Звёздные войны – 2022
Военно- космические операции для большинства людей вызывают в воображении образы голливудских «Звёздных войн»: огнестрельное оружие с лазерным приводом, звёздные истребители и линкоры, а также взрывы космических огненных шаров, которые разбрасывают космические обломки в бесконечность и дальше.
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/3500255/3500255_600.jpg
Предполагается, что это космический бой между массивными противоборствующими силами, вооруженными специальными военными космическими кораблями, оснащенными арсеналом космических орудий, которые перемещаются к точкам в космосе с ускорением световой деформации.
Ожидается, что одна сторона победит другую или (лучше) что они могут прийти в себя и заключить какой-то вестфальский космический договор.
Однако изучение реальности приходит к несколько иным выводам. Если задействовать ведущих национальных космических экспертов, как это сделал Центр политики в области ядерного нераспространения (Арлингтон, штат Вирджиния, США, — директор Генри Сокольски), и определить наиболее вероятные краткосрочные и среднесрочные угрозы, то звёздные войны не будут проблемой.
Вместо этого головной болью в ближайшем будущем являются относительно медленные роботизированные спутники сближения, наземные электронные глушители, а также кибероружие и лазеры, предназначенные для вывода из строя спутников без образования космического мусора.
Чёткий, черно-белый космический бой маловероятен. Вместо этого многие наземные и космические угрозы будут якобы «мирными».
Лазерные устройства слежения за спутниками, коммерческие системы наблюдения за космосом, спутники для удаления космического мусора и космические корабли-заправщики — все они будут иметь и выполнять законные гражданские миссии.
К сожалению, эти же системы можно использовать для выполнения противоспутниковых миссий, включая повреждение, выгрузку топлива и изменение местоположения спутников-мишеней.
В некоторых случаях эти системы могут принадлежать и управляться частными коммерческими фирмами.
Даже первоначальный военный ответ на эти угрозы, скорее всего, не будет драматичным.
Вместо смертоносных звёздных войн предпочтительным ответом на сближающиеся космические корабли, которые пытаются слить топливо, вывести из строя или переместить ключевые спутники, будет мягкое отталкивание таких приближающихся космических кораблей на безопасное расстояние с помощью спутников-телохранителей.
Сокращение военных соревнований в космосе с помощью дипломатии будет в лучшем случае сложной задачей.
Доверие низкое и, вероятно, упадет еще больше. Правила дорожного движения и «красные линии» для поведения в космосе будут полезны, но если они не будут выполняться сами по себе, такие соглашения не будут должным образом обеспечиваться и могут фактически усугубить ситуацию.
Ни один из этих выводов не является интуитивным и, по сути, не был ожидаемым, когда указанный Центр использовал опыт нынешних и бывших космических чиновников и экспертов для проведения космической военной игры.
Разработанная при содействии нынешних и бывших высокопоставленных чиновников Государственного департамента США, НАСА, разведки, космической промышленности и Министерства обороны, трехходовая игра, в которую играли в течение двух недель, была сосредоточена на возможном приближении к китайской коммерческой блокаде Тайваня.
В игре Пекин пытается удержать Японию и Соединенные Штаты от прихода на помощь Тайбэю, угрожая, а затем фактически атакуя несколько спутниковых систем США и Японии.
Отличие этой игры заключалось не в том, что она не была засекречена (результаты большинства военно-космических игр, в которых участвовали участники с допуском к кодовым словам, не были обнародованы).
Дело в том, что игра охватывала гораздо больше, чем военные закупки и оперативные вопросы, и включала не только нынешних и бывших высокопоставленных чиновников, имевших специальные разрешения на доступ, но и внешних экспертов.
Наконец, участниками игры были не только военно-космические техники, но и специалисты региональной и космической дипломатии, а также универсалы внешней и военной политики. Многие из участников раньше играли в секретные космические военные игры.
Этот отчёт (опубликован в январе 2022 г. в Bulletin of the Atomic Scientists) отражает не только то, что произошло во время игры, но и три подготовительных встречи к игре.
Участники игры представляли США, Китайскую Народную Республику, а также Японию и союзников США в Индо-Тихоокеанском регионе.
