Феномен “вращающихся дверей” как парадигма корпоратократии США
В настоящее время феномен «вращающихся дверей» как парадигма фактически действующей корпоратократии в США становится наиболее обсуждаемой темой в научных и исследовательских кругах. Ее интерес вызван кардинальной «перестановкой» полномочий государственных служащих, переходящих работать в частные компании и лоббистские фирмы.
При этом актуальность выбранной для исследования темы обоснована тем, что в США, по разным подсчетам, более полутысячи бывших конгрессменов оказались вовлечены в коррупционную деятельность. В этой связи, феномен «вращающиеся двери» можно рассматривать как «легализован ную» форму коррупции.
Современные теоретико-методологические трактовки понятия «вращающиеся двери» («Revolving door»).
В настоящее время проблема «вращающихся дверей» (ВД) становится широко обсуждаемой в США. В этой связи, изучение данного феномена как составной части парадигмы корпоратократии приобретает особую актуальность.
Термин «Revolving door» (в переводе – «вращающаяся дверь») – это политика, при которой парламентарии, чиновники высшего ранга, генералы министерства обороны и высшие офицеры специальных служб после окончания срока их полномочий переходят с государственной службы в частный сектор.
В современной научной литературе к анализу теоретико-методологических оснований термина «Revolving door» подходят зарубежные ученые, чьи труды заслуживают отдельного рассмотрения. Среди них F. Silano [18], H. Jabotinsky [9], M. Law, C. Long [14] и др.
По мнению авторов, более функциональными для аналитической работы и наиболее глубоко раскрывающим онтологическую сущность этого термина являются определения зарубежного исследователя Д. Циннбауэра и российского исследователя А.Б. Белоусова.
Д. Циннбауэр пишет, что «вращающиеся двери» – это переход элиты с высших должностей в государственных органах и структурах на руководя щие посты в частных компаниях» [7]. «Вращающиеся двери» упрощают взаимодействие государства и бизнеса, обеспечивая последним «административные ресурсы», способствующие улучшению позиций компаний на рынке.
Также существует практика привлечения к работе Правительственными структурами экспертов «мозговых центров», и переход политиков, покидающих должности на работу в эти же «мозговые центры».
Второй по значимости дефиницией данного термина предлагается А.Б. Белоусовым. Он пишет, что «вращающиеся двери, это когда бывшие законодатели или чиновники переходят на работу в лоббистские фирмы или корпорации и используют свои знания и связи для продвижения интересов клиентов в государственных структурах» [1].
Важно отметить значимость для раскрытия темы вышеуказанных определений. Во-первых, определение Д. Циннбауэра полно и глубоко объясняет существо феномена «вращающихся дверей», то есть каким образом осуществляется процедура перехода элит в частные компании. Во-вторых, определение А.Б. Белоусова в более краткой, но конкретной форме выводит
«схему» перехода законодателей в частные фирмы.
Явление «вращающихся дверей» получило повсеместное распростране ние во многих странах, однако больше всего внимания его изучению уделяется в США и Европейском союзе. В мировой практике оно известно также и под другими названиями: во Франции переход на работу в частный сектор чиновников называется пантуфляжем («надевание домашних туфель») [10], а в Японии – амакудари («спускание с небес») [6]. В данной работе мы сконцентрируемся на проблеме вращающихся дверей в США.
Ряд исследователей при изучении феномена «вращающихся дверей» склонны оценивать это явление как близкое или синонимичное коррупции. В этой связи, одним из главных вопросов заключается в том, каким образом коррупция и лоббизм влияют на политические решения властей США. Так, Майкл Джонстон полагает, что если бизнес и лоббистские группы обещают законодателям вполне законное трудоустройство в будущем, то «вращающиеся двери» становятся частью институциональной коррупции, в рамках которой происходит легальное систематическое и стратегическое влияние. Такое влияние ослабляет институты путем замещения их задач и снижает общественное доверие к ним [12].
