Искусство и мат

617 8
Источник: portal-kultura.ru @ Сергей Черняховский

Использование мата — это попытка доказать себе и другим свою состоятельность, когда в ней внутренне сомневаешься.

Спор о допустимости нецензурной лексики в кино и публичном пространстве периодически обостряется. И находятся те, кто объявляет, что лучше вообще не будут снимать кино, чем снимать его без мата. Доводы за мат банальны: «без него искусство теряет необходимую эмоциональную окраску» и «если мы показываем фильмы про людей, которые используют мат, будет нечестно показывать их, не используя мат». Хотя тот, кто достаточно развит в своем восприятии искусства и владении речью, хорошо знает — свои мысли «легко и приятно» выражать и без мата. И умеет это делать.

Уже во времена СССР те, кто из среды завода попадал в среду вуза или начальства, знали — матом больше ругаются во второй среде, нежели в первой. Правда, если говорить о вузе, — не преподаватели, а скорее девушки-лаборантки. По ряду наблюдений, больше всех матом ругаются вообще бизнес-леди. Даже став таковыми, не могут избавиться от прошлой ущербности и доказывают себе и окружающим, что ни в чем не уступают мужчинам.

Строго говоря, использование мата — это попытка доказать себе и другим свою состоятельность, когда почему-либо в ней внутренне сомневаешься. С одной стороны, попытка продемонстрировать, что имеешь право нарушать нормы и запреты, принятые другими: «Мне все позволено», — то есть доказать свое превосходство над ними; с другой — нечто вроде истерического возгласа: «Всех поубиваю, держите меня четверо».

В этом смысле страдающий от невозможности снимать кино или ставить спектакль без мата — это та же ущемленная своим подневольным положением в вузе лаборантка прошлого либо бизнес-леди, слишком быстро прошедшая путь от начинающей миловидной проститутки до топ-менеджера крупной компании. Вообще, довод сторонников нецензурной лексики о том, что то или иное произведение искусства без использования мата неполноценно, лишь демонстрирует отсутствие мастерства и художественного инструментария, которым эту окраску можно было бы передать нормальным способом. И слабое знакомство с методом Станиславского. Не умеющий — эмоциональную окраску передает словом, умеющий — контекстом, интонацией и своим состоянием. Проклятие можно вложить и в слова: «Я вас прощаю, идите с миром».

Вообще, интересный вопрос: где больше эмоциональной составляющей и где в большей степени передана ужасность Левиафана — в Книге Иова или в фильме Звягинцева? И если в Книге Иова, то почему автору Библии это удалось, а Звягинцеву не удалось? Возможно, сказалась разница в эрудиции и таланте.

Кстати, по одной из основных версий, мат на Русь принесло монгольское нашествие: завоеватели использовали его, с одной стороны, для того чтобы продемонстрировать право на обладание всеми женщинами страны, а с другой стороны — чтобы унизить и оскорбить религиозные убеждения народа, унизив почитаемую на Руси Богородицу: монголы, даже в свою христианскую бытность, были несторианами, то есть Ее почитание не принимали.

Довод же о том, что мат нужно показывать в фильме потому, что люди его используют в жизни, — вообще некая дань примитивному натурализму. Потому что в жизни люди вообще делают многое, что на экране не принято показывать, а в тексте озвучивать. Просто потому, что об этом все знают, и потому, что это ничего к созданию образа не добавит. Любовь необязательно показывать через акт совокупления. Жизнедеятельность — через отправление естественных надобностей.

Физиологические подробности нужны тому режиссеру, который не верит в свою способность передать свои мысли без них и в то, что ему поверят без них. И тому зрителю, которому нужно уверить себя, что «все в мире такие же скоты, как и я сам», то есть тому, кто уже поверил и твердо решил для себя, что сам он — всего лишь животное. И что если показать человека в его неживотном качестве, то это будет выглядеть неправдой, в которую никто не поверит.

Доводы же на тему о необходимости выпускать в российский прокат наполненный матом фильм только потому, что он получил награды на Каннском, Мюнхенском или иных кинофестивалях и был «высоко оценен зарубежной критикой», — своего рода воспроизведение грибоедовского сюжета о «французике из Бордо» и страсти определенной части российских высших классов говорить на смеси французского с нижегородским.

На европейских кинофестивалях слишком часто сегодня присваивают призы фильмам, которым их нужно присвоить исключительно по «требованиям политкорректности». И если там получают призы фильмы об однополой любви, это не значит, что они сняты лучше фильмов о человеческой любви и что их нужно выпускать в широкий прокат в России.