Первый ход был назначен на 2027 год. Второй и третий ходы были назначены на 2029 год.
На первом этапе Китай инициировал операции по контролю над космосом, призванные ослабить решимость региональных союзников США (например, Японии, Южной Кореи, Австралии) противостоять усилия Китая по обеспечению соблюдения запретной экономической зоны (фактически экономическая блокада, усиленная требованием введения тарифов на проход) направлены против Тайваня.
Формат и сценарий игры
Участники игры были распределены в одну из трех команд: США, Китайской Народной Республики, Японии и региональных союзников (Австралия, Южная Корея, Тайвань и другие страны региона). Центр управления наблюдал и руководил общим управлением игрой.
Шаг первый начался в 2027 году, когда участники задействовали оперативные космические возможности, которые, как предполагалось, находились на экспериментальной стадии.
Каждой команде был предоставлен набор возможностей, с помощью которых они могли проводить мероприятия по осведомленности о космической обстановке, а также наступательных и оборонительных операциях по управлению космическим пространством.
К 2027–2029 годам коммерческие активы находились на всех орбитах, и команды могли нацеливаться на эти активы по своему усмотрению или использовать эти активы для поддержки военных миссий.
Ход два повторяет ход один, но в 2029 году, когда у каждой команды больше оперативных возможностей в космосе. Наконец, в третьем шаге рассматривались долгосрочные последствия кризиса. После третьего хода командам задавали два вопроса: что сработало, а что нет, и какие новые инициативы и возможности могли иметь решающее значение для исхода игры.
В начале первого хода (2027 г.) Китай не задействовал значительных военно-морских, воздушных или наземных сил для обеспечения соблюдения объявленной им исключительной экономической зоны Тайваня.
Цель Китая при создании исключительной экономической зоны Тайваня заключалась не в том, чтобы заморить остров голодом, а в том, чтобы усилить политическую юрисдикцию Китая и контроль над его «отступнической» провинцией.
В этой военной игре Китай инициировал операции по контролю над космосом в надежде ослабить решимость США и убедить американских союзников в регионе не выступать против будущих усилий Китая по обеспечению экономической зоны против Тайваня.
В этом сценарии у Китая было 10 спутников сближения, которые могли бы служить в качестве противоспутниковых ракет с воздушным запуском (ASAT), и до 17 наземных лазерных систем, которые могли бы использоваться для целей ASAT.
Коммерческий смысл существования 10 служебных спутников заключался в том, чтобы встретиться с действующим спутником для дозаправки.
Роботизированные манипуляторы спутников также могут использоваться для создания помех другому спутнику без его разрешения, по сути выступая в качестве противоспутниковой платформы.
В американском случае противоспутниковые возможности включали несколько коммерческих спутников-заправщиков первого поколения на геосинхронной орбите, два коммерческих спутника с возможностью «космического буксирования» и американский космический самолет X-37B для возможных противоспутниковых миссий на низкой околоземной орбите, а также несколько коммерческих систем лазерного слежения, обладающих достаточной мощностью для перемещения космического мусора на низкой околоземной орбите от столкновений с активными спутниками.
Ход первый: 2027
Китайцы развернули 10 противоспутниковых систем сближения на орбитах в пределах досягаемости американской ядерной космической инфраструктуры управления и связи.
Цель здесь заключалась в сдерживании Соединенных Штатов при сохранении некоторой степени правдоподобного отрицания.
Некоторые из «китайских» игроков считали, что им следовало держать в резерве некоторые из своих противоспутниковых аппаратов рандеву, угрожая критически важным японским и американским спутникам GPS. Они думали, что это будет менее провокационно и, следовательно, менее рискованно.
Предлагаемая альтернатива атаке союзных спутников GPS заключалась в том, чтобы заглушить их зону действия над Тайванем.
Эти решения по запуску и развертыванию были подкреплены оперативным развертыванием мобильных и стационарных лазерных платформ противоспутниковой системы, чтобы угрожать разведывательным спутникам США на низкой околоземной орбите.
Пока китайская команда ждала ответа Соединенных Штатов, она обсуждала следующий шаг Китая. Команда согласилась с тем, что основной целью Китая было создать напряженность между Соединенными Штатами и их ключевыми союзниками в Индо-Тихоокеанском регионе.
