Главная » Литература, Сказки и былины

Избушка на курьих ножках — это гроб, и еще 4 неожиданности русских народных сказок

00:54. 26 марта 2020 1207 просмотров 83 коммент. Опубликовал:

Жутковатые исторические толкования русских народных сказок.

Баба-яга

620x459_1_5790696b92f96e32071086bb3f9e0fed@1000x741_0xac120005_10062202151529051840

Образ Бабы-яги уходит корнями в древнейшие времена матриархата. Эта вещая старуха, хозяйка леса, повелительница зверей и птиц, охраняла границы «иного царства» — царства мертвых. В сказках Баба-яга живет на краю леса («Избушка, встань ко мне передом, к лесу задом»), а лес у древних людей ассоциировался со смертью. Баба-яга не только охраняла границу между мирами живых и мертвых, но и была проводником душ умерших на тот свет, поэтому одна нога у нее костяная — та, которая стояла в мире мертвых.

В сказках сохранились отзвуки древних легенд. Так, Баба-яга помогает герою попасть в тридевятое царство — загробный мир — при помощи определенных ритуалов. Она топит баню для героя. Затем кормит-поит его. Все это соответствовало обрядам, совершаемым над покойником: омовение усопшего, «покойницкое» угощение. Еда мертвых не подходила для живых, поэтому, требуя еды, герой тем самым показывал, что он не боится этой пищи, что он «настоящий» усопший. Герой временно умирает для мира живых, чтобы попасть на тот свет, в тридевятое царство.

Избушка на курьих ножках

4518898

В славянской мифологии традиционное место обитания сказочной Бабы-яги — это своего рода таможня, пункт перехода из мира живых в царство мертвых. Поворачиваясь к герою передом, к лесу задом, а потом наоборот, избушка открывала вход то в мир живых, то в мир мертвых.

Мифологический и сказочный образ необычной избушки взят из реальности. В древности умерших хоронили в тесных домиках — домовинах (по-украински гроб до сих пор называется «домовина»). В сказках подчеркивается теснота избушки-гроба: «Лежит Баба-яга, костяная нога, из угла в угол, нос в потолок врос».

Гробы-домовины ставили на очень высоких пнях с выглядывающими из-под земли корнями — казалось, что такая «избушка» и правда стоит на куриных ногах. Домовины ставились отверстием, обращенным в противоположную от поселения сторону, к лесу, поэтому герой просит избушку на курьих ножках повернуться к нему передом, к лесу задом.

Река Смородина и Калинов мост

620x303_1_460591f5e035de15f2942d944e2e88ef@700x342_0xac120005_15541758811529051857

Река Смородина в буквальном смысле водораздел между явью и навью (миром живых и миром мертвых), славянский аналог древнегреческого Стикса. К растению смородине название реки не имеет никакого отношения, оно однокоренное со словом «смрад». Смородина является серьезным препятствием для сказочного или былинного героя, реку тяжело перейти, как тяжело попасть живому в мир мертвых.

Через реку Смородину перекинута переправа — Калинов мост. Название моста не имеет отношения к калине, здесь корень общий со словом «раскаленный»: поскольку река Смородина часто называется огненной, мост через нее представлялся докрасна раскаленным.

Именно по Калинову мосту души переходят в царство мертвых. У древних славян фраза «перейти Калинов мост» означала «умереть».Если на «нашей» стороне моста мир живых охраняли богатыри, то по ту, загробную, сторону мост охраняло трехголовое чудовище — Змей Горыныч.

Змей Горыныч

620x448_1_07a1b01d82cef3a2b1ec2a939ac08146@1200x868_0xac120005_8237377271529051854

В христианстве змей — это символ зла, хитрости, грехопадения человека. Змея — одна из форм воплощения дьявола. Соответственно, для христианизированных славян Змей Горыныч — символ абсолютного зла. Но в языческие времена змею поклонялись как богу.

Скорее всего, отчество Змея Горыныча не связано с горами. В славянской мифологии Горыня — один из трех богатырей, в еще более ранние времена бывших хтоническими божествами, олицетворявшими разрушительные силы стихий. Горыня «заведовал» огнем («гореть»). Тогда все становится логичнее: Змей Горыныч всегда связан с огнем и намного реже — с горами.

