Повседневная жизнь советской армии/Дмитрий Пучков и Павел Перец
Соведущий фестиваля "Цифровая История" Павел Перец поговорил с блогером и переводчиком Дмитрием Пучковым о буднях советской армии.
Дорогие друзья! Шестой фестиваль "Цифровая История" будет посвящен истории и литературе. Он пройдет в Москве 30 ноября и 1 декабря. Приобретайте билеты по ссылке:
https://tsifrovaya-istoriya.timepad.r…
Программа на 30 ноября:
11.00 – 12.00. Встреча гостей.
12.00. Открытие фестиваля.
Выступление Егора Яковлева. «Фальшивые шедевры: литературные аферы, которые изменили мир»
Егор Яковлев – директор научно-исследовательского фонда «Цифровая история».
Выступление Ксении Чепиковой. «Мир первой печатной литературы: сколько стоили книги, зачем их покупали, кого и о чем читали»
Ксения Чепикова – Dr.phil, историк, университет Йены (Германия), автор исследования «Человек, научивший мир читать: история великой информационной революции».
Выступление Елены Браун. «Черный пиар: Ричард III в истории Англии и драме Уильяма Шекспира»
Елена Давыдовна Браун — кандидат исторических наук, доцент РАНХиГС и доцент Историко-архивного института РГГУ.
15.00 — 16.00. Перерыв
Диалог. Михаил Трофименков – Андрей Аствацатуров. «Тайны Эрнеста Хэмингуэя: в жизни и в книгах»
Андрей Аствацатаруров – писатель, филолог, кандидат филологических наук, доцент кафедры истории зарубежных литератур СПБГУ.
Выступление Алексея Исаева. «Лучшая книга о Великой Отечественной: Александр Бек и его “Волоколамское шоссе”»
Алексей Валерьевич Исаев — кандидат исторических наук, один из крупнейших исследователей Великой Отечественной войны.
18.00 — 18.30. Перерыв
Диалог Леонид Юзефович – Егор Яковлев. «Гражданская война в современной художественной литературе»
Леонид Юзефович – писатель, двукратный лауреат премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга», кандидат исторических наук
Диалог Дмитрий Пучков – Наталья Конева. «Круг чтения советских полководцев»
Наталья Ивановна Конева – профессор кафедры языкознания и литературы Военного университета МО РФ, дочь маршала СССР, одного из главных военачальников Второй мировой войны И.С. Конева.
Программа на 1 декабря:
11.00 – 12.00. Встреча гостей.
12.00. Открытие фестивального дня.
Выступление Кирилла Назаренко. «Пираты Карибского моря: историческая основа “Одиссеи капитана Блада” Рафаэля Саббатини»
Кирилл Борисович Назаренко — доктор исторических наук, заместитель директора Института истории СПбГУ.
Выступление Игоря Гайворонского. «Игра престолов: Политическая борьба в средневековой Европе и книгах Дж. Мартина»
Игорь Гайворонский – кандидат исторических наук
14.00 — 15.00. Перерыв
Диалог Павел Басинский – Егор Яковлев. «Наследие Максима Горького»
Павел Басинский — писатель, лауреат национальной премии «Большая книга», автор серии исследований, посвященных биографии Льва Толстого.
Выступление Мэган Виртанен. «Мода в советской литературе 1920-х годов»
Мэган Виртанен – историк моды, культуролог.
Лев Данилкин – Егор Яковлев. «Диалог о Ленине»
Лев Данилкин – писатель, литературный критик, лауреат премии «Большая книга» за биографию В.И. Ленина «Пантократор солнечных пылинок».
18.00 — 18.30. Перерыв
Выступление Натальи Таньшиной. «Наполеон как литературный герой»
Наталья Таньшина – доктор исторических наук, профессор МПГУ
Выступление Олега Соколова. «Три мушкетера: историческая судьба прототипов»
Олег Валерьевич Соколов — кандидат исторических наук, доцент Института Истории СПбГУ, кавалер французского ордена Почетного Легиона.
Комментарий редакции
Тезисы беседы:
1. Отношение к армии:
- В советское время попасть в армию считалось честью. Те, кто остался без призыва, рассматривались как физически неполноценные.
- Многие втайне мечтали о службе, считая ее важным этапом в жизни.
2. Процесс призыва и обучения:
- Описание процесса подготовки и службы в армии, включая учебные части, где обучение проходит в строгом регламенте, сравниваемом с пионерлагерем.
- Обсуждение необходимости обучаться на специалиста, так как солдаты служили в высокотехнологичных войсках.
3. Дедовщина и отношения:
- Дедовщина – явление, присутствовавшее в армии, сопровождаемое унижением и психологическим давлением на молодые призывники.
- Участники делятся опытом, утверждая, что если не было нарушения границ (физического насилия или сексуального домогательства), с дедовщиной можно было смириться.
4. Социальная жизнь и быт:
- Обычаи, такие как формирование «дембельских альбомов», спортивные занятия и расписания ежедневных работ в армии.
- Во многом солдатская жизнь позволяла создать коллективное восприятие, что и помогало выживать в условиях жесткой иерархии.