Подробно обсуждались действия, создавшие экономические препятствия для Японии и других региональных союзников Америки.
Подходы, которые рассматривала «китайская» команда, включали в себя блокировку японских спутников, создавая небольшие сбои в работе ключевых служб каждый раз, когда военный корабль США входит в союзные воды; а также использование активов двойного назначения или коммерческих активов для совершения открытых действий.
При этом «китайской» стороной заявлялось, что частные операторы действовали по собственной воле. Цель — посеять сомнения среди союзников, повредив собственные спутники Китая и заявив, что ответственность за это несут Австралия или Сингапур.
Вместо этого «китайская» группа решила угрожать конкретным американским ядерным спутникам управления, контроля и связи, которые были необходимы для выполнения ядерных гарантий Америки своим союзникам.
Это вызвало резкую реакцию Соединенных Штатов и перепрофилирование и перемещение нескольких американских спутников в качестве «сопровождения» находящихся под угрозой ядерных спутников управления, контроля и связи.
Соединенные Штаты также развернули космический самолет X-37B, который мог поставить под угрозу сопоставимые с китайским ядерным арсеналом спутники управления, контроля и связи.
Команда Японии и региональных союзников сочла, что попытки Китая угрожать американским ядерным спутникам управления и контроля были агрессивным предупреждением, и стремилась узнать, каким будет ответ Вашингтона, а также какие дипломатические варианты были доступны.
Соединенные Штаты хотели сначала проконсультироваться со своими космическими союзниками, а затем перейти к Организации Объединенных Наций, чтобы представить четкое представление о том, что представляет собой зона космической безопасности, и уточнить, какие действия по самообороне могут быть предприняты в ответ на потенциально враждебные операции в этих зонах. против национальных космических активов.
После этого первого хода участники согласились, что:
Соединенные Штаты и их космические союзники выиграют от международного соглашения, разъясняющего, что представляет собой безответственное и агрессивное поведение в космосе.
Хотя шансы на то, что Китай когда-либо согласится на такое взаимопонимание, кажутся незначительными, Вашингтону будет очень трудно возглавить какие-либо космические усилия альянса, если ему не удастся добиться такого понимания, по крайней мере, среди своих союзников.
Японии, Южной Корее, Австралии и другим космическим союзникам США легче вступить в союз с США, чем друг с другом.
Все, вероятно, обратятся к Соединенным Штатам за помощью в ответ на враждебные действия Китая в космосе. Китайские угрозы или действия против их коммерческих или суверенных активов, или региональный отказ в возможностях GPS также побудит их обратиться за поддержкой и помощью к США.
Тип помощи, которую космические союзники Америки потребуют от Соединенных Штатов, будет включать в себя обмен информацией, обязательство защищать союзные спутники, доступ к космическим возможностям США для компенсации любой потери космического потенциала, которую они сами могут испытать, и обязательство США использовать наступательные действия — ядерные и обычные силы для сдерживания Китая.
Китай может инвестировать или иным образом получить контроль над сторонними коммерческими компаниями, предоставляющими космические услуги, и использовать эти активы в сомнительных, отрицаемых операциях, чтобы спровоцировать или поставить в неловкое положение Соединенные Штаты и их союзников.
Спутники рандеву и другие технологии двойного назначения (например, наземные лазеры), вероятно, станут более развитыми и повсеместными, что потребует международного контроля и осведомленности об обстановке в космосе.
Соединенным Штатам следует поощрять быстрый запуск спутниковых группировок на низкую околоземную орбиту взамен существующих крупных и уязвимых систем.
Соединенным Штатам следует ускорить разработку малых спутниковых технологий для рассредоточения и обеспечения большей отказоустойчивости в критических космических функциях (таких как управление и контроль над ядерным оружием), в то же время создавая дешевый широко распространенный класс «сопровождающих» спутников, которые могут создавать помехи для большие, дорогие устаревшие системы.
Соединенным Штатам следует обзавестись флотом космических самолетов или космических кораблей с достаточным количеством топлива на борту, чтобы легко и быстро перемещаться на разные орбиты. Этот флот может и должен включать в себя как военные, так и коммерческие системы.