Вместе с тем, Элиз Брезис и Джоэль Кариолль трактуют «вращающиеся двери» в рамках понятия легальной коррупции как усилий по формированию политики в интересах компаний и индивидов, осуществляющихся квазиюридически через лоббизм, финансирование избирательных кампаний и прочие сомнительные механизмы. В своей экстремальной форме легальная коррупция грозит привести даже к «захвату государства» (state capture), что чревато огромными потерями для общества [5].
Коррупционные угрозы заставляют власти США реагировать и предпринимать попытки ограничить процесс «вращающихся дверей». 15 сентября 2007 г. Президент США Джордж Буш подписал «Закон о честном лидерстве и открытом правительстве» (Honest Leadership and Open Government Act of 2007), который стал дополнением к «Закону о раскрытии лоббистской деятельности» от 1995 г. (Lobbying Disclosure Act of 1995) и был направлен на снижение негативных эффектов от вращающихся
дверей [15].
Это была не первая попытка в истории приостановить вращающиеся двери в США. Немногим раньше затруднить переход бывших конгрессменов и чиновников пытался Президент США Билл Клинтон, который предлагал ввести довольно длительный запрет – пять лет, в течение которого конгрессменам было бы запрещено заниматься лоббистской деятельностью, однако он был отменен всего спустя месяц.
После его принятия, согласно закону 2007 г., для представителей законодательной власти вводился «охлаждающий период» – период, в который они под угрозой уголовного преследования не могли заниматься лоббизмом, предоставлением юридических услуг или любой другой деятельностью по продвижению чьих-либо интересов в Конгрессе США. Для членов Палаты Представителей и для высших функционеров Конгресса этот сроксоставил один год, для сенаторов – два года. Данные ограничения не распространялись на продвижение интересов государственных или местных органов власти, кандидатов, партий или иных политических структур.
Таким образом, в зону действия закона попадали исключительно интересы бизнеса. Всем этим категориям запрещалось заниматься представительством иностранных интересов в американском правительстве, а также оказывать консультационные услуги, которые могли бы повлиять на любое решение любого органа власти. Поскольку им был обеспечен доступ к информации, не подлежащей разглашению согласно «Акту о свободе информации» – Freedom of Information Act… (1966), им было также запрещено участвовать в ряде договорных отношений и переговорах, в которых они могли бы ее использовать в течение одного года после ухода из Конгресса. Наконец, по общему правилу для бывших сенаторов или членов Палаты Представителей доступ к залам заседаний открыт, однако если они являются зарегистрированными лоббистами, представляют интересы иностранных агентов или каких-либо иных организаций, которые пытаются оказать влияние на законотворческий процесс, подобный доступ для них ограничивается [16]. Аналогичные меры вводились и в отношении ряда категорий чиновников.
В одном из первых указов, подписанных Президентом Бараком Обамой на следующий день после своей инаугурации, 21 января 2009 г. (Executive Order 13490 of January 21, 2009), ограничения для пользования «вращающимися дверьми» чиновниками высших административных уровней (senior executive service) были ужесточены еще больше. Для них «охлаждающий период» был продлен до двух лет, но, кроме этого, было запрещено заниматься лоббизмом в отношении Администрации до окончания срока ее полномочий. Все они подписывали соответствующее этическое соглашение
при приеме на работу [11]. Эти меры оказали негативное влияние на рынок лоббизма в целом [8; 17]. Если в 2009 г., когда Обама стал Президентом, число зарегистрированных лоббистов составляло 13 729 человек, то в 2016 г., накануне его ухода, их число снизилось до 11 172. Траты на лоббизм за это время также сократились, пусть и не так значительно – с 3,50 млрд
долл. до 3,15 млрд долл.