5. Перемены в армии:
- Сравнение армии прошлого и современности. Отмечается, что сейчас среди солдат многие уже воспитаны в более «мягких» условиях, что ощутимо снизило уровень дедовщины и физического насилия.
Вывод:
Согласно мнениям участников беседы, советская армия была важным институтом, формировавшим личность и навыки общения мужчин. Несмотря на суровые условия, она учила солдат преодолевать трудности и выстраивать отношения в коллективе, но система дедовщины и физического давления также оставили негативный след в воспоминаниях. В отличие от того времени, современная армия, по их мнению, уже больше опирается на уважение и понимание, а не на запугивание.
Вывод редакции:
Тезисы беседы отражают реальные исторические аспекты жизни в советской армии, где военнослужащие сталкивались как с положительными, так и с отрицательными явлениями. Обсуждение дедовщины и отношений между призывниками соответствует действительности того времени. Беседа передает авторскую точку зрения, подчеркивая уроки, которые можно извлечь из армии, несмотря на ее негативные аспекты.
Чел чуток поел солдатской каши.
Зато умеет хорошо об этом рассказывать.
Жоронька, да Вы красавчик! В Штатах мороз? И солнце? День чудесный?
Жду респект от Сани.)
Ну было там почти так, или что-то похожее, где более, где менее, но суть правильная. Я лично понял одно: прошедший это уже становится способен убивать врага, ценить друга, и всегда знать, что херн.ю делать нельзя, а если уж сделалась таковая, то выкрутиться надо или будет плохо. В известной степени, дедовщина очень плохо, но иначе объяснить пацану что такое война, что такое жизнь, что такое смерть, и что надо делать если уже полный пи.ц было невозможно, если уж была в СССР полная законность и счастливое детство. Дело ведь в том, что деды и отцы – они хлебнули в жизни по полной программе, одно военное голодное детство на краю гибели чего стоило, утрата близких и т.п. вещи, вот у них никакой дедовщины и не было. Позже пошли дети асфальта и дети воспитанные любящими их родителями при полном благосостоянии, вот как иначе было бы сделать армию боеспособной в такой ситуации, чтобы можно было бы повторять подвиги дедов и отцов, чтобы на амбразуру могли бросаться? ну наверное только вот такой дедовщиной и можно было как то учить, что есть жизнь и есть смерть. Я не одобряю на 100 процентов, но тогда была потребность в дедовщине однозначно, ну пусть хоть на 10 этих процентов это минимум. Знать цену жизни мужчина должен. Сейчас не то, это точно. И без такой или подобной частично встряски среднестатистический обыватель чуть что решит что конец света, что можно наложить в штаны, что его права нарушены и мир перевернулся и он уже никому ничего не должен. В принципе на этом пути мы перестали быть бойцами и прошляпили СССР, хотя там больше другое, там чисто предательство страны и не рядовыми. И как некоторый путь к бойцу, это разминка, которую устроили по-сути сами себе страна-агрессор и страна-потерпевшая агрессию, не будем тыкать пальцами. Там конечно тоже имели место смерти, кровь, и это плохо, но и всякая палка всегда имеет два конца, нет палки с одним концом. Но каждый пацан должен действительно иметь понятие и об том что было в самой мощной армии мира, которая была самой мощной в том числе и благодаря такому вот раздолбайству в ней в том числе тоже. А там где уже дошло до войны, там конечно дедовщина исключена, там свой товарищ друг и брат и собой закроет не редкость может быть тоже. А вот где войны долго не было, там как раз и развиваются дедовщина, как воспитательный процесс, а в извращённых пропагандой донельзя двуличности, когда замполит на глазах солдата может сказать одно и делать противоположное, так молодое поколение отвечает точно такой же извращённой донельзя двуличной дисциплиной, это моё имхо уже сейчас.
Ну а прошедший армию пацан своих не сдаёт, вот и просрали СССР. Если бы чётко сдали чужих по идеологии, СССР бы не распался бы. Вот ещё один секретный фактор был у нас на стороне врага. А вот в Афгане этот фактор был на нашей стороне, там шла война, в мирное время этот фактор большую часть нашей армии и подвёл под монастырь. Были гады среди своих, но их тоже не сдавали. Как то так. В то время дедовщина не позволяла никому расслабляться, ни дедам, ни молодым. И хотя это не лучший способ, он работал и был выгоден на самом деле и офицерам, и солдатам, тем и жили. Отвратительно, да, но суть любой армии в том, чтобы она была готова убивать, а не парады устраивать красивые.
Было такое что я говорил солдатам: армия тогда армия, когда она может или убивать, или угрожать тем что будет убивать, иначе в ней нет смысла. Собственно, если это не так, тогда зачем вообще ей дали оружие?
А применительно к тому СССР было так: дух народа должен был стать более мужественным, и путь к этому прошёл через дедовщину. Путь оказался в итоге не самым удачным. Вышли терпилы перестройки и перестрелки в рамках перестройки. Но и бандиты тоже были в том числе из армейских рядов.
Увы, что-то пошло не так… не армия подкачала во всяком случае.