Шаг второй: первые шесть месяцев 2029 года
Второй ход был перезапуском сценария 2027 года в 2029 году. Основная цель воспроизведения первого хода заключалась в том, чтобы позволить командам переосмыслить свои прежние дипломатические и военные стратегии с более надежным космическим порядком боя.
В начале второго хода Соединенные Штаты безуспешно пытались установить международные правила для определения агрессивного поведения в космосе.
Вашингтон предложил провести саммит крупнейших космических держав, но Китай потребовал, чтобы предлагаемая встреча была перенесена в место проведения ООН, что заставит Соединенные Штаты искать консенсус.
После созыва заседания ООН китайцы настаивали на том, что исторические «инспекционные» действия США ничем не отличались от того, что Китай предлагал сделать со своими спутниками службы рандеву, и наложили вето на предложения Америки. Это заблокированное соглашение.
Но у Китая не было настоящих союзников; у него были только клиентские состояния. Напротив, Вашингтон может рассчитывать на поддержку нескольких азиатских стран, включая Японию, Южную Корею, Тайвань и Австралию.
Помимо своих азиатских союзников, Соединенные Штаты ожидали определенного уровня поддержки Европейского Союза и НАТО против агрессивной деятельности Китая в космосе. Команда Японии и региональных союзников рассматривала усиление «четверки» (США, Япония, Австралия и Индия) как дополнительный противовес китайскому экспансионизму.
Стремясь подорвать усилия Вашингтона в космическом альянсе, Китай экономически запутал различные азиатские страны, предоставив им доступ к китайским лунным объектам и китайской космической станции (предполагалось, что к 2029 году она будет существовать в той или иной форме).
Китай обратился к странам, которые Вашингтон исключил из программы NASA Artemis (финансируемая правительством США пилотируемая космическая программа по отправке людей на Луну).
Команды США, Японии и региональных союзников рассматривали эти усилия КНР как продолжение китайской инициативы «Один пояс, один путь», то есть как дальнейшее расширение стратегии государства-клиента.
Однако команда Японии и региональных союзников считала, что эти инициативы вряд ли смогут нейтрализовать Японию, которая сблизится с Соединенными Штатами, если им будет угрожать Китай.
Кризис в начале 2029 года начинается, когда Китай тайно запускает 10 спутников рандеву на орбиты, близкие к военным спутникам США. Затем китайцы дополнили эти усилия периодическим наземным глушением японских военно-морских спутников связи и отключением японских спутников наблюдения Земли.
По мере того, как китайские запуски продолжались в течение первых шести месяцев 2029 года, Соединенные Штаты разрешили японцам использовать американские военные спутники связи.
Соединенные Штаты также запустили «защитные» спутники сопровождения, которые могли помешать китайским спутникам рандеву свободно угрожать японским спутникам. Соединенные Штаты дополнили эти усилия, поделившись разведывательной, разведывательной и наблюдательной информацией с Японией, Австралией, Южной Кореей и Тайванем.
Соединенные Штаты попытались втянуть ЕС в кризис, предложив странам ЕС использовать американские активы GPS, если будущая деятельность Китая приведет к ухудшению качества спутников GPS ЕС.
Команда Японии и региональных союзников отметила, что большинство союзных стран хотели добиться дипломатического решения кризиса. Но Австралия также была готова нанести наступательные удары с помощью кибер- и радиоэлектронной борьбы или превентивной самообороны.
Кроме того, Великобритания и Франция были готовы использовать свои спутники -телохранители для поддержки Соединенных Штатов (при условии, что их операция не нанесла бы необратимого вреда), но нерешительность Германии заблокировала согласие ЕС и НАТО поддержать такие действия.
Группа Японии и региональных союзников отметила, что Соединенным Штатам будет трудно заручиться поддержкой Южной Кореи, если только Сеул не решит, что такая поддержка улучшит их защиту от ядерных ракет Северной Кореи.
Такова была ситуация в конце шестого месяца космического кризиса 2029 года.
Ход третий: второе полугодие 2029 года
Седьмой месяц космического кризиса 2029 года начался с того, что японский радиолокационный спутник наблюдения Земли на низкой околоземной орбите упал на ухудшающуюся орбиту.
