О фантастике, современной и не только
Читать далее 2051 слово 94%.
Комментарий редакции
1. Массовая литература, в отличие от элитарной, является более интересным социальным феноменом, отражающим большие изменения в обществе.
2. Запрос на массовую культуру возник в результате урбанизации и индустриализации, что изменило читательские предпочтения.
3. Фантастика в России исторически ориентирована на предсказание будущего, основанного на научно-техническом прогрессе.
4. Современная фантастика продолжает традиции советской литературы, хотя изменились основные тематики и жанры.
5. Технический прогресс замедлился и стал опасным, вызывая необходимость изменений в самой человеческой природе.
6. Современные писатели-фантасты, такие как Лукьяненко и Панов, затрагивают идеи вертикальной эволюции как реакции на социальные и технологические изменения.
7. На книжном рынке наблюдается концентрация и монополизация, что влияет на многообразие предложений для читателей.
8. Популярность фэнтези и постапокалиптической литературы отражает глубинные социальные изменения и потребности читательской аудитории.
Вывод:
Статья Всеволода Глуховцева подводит итог, что современная отечественная фантастика, несмотря на изменение жанров и тем, продолжает выполнять важную социальную функцию, отражая сложные реалии урбанизированного общества. Она направлена на исследование будущего и изменений человеческой природы под воздействием технологий, при этом оставаясь доступной и понятной широкому кругу читателей.
Вывод редакции:
Тезисы автора соответствуют действительному положению дел в современном обществе и культуре. Рассмотренные им аспекты массовой литературы, технического прогресса и эволюции человеческих отношений по-прежнему актуальны. Упомянутое замедление технического прогресса и изменения в запросах читателей также находят отражение в современном культурном контексте. В то же время, опасное развитие технологий и их влияние на человека становятся предметом серьезных размышлений, что видится как важная тема для сегодняшней фантастики.
Господин В.Глуховцев ! Вы не совсем объективны. Так, попрыгали по верхам!
Фантастика умерла, и вы рассказываете о том, что работало лет пять назад. Фантастика – это способ заглянуть в будущее, но когда будущее никого не интересует, то и фантастика не нужна. Вообще литература умерла, фантастика еще бьется в конвульсиях. Интернет убил литературу. Читатели ушли, новые не приходят. Общество никуда не идет и ни к чему не стремится, не ставит сложных задач перед собой. Полет на Марс -групповое самоубийство. Идея построить на Луне поселение, когда на нашем спутнике не высаживался ни один человек, тоже из того же разряда. Виртуальные миры однообразны. Идея андроидов и взбесившихся роботов обсосана со всех сторон. Фэнтези, как его понимал Толкиен, потеряла новизну и привлекательность. В общем, о покойнике либо ничего, либо хорошо.
+!
Разворот фантастики в сторону от космоса имеет причины. И что касается собственно освоения космоса, есть основания подозревать, что всё упёрлось отнюдь не в технические сложности, преодолеть которые всего лишь, пардон, “дело техники”. А дело в том, вероятно, что кому-то просто понадобилось, чтобы земляне сидели в пределах земной атмосферы и не совали свой нос куда не следует. Для этого смастырили “научное” обоснование, проверить которое невозможно, и на этом технический прогресс закончился. Появившаяся уже к этому времени компьютерная техника оказалась невостребованной и в настоящее время используется преимущественно в качестве игрушек для невменяемых туземцев. В то же время, когда завершался технический прогресс, в бошки туземцев начали вколачивать фантазии о всевозможных суперменах, воображать на месте которых себя было можно, но стать такими, как они – никаких шансов. В этот же период устроили развал Советского Союза, самого прогрессивного, в обозримой истории человечества, государства, и, прогресс как таковой, был завершён в принципе… А дальше?.. а дальше ждём продолжения…
“А дело в том, вероятно, что кому-то просто понадобилось, чтобы земляне сидели в пределах земной атмосферы и не совали свой нос куда не следует.”
Нечего делать в космосе условно-разумной расе, живущей на Земле, уничтожающей свою планету и друг друга. Такое отношение к нам других рас космоса понятно. Там, конечно, тоже не святые живут, но то, как ведут себя жители Земли, за рамками любых представлений, какой там космос? “Средняя по больнице” нравственность здесь ниже допустимых в космосе норм намного. Некоторые фантасты затрагивают эту тему, Голвачёв, например. Он показывает, как должно быть, как может быть в России в будущем, когда изменится отношение людей к планете и друг к другу. Нравственность в природе вещей, и без неё в Космосе делать нечего. Нравственным людям и технологии будут даны. Но технологии не главное. Для северных предков наших, путешествовавших по древу миров, космос был откры́т и без технологий. Это описывает “Северная традиция”.