Реактивный поезд СССР: технический шедевр будущего
В СССР любили эксперименты и старались воплотить необычные, нестандартные решения в жизнь, если не полностью, то хотя бы частично. Инженеры не переставали удивлять народ. Конечно, всегда были штатные специалисты-конструкторы и люди с нестандартным мышлением. Первые работали над созданием полезной, но обычной техники. Вторым же давали смелые поручения и возможность поработать над техническими шедеврами будущего.
https://novate.ru/files/u41093/SVL-v-SSSR3.png
Перед советскими учеными стояла задача разработать поезд с реактивным двигателем / Фото: soloha.cx.ua
Одним из фантастических заданий стала разработка и строительство поезда, оснащенного реактивным двигателем с последующим его испытанием. Так и появился поезд с реактивной тягой, способный обеспечить людям ускоренное передвижение при помощи наземного транспорта.
1. Начало истории и проверка скоростного состава на безопасность
https://novate.ru/files/u41093/SVL-v-SSSR7.jpg
Цех по обработке металла Калининского (сегодня Тверского) вагоностроительного завода / Фото: visualrian.ru
В семидесятых годах в связи с развитием экономики у населения Советского Союза возникла потребность в ускоренном перемещении между населенными пунктами, особенно между мегаполисами. Соответственно, появилась необходимость в создании спецтехники, что и привело к началу экспериментов со строительством и запуском скоростных поездов.
Задание было поставлено перед сотрудниками Калининского (сегодня Тверского) вагоностроительного завода. Именно сюда и были доставлены необходимые для образца детали. К слову сказать, вагон был взят стандартный, от обычной электрички.
https://novate.ru/files/u41093/SVL-v-SSSR6.jpg
Предшественником советского СВЛ стал американский поезд М-497 / Фото: mirinteresen.ru
Перед началом работы разработчики должны были понимать, какая нагрузка на рельсы и состав возможна при движении поезда со скоростью больше 160 километров в час. Поэтому инженеры приняли решение создать СВЛ – скоростной вагон-лабораторию. Предшественником его стал американский поезд М-497 с интересным названием «Черный жук». Он был запущен на несколько лет раньше, в 66-м году.
И в американском, и в советском вариантах спереди на вагон установили самолетные двигатели. Наши конструкторы взяли двигатель с Як-40. Связано это с тем, что на колеса оказывается действие различных сил, одной из которых является мотор, присоединенный к ним и искажающий проводимые замеры.
https://novate.ru/files/u41093/SVL-v-SSSR5.jpg
Основой СВЛ стал обычный вагон, который модернизировали при помощи обтекателей и жаропрочной крыши / Фото: trainpix.org
Что касается реактивной тяги, то она позволяла инженерам получать об устойчивости и трении точную информацию. Это связано с тем, что движение колес осуществлялось не за счет привода, а по принципу работы телеги.
Основой для СВЛ стал рабочий вагон ЭР22, который немного модернизировали при помощи обтекателей и специальной жаропрочной крыши. В противном случае верхняя часть вагона могла бы просто сгореть при работе двигателя от его выхлопа.
В кабине был установлен авиационный пульт для управления, питающийся с помощью дизельного генератора. Транспортное средство приводилось в движение керосиновым топливом, запас которого достигал 7,2 тонн.
2. Состав мог разгонятся до скорости современных высокоскоростных поездов, но спустя пять лет остановился
https://novate.ru/files/u41093/SVL-v-SSSR2.png
Максимальная скорость экспериментального поезда достигала 249 км/ч / Фото: knowhow.pp.ua
Первое испытание реактивного советского наземного транспорта проводилось в 1971 году. Тогда вагон смог разогнаться до 187 км/час. Но уже спустя год экспериментаторы получили рекордные показатели скорости – 249 км/час. С аналогичной скоростью движется современный «Сапсан» на линии Москва – Санкт-Петербург.
В дальнейшем физики теоретически искал так называемую безопасную скорость, когда ходовая вагонная часть (тележки) останутся наиболее стабильными. Они остановились на показателе 160 километров в час. В течение последующих трех лет продолжались эксперименты. За это время инженеры-конструкторы получили всю необходимую им информацию, а значит дальше экспериментировать уже не было смысла.
https://novate.ru/files/u41093/SVL-v-SSSR11.jpg
Все разработки ученых были переданы в пользу чешского ЭР 200 / Фото: жд-клуб.рф
Полученные данные должны были быть использованы для создания первого высокоскоростного советского поезда под названием «Русская тройка». После проведения необходимых испытаний руководство государства все наработки передало в пользу ЭР 200 (чехословацкая модель), а этот проект был заморожен уже к 80-му году.
Европейский вариант, созданный на Рижском заводе с доработками, курсировал просторами России вплоть до 2009 г., а потом его заменила модель производителя Siemens «Сапсан».