У сегодняшней «Постевропы» — свои ценности, у России — свои. У России — классические европейские, у сегодняшней Европы — частью потмодернистские, частью — просто варварские. Они имеют право, если действительно хотят жить со своими. Но и Россия имеет право жить со своими и не обязана перенимать то, что ей не нравится. Или, во всяком случае, не нравится большинству её граждан.

Конечно, не факт, что если на экране не будут использовать нецензурную лексику, то её не будут использовать в жизни. Но если на экране её использовать и её применение растабуировать — в жизни её будут использовать больше. И вообще, культура — это система запретов. Вот культурный человек знает, что ругаться матом — нехорошо, и старается не ругаться. А не культурный — не знает. И старается ругаться больше.

И если вторые тянутся к тому, чтобы навязать социуму свои варваризованные привычки, социум имеет право избавиться от них в своей среде.

Сергей ЧЕРНЯХОВСКИЙ, профессор, доктор политических наук

Метки: чит.клуб
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
8 Комментариев » Оставить комментарий
  • 9184 7648
  • 9844 8929

    “…Кстати, по одной из основных версий, мат на Русь принесло монгольское нашествие…”.
    Какая бесподобная версия!!! А сами монголы о ней знают? Может получиться, что и об этом они услышат впервые, как о былом своём величии, и возгордятся.
    Спустя века мат проник всё-таки на экран и в ящик.
    Ну не было его в СССР на экранах, а тут вдруг монгольские закладки рванули. Может в консерватории что-то не так?
    Не проще ли было поискать истоки мата с помощью специалистов-языковедов?
    Однозначно мата не должно быть на экранах и других СМИ.
    Это ещё раз показывает деградацию не культуры, а людей рулящих ей и причастных к ней, включая ТНТ, писателей, артистов и разных юмористов.
    Способ один: Цензура и закон с предусмотренными ощутимыми санкциями вплоть до полного запрета такой “профессиональной деятельности”.

    • 24369 19281

      Что есть мат? Это некие запрещённые слова обозначающие гениталии и действия с ними. Кем запрещённые??? Почему??? Почему названия гениталий на английском языке не являются матом, на русском же являются? Кстати раньше нецензурные слова назывались бранными, но что обозначает слово брань на русском языке?? А это битва, сражение!!! Ну кто же во время битвы, драки слова то выбирает. Тоесть изначально мат не являлся чем то нехорошим, впоследствии его старались удалить из русского языка, но память не удалишь. Потому и употребляют нецензурные слова сколько бы их не старались запретить.

      • 9844 8929

        Мы говорим не о первичных половых признаках. И Англия нам не пример.
        Речь идёт о действительно бранных, по Вашему, словах, которые трансформировались в непристойности, употреблять которые публично стало признаком невоспитанности, бескультурья, неприличным и т.д.
        Обратной дороги быть не должно.
        Поэтому в сложившихся обстоятельствах в быту они останутся – мало ли что на ногу упадёт. Но из СМИ, искусства, т.е. публичного обращения их необходимо изымать. И не просто изымать, а чтобы неповадно было.

        • 24369 19281

          Тоесть Вы отдаете приоритет навязанному публичному общению, а не народному. Вот подсчитайте сколько в цензурной речи инородных слов которые заменили исконно русские, которые же были зачислены в разряд устаревших. Скоро в русском языке от русского языка и не останется ничего. Кто определяет рамки приличия, культуры, воспитанности? Конечно если взять в учет воспитание и образование, данные слова выглядят неуместными в обществе, но из речи они не уходять, иногда иной профессор так завернет по русски и сразу видно культурный человек.

          • 9844 8929

            Не уподобляйтесь персонажу из “12 стульев”, у которого и овсы шумят, и дубы цветут. Или как там… Тоже ведь народное изображал.
            Замена русских слов на иностранные стала массовой. У меня есть подборка более 300, которые используются в СМИ.
            При этом часть из них переводится на русский совсем иначе – drive, например.
            А часть приходится понимать со словарём, т.к. даже носители языка их не очень используют.
            Ну, а профессор молодец, если Вы о том лингвисте, который с братками в электричке беседовал. Да и профессора тоже люди – ведь больно же молотком по пальцу.

          • 24369 19281

            Не так. “Индо взопрели озимые, снял старик Ромульдыч свои портянки и аж заколдобился.” Не мною писано. Для Брахмана цитата из Ильфа и Петрова “Золотой теленок”, кстати официально разрешённое при Сталине произведение.

          • 9844 8929

            Я не смотрел в первоисточник. Но Вы правильно поняли.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru