Этого не понять, если сам не видел войны…
Его нельзя было соблазнить временем пребывания в кадре, он предпочитал эпизодические роли, из которых он мог вылепить что-то незабываемое и уникальное. Дуремар в «Приключениях Буратино» и Волк в «Красной Шапочке», полотер в «Я шагаю по Москве» и маклер в «По семейным обстоятельствам», гость в «Москва слезам не верит» и фотограф в «Большой перемене»…
https://ic.pics.livejournal.com/dmgusev/8968805/591160/591160_900.jpgНо актерству Владимир Басов предпочитал все-таки режиссуру. «Не ведение огня, а его наведение – вот искусство». Он жил без оглядки, не верил в смерть и почти ничего не написал о своей жизни. Лишь некоторые отрывки из мемуаров, так и не собранных в одну книгу, помогают восстановить и его офицерское прошлое.
20 июня 1941 года Владимир Басов окончил десятилетку. После выпускного пришёл во ВГИК, чтобы узнать правила приёма в это учебное заведение. Ушёл, твёрдо уверенный в том, что обязательно поступит. Но в его радужные планы вмешалась война. Правда, Басов получил приглашение в Театр Красной Армии.
- В моей юношеской голове не укладывалось, как это можно играть, когда нужно палить, – писал потом Владимир Павлович в своих воспоминаниях. – Вместо институтов мои одноклассники оказались в окопах, вместо занятий науками – строевая, марш-броски с полной выкладкой. Сначала пот, мозольные волдыри из-за неумения правильно навернуть портянки, потом – борьба с самим собой, кровь. Беспощадная статистика времени: мои ровесники, десятиклассники выпуска 1941 года на фронте погибали чаще всех. Наши семнадцатилетние жизни война поглощала особенно охотно, так и не позволив узнать и почувствовать все счастье возраста. Но в одном мы оказались счастливее. Жизнь закалила нас, научила сразу и навсегда отличать врага от друга, человека мужественного от труса и предателя. Мне надо было выжить, и войну я вспоминаю, несмотря на весь ее ад, самым прекрасным временем в своей судьбе. Война стала моими университетами. А истинный аттестат зрелости моё поколение получило у стен рейхстага.
Окончив артучилище Басов ушел воевать в 1942 г. в звании младшего лейтенанта. Войну закончил заместителем начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва РВГК. Награжден орденом Красной Звезды и двумя медалями. