Кирилл раскритиковал теорию большого взрыва
- Китайские уши для русского голоса: в чем опасность
- Наука и «цифра»: как выжать эффект для экономики
- Высокий спрос на ОФЗ: рубль укрепится?
- Бойня в сети: кибергерои против мошенников
- Борьба с санкциями: автопром нуждается в локализации
- Гиперкубы и фасады-трансформеры: как алюминий меняет архитектуру
- Министр экономики Татарстана — об инвестициях в экономику будущего
Зарождение Вселенной объяснять нужно не сугубо через научные термины, а как божественный акт творения. Такое мнение выразил патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе литургии в храме Христа Спасителя в Вербное воскресенье, передает ФАН.
«Никогда не опишут всего нынешние многие ученые, горделиво считающие себя теми, кто познал тайны бытия и не нашел в них Бога», – заявил предстоятель Русской православной церкви.
По мнению патриарха, познания науки о Вселенной «ничтожно малы» и дальнейшие изыскания ученых «позволят познать лишь незначительную часть божественной тайны». Он добавил, что сейчас ученые используют «странное слово» для обозначения вместилища всей материи, наполнившей Вселенную – «некая точка».
Предстоятель РПЦ полагает, что ученые склонны усложнять. «Ведь проще всего было бы сказать — ну, божественный акт творения! Но язык не поворачивается у тех, которые считают, что разумом можно все объяснить и таким образом вытеснить Бога из человеческого сознания», – заявил Кирилл.
Теория Большого взрыва является общепринятой космологической моделью, описывающей раннее развитие Вселенной. Впервые термин «Большой взрыв» использовал известный британский астроном и космолог Фред Хойл. Сам он считал эту теорию «совершенно неудовлетворительной» и придерживался гипотезы «непрерывного рождения» материи при расширении Вселенной. Согласно существующим представлениям, наблюдаемая вселенная берет начало с так называемого Большого взрыва, который произошел 13,7 млрд лет назад.
Образование самых первых атомных ядер завершилось уже в первые 10–20 минут жизни Вселенной. Где-то через 500 млн лет после Большого взрыва начали образовываться первые звезды.
Ведущий научный сотрудник Института ядерных исследований Российской Академии НаукВячеслав Докучаев в разговоре с НСН заявил, что «божественного акта творения» для физики не существует. Он добавил, что в XXI веке научные представления о зарождении Вселенной «радикально» изменились в сравнении с наукой века XX-го.
«В прошлом веке наука говорила о большом взрыве, который произошел 14 млрд лет назад, и сейчас происходит его финальная стадия. Благодаря вкладу в том числе советских и российских ученых сегодня мы знаем, что живем в мультивселенной, или пространственно-временной пене. Ее можно представить как мыльную пену в тазике.
То, что раньше мы называли большим взрывом, сегодня воспринимается как маленький эпизод, отдельный пузырек в мультивселенной. Она не имеет ни начала, ни конца ни во времени, ни в пространстве. Таким образом, она и существует вечно, и акта творения не было. Таково современное представление физиков о Вселенной», — подчеркнул ученый.
А вот возникновение религии вполне объяснимо наукой, отметил Докучаев, и связано с безумной хаотичностью эволюции и жизни.
«Вечная жизнь, о которой говорит религия, объясняется современной биологией. Религия возникла в процессе эволюции человека, чтобы смирить его перед ужасом бытия. Потому что эволюция страшна и ужасна. Она создает существа, которые, вылупившись, например, из икринки, должны сожрать своих собратьев, чтобы выжить. Это делается совершенно хаотически и без всякого смысла. Современная теория эволюции с точки зрения религии приводит нас к страшным выводам, но иного у нас нет», — добавил сотрудник РАН.
Бог создал мир за шесть дней, считается в христианстве. Процесс сотворения мира описан в первых трех главах первой книги Библии — книге Бытия. При этом как католические, так и православные богословы, неоднократно утверждали, что слово «день» в контексте акта божественного творения не стоит понимать буквально.
«Духовная опасность ошибки в понимании библейского текста имеет особое значение в исследовании повествований Бытия. Эти тексты богаты смыслами на богословском уровне, в то время как буквальный уровень текста предполагает, что творение было осуществлено в шесть дней. Созерцательный путь использования этого текста состоит, например, в том, чтобы размышлять о творении как благе и творении блага и о том, как это соотносится со злом в мире», — писал ранее кандидат философских наук и кандидат богословия дьякон Андрей Кураев.