Некоторые американские компании, осознавая общественную обеспокоенность проблемами, которые вызывают бесконтрольные и сомнительным образом мотивированные переходы чиновников в коммерческий сектор и наоборот, передают сведения о них в открытый доступ. Так поступила, например, компания Google, создав специальный сайт Google Transparency
Project. Наряду с информацией о встречах с представителями Белого Дома на нем есть специальный раздел – Google`s Revolving Door (US). С момента избрания Барака Обамы по состоянию на 2016 г. всего компания насчитала 258 случаев перехода (сравните с 299 случаями в пяти крупных банках США за последние 80 лет) с участием 251 фигуранта.
Статистика показы вает, что практика перехода на работу из правительства в Google более чем в 3 раза превышает практику трудоустройства сотрудников компании в правительстве: 197 и 61 случай соответственно. При этом статистика кадровых взаимоотношений Google и Белого дома прямо противоположная: Белый дом больше привлекал на работу сотрудников Google, а не наоборот – 31 и 22 случая соответственно. Сферы, в которых наметилось кадровое сотрудничество Google и Белого дома, довольно обширные: безопасность и кибербезопасность, наука и технологии, дипломатия, финансы и мн.др.
С приходом в Белый дом Дональда Трампа «вращающиеся двери» стали функционировать гораздо активней. Компания Goldman Sachs, которая, как мы выяснили выше, на протяжении 80 лет больше всего пользовалась «вращающимися дверями», сумела провести в Белый дом на серьезные позиции шесть человек. Среди них Секретарь казначейства США Стивен Мнючин, директор Национального экономического совета и он же бывший президент Goldman Sachs Гарри Кон, старший советник по экономическим инициативам Дина Пауэлл, главный стратег Стив Бэннон, а также скандально известный директор по коммуникациям Энтони Скарамуччи[19].
Как минимум трое занимали ключевые должности в сфере экономики: Мнючин, Кон и Пауэлл. С приходом этих людей политика Трампа стала разительно отличаться от той, что декларировалась им во время своей предвыборной кампании. Например, Дональд Трамп с подачи Стива Бэннона сегодня гораздо лояльнее относится к проблеме оффшоров и перевода производства за границу, вследствие чего происходит сокращение рабочих мест в США. Между тем, репутация Goldman Sachs серьезно пострадала в конце нулевых, когда компания оказалась в эпицентре случившегося в 2008 г. кризиса. Ее убытки в IV квартале того же года составили 2,1 млрд долл.; несмотря на это, банк выплатил в 2009 г. в виде бонусов 23 млрд долл. Это позволило журналистам издания Rolling Stones назвать Goldman Sachs «гигантским спрутом-кровопийцей, опутавшим своими щупальцами человечество, без устали вгрызающимся окровавленной пастью во все, чей запах похож на запах денег» [2; 3; 20].
Неудивительно, что столь солидное представительство Goldman Sachsв администрации Дональда Трампа вызвало резко негативное отношение. Сенатор Элизабет Уоррен шутила на этот счет, что «в администрации Трампа работает достаточно выходцев Goldman, чтобы открыть филиалв Белом доме, а идея переподчинить экономику страны руководителям ком
пании может вызывать только тошноту» [20].
Таким образом, проблема «вращающихся дверей» проявилась на новом витке политического развития США. Законодательные ограничения, хоть и внесли свое позитивное влияние, на данный момент не смогли урегулировать все возможные варианты переходов и их негативные последствия, поскольку введение «охлаждающего периода» для конгрессменов и чинов
ников не ограничивает обратное движение кадров. Количество таких переходов, как можно увидеть на примере Google, остается довольно внушительным, и они (это показывает деятельность Goldman Sachs) могут касаться ключевых позиций в экономике. Опыт работы в государственных органах власти является для работодателей в сферах, зависящих от государственного регулирования, серьезным аргументом при приеме на работу.
Законодательство не успевает за всеми трендами в отношениях между корпоративными работодателями и бывшими представителями госструктур.
