет хождений по мукам достижим и путь по Танаису-Дону).
Аргументы против допущения памяти о таких миграционных процессах в Сказании о Словене и Русе ?!
– Никаких. Мы просто ему не верим, наши наставники и авторитеты его историком не считают.
У них есть неопровержимые аргументы против ?!
– Они об этом никогда не «парились» и не «парятся»…
От себя добавим, их ученики и апологеты тоже – вероятнее всего – по этим сюжетам «париться» не будут.
Вот так – без «парилки» – авторитеты и их ученики и выносятся окончательные суждения. Нас много больше – мы правы. Демократия, однако. Диктат большинства в обыденной жизни, понятно, возможен. Но это – не реальная наука. Наука – постоянное суммирование, сопоставление и накопление новых исследуемых фактов. Пусть даже и одним человеком или несколькими увлеченными людьми.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/2(53).jpeg
Рис. 1. Карта-схема. Наиболее вероятные Пути Словена и Руса от Черного моря по предполагаемым зонам распространения фатьяновской и близких культур.
а — культуры шаровидных амфор и шнуровой керамики; б — культуры ладьевидных топоров Прибалтики; в — неисследованная зона; г — двинско-ильменская группа; д — сред-неднепровская культура; е — московско-клязьминская группа; ж — верхневолжская группа; з — окско-деснинская группа; и — нижнеокская группа; к — вятско-ветлужская группа; л — балановская группа (средневолжская)
По Сказанию, четырнадцать лет (не 40, как Моисей) обходили незаселенные страны. Наконец (в 2395 г.), вышли к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером — во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с родом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом. Поставили град и назвали по имени князя — Словенск Великий. Он встал полтора поприща (версты) от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий. И от того времени новопришельцы, скифы, начали именоваться славянами. И зовутся ныне славянами, хотя прежде были скифы (сколоты).
Реки и иные водоемы были для любых мигрантов наиболее надежными ориентирами и путями десятки тысячелетий. Символика воды у многих народов, включая около 5 тысяч лет назад и трипольцев, была достаточно развита.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/3(56).jpeg
Рис. 2. Керамика позднего периода культуры Триполье-Кукутени с символами воды (1), солярными знаками (2—7) и сценами охоты (9—11) 1, 11 — Среднее Поднепровье (по В. В. Хвойко); 2, 5 — Шипенцы Б; 3, 9, 10 — Варваровка VIII; 4 — Жванец; 6 — Раковец; 7 — Кукутени-Четэцуя IV; 8 — Томашовка (Энеолит СССР. М.:Наука, 1982. С. 303). Возможно, сосуд 1 даже отражал представления об истоках Борисфена (Днепра) в горах Рипах, где жил Борей.
Возможно, сосуд 1 (рис. 2) около 30 веков до н.э. даже отражал представления об истоках Борисфена (Днепра) в горах Рипах, где жил Борей. Подобное изображение встречена и на сосуде из Майкопского кургана (0к. 23 века до н.э.; рис. 3). Подобное и было ориентиром для хождений на север Словена и Руса. То есть были устойчивые мировоззренческие представления о сакральной привлекательности Севера со времен «палеолита Приильменья» (вероятно, близкого достижениям достижениям Костенок и Сунгири). Тем более, технологии изготовления керамических и металлических сосудов приходили на север преимущественно с юга.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/4(53).jpeg
Рис. 3. Карта (изображение с Майкопского серебряного сосуда, 43 века назад, времен войн северян с Нарамсином и Саргоном Древним), возможно, отражающая представления о горах Рипах и реках, впадающих в Меотиду (Азовское море). По Танаису (Дону) в античности проводилась граница между Европой и Азией. Майкопский царь, вероятно, воевал в Аккадом.