После победы христианства на славянских землях, а особенно в результате набегов кочевников на Русь Змей Горыныч превратился в резко негативного персонажа с чертами, свойственными кочевникам (печенегам, половцам): он сжигал пастбища и деревни, уводил в полон людей, ему платили дань. Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах» — сарацинами в Средневековье называли мусульман.

Кащей Бессмертный

620x381_1_e22ea091bdc31af366b443ba149d42b8@1920x1181_0xac120005_12264166111529051850

Кащей (или Кощей) — один из самых загадочных персонажей русских сказок. Даже этимология его имени спорна: то ли от слова «кость» (костлявость — непременный признак Кащея), то ли от «кощун» («колдун»; с наступлением христианства слово приобрело негативный оттенок — «кощунствовать»), то ли от тюркского «кошчи» («невольник»; в сказках Кощей часто является пленником волшебниц или богатырш).

Кащей принадлежит к миру мертвых. Подобно древнегреческому богу загробного царства Аиду, похитившему Персефону, Кащей похищает невесту главного героя. Кстати, как и Аид, Кащей — обладатель несметных сокровищ. Слепота и ненасытность, приписываемые Кащею в некоторых сказках, — это характеристики смерти.

Кащей — бессмертный лишь условно: как известно, его смерть находится в яйце. Здесь сказка также донесла до нас отзвуки древнейшего универсального мифа о мировом яйце. Этот сюжет встречается в мифах греков, египтян, индийцев, китайцев, финнов и многих других народов Европы, Азии, Африки, Австралии.

В большинстве мифов яйцо, нередко золотое (символ Солнца), плавает в водах Мирового океана, позже из него появляется прародитель, главный бог, Вселенная или что-нибудь в этом роде. То есть начало жизни, творения в мифах разных народов связывается с тем, что мировое яйцо раскалывается, уничтожается. Кащей во многом тождествен Змею Горынычу: похищает девиц, охраняет сокровища, противостоит положительному герою. Эти два персонажа взаимозаменяемы: в разных вариантах одной сказки выступает в одном случае Кащей, в другом — Змей Горыныч.

Интересно, что слово «кощей» трижды упоминается в «Слове о полку Игореве»: в плену у половцев князь Игорь сидит «в седле кощеевом»; «кощей» — пленный кочевник; сам половецкий хан Кончак назван «поганым кощеем».


83 Комментария » Оставить комментарий


  • 2159 1577

    Героиня избушки на курьих ножках четко описана в рассказе Владимира Короленко “Лесная нежить”. Это не только художественный образ, но реальная сила. Мы интересуем смерть мы её пища. Для слабых духом она причина ужаса, для сильный источник нездорового вдохновения, она та сама муза Пушкина, Есенина, Моцарта и Сальери. Физически её воздействие начинается через половые гормоны в момент отравления, жара, болезни и обретает образ, частной формой которого может быть избушка вначале со женщиной, которая вдруг обращается в монстра. С ней же в виде образов наших умерших родственников мы общаемся во сне. Она же сирена, русалка и просто эротический образ нашей фантазии.

    • 463 379

      Баба-Яга была участницей инициации, обряда перехода ребёнка-подростка к половозрелому мужчине. Обряд сопровождался сложными испытаниями.

      Русалки – души утонувших девушек. Их стоит рассматривать отдельно. Образ Бабы-Яги и так чрезвычайно богат.

      • 28819 25171

        “Русалки – души утонувших девушек…” Ну да… А как тогда быть с Пушкиным? “…русалка на ветвях сидит…” Как это она, с рыбьим хвостом, вот так – по веткам туда забралась?

        Русалка – русая, вобравшая в себя (ка) всю мудрость (ал). Дева-птица. А с “рыбьим” хвостом – это навки (из Навьего мира).