В данном исследовании мы ограничились рассмотрением «лоббистских дверей» в США, однако с подобной проблемой сталкиваются государства всего мира, в том числе и Россия. Есть сомнения в том, стоит ли перенимать американский опыт и вводить в России «охлаждающие периоды», как это предлагали авторы доклада «Лоббизм в США» [13], поскольку на данный
момент даже такой обширный̆ феномен, как лоббизм, не получил своего законодательного регулирования и продолжает находиться за рамками закона. Тем не менее, без внимания к проблеме вращающихся дверей она будет становиться все более значимым коррупциогенным фактором.
В рамках настоящего исследования особо стоит выделить влияние «вращающихся дверей» на национальную безопасность США. В качестве примера можно привести аналитический «мозговой центр» – «Team – B».
Под «Team B» подразумевалась команда внештатных экспертов, помогающих ЦРУ взглянуть на альтернативную точку зрения, по оценкам стратегических систем вооружения СССР, в то время как под «Team A» подразумевались штатные аналитики ЦРУ. Именно необходимость в конкурентной оценке и подтолкнуло к созданию подобной команды.
В состав группы «Team – B» входили такие известные «ястребы» американской политики как Ричард Пайпс, Фой Колер, Пол Вулфовиц и др.Именно они успели задействовать себя и в государственном, и в корпоративном секторе. При этом, лоббируемые интересы частного сектора, привели к занижению оценок по ядерной безопасности США в 1980-е годы,
Феномен «вращающихся дверей» как парадигма корпоратократии США что, в свою очередь, «подстегнуло» к наращиванию гонки вооружений внутри США, и как следствие, к большим заказам со стороны государства на ВПК США [20].
Выводы. Таким образом, феномен «вращающихся дверей» стал нормой политики Запада, что непременно является одним из элементов корпоратократии, сложившейся в Западном политическом дискурсе. Как следствие, «вращающиеся двери» являются легализацией коррупции в Западной модели взаимодействия государства с частными компаниями. На сегодняшний день в Российской Федерации феномен «вращающихся дверей» недостаточно изучен и не проявил себя по сравнению с Западной системой.
(с) Р. Ромачев, А.Тимофеева (статья из журнала "Вопросы политологии")
Комментарий редакции
Основные тезисы статьи:
1. "Вращающиеся двери" – это переход бывших госслужащих на работу в частные компании и лоббистские фирмы, где они используют свои связи и опыт для продвижения интересов новых работодателей.
2. Это явление рассматривается как форма легализованной коррупции, так как позволяет компаниям оказывать влияние на принятие политических решений.
3. В США предпринимались попытки законодательно ограничить "вращающиеся двери", но они не привели к желаемому результату.
4. Приводятся примеры влияния "вращающихся дверей" на экономическую политику при администрациях Обамы и Трампа.
5. Отмечается, что это явление недостаточно изучено в России и пока не проявило себя в такой степени, как на Западе.
Вывод:
Феномен "вращающихся дверей" действительно является проявлением корпоратократии и легализованной формой коррупционных связей между государством и бизнесом в США. Несмотря на попытки ограничить это явление, оно продолжает оказывать существенное влияние на принятие политических решений в интересах крупного бизнеса.
Не проявило потому что ,всякие Гудковы мгновенно становятся оппозицией с небольшими армиями..Поэтому пока сыновья ,и слава богу московские и питерские не награждают своих сынов орденами,не возят к Папе и не дают избить оппозиционера какого-нибудь слюнявого…
А вот это как назвать -подходит к этому определению..
” Подскажите пожалуйста, Лукашенко дальше пропустят, или будет новый кандидат от России? И какова вероятность народного волнения? Вижу сильно разделились мнения у западной и восточной Беларуси.
31 октября 2023, 05:04:31 UTC
а с чего вы взяли, что Лукашенко — старый кандидат от России? В свое время Кремль ставил на Кебича, а не на Лукашенко, хотя потом поддерживал уже как главу республики.
Лукашенко — был и остается кандидат от местной какбыгэбни, генералов от контрабанды, работающих в связке с такой же какбыгэбней Литвы, Б/У и Польши. И он до поры на отлично отрабатывал свою роль замполита — российские ресурсы в обмен на формально пророссийский речитатив и обещания….