Знаковая культура трипольцев была достаточно богата, даже если учитывать неполный перечень знаков на керамике ( и фигурки птиц там явно присутствовали – см. рис. 2). Мне довелось сравнительно подробно рассказать об Майкопском изображении ( Золин ,П. М. Одна из самых древнейших<карт> земель России/ География в школе. 2003 . N 6. – С. 11-20
Исторические сказания обычно концентрируют многотысячелетнюю память народа, чему немало доказательств. Геродот почти 25 веков назад привел несколько эпических версий о происхождении сколотов-скифов. Затем известно немало античных преданий о началах народов и городов на землях нынешней России. Русские летописи , как известно и по публикациям на портале, относят появление языческого союза «Русь, чюдь и вси языци» ко временам сразу после потопа. А создание славянами Новгорода у Ильменя упоминают до рассказов о хождении апостола Андрея с учениками по землям будущей Руси. То есть – не позднее 1 века нашей эры.
По мере христианизации Великой Скифии византийцы, а затем и иные народы, стали именовать северную державу Росия – в память о библейском князе Росе (Роше). Арабские и персидские источники фиксируют отдельные сюжеты сказания о Словене и Русе в 9 – 11 веках, более тысячи лет назад. Хотя для народов, бывших соседями словено-русов задолго до семитов, для Руси использованы названия Венемаа и Венейя, Кривия и иные.
К концу средних веков в России оформилась историческая повесть, которая известна в десятках летописных списках. Она имеет даты, что позволяло бы отметить эпическому Словенску Великому в 2005 году 4400 лет. По сути, так можно было отметить послеледниковое заселение Приильменья неолитическими людьми.
Вот первые страницы одного из списков повести, что тоже представлена порталом:
«Начало Словенску, что ныне Великий Новград именуется.
В лето от сотворения мира 2244 (3264 г. до н. э.), во второе лето после потопа, Ной праведный — праотец наш, второй родоначальник (после Бога или Адама), разделил всю вселенную трем сыновьям своим: Симу, Хаму и Афету. Но отказал в благославлении Хаму, который потешался над наготой спящего отца… Благословил Сима и его сына Арфаксада на заселение Ханаана (русских в средние века именовали «ханаанцами»). Афету же по благославлению Ноя отошли западные и северные страны даже до полуночи.
Годы спустя правнуки Афета — Скиф (по библии: Аскеназ, сын Гомера, внук Афета) и Зардан — отлучились от братии своей и рода своего в западных странах (отражена обратная волна миграций индоевропейцев). Коснулись полуденных (южных) стран. И поселились у Ексенопонта (Черного моря). Жили там много лет, и от них народились сыновья и внуки. Умножились зело и прозвались по имени прадеда своего Скифа. Ведь от Скифа, правнука Афетова, и прозвалась Скифия Великая.
И возникли между ними распря и междоусобие, много крамолы из-за тесноты селений и недостатка земли. Тогда княжили Рус, Словен, Болгар, Коман, Истер и их родич Мешех. Из этих племен выродком был каган Сыроядец (андрофаг-людоед у Геродота).
Скифские князья Словен и Рус мудростью и храбростью в здешних родах всех превосходили. Начали премудро размышлять с подданными своими. И рекли сие:
«Или только и есть вся вселенная, что под нами ныне? Неужели нет во жребии праотца нашего Афета еще части земли благой и ко вселению человеческому угодной? Слышали от отцов своих, как благословил праотец наш Ной прадеда нашего Афета землей всего западного и северного и полунощного ветров. И ныне ужо, братья и друзья, послушайте совета нашего.
Оставим далече от нас вражду и несогласие, что творятся в нас из-за тесноты. Подвигнемся и уйдем от земли сей. Пойдем по вселенной света сущего, во жребий прадедов наших (намек на возможность первоначального заселениях их пращурами и северных земель). Куда нас приведет счастье и благословление праотца нашего Афета, он и подаст нам землю доброплодородную для обитания нам и потомкам нашим».
Можно указать с использованием известной карты из книги академика Б.А.Рыбакова три варианта (хотя путей миграций в неолите было и многим больше) маршрутов движения скифских князей.
