Террористические группировки – криминальный мир
В последнее время все чаще появляются сообщения об угрозах для Центральной Азии со стороны Афганистана. Так как обстановка в республике долгое время остается напряженной ввиду того, что на ее территории происходят постоянные боестолкновения террористов с правительственными войсками. Однако, по данным экспертов, официальный Кабул до сих пор контролирует лишь часть страны, поэтому в большинстве случаев боевики остаются вне поля зрения правительственных сил, особенно на территории провинций граничащие с соседними государствами.
В отличие от самих талибов, боевики, базирующиеся в пограничных районах северного Афганистана, ориентированы на дестабилизацию обстановки в Таджикистане, Кыргызстане и Узбекистане для формирования в странах ЦАР новых радикальных идей, распространения наркотиков и активизации «спящих ячеек».
Создание трансграничных потоков наркотрафика, из Афганистана в Таджикистан, Кыргызстан и Узбекистан позволяет боевикам пользоваться возможностями местных преступных группировок. Сращивание криминала и террористов само по себе серьезно накаляет ситуацию на границе, к тому же операции по перехвату наркотиков часто сопровождаются боями. В среднем происходит не менее 20 боестолкновений в год, о последнем сообщалось в апреле. Тогда в ходе боя у кишлака Кавок в перестрелке были убиты два контрабандиста и ранен пограничник. На месте боя было изъято около 60 кг наркотиков.
Участие бандподполья в преступном бизнесе ведет к сращиванию их террористических группировок с криминальным миром, распространению их идей в местах лишения свободы. Сейчас уже порой говорят о появлении целых "зеленых зон" под влиянием террористов, по аналогии с "черными", контролируемыми криминальным миром, и "красными", где поддерживается относительная законность. Такая колония существует в Таджикском городе Вахдат. Управление режимом в колонии, контроль над заключенными и подкуп сотрудников позволили террористам ИГИЛ устроить массовый бунт в ходе которого погибли около 30 охранников, заключенных оппозиционеров и священнослужителей несогласных с экстремистской идеологией боевиков.