Причина была неизвестна. Команды Соединенных Штатов, Японии и союзников в регионе попытались выяснить, что вызвало быстрое ухудшение орбиты спутника и невозможность восстановить ее с помощью наземных станций управления.
К сожалению, американские и японские возможности обеспечения ситуационной осведомленности в космосе оказались недостаточными, чтобы пролить свет на эту ситуацию.
Это вызвало дискуссию, в которой основное внимание уделялось четырем возможным ответам союзников США:
Первый был дипломатическим. Команда Соединенных Штатов призвала к немедленному созыву саммита, чтобы определить, что представляют собой «зоны обороны», которые нельзя нарушать без разрешения контролирующей страны.
Команда Японии и региональных союзников заявила, что правила, касающиеся зон обороны, будут более эффективными, если в них будут указаны последствия нарушения зон.
Китай категорически отверг любые такие правила зонирования, утверждая, что «они являются вопиющим нарушением статьи II Договора о космосе, согласно которой космическое пространство «не подлежит национальному присвоению на основе требования суверенитета, посредством использования или оккупации или любыми другими способами».
Далее Китай отметил, что он прикажет своим спутникам осуществлять «право на свободу навигации» в любом количестве этих зон и примет ответные меры, если его право будет нарушено. Он также отметил, что Соединенные Штаты ранее инспектировали спутники Китая и что Китай может сделать то же самое.
Вторым возможным ответом было использование обратимых космических средств противодействия.
В связи с этим большинство союзных игроков выступали за использование кибероружия и маломощных лазеров (для ослепления), чтобы создавать помехи китайским военным спутникам и спутникам рандеву. Эти методы не создают мусора и не причиняют долговременного вреда.
Третьим было развертывание «телохранителей» или космических кораблей сопровождения для защиты важных японских и американских спутников.
Эти космические корабли — телохранители не будут уничтожать китайские спутники или космические корабли, а только оттолкнут их от ключевых спутников США и союзников или временно выведут их из строя.
Небольшой запас спутников — телохранителей США в сценарии 2029 года ограничивал возможности Соединенных Штатов и их союзников.
Этот недостаток был частично восполнен космическим самолетом X-37B, который мог приближаться к китайским системам рандеву на низкой околоземной орбите.
Четвёртым возможным ответом был обмен информацией США о космической обстановке, данными разведки и разведки, а также средствами связи (особенно военно — морской) для компенсации китайского вмешательства в спутники союзников. Совместное использование этих возможностей укрепило союзнические связи США.
Наконец, группы США, Японии и региональных союзников обсудили военные действия против наземных целей, но в конечном итоге не пришли к соглашению о том, какие конкретные цели следует поражать, учитывая опасения эскалации.
При этом как китайская, так и японская группы, а также группы региональных союзников скептически относились к тому, что одно только перемещение в космосе позволит Китаю отколоть союзников США, прежде чем ввести запретную экономическую зону на Тайване.
Несмотря на попытки Америки отработать все согласованные категории ответных мер, Китай активизировал свои космические операции.
В дополнение к 60 космическим кораблям сближения, которые Китай уже разместил на различных орбитах, он продолжал запускать в быстром темпе оставшиеся 48 из 108 космических кораблей сближения (100 из космического боевого порядка Китая плюс восемь перепрофилированных из 15 таких космических кораблей, первоначально предназначенные для обслуживания спутников и удаления космического мусора).
Эти 108 космических аппаратов были предварительно размещены вблизи всех американских (86), японских (9), австралийских (7) и южнокорейских геосинхронных спутников, спутников средней и высокой околоземной орбиты.
Кроме того, китайские наземные лазеры могут повредить датчики спутников на низкой околоземной орбите и даже внешние конструкции.
Выводы
После третьего хода участники игры встретились на пленарном сеансе «горячей стирки». Их идеи — вместе с теми, которыми они поделились во время подготовительных встреч к игре — позволили Центру сделать четыре основных вывода:
Первый. Соединенным Штатам и их космическим союзникам придется защищаться от новых, непосредственных китайских коорбитальных противоспутниковых угроз (в астрономии коорбитальная конфигурация – это конфигурация двух и более астрономических объектов, в нашем случае – спутников) и приложить усилия, чтобы действовать вблизи и за пределами Луны, иначе они рискуют потерять свободный доступ в космос.