Версия академика Б.А.Рыбакова в книге «Язычество древних славян» все же слишком гипертрофирует западный путь гипербореев на юг, ведь немало путей – известны по археологическим и письменным источникам – шло вдоль Дона, Волги и Урала (рис.4). Обычно западный путь называют «янтарным», хотя янтарь добывался и добывается во многих местах, в частности – в Поднепровье. На времена Словена и Руса, действительно, начинается активное использование янтаря в округе Валдайской возвышенности, особенно носителями волосовской культуры (см.: наши книги 2004 года издания).
«Люба была речь эта Словена и Руса всем их людям. И все, как один, решили: «Благой совет князей наших, добра их речь и угодны премудрые указания».
И в лето от сотворения света 3099 (2409 г. до н. э.) Словен и Рус с родами своими отлучились от Ексинопонта и ушли от родов и братьев своих. Обходили страны вселенной, как острокрылые орлы перелетали пустыни многие. Искали себе благоприятные земли для селения. Во многих местах засыпали с мечтой о счастливом крае, но нигде не обрели покой сердцу своему.
Четырнадцать лет (не 40, как Моисей) обходили незаселенные страны. Наконец, вышли (в 2395 г. до н.э.; 4400 лет событию в 2005 году) к великому озеру, что братья назвали Мойско, а затем Илмером — во имя сестры их Ирмери. Волхование повелело им быть жителями этих мест. Старший брат Словен с родом своим и подданными поселился у реки, названной Мутной, а затем Волховом.
Поставили град (понятно, что так отмечается – как во многих других случаях – факт создания поселения – первых колышков – примерно на месте будущего города; «не сразу и Москва строилась») и назвали по имени князя — Словенск Великий. Он встал полтора поприща (версты) от истока реки из озера. Затем много позже именовался Новград Великий» (есть вариации по спискам).
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/5(43).jpeg
Рис. 4. Возможные пути эпических скифов Словена и Руса на север
«Рус, брат Словена, поселился в пятидесяти стадиях (точнее — верстах) от Словенска у Соленого Студенца (источника соли). Создал град между двумя реками. Нарек его по своему имени — Руса, что ныне именуется Руса Старая. Одну реку назвал во имя жены — Порусья. Другую во имя дочери — Полисть. И иные городки многие поставили Словен и Рус. И от того времени по именам князей своих и городов стали называться люди словяне и русии.
Словен и Рус жили между собой в любви и княжили там, да в тамошних краях н завладели многими странами. Пошли от них сыновья и внуки княжить по коленам своим. Обрели себе славы вечной, богатств многих мечом своим и луком. Обладали северными странами по всему морю даже до пределов Ледовитого океана. Имели земли окрест Желтовидных вод и Зеленовидиых вод. И по великим рекам Печере и Выме. И за высокими и непроходимыми горами в стране, нареченной Скирь (связывают с Сибирью). И по великой реке Оби и до устья Беловидной реки. Ее вода бела как молоко. Там брали дорогих мехами зверей, особо — соболей ( оценка реальности сюжета – в книге известного историка И. Я. Фроянова «Мятежный Новгород»; полные тексты повести в Интернете) .
Ходили и на Египетцкие страны воевать, и много храбрости показывали во Ерусалимских и Варварских странах, наводили великий страх (это подтверждается античными сказаниями о Плине и Сколопите, Пале и Напе, других северных героях: Вестник древней истории. 1947 – 1948; указатель 1950 г.).
Можно много спорить о том, что в повести достоверно, а что нет.
Вместе с тем ее списки суммируют представления нескольких тысячелетий, в текстах выявляются следы очень древних эпох. Геродот относил появление скифского царя Арпоксая и его братьев ко II тыс. до н. э. По библии, Арфаксад — третий после Элама и Ассура (ассирийца) сын Сима. Волга, по летописям, течет именно в страны Сима. Арфаксад воспитывал сына Салу (Сало), а затем внука — Евера. Евер имел двух сыновей — Фалека и Иоктана.
У Фалека был сын Рагав — прадед Фарры, отца Аврама. Христианские источники IV—V вв. н. э утверждали, что в III тыс. до н. э. Фалек и Рагав ушли в Скифию, а возникшее учение, «скифство» (скитание), стало одним из первых философских учений на земле. Античности были хорошо известны скифские философы: Замолксис, Токсарис, Анахарсис, Абарис… Они упоминаются и Геродотом (см.: наша книга «Философия Великой Скифии»).
