О законе времени, давлении среды, методологии и системе образования
(по следам методологического семинара)
Автор рассчитывает, что читающие и комментирующие эту статью знакомы с Достаточно Общей Теорией Управления и другими основными работами авторского коллектива ВП СССР. Статья изобилует терминами, объяснение которых дано в работах вышеуказанного авторского коллектива.
Законом времени мы называем неизбежное изменение соотношения частот социального и биологического времени в результате ускорения технического прогресса. Технический прогресс – это развитие культуры общества, связанное с изобретением и внедрением новых технологий, направленных на те или иные нужны этого общества. Ни для кого не секрет и является общепризнанным факт существенного ускорения технического прогресса в 20 веке. Одним из важнейших факторов, оказавших влияние на ускорение технического прогресса является повышение общего уровня образованности людей. Что есть система образование, как не системная передача знаний от старших поколений к младшим? Именно на базе знаний, выработанных старшими поколениями, становится возможным развитие старых и изобретение новых технологий во всех областях жизнедеятельности общества. Важнейшим звеном в системе образования является изучение фундаментальных наук – знаний об основополагающих законах и свойствах природы. На базе фундаментальных наук разрабатываются прикладные технологии для решения конкретных задач в жизни общества.
С некоторого момента (предположительно примерно с середины 20 века) направленность соотношения биологического и социального времени в жизни человеческого общества изменилась. Период смены технологий сначала сравнялся с периодом смены поколений людей, и продолжил своё уменьшение, что и было отмечено, как ускорение технического прогресса. По разным оценкам, сегодня период обновления прикладных технологий составляет от 3 до 7 лет. Такой период смены технологий побуждает каждого человека, сталкивающегося с этим фактором, постоянно учиться всё новым и новым знаниям. Причём, наиболее выгодной (и в экономическом, и в профессиональном плане) является стратегия упреждающего освоения знаний, которые потребуются в ближайшее время, так как на их освоение тоже необходимо некоторое время. Данный фактор создаёт давление на каждого человека, побуждая его искать наиболее общие фундаментальные знания, позволяющие не только обеспечивать быстрое освоение готовых прикладных знаний, но и вырабатывать собственные по мере необходимости. Указанное фундаментальное знание – методология, наука о методах выработки и освоения прикладных знаний.
Всё вышесказанное так или иначе известно любому человеку, давшему себе труд прочесть и обдумать работы авторского коллектива ВП СССР. Это не является чем-то новым и представляется автору общеизвестным. О менее известном речь пойдёт ниже.
Итак, у нас есть фактор среды – закон времени. Посмотрим на этот фактор с точки зрения субъекта, осуществляющего глобальное управление и заинтересованного в сохранении своей монополии на власть, в терминах ВП СССР этот субъект – Глобальный Предиктор (ГП). Текущее соотношение биологического (период смены поколений) и социального (период смены прикладных технологий) времени является нежелательным для него, так как неизбежно приводит общество к выработке и освоению методологии, потере ГП монополии на знание и, как следствие, на власть. Это так потому, что при наличии давления среды (осваивать методологию) и потенциальной возможности реакции на него (управление), потенциальный управленец (каждый индивид) обречён либо начать управление давящим фактором, либо быть уничтоженным им. Автор обоснованно полагает, что никто не желает быть уничтоженным, следовательно выработка и освоение обществом методологии под давлением вышеописанного фактора неизбежна.
Основных стратегий для ГП, в данном случае, видится две:
- Позволить обществу оставаться под давлением необходимости осваивать методологию. Это ведёт к потере монополии на знания и, далее, на власть. Общество преобразуется и откроет для себя новые горизонты развития, но при этом ГП точно потеряет свою монополию на власть над обществом, фактически растворившись в обществе, расширившись до его пределов.
- Избавить общество от необходимости осваивать методологию. Это ведёт к сохранению монополии на знания и, как следствие, на власть.
Первая стратегия – реализация концепции безопасного общественного развития.
Вторая стратегия – сохранение толпо-”элитарного” общества, и монополии на власть у Глобального Предиктора.
С точки зрения субъекта управления, наиболее значимыми являются обратные связи, свидетельствующие об отклонении объекта управления от приемлемого режима работы. Объектом управления, в данном случае, является общество, а приемлемым режимом управления – реализация концепции безопасного общественного развития. Поэтому остановимся на рассмотрении второй стратегии ГП – избавить общество от давления, побуждающего вырабатывать и осваивать методологию.