Поток ресурсов из России объективно заканчивается, включая вытеснение давно устаревших белорусских конкурентов с российского рынка. Так что это местным генералам нужно искать себе нового кандидата для работы с Россией, Лукашенко уже не тянет
вероятность волнений минимальна, только если сами же генералы свою вездесущую агентуру на улицу выведут, как уже было не раз — чтобы отработать западные гранты и выпустить пар…””
п.с. ну и слава Богу ,что РФ и РБ больше не коснется геволюция ,любая-польская ли ,еврейская ли..Пусть правят ,только экспериментов с цифролагерями,ковидобесием больше не робят..Пусть теперь Запад поиграется в бунты..хотя вот Польша тихо и незаметно прошла выборы поменяв шило на мыло..значить сыты пОляки..
п.п.с. здесь и ответ откуда у Юры Подоляки деньги на СТО и откуда с утра новые сведения по СВО и чей это петушок..
ИГОРЕША для тебя,ты больше всех переживал ,что золото Лондону свезли ,выручали наверное немного старейших партнеров :
“обозреватель американского издания “The Daily Reckoning”, бывший советник ЦРУ, Джеймс Рикардс.
По мнению журналиста, Россия предвидела, подобное развитие событий, и начала готовится к ним задолго до их начала. Как отмечает эксперт, в 2009 году золотой запас РФ составлял порядка 600 тонн золота, но уже к моменту введения санкций, Москва уже обладала запасами в 3000 тонн желтого металла. То есть получается, что у России ушло всего 13 лет на то, чтобы увеличить свои запасы на 2400 тонн драгоценного металла.
Эксперт обратил внимание на тот факт, что запастись такими объемами золота за столь короткий промежуток времени, это непосильная задача, но Путин с ней справился. И самое что интересное, что всё это происходило прямо на глазах у всего Запада, так как Кремль даже не делал попыток скрыть свой интерес к этому активу.
“Если вы думаете, что это просто, то вы заблуждаетесь. Добыть такой объем золота совсем не просто. Но Россия была как Стойкий Эдди или маленький паровозик, который смог”,
— заявил эксперт.
По мнению Рикардса, это стало возможным потому, что российская сторона работала как часы – Центробанк несмотря на все трудности, методично каждый месяц закупал от 10 до 30 тонн драгоценного металла. В результате ежегодно золотой запас России пополнялся на 250 тонн и спустя всего 13 лет, этот запас стал одним из крупнейших в мире.
Эксперт уверен, что этот манёвр был совершен Путиным неспроста – в Москве ожидали ухудшения отношений с Западом и загодя готовились к этому. В результате, когда Вашингтон и его союзники ввели санкции, оказалось, что четверть российского ЗВР состоит из золотых слитков. А слитки, это физический актив, который при всем желании коллективный Запад не сможет ни заморозить, ни уж тем более конфисковать.
“Таким образом, когда Вашингтон и его союзники ввели санкции против Москвы, общие резервы России составляли около $600 млрд. Но четверть этих активов, а это около $150 млрд, находились в золоте. И это я говорю о настоящих золотых слитках, хранящихся в безопасном хранилище в России, а не о фьючерсных контрактах на драгметалл, которые также можно легко заморозить, как и любой другой актив”,
— подчеркнул эксперт.
andrey_kuprikov 1 ноября 2023, 18:07
И ЗАРЫДАЛ
Российский олигарх Михаил Фридман после возвращения в РФ назвал “ошибкой” инвестиции в Британию.
“Мне не дали выбора, меня выдавили. Сегодня тот факт, что мы Петром Авеном инвестировали деньги в Англию, выглядит как колоссальная ошибка”, — сказал Фридман изданию Bloomberg.