Китайские коорбитальные противоспутниковые возможности на низкой околоземной и геосинхронной орбитах реальны и растут, и требуют немедленного приобретения США и их союзниками и предварительного размещения космических кораблей — телохранителей для защиты ценных военных спутников.
Предварительное позиционирование имеет важное значение, учитывая, что орбитальная механика не допускает запусков или маневров в последнюю минуту.
К сожалению, ни у Соединенных Штатов, ни у их космических союзников нет на станции космических кораблей -телохранителей с маневренностью, необходимой для защиты их военных спутников.
Усилия Китая по контролю над пространством между Землей и Луной также представляют собой серьезную возникающую угрозу, с которой усилия США и их союзников по исследованию Луны не справляются должным образом.
Второй. Соединенные Штаты и их космические союзники должны уделять больше внимания тому, как коммерческие космические системы могут использоваться в военных целях.
Мирные космические операции — обслуживание и дозаправка спутников, удаление мусора, лазерное слежение за спутниками и т. д. — могут быть быстро переведены из законной гражданской деятельности во враждебные военные действия.
Как минимум, Соединенные Штаты и их космические союзники должны быть обеспокоены тем, что Китай может использовать свое финансовое влияние для покупки и контроля иностранных коммерческих космических компаний (особенно тех, которые работают в государствах, не подписавших Договор о космосе).
Это может позволить Китаю использовать космические системы этих фирм для подрыва космических операций США и их союзников с правдоподобным отрицанием.
Третий. Учитывая историю дипломатических соглашений между Россией и Китаем и двусмысленность, связанную с космическим контролем, Соединенным Штатам и их космическим союзникам не следует заключать новые космические соглашения ни с Китаем, ни с Россией, если только эти договоренности не будут четко осуществимы.
Это включает в себя соглашения об уточнении красных линий и наказаний за их пересечение.
Поскольку враждебные космические операции могут быстро привести к значительным стратегическим военным результатам, любое эффективное космическое соглашение должно давать всем сторонам одностороннее право защищать свои собственные активы и возлагать бремя доказывания на обвиняемую сторону.
Наконец, меры по обеспечению соблюдения должны быть соразмерными. Масштабы защитных действий должны быть ограничены мерами, достаточными для того, чтобы вернуть сторону-нарушителя к соблюдению.
Например, космический корабль-телохранитель следует использовать не для уничтожения враждебных космических систем, а для осторожного отталкивания спутников-нарушителей достаточно далеко, чтобы они больше не нарушали согласованные зоны безопасности.
Кроме того, некоторые лазерные, кибер-системы и системы радиоэлектронной борьбы могут использоваться только для временного отключения своих целей.
Соглашения, отвечающие отмеченным критериям, значительно облегчили бы организацию своевременных и эффективных ответных действий на враждебные действия в космосе. Однако согласие на меньшее может привести к прямо противоположному.
Четвёртое. У Соединенных Штатов не будет шансов конкурировать с Китаем или превзойти его в космосе, если Вашингтон не будет более тесно сотрудничать со своими космическими союзниками.
Возможность призвать НАТО, ЕС и союзников Америки в Индо-Тихоокеанском регионе к деэскалации или победе в космической конфронтации является преимуществом, которым США пользуются перед Китаем.
Америка и ее космические союзники должны поддерживать это преимущество, увеличивая космическую подготовку, планирование и игры союзников США. Космическим союзникам Америки необходимо заранее знать, что Соединенные Штаты могут предпринять в различных сценариях космического конфликта.
Любые крупные сюрпризы на этом фронте дорого обойдутся союзническим отношениям США и космоса.
Ни один из этих выводов не согласуется с общими взглядами многих американцев на будущие космические сражения и дипломатию. Уже одно это рекомендует играть в эти фьючерсы все более и более открыто.
***
За короткое время после публикации отчета Арлингтонского Центра об игре в «звёздные войны» вокруг возможного военного конфликта на Тайване данная проблема приобрела еще большую актуальность…
***
Источник.
.