С точки зрения ГП:
Факторы среды:
- Освоение методологии обществом.
- Технический прогресс.
- Биологическое время.
- Социальное время.
Цели:
- Сохранить общество.
- Сохранить монополию на власть.
- Сохранить монополию на знание.
Концепция:
Для сохранения монополии на знания необходимо снизить давление на общество, побуждающее его к освоению методологии. Ввиду того, что причина давления – изменение логики социального поведения, связанное с законом времени, вернуть логику поведения общества в прежнее состояние можно путём замедления технического прогресса (ТП), тем более, что все технические средства, необходимые для тотального контроля уже разработаны, либо будут разработаны в ближайшее время. Торможение ТП вернёт общество в то состояние, при котором осваивать новые прикладные знания будет необходимо 1-2 раза в жизни, из которых первый раз придётся на юность. Как сказано выше, один из важнейших факторов ускорения ТП – люди, владеющие фундаментальными научными знаниями, они – кадровая база ТП. Уменьшение кадровой базы ТП приведёт к снижению скорости появления и внедрения прикладных технологий, что и замедлит технический прогресс. Как дополнительные факторы – снижение продолжительности жизни и численности членов общества.
Кадровая база ТП формируется в системах массового образования, значит снижение качества и фундаментальной составляющей массового образования приведёт к уменьшению кадровой базы, замедлению ТП и возврату логики социального поведения в состояние, предшествовавшее срабатыванию закона времени.
Реализация:
Обратим внимание на систему образования в РФ. Небольшой её анализ показывает, что происходит не развитие, а деградация. Причём, деградация в сторону освоения прикладных знаний, зачастую устаревших. В русло деградации, в том числе, укладывается и введение единого государственного экзамена на основе тестов (вопрос и несколько вариантов ответов). Недостатки современной системы образования обсуждались на методологическом семинаре 31 марта 2009 г. Отметим, что система образования сегодня не учитывает скорость обновления прикладных технологий и продолжает выпускать узких специалистов с устаревшими прикладными знаниями. Так называемый “офисный планктон”, 90% представителей которого имеют высшее образование – яркий тому пример.
Собрать информацию о состоянии системы образования за рубежом заинтересованным читателям автор предлагает самостоятельно, но те источники, что доступны автору, свидетельствуют – состояние систем образования в других странах ещё хуже, чем в РФ, если оценивать с точки зрения овладения фундаментальными науками и ускорения технического прогресса. Доступность образования уменьшается, состав учащихся “элитаризуется”.
С точки зрения сторонника КОБ:
В РФ разработана и распространяется концепция общественной безопасности (КОБ). Существенным фактором, влияющим на её распространение является и вышеописанный давление, побуждающее осваивать методологию. Нейтрализация данного фактора приведёт не только к снижению скорости распространения КОБ, но и к инкапсуляции её сторонников в новую “элиту” по факту овладения методологией. Разделение на “элиту” и толпу в этом случае произойдёт потому, что без давления толпа не осваивает методологию. Побудить людей к освоению методологии – задача сторонников КОБ – наша задача. Для решения этой задачи необходима высокая скорость технического прогресса, что обеспечивается как раз системой массового образования, ориентированной на освоение фундаментальных научных знаний вплоть до методологии, либо иной способ давления на толпу, неизвестный пока автору.
О “кризисе”.
Сегодня о кризисе не говорит только ленивый, и это совершенно обоснованно, так как финансовый кризис продолжает непосредственно затрагивать всё больше людей. Производства сворачиваются, работники увольняются. Сворачивание производств и увольнение работников фактически отбрасывает промышленность на годы назад, потому что мало иметь технологию постройки завода и выпуска продукции, нужна ещё и соответствующая кадровая база. В условиях невостребованности массы высококлассных технических специалистов привлекательность профессий этого направления будет снижена для студентов, они пойдут учиться на более “престижные” специальности, что, вместе с уменьшением доступности образования, подорвёт не только будущую кадровую базу технического прогресса, но и образовательные структуры, занимающиеся её обучением. Всё перечисленное ведёт к торможению технического прогресса.
Источник http://mera.com.ru