Несчастного сироту , ошибающегося в инвестициях и выдавленного из места обитания злыми англосаксами, тут же поддержал Навкин муж, усатый рупор Кремля :
Песков о возвращении Фридмана в Россию: «Он не олигарх, а крупный бизнесмен, россияне вправе перемещаться по миру, но Родина у них одна»
О как, Миша Фридман и Петя Авен вспомнили что они граждане и россияне, а с Англией у них ошибочка вышла. А не вам ли, лузеры, Путин говорил, что замучаетесь пыль глотать отбивая нажитое ?
Не будучи кровожадным и исповедуя идеи гуманизма считаю, что можно и принять покаяние двух евреев из расчета по миллиарду басков с каждого сразу и ежегодных взносов миллионов по сто баксов на благотворительность в пользу участников СВО и их семей.
Мы же не звери какие с острова, но и блуд без порки оставлять не должны…””
-И вот решение Израиля;Израильские власти потребовали от всех русскоязычных релокантов, высказаться на тему атаки ХАМАС на Израиль, и ответов Израиля на бесчеловечное нападение, – об этом сообщили ряд СМИ, в частности телеграм-канал «Небожена».
«Всех через кураторов попросили публично высказаться, чтобы остаться в Израиле, и чтобы „все было хорошо“.
И все высказались, даже русскоязычные новоиспеченные израильтяне», — утверждает автор телеграм-канала.
Всех кто в “строй не встал и не взял под козырёк – взяли на карандаш”.
Против тех кто попытался искать правду, объективно оценить ситуацию и пытается поддержать палестинскую сторону – возбуждаются уголовные дела.
По принципу: Пункт первый – Израиль всегда прав. Если Израиль не прав – смотри пункт первый.
п.с. наши искатели Абсолюта пожалуют в землю обетованную или будут здесь морочить головы.сейчас выскочит жорик и задаст правильный вопросик ,спасительный и направляющий в нужное русло..отличник же був
Правильно Марина, так и дальше работай, будем выявлять, так что тебе большой Плюс от Libermanа.
С Уважением, Liberman.
Работаете- вы -эзотерики ,болтаете свои высокие, но пустые слова ,ибо не связаны они с реальной жизнью.Какой из меня работник ,одно любопытство -как человек,вроде мужик , может так крутиться и вертеться,чтобы не ответить на самые простые ,жизненные вопросы или поправить неправильно мыслящих-чаще от страха и непонимания того,что происходит.Мир взяли и поставили на дыбы.А вы еще и угрожаете всем исподволь,но весьма ощутимо.А все явное показывает,что это слово Израиль,еврей стало (оно и было)сегодня кодом ,когда рушится всякое понятие о зле,добре,правде ,справедливости и ООН.И в тоже время хочется и понимаешь,что никогда весь народ везде не виноват,не может быть неправым(в т.ч. и все арабские семиты там ,евреи),нельзя допускать так мыслить,иначе где-то опять геноцид проведут ,как в Америке с индейцами..или бедными русскими ..Систему управления миром ,то есть видимую её часть -особенно для вас хитрецов и фарисеев..можно же обсудить ,но вы уводите всех хрен знает куда -А этого беднягу Кота оставьте в покое ,он уже вторую семью потерял-пусть живет ,как нормальный мужик ,и не забивает голову ерундой,иначе свихнется ,как все баптисты,сектанты и др.помешанные на сверхидее любой (например ожидание мошиаха)-выходит вы и свой народ доводите этой идеей до помешательства в головах..Ради чего??Как сказал мой партнер по бизнесу ранее(добрейший для меня ,но саяним для жориному раскладу )-или мы или вы ?-последний бой.Ну и по каким параметрам вы делите народы товарищ либерман..А при поддержке опред.комментов выясняется,что вы злой товарищ,именно злой ,как и жорик..как наш буддист..Вот для этого не нужно иметь ту уйму спецзнаний ,а всего лишь обыкновенную интуицию и чуть -чуть памяти..
Правильно, Уважаемая Марина, не надо меня поддерживать, Вы хорошо справляетесь со своей ролью, играйте свою роль до конца… от меня Вам ещё плюсик за это самое.
С Уважением, всегда Ваш, Liberman.