        • 463 379

          Навьи – умершие неестественной смертью и не нашедшие успокоения души. Живя между мирами, естественно они могли иметь сверхестественные возможности. Апофеоз – ужасающий, мощный образ Вия.
          А на дерево можно забраться при помощи волшебных технологий.
          https://youtu.be/SkPpHwSqjbE

        • 463 379

          Я не возражаю против сложного и не однозначного толкования.
          https://youtu.be/gvfr8dvDePA

          • 28819 25171

            Есть и более сложное и более правдивое толкование… БАБУШКА ЙОГИНЯ – существует ещё и Русь по-настоящему древняя, со своим укла-дом, своей культурой, своими Богами и ритуалами служения им, и со своими мифически-ми героями и героинями. Так вот, ещё до колобка и репки, до Добрыни Никитича и Соло-вья Разбойника жила – была прекрасная, юная Богиня, с карезелёными роскошными гла-зами и мягкими длинными русыми косами – Йогиня. Всем она была хороша – и красива, и добра необычайно. А уж какая щеголиха! Самое главное – это её прекрасные Золотые сапожки, которые носили её по белу свету.
            И была у неё особая миссия. Йогиня отыскивала в селениях осиротевших деток. Веч-нопрекрасная, Любящая, Добросердечная Богиня-Покровительница детей-сирот и детей вообще. Она странствовала по Мидгард-Земле то пешком, носимая своими чудными ножками, то на Огненной Небесной Колеснице, то верхом на коне по землям, на коих жили Роды Великой Расы и потомки Рода Небесного, собирая беспризорных детей-сирот.
            В каждой Славяно-Арийской Веси, даже в каждом многолюдном граде или поселении, Богиню-Покровительницу узнавали по излучающейся доброте, нежности, кротости, любви и её нарядным сапожкам, украшенным золотыми узорами, и показывали Ей, где живут дети-сироты. Простые люди называли Богиню по-разному, но обязательно с нежностью: кто – Йогой Златой Ногой, а кто и совсем попросту – Йогиней-Матушкой. Детей-сирот Йо-гиня доставляла в свой предгорный Скит, который находился в самой чаще леса, у под-ножия Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от неминуемой гибе-ли последних представителей древнейших Славянских и Арийских Родов.
            В предгорном Скиту, где Йогиня- Матушка проводила детей через Огненный обряд по-священия Древним Вышним Богам, имелось Капище Бога Рода, высеченное внутри горы. Рядом с горным Капищем Рода, в скале имелось специальное углубление, которое Жре-цы называли Пещь Ра (отсюда – пещера). Из него выдвигался каменный помост, разде-лённый выступом на два равных углубления, называемый ЛапатА. В одно углубление, которое было ближе к Пещь Ра, Йогиня-Матушка укладывала спящих детей в белых одеждах. Во второе углубление накладывался сухой хворост, после чего ЛапатА задвигался обратно в Пещь Ра, и Йогиня поджигала хворост. Для всех присутствовавших на Огненном обряде это означала, что дети-сироты посвящены Древним Вышним Богам и в мирской жизни Родов их никто более не увидит. Когда задвигался помост-лапата в Пещь Ра, специальный механизм опускал каменную плиту на выступ лапаты и отделял углубление с детьми от Огня.
            Когда загорался Огонь в Пещь Ра, Жрецы Рода переносили детей с лапаты в помеще-ния Капища Рода. Впоследствии из детей-сирот воспитывали Жрецов и Жриц, а когда они становились взрослыми, юноши и девушки создавали семьи и продолжали свой Род. Однако после христианизации Руси, когда появилась необходимость отвлечь народ от родной Веры, образ красивой молодой Богини подменили образом старой, злой и горбатой старухи со спутанными волосами, которая крадёт детей, жарит их в печи в лесной избе, а потом поедает их. Даже Имя Йогини-Матушки исказили и стали пугать им всех детей.

          • 6324 4234

            Не утверждаю, но можно представить, что это не пещера, а космический корабль. Тогда со стороны наблюдатель корабль принимает за пещеру, а огонь – работа двигателя. А корабль скорая помощь. (лично мои фантазии, не утверждения)

        • 463 379

          Но, должен с вами согласиться, в Северо-русской традиции образ Русалки действительно близок к тому, который вы описываете. Девы-утопленницы ближе к Западно- и Южно-русской традиции, в каких-то местах обе переплетаются.
          Как отголосок преданий о Гиперборее интереснее представление о мудрой женщине. Утопленницы-русалки скорее рефлексивный страх перед опасностью глубокой воды, нашедший свое отражение в фольклоре.