Русские летописи на времена Иоктана и Фалека — период около 2650 г. до н. э. — указывают участие «нарцев еже суть словен» в числе 72 народов в строительстве Вавилонской башни. Оттуда славяне спустя много времени переселились к Дунаю, где затем возникли земли Венгерская и Болгарская. А от Дуная уже расходились по различным землям. Попробуем проследить путь Словена и Руса от Черного моря на север.
Месторождения янтаря имеются на всех континентах. Бытует мнение, что янтарь имеет органическое происхождение от живицы отдельных видов деревьев. Но такие известные исследователи как Г. Агрикола, А. Аурифабер, А. Кирхер и другие относят основные месторождения янтаря к жидким битумам, выделяющимся из разломов земной коры и твердеющих на воздухе. Структурное расположение месторождений янтаря по земному шару заставляет задуматься об истинности существующих гипотез.
Дело в том, что месторождение янтароносных пород по земле располагается в виде своеобразной сетки из прямолинейных и криволинейных линий, которые имеются на всех континентах и связаны между собой (рис.5).
Специалистам хорошо известна одна из таких янтароносных полос, которая проходит от Ютландского полуострова (Дания, Германия), через Калининградскую область, Финляндию, Кольский полуостров и далее под дном Северного океана к «Янтарной короне» Земли. У Ютландского полуострова эта янтароносная полоса разветвляется и идёт в северном и южном направлениях. Имеются и другие ответвления, включающие и концентрические формы.
Невольно возникает вопрос: не разрушаем ли мы какую-то функциональную систему жизнедеятельности Земли, добывая янтарь? Подобный вопрос возникает также в связи с добычей и ряда других «полезных ископаемых», имеющих свои аналогичные сети месторождений внутри земной коры.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/6(42).jpeg
Рис. 5. Схема размещения в Центральной Европе основных янтароносных проявлений (по И.Е. Кольцову). Они указаны точками.
Прибалтийский янтарь находится в янтароносном слое «голубой земли» толщиной от 0,5 до 8 м. Он находится на глубине 6-30 м от поверхности земли, уходя наклонно под дно моря на глубину около 100 м.
Месторождения янтаря приурочены к глинам, пескам и песчаникам. Встречается он и в каменноугольных слоях в малом количестве и в распылённом виде. Янтароносные породы залегают на разных глубинах и имеют разветвления. Конечно, люди времен Словена и Руса использовали найденный на поверхности янтарь.
Культуры среднего неолита представлены по книге известного российского археолога С.В.Ошибкиной (рис.6: есть и другие версии, отчасти отраженные нашими сборниками «Русь до Руси»), которая достаточно подробно представила и возможности исторической памяти от эпических глубин [Ошибкина С.В. Искусство эпохи мезолита // Искусство каменного века. М.: Наука, 1992. С. 7-40].
Ранняя дата для верхневолжской культуры – 7240 лет назад, поздняя – 5430 лет назад. Для ямочно-гребенчатой – ранняя дата – 6040 лет назад, поздняя – 4550 лет назад (т.е. примерно завершается временем Словена и Руса).
Для волосовской (с активным использованием янтаря, особенно прибалтийского) – ранняя дата – 5065 (условно близка временам хождений Словена и Руса), поздняя – 3840 лет назад. По мнению Ю.Б.Цетлина, зоны перекрытия между культурами отражают периоды сосуществования этих культур (Цетлин Ю.Б. Периодизация неолита Верхнего Поволжья. Методические проблемы. М.: Инст. археологии РАН, 1991. 193 с.).
