Международное право против двойных стандартов в споре о законности референдума в Крыму
16 марта 2014 года на территории Крыма состоялся референдум, в результате которого местное население проголосовало за выход из состава Украины и последующее присоединение к территории Российской Федерации в статусе субъекта федерации.
С событий тех дней прошло более семи лет, однако споры о их правомерности до сих пор продолжаются. Более того, решение крымчан войти в состав Российской Федерации интерпретируется, как сфабрикованный правительством России предлог, для взятия под контроль стратегически важного региона. Соединенные Штаты и большинство стран, состоящих с ними в партнерстве, используют этот предлог для оправдания политического, экономического и военного давления в отношении России. При этом политическим руководством этих стран почему-то замалчиваются факты, имеющие ключевое значение для формирования объективного представления о причинах возникновения инициативы провести референдум и подробностях ее реализации. Среди них: захват власти в стране радикальными националистами, противоречащий положениям конституции, в результате которого органы местного самоуправления Крыма были вынуждены взять всю ответственность за дальнейшую судьбу полуострова и его населения на себя, издание постановления Верховной рады о самоустранении президента и назначении внеочередных президентских выборов, которое также противоречило положениям конституции страны.
Перечисленного выше уже достаточно для признания референдум а в Крыму законным. Кроме того, перед его проведением парламентом Крыма совместно с городским советом Севастополя была принята декларация о намерении провозгласить независимость Крыма от Украины с последующим его присоединением к России. В ней подробно расписаны положения нормативно-правовых актов международного права, а также прецедентный случай – решение международного суда ООН о статусе Косова от 22 июля 2010 года. Все это является безусловным подтверждением законности выхода Крыма из состава Украины.
Но Генеральная Ассамблея ООН решила иначе. 27 марта того же 2014 года была издана резолюция, согласно которой референдум в Крыму не имеет законной силы и не может расцениваться в качестве основания для изменения статуса полуострова.
Последующие действия правительства Украины полностью соответствовали позиции Запада. Последним ярким примером стало заявление министра по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексея Резникова. Политик выступил с требованием к правительству России выплатить Украине репарации. Такое требование, еще и «раздутое» средствами массовой информации безусловно является инструментом политического давления на Россию, в оказании которого заинтересованы Соединенные Штаты.