        • 463 379

          Очень люблю Белое море. Слава Богу, люди не знают, как там красиво, поэтому не изнасиловали северную природу. Где-то там Лукоморье?

      • 1144 1048

        А души утонувших мальчиков это кто?

  • 28819 25171

    Баба Яга – у Сахарова (XIX век), собирателя сказок, былин и поговорок Баба Яга трёх видов: Баба Яга костяная нога, Баба Яга золотая нога и Баба Йога. Баба Яга к недругам строга ладила с лешим (хозяином леса). Её скит находился в дремучем непроходимом лесу, огороженный высоким тыном (забор), а на тыну торчали черепа. Т.е. вешали медвежьи, волчьи и других умерших зверей черепа и делали оберег вокруг дома, чтоб недруги не проникали. Избушка на курьих (не куриных!) ножках, т.е. дымовых, огненных (Курилы – там не курей выращивают, и не курильщики собрались, там курьи вулканов). Влетала в трубу на летательном аппарате “ступа”. Изба поворачивалась от команды голосом (“повернись ко мне передом, а к лесу задом”). Избушка малая снаружи и безмерная внутри (изменённая метрика пространства). Вот и вообразите какие там применялись технологии…

    • 463 379

      А насчёт курьих с вами соглашусь. Без(с)смысленно и нелепо – дом на куриных ногах.
      Есть в русском языке поговорка “Первый блин комом”. Никто не может объяснить, а почему, собственно?
      На истинную Масленницу, день проводов Зимы и встречи Весны (весеннее равноденствие) пекли блины и несли первый блин священному зверю Кому, что бы задобрить его и проверить – проснулся ли он в своём Логове?
      Но зверь был страшен и поминать его истинное имя – Ком – было не принято, особенно к ночи. Сначала назвали Бером (пчелятник, медовик), а славяне затем и вовсе, нарекли Ведмедем или Медведем (ведающий мед).
      А в языке сохранились слова – “Бортник” (занимается мёдом), “Берлога” (логово Бера), да поговорка “Первый блин комом”.
      А правильно – Первый блин Кому.

      Но мы это обсуждали позавчера в публикации БлэкКэта ” Кот гуру”, как формально искажаются и теряются смыслы.

      • 28819 25171

        Первый блин – не комом, а комАм – медведям, которые просыпаются от зимней спячки…

        Первый блин – комам,
        А второй – знакомым,
        Третий – родне,
        А четвёртый – мне…

        А сама Масленица НЕ является ведическим праздником и НЕ имеет никаких ведических корней — этот праздник был введен церковниками в XVI веке для вытеснения из народного сознания великого солнечного праздника встречи весеннее равноденствие (начало астрономической весны). Славянские праздники отмечаются строго в определённые дни, а не являются “плавающими”, как у христиан… Если бы правительство, по поручению РуПЦер, разрешило его праздновать, то оно разрешило бы и строительство наших капищ, не запрещало бы Славяно-Арийские веды, не преследовало бы староверов (не путать со старообрядцами-христианами) и родноверов… Но этого нет…

        • 463 379

          РПЦ не смогла сразу победить Народную Веру, поэтому приспосабливалась, как можно:
          - День Весеннего равноденствия (у нас – “Гуканне Вясны”) превратили в “Масленицу” и сместили по времени.
          - День Летнего солнцестояния (у нас – “Купалле”) превратили “День Ивана Купалы” и привязали к поминанию хр.св. Ивана 7 июля.
          - Перунов день превратили в “День Ильи-пророка”, а нынче и вовсе – День ВДВ:).

          Я сам был городской-пионер, но летом в детстве жил в деревне у бабушки, в очень глухом месте посреди леса. Меня поражала двойственность её взглядов на Мир. С утра она читала “Отче наш” и “Святыя в помощи Вышняго”, а во время сильной грозы просила прощения у Пяруна. Пярун – это гром по-белорусский, Навальнiца – гроза, война миров.

          Народные праздники никто отмечать у нас не запрещает. Более того, это приветствуется. Белорусский орнамент, я считаю, ЮНЕСКО должно внести в список культурного наследия Человечества, это очень своеобразный язык символов.

        • 6324 4234

          Масленица – КОМОЕДИЦА.