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/7(29).jpeg
Рис. 6. Археологические культуры времен Словена и Руса (по состоянию исследований на 80-е годы ХХ века)
Добротный очерк освоения Русского Севера с учетом антропологических данных представлен в работе Г. Ф. Дебеца О путях заселения северной полосы Русской равнины и Восточной Прибалтики // Сов. этногр. 1961. № 6. С. 52-89. Интересны подходы в работе Т.И.Алексеевой, Н.А Макарова., Т.С Балуевой., С.П. Сегеды, В.Н.Федосовой, М.В.Козловской «Ранние этапы освоения Русского Севера: история, антропология, экология» ( Экологические проблемы в исследованиях средневекового населения Восточной Европы. М.: Инст. археологии РАН, 1993. С. 3-78).Интернет дает обилие соответствующей литературы.
Если Словен и Рус шли по Днепру, то вполне могли принять участие в формировании усвятской культуры (юг Псковской области). Там археологи во главе с замечательным исследователем Александром Михайловичем Микляевым (1934 – 1993; который немало сделал для изучения реальных глубин российской истории, особенно Северо-Запада России) выявили немало интересного , например самую древнюю российскую лыжу , сделанную 4500 лет назад. Примерно к той поре относится и небольшой костяной идол, который хранится в Эрмитаже.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/809.jpeg
Рис. 7 (фото). Идол .Псковская обл., Свайное поселение Усвяты IV (экспедиция А.М.Микляева). Неолит, вторая половина III тыс до н. э. Рог лося . Высота 9,3см . Эрмитаж.
Фигурка обнажённого мужчины с большой головой, узкими плечами и развитым торсом, вырезана из рога. Поверхность статуэтки тщательно заполирована. На лице мужчины выделяются брови, нос, пухлые губы. Рот приоткрыт, как бы взывающий к кому-то.
Найдена фигурка при раскопках свайного поселения в заторфированной части древнего озера. Среди других антропоморфных фигурок, известных в лесной зоне, усвятская выделяется реалистичностью и выразительностью (даже средневековый Новгород такой фигуркой бы вполне гордился). Столь же высокое искусство характерно и ряду других глубинных регионов России времен Словена и Руса (рис.8).
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/810.jpeg
Рис. 8. Голова лосихи (тоже из Эрмитажа) . Свердловская обл., свайное поселение на Шигирском торфянике . Неолит, III тыс. до н.э. Рог . Длина 19,5см. Изображение тоже выполнено в реалистической манере, так что не возникает сомнения, что древний художник.изобразил голову лосихи (рога на голове зверя отсутствуют). Умело использовав естественную форму рога, древний мастер обозначил столь характерную для этой породы животных нижнюю губу, подчеркнул тревожно раздутые мягкие ноздри и испуганные маленькие глаза.
А нижние пласты Шигиринского селения датируют 9 тыс. до н.э., оттуда происходит огромный деревянный идол, ныне демонстрируемый в Екатеринбурге (есть на сайтах Интернета).
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/812.jpeg
Шигирский идол. Урал, где есть свои Ильмень и Вишера. 9 – 7 тыс. до н.э. (по радиоуглеродным данным)
Скульптура Голова Лосихи могла украшать ручку ритуального сосуда или служить навершием жезла. Поверхность тщательно заполирована, возможно в процессе употребления. Моделировка рога создаёт мягкую светотень, что делает голову лосихи очень пластичной и живой.
Явная близость стиля и качества работы может быть одним из подтверждений сведений сказания о том, что родичи Словена и Руса – по палеолитическим и мезолитическим этногенетическим путям европеоидов и евразийцев – участвовали в раннем освоении Сибири. И участие европеоидов в сибирских культурах неолита и энеолита ныне доказывается многими работами.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/811.jpeg
Рис. 9. Карта-схема распространение индоевропейских языков в 4 – 2 тысячелетиях до нашей эры (по анатолийской версии).
Есть версии (рис. 9) о распространении индоевропейцев именно из округи Кавказа и Каспия, что делает восточный путь Словена и Руса на север более предпочтительным.
Есть Киеву 1500 лет или нет, но киевляне с использованием летописной легенды юбилей отметили и памятник легендарным героям поставили (рис.10).
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/813.jpeg
Рис.10. Памятник Кию и его родичам в Киеве.
