Выборы в Украине: это уже фарс, а не трагедия
Подсчет результатов первого тура президентских выборов в Украине подошел к концу, многим они показались неожиданными, многим закономерными, однако все подробности происходящих в стране событий, вероятно, не удастся узнать широкой публике. Марафонский рывок действующего президента от статистической погрешности (еще в декабре 2018 года) до второго места в первом туре удивил многих, но только не тех, кто пристально следил за всем, что происходило в Украине накануне и во время выборов.
35 "торпед" для Тимошенко
Основным конкурентом действующему президенту изначально был вовсе не комик Зеленский, с его образом простоватого, но сакрально честного Голобородько в сериале "Слуга народа", а прошедшая оба майдана и тюремную камеру Юлия Тимошенко. На старте предвыборной кампании она действительно занимала лидирующую позицию в рейтинге и легко могла вообще не пропустить Порошенко во второй тур, однако огромное стадо кандидатов в президенты, пасущееся на ее электоральном поле, а также полностью совпадающие с ней инициалами сомнительные личности, как, например Тимошенко Юрий Владимирович, свели значительное преимущество к жалким 13-ти процентам.
Фактически, из 39-ти кандидатов на высший государственный пост, 35 оказались техническими.
Сколько стоит президентство?
Действующий глава государства потратил на первый тур выборов 415 миллионов гривен, это немного больше, чем все остальные кандидаты вместе взятые.
Впрочем, структура предвыборного фонда Порошенко на 100% состоит из собственных средств. Он богатый человек и может позволить себе продлить на пять лет плавание на круизном лайнере "Украина", тем более, что за предыдущую пятилетку состояние Порошенко увеличилось весьма значительно. Только за прошлый год, согласно данным декларации главы государства, его доходы составили 1,53 миллиарда гривен, что почти в сто раз больше, чем за 2017 год (16,3 миллиона гривен).
Впрочем, потери бюджета на предвыборный пиар Порошенко посчитать в настоящее время и вовсе невозможно. Систему подкупа избирателей через областные администрации и монетизацию субсидий, сознательно проведенную до выборов, а не после, как планировалось ранее, также можно отнести к расходам Петра Алексеевича на избирательную кампанию.
Предвыборные карусели Ковальчука
Кроме того, огромную работу проделал штаб Порошенко, который возглавляет замглавы его же администрации Виталий Ковальчук. Именно он был автором схем, позволившим Порошенко в 2014 году победить в первом туре выборов.
С тех пор рейтинги гаранта значительно просели, однако интриги Ковальчука позволили выйти Порошенко во второй, правда с двукратным отставанием от лидера гонки - Зеленского. Очевидно, что свою роль сыграла и привязка Тимошенко к уголовному производству по делу Надежды Савченко, причем бывшая летчица совершенно неожиданно стала проходить по нему как свидетель. А вот обвиняемой, в случае выхода во второй тур или несогласия с итогами первого предстояло стать Юлии Владимировне.
Впрочем, осознав свои перспективы, она не рискнула оспаривать результаты голосования, разменяв тюремную койку на кресло в Раде.
Заготовки ко второму туру
Не стоит сомневаться, что у штаба действующего президента найдется еще немало рецептов для преодоления той пропасти, что лежит между Порошенко и Зеленским. Административный ресурс, силовые структуры, суды и даже ЦИК кровно заинтересованы в победе Порошенко на выборах. Ведь все они гармонично встроены в коррупционную иерархию управления Украиной. Даже в гипотетической ситуации поражения во втором туре и невозможности массовых фальсификаций, всегда остается фактор "военной угрозы со стороны России". Эту тему также отрабатывает Виталий Ковальчук, координируя свои действия с министром иностранных дел Павлом Климкиным.
В частности очередная попытка "прохода" военных кораблей через Керченский пролив, теперь еще и с участием военно-морских сил НАТО, действительно может привести к серьезному конфликту, что повлечет за собой соответствующий правовой режим, исключающий любые проявления демократии, в том числе и президентские выборы. И слова постоянного представителя США при НАТО Кей Бейли Хатчисон о планах альянса "принять меры по обеспечению безопасного прохода судов Украины через Керченский пролив", очевидно, являются одним из ингредиентов данного рецепта.