    • 463 379

      Избушка “на курьих ножках” изображается стоящей то в чаше леса (центр иного мира), то на опушке, но тогда вход в неё — со стороны леса, т. е. из мира смерти. Название “курьи ножки” скорее всего произошло от “курных”, т. е. окуренных дымом, столбов, на которые славяне ставили “избу смерти” — небольшой сруб с прахом покойника внутри (такой погребальный обряд существовал у древних славян ещё в VI—IX вв.). Баба Яга внутри такой избушки представлялась как бы живым мертвецом — она неподвижно лежала и не видела пришедшего из мира живых человека (живые не видят мёртвых, мёртвые не видят живых). Она узнавала о его прибытии по запаху — “русским духом пахнет” (запах живых неприятен мёртвым).

      Кстати, “ступа” — неизменное средство передвижения сказочной Яги, в переводе с санскрита означает — “могила, урна для захоронения”. Люди верили, что мертвецы летают на гробах.
      https://sites.google.com/site/kokorinva/Home/b/baba-aga

  • 463 379

    Образы героев народных сказок весьма сложны и неоднозначны. Складывалось они не единовременно, а столетиями, дополняясь и обогощаясь с течением лет, так как передавались сказки в устрой традиции.
    Начало образа Бабы-Яги следует искать в тюркских сказках. Это Бабай-Ага, старичек-волшебник, в общем-то незлобливый, но иногда вредный и коварный. Если помните, Бабу-Ягу в советских фильмах играл Георгий Милляр, так что ничего удивительного,что мужчина стал женщиной. Ещё одна сторона образа Бабы-Яги связана с инициацией, обрядом перехода от ребенка-подростка к половозрелому мужчине. Обряд сопровождался различными испытаниями, отзвук их в сказках – попытка засунуть мальчика в печь.
    Кощей Бессмертный по-белорусский – Здыхлень Бессмяротны. Ходячий мертвец, ходячая кость-кощ. По-современному – Зомби.

    Про каждого героя сказок можно написать целый трактат. Хорошо, что вы подняли эту тему, при этом без самодеятельного бреда, как сейчас модно. Это действительно интересно. 10 из 10.

  • 463 379

    Зато какой колоритный! Кто бы мог сыграть Бабу-Ягу лучше, не представляю.

  • 2159 1577

    Эта публикация выгодная позиция, я продолжаю притчю. Баба Яга это смерть однозначно. Да принимала участие в переходе мальчика в мужчину да и девочки в женщину это просто трах, для которого строили специальные домики на праздники, в Европе ещё при дедушке Лермонтова строили такие домики. Обряды свадьбы и похорон одного плана.
    В легендах почти всех народов есть описания бабы Яги с домиками и без домиков, все они похожи. Путишествия по этим домикам это астральный сон в котором, внимание, человек может ласты двинуть от нервной нагрузки, а тело его потеряться, если он находится в удобном для такой потери месте. Повторю все рассуждения о Яге это бег в сосне, пока человек, кто реально интересуется, не прочитает Короленко главу “Как меня победила лесная нежить”.

  • 2159 1577

    В Олесе нет бабы Яги, но есть описание приёма симметричного пространства, когда Олеся повторяет за героем движения, потом представляет верёвку о которую он запинается и падает. Она даже не в астрале, она может представить предмет также чётко как в астрале, и когда она при этом чётко представляет героя опыта, делает его движения, то он видит и даже кожей чувствует верёвку о которую запнулся.
    Настоящая баба Яга образ астрального сна или тот же домовой, что давит нам на грудину, или голос который ночью ясно позовёт вдруг из ниоткуда. Настоящие аватарки Куйвы хотя и могут быть женщинами симпатичными, но они очень мнительны, опасны, имеют низкий голос и избыточное воображение. Настолько сильное, что могут представить, что вы разбили их любимую вазу и поверить что это было на самом деле. Короче ну их на. Образы Куйвы в виде русалок или даже нежити безопаснее живой (в кавычках) аватарки смерти.