3. Тридцатилетний простой лаборатории с преображением в памятник
https://novate.ru/files/u41093/SVL-v-SSSR8.jpg
Невостребованный советский скоростной поезд простоял под открытым небом 30 лет / Фото: snobium.com
СВЛ не нашел применения после окончания опытов. Последующие десять лет вагон оставался на заводе, где его создали. По некоторым данным в 1986 г. его хотели адаптировать под кафе, но идея реализована не была.
Со временем СВЛ вышел из строя. Его колеса испортились до такого состояния, что перегнать его в Музей железнодорожной техники в двухтысячных так и не смогли. Но и бесследно этот образец тоже не исчез. К 110-летию завода в 2008-м году из каркаса этого вагона сделали памятную стелу. Для этого использовали отреставрированный нос с установленными реактивными двигателями.
https://novate.ru/files/u41093/SVL-v-SSSR12.jpg
Из носа вагона сделали памятную стелу к 110-летнему юбилею завода-изготовителя / Фото: fotokto.ru
Безумный, на первый взгляд, опыт советских инженеров-конструкторов стал очень важным. А его результаты на ближайшие тридцать лет легли в основу создания скоростных составов.
Просто распил БАБЛА ))
Наука всегда хочет денег на всякие безумные проекты.
И надо им давать и только ТАК родится что-то новое.
В СССР где вся СТРАНА были кролики подопытные им давали.
И деньги и солдатиков на УБОЙ.
Операция ” Снежок” это когда Жуков прогнал тысячи солдатиков через эпицентр ядерного взрыва. Кто выжил не уточняется.
Надеюсь этот эксперимент с поездом НЕ МНОГО народу угробил
А как ты думал?Благодаря безумным экспериментам ты и интернет имеешь,связь мобильную и ешо многа чаво.)))
Да я не против )) Всё верно.
Но эксперименты типа Чернобыльского напрягают.
Сам предпочитаю держаться подальше от таких экспериментаторов ))
Уверяю Вас что после операции “Снежок” выжили практически все, но позже стали умирать от различных болезней, я лично был знаком с одним из них. В 90х он умер от гангрены которую даже ампутации не могли остановить. С поездом, если судить по логике инструктажей при нахождении на ВПП, лучше было не сближаться.
Слава Жукову!
Рубал крестьян в гражданскую,просрал 1941 как начальник ГШ,руководил операцией ” Снежок”.
Нужен памятник на Красной площади.
Обязательно.
Только с соответствующей надписью, чтоб другим неповадно было.
Русским же по белому написано, что это вагон-лаборатория, построенная для изучения поведения связки “рельс-колесо” на высоких скоростях для будущих высокоскоростных поездов. Фикли, конечно же безумный проект для распила бабла.
Это повальная тенденция на сайте – сразу наср-ть на рояль , не читая или просмотрев, и вникнув.
Вы прикалываетесь что-ли…”Вникнув”…Однозначно точно значения этого слова не понимает большинство комментаторов.Проверить информацию-это труд даже для адекватного человека.Вы по себе не равняйте всех…Вы просто не смирились еще….
Я о простом, хотя бы , прочтении текста , или просмотра видео, если кому-то надо , среди участников. Каждый, конечно, себе выберет, смотреть , или не смотреть. А так – сразу гадят на паркет. “Вникнув” – это да , это…у-у-у.)
Поэтому,во все времена, их никогда и никто во внимание и не берет…
Когда то , после неких жизненных событий , заставил себя внимательно читать даже самые малозначительные бумаги , попадающие в руки, – и обнаружил там весьма интересные вещи, основанные на том , о чём Вы изволили заметить. Не поверите – как стало проще “иметь” дебилов!
Самое классное в этой статье-это терминология.”Состав мог разгоняться”…Как бывший железнодорожник могу вам уверенно заявить что слово “вагон” и “состав” имеют несколько разные значения.И,кстати,бесшовный рельс-это новейшие разработки,а ранее были стыки между рельсами(это для компенсации разницы температур между сезонами,и чтобы при торможении состава рельс не “собирался”).Колесные пары на такой скорости не могли выдержать подобные нагрузки.Всему свое время…Сперва бесшовные рельсы,а только потом уже самолетный двигатель на крышу электрички…
Есть видео (смотрите в тубе) , как разгоняли спец-тепловоз ТЭП-80-0002 до 271 км/час в 1993г. Озвучен факт, что , когда он пронёсся мимо вагонов с углём – уголь выдуло из них воздушной волной.
Посмотрел…Прямой участок пути,бесшовный рельс.Правда я таких тепловозов в реальности не видел никогда.Ну да,круто,но к статье это не имеет отношения.Но блин,что шокирует,это внешний вид.Никакой аэродинамики…а мчит.Просто интересно какой у него тормозной путь…Если у обычного поезда 800 метров,то у этого…километров 5,что-ли.
Безшовный путь появился на жд в СССР, если мне не изменяет память , в 70-х. Ездил по нему в Крым . Сейчас прочитал , что есть рельс длиной 100 м , и их партию заказали в Крым. А компенсаторы ставят через 800 м.
Кстати…первая картинка сверху и седьмая-это фотошоп.Первая итак понятно,а на седьмой железобетонные шпалы…