Подобный памятник, но уже Словену и Русу мог бы стать у истоков Волхова из Ильменя.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/814.jpeg
Рис. 11. Возможные схематические варианты памятника Словену и Русу у Ильменя
В любом случае, примерно в 2005 году исполнилось 4400 лет с момента основания эпического Словенска Великого – предшественника нынешнего Великого Новгорода. Так считали летописцы более трех веков назад, задолго до Петра 1 (тот, правда – к примеру, тоже участия Александра Македонского в отечественной истории не исключал). И дата – наряду с 5000-летием «терема Борея» и 4400-летия Русы – достойна прочной памяти, как бы к ней официоз не относился.
Директивная дата (чтобы прекратить все споры) основания Великого Новгорода в 859 г. – пока неизбежная условность в датировке основания городов.
Вместе с тем все больше фактов в пользу учета археологических глубин истоков городов. Например, городища на месте Москвы возникают задолго до нашей эры, да и средневековый город явно существовал ранее 1147 года.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/815.jpeg
Часть археологической карты Москвы (представлена лишь часть памятников)
И на месте Санкт-Петербурга хватает средневековых (синих) и более ранних памятников. Крепость Усть-Охта или город Ниеншанс (Канцы) одни чего стоят ?!
Первые тома многотомных «Истории Москвы» и «Истории Ленинграда» в послевоенные годы достаточно тщательно отражали прошлое этих городов с момента появления в их округе первых людей.
Примерно с 70-х годов ХХ века усилился диктат медиевизма, когда в подходах к началам Руси и России вновь стал властвовать неонорманизм. Ныне набирает силу новое поколение исследователей – более свободных от всевозможных догм и владеющих современными методами сбора огромных массивов информации с помощью компьютеров. И это поколение неизбежно изучает историю любых поселений во всей ее полноте. В том числе и полноте ранних фольклорных и эпических осмыслений.
http://slavyanskaya-kultura.ru/images/816.jpeg
Автор этих строк убежден, что в условиях более справедливого миропорядка ХХ1 века у россиян, включая и словено-русов, есть все шансы восстановить и сохранять многотысячелетнюю память отечественных этносов, своих очень давних пращуров-земляков. И в связи с этим россияне воздадут должное и сотне списков позднелетописного Сказания о Словене и Русе.
Хотя бы будут опубликованы с научными комментариями все эти списки.
Автор мечтал, что такой подарок с помощью юбилейного финансирования сделает академическая наука (пусть с любыми далеко не всегда объективными комментариями) к 1150-летию Великого Новгорода. Затраты на подготовку и издание свода не превысили бы сотых долей процента этого финансирования.
Возможно, такое издание в ближайшие годы и будет подготовлено. Все же речь о Словенске – эпическом (и отчасти реальном, если помнить сведения средневековых арабов) пращуре Великого Новгорода, нашего родного города.
Петр Золин
доктор исторических наук, профессор
интересная статья, много информации, не сразу и переваришь;
смотрел фильм Задорнова : «Рюрик. Потерянная быль»
намного меньше информативен, и то плюс, тем более нет прав судить, как говорят, сделай сам;
но кое-что “раскопал”;
не туда поехал, автор, искатель земель;
в первую очередь нужно было посетить карпаты, тем более слишком часто упоминаемые, но только как бы косвенно;
правда довольно сложно в наше время найти что-нибудь, рискнул и поехал, теперь время сбора яфена, оказалось обычная черника;
после просмотра этого фильма заинтересовался как здесь воспринимают те варяжские названия;
на удивление не всё так просто, и в фильме не последняя инстанция истины, ещё нужно много искать;
приведу только несколько конкретных в наше время употребляемых названий:
народ реально называет сокола – рурик, но удивительно различают самку – рурка, она намного наглее;
оказалось бер не медведь а мощь, сила, а медведь – беров;
руг – удар, ругаты – драться; не ругай – не бей;
и ещё мысль пришла:
war – война, варяг – военный, варвары – бойцы, солдаты;
и смысл втирать о каких-то поварах-варягах,
да и кстати о призвании, никто ведь не оспаривает призвание новгородцами Александра Невского, да ещё три раза подряд;