    • 463 379

      У нас с вами и Вячеславом мысли скачут в разные стороны, но иногда пересекаются:)

      • 2159 1577

        На Пандоре подняли много интересных тем о ариях, рунах, Альфе дракона, эфире, генераторах СЕ… Я сам многие темы в таком ключе не видел, кто то знает детали, а в деталях как известно кроется… У меня консультант есть учёный знакомый и с Куйвой (лично) и с автаркой его лично, информация так сказать из первых рук. Но кому оно надо это другой вопрос, и больше того, я тут пишу то, за разглашение чего шамана сразу практики лишают или жизни. Но я не практикую и пишу там, где головы людей забиты, эфир забит, а клава всё стерпит. Кэнон кстати тоже Кванон, как и куль, кулёма, Куйва, кузнец, кий и куй всё оттуда из одного эгрегора не для слабых.

  • 1057 558

    …После третьего аборта избушка на курьих ножках решила больше не поворачиваться к лесу задом…

  • 15077 359

    Логово Горыныча располагалось в «Сорочинских (сарацинских) горах»
    ——-
    Сорочинская ярмарка под Полтавой оказывается САРАЦИНСКАЯ-мусульманская ))
    Очень может быть

  • 13166 6478

    Интересное предположение.
    Баба Яга – баба (женщина) йога (знающая практики).
    Ведающая женщина.
    Избушка на курьих ножках – изба, стоящая на островке между потоками воды.
    Курьи – потоки, ручьи (финно-угорское)
    Мыла в бане, потом сажала на лопатку и в печь – обряд очищения, состоявший из омовения, разогрева в бане до лютого пота (чистка водой) и “отжига” негативной энергетики, человека заворачивали в мокрую простыню, чтобы не было ожогов и на короткое время помещали в печь, так, чтобы жар от углей обдал тело (чистка огнем).
    Баба Яга была “проводником” человека в мир Нави.
    А точнее, учителем, который мог научить, как работать с духами и противодействовать им.

    • 2159 1577

      В этом Кот ты весь, баба Яга т.е. смерть это обряд очищения, иог такой с колотушкой по тыкве бамс, очистился навсегда. Это как Мишка Тимофеев предлогал организовать турпоток набираем за деньги! Сотню людей забрасываем в глухоперь без еды кто вышел к людям молодец не вышел не повезло. Тут очищение такого же плана точнее никто не вышел все очистились. Нет выходили некоторые Лазарь например но ненадолго что то им не жилось после выхода. Вот Харон тоже намекал что вошёл и вышел очистился как надо. Надо и хохла поспрошать не сходил ли он к бабке в самоволку и потерял там берега.

      • 2751 2171

        А не присвоить ли Блохастому звание “Кунилингвист” – человек, способный ублажать комментариями.
        (c) немоё

      • 13166 6478

        И у Вас “сработал предохранитель”?)

        • 2159 1577

          Тут Лимонова на волне стандартной популярности читал вот был чел вообще без предохранителя во всех отношениях, книгу его сейчас за штуку не купишь. Так что по части культуры мы всех огребем, и я только рад что есть люди типа Степаныча, Хохла, Харона, Антона, или тебя Кот, кто на ящике задаёт веселуху, какие к вам претензии, да никаких. Я комментатор не более того.

          • 13166 6478

            Записали всех в шутов?)

          • 2159 1577

            Кот я не точно бы умный а проникновенный, чтоб записать человека хоть куда надо его нанять, а это очень сложно. Я горжусь только в голос опозиции, погран отряду постоянно дают такие задания, что лучше у первых рядах не ходить. Вы в первых рядах вот и всё, а я один из последних, который изначально сомневается в успехе, но не отказывается от боя, других то нет в этой жизни приключений.

    • 4016 3356
  • 2159 1577

    Да нет с избушкой все ясно любой вариант покатит а вот крест вилочковый загадка буква т заменяла крест что она обозначала явно не солярный знак люди древние были люди предметные нужен предмет.

    • 463 379

      Здесь неплохое описание. Видел много вариантов в Карелии (люблю бродить по кладбищам).
      И это универсальный символ для самых разных народов. Всё задумываются, чо такое Жизнь и Смерть, какие есть Миры. И независимо друг от друга приходят к символу Мирового Древа. На Ольхоне (остров на Байкале) видел Обоо (Сэргэ). Резной столб с заостренныи верхом. Снизу – подземный Мир, посредине – явный Мир, указывает вверх – верхний Мир. Тоже самое, по сути.
      http://kenozerjelive.ru/opolo-mogily.html

  • 463 379

    Несмотря на сложность и богатство образа Бабы-Яги ясно одно: её оболгали. Карелы и Финны борются за возвращение доброго имени Лоухи. Леннрот в своей “Калевале” зачем-то изобразил её злой старухой. А в аутентичном эпосе она девушка, защитница Древа Жизни и Природы.
    Наваждение какое-то.

    И ещё. У Бабы-Яги был Чёрный Кот. Что о нем известно?

    • 2159 1577

      Александр вся эта хрень не сказки есть привязки и по местности и по личностям реальным и виртуальным. Но в целом если ты нормальный человек то есть признаешь земные ценности эту дремоту тебе не прорубить и не надо. Баба Яга это смерть однозначно из астральных снов. Надо, есть техника сна, хоть завтра в путь, если память у тебя нормальная, то любой туда заходит. Даже без цели каждый Куйвы касался она к каждому имеет свой подход. Ну например Теркин и смерть это идеальный образ. Если тебя тянут кладбища это не со смертью связано а с ритуалами тут я прямо скажу не спец. Среди бойцов лучшие богатыри среди полубогов самая сильная Венера. Но ей служить, уж лучше крестик на шею и молитвы читать православные. Так и делаю по существу но Венеру уважаю.

      • 463 379

        Меня тянет культура, в т.ч. отношение к Смерти. Попытка осмыслить сложности Жизни и Смерти отличает человека от обезьяны, которая живёт гораздо проще.
        Я архитектор по образованию, хотя сейчас по специальности не работаю. Имел интересный опыт, делал комплексы на кладбищах. После лихих 90-х братки стали ставить памятники, самый примитивный вариант, это фигура в полный рост в пиджаке на гранитной плите. Это не моё. Мне нравится Символизм, попытка в Материале через Форму, используя Идею, выразить Духовность. Это сложнее, но интереснее, чем лепить домики с квартирами.

        Мне повезло, я был знаком с Леонидом Левиным, одним из авторов комплекса “Хатынь”. Хоть и еврей, но интересный был человек. Всегда восхищаюсь тем, как там образно и символично, при помощи архитектуры передан трагизм.

        • 9923 9145

          Александр , самое главное – оставить себя, нынешнего, в этой реальности. В книгах, фильмах , картинах, стихах, учебниках, архитектуре..Главное, чтобы Ваше имя было на слуху, и на виду. Не для всех , но – было.) Кстати , про символизм. Художников так и различают , – реалисты и символисты. Вот, почему Смерть изображают с косой ?

          • 463 379

            Один из вариантов объяснения. Честно говоря, не слишком оригинально. Ваши варианты?
            https://ritual.ru/poleznaya-informacia/articles/pochemu-smert-s-kosoy/

          • 9923 9145

            Нравится притча про кузнеца , где коса для расчистки дороги в рай.. А вопрос – почему дама ?

          • 463 379

            Моё ощущение такое. У Гюстава Курбе есть картина “Происхождение мира”. Картинку не покажу, цензура не пропустит (порнография).
            Человек приходит в мир благодаря женщине, и с ней уходит. В этом есть какое-то таинство.
            Ваше толкование?

          • 9923 9145

            Очень сложно.. По индийской мифологии – о ПРАНЕ, у нас- сборная солянка , но коса как цифра “7″, семь , семя .. чьё?

          • 463 379

            В фильме “Новая земля” было рассуждение одного из главных осуждённых героев (канибалла, но принципиального парня): “7… смерть с косой…плохая цифра…а вот 8…бесконечность:)

          • 2159 1577

            Символика смерти вся с горы Кукис главная руна Са как Я либо как R, есть там и руна похожая на t, та самая коса. Поэтому руны так сильны, они с гор Кукис и Юкспор. Руны это геоглифы высолы белые проплешины в виде символов. Кукис гора Куйвы, Юкспор гора дерева жизни которое на самом деле сухое русло потоков издали можно за огромное дерево принять. Там же природное явление Мандала Калачакры вращающаяся световая свастика. Вся это бесовшина имеет привязку к месту а раньше ещё и шаманы там мутили, так что церковь постаралась всю память о этом стереть и теперь не признает если что. Но эти горы уже точно нельзя врагам отдать это покруче гробницы ВЛ это мама всех гробниц и пирамид.

          • 463 379

            В земледельческих культурах Европы, Ближнего Востока, Греции и Рима богиня смерти и плодородия была едина. Красивая женщина, в руках у неё был серп (коса изобретена позднее). При этом смерти в трактовке “меня больше нет” не было, был переход. В христианские времена была разжалована из богов в страшную аморфную “смерть с косой”.
            В Индии все сложно. Там смешались Ведическая традиция и культ богини Кали, а позднее уже идёт речь о Матери Мира.
            Такой же дуализм наблюдается у славян: богатыри то воюют, то дружат с Бабой-Ягой.
            И тоже у финнов – горячие парни из Калевалы то воюют со старухой Лоухи, хозяйкой Похьелы, то она добрая и красивая.

            Ощущение такое, будто на каком-то этапе смешались два культа.

            Я полагаю, Арии двигаясь с Севера и подчиняя земледельческие культуры Богини-Матери (Хараппское царство, Ближний Восток, Крито-Микенская цивилизация) где-то примирились с туземцами, но не совсем. В той же Спарте (Лакодемоне) спартанцы-дорийцы составляли привелегированное меньшинство, а 3/4 населения составляли подчинённые туземцы. Культ Богини-Матери взят от них.

          • 463 379

            После появления фотографии реализм как направление в живописи потерял смысл. Правда, у нас было направление “Соцреализм”. Там было 2 варианта:
            1. Стать ремесленником.
            2. В рамках банального жанра попытаться сделать все же что то неординарное. Очень сложная задача на самом деле.

      • 463 379

        Я прекрасно понимаю, о чем вы. Вам принципиально важно имя “Баба-Яга”? А я скажу “Вий”. Он страшнее, само обозначение ночного кошмара, от которого невозможно отгородиться никакими стенами.
        Ну да ладно, не будем говорить об этом на ночь глядя.

        • 2159 1577

          Александр, если вы архитектор, мне легко будет вам объяснить, что есть духи. Вот мы задали себе вопрос или нам его задали, формируется ответная речуга. Формируется динамическая мимическая маска и мысль первоначально состоящая из калейдоскопа слов. Эта динамическая маска проецируется в подсознании как эмоциональная говорящая голова, не обязательно похожая на вас, но на ней эмоции ярко выражены. По этой картинке запускается работа мышц лица и гортани. Мы этот видео-кадр ни осознаём, ни видим, быстро он летит, но во сне мы и сами быстро летим и поэтому в полусне можно этот образ увидеть. Если вы болеете, то морда кадра будет злая и страдальческая, а если сопротивляетесь активно болезни, агрессии, сами нападаете, то мим будет страшным. Это и есть духи в приложении к человеку. Шаманы способны не только своих видеть, но и духов больного и т.д. Как с духами бороться, да никак, они источник нашей силы и хотя блаженны нищие духом, нашу жену, начальника, общество в целом такое блаженство не устроит.

  • 2159 1577

    Александр, если вы архитектор, мне легко будет вам объяснить, что есть духи. Вот мы задали себе вопрос или нам его задали, формируется ответная речуга. Формируется динамическая мимическая маска и мысль первоначально состоящая из калейдоскопа слов. Эта динамическая маска проецируется в подсознании как эмоциональная говорящая голова, не обязательно похожая на вас, но на ней эмоции ярко выражены. По этой картинке запускается работа мышц лица и гортани. Мы этот видео-кадр ни осознаём, ни видим, быстро он летит, но во сне мы и сами быстро летим и поэтому в полусне можно этот образ увидеть. Если вы болеете, то морда кадра будет злая и страдальческая, а если сопротивляетесь активно болезни, агрессии, сами нападаете, то мим будет страшным. Это и есть духи в приложении к человеку. Шаманы способны не только своих видеть, но и духов больного и т.д. Как с духами бороться, да никак, они источник нашей силы и хотя блаженны нищие духом, нашу жену, начальника, общество в целом такое блаженство не устроит.

  • 4242 2568

    Под избушкой на курьих ножках понимали -общественное заведение, куда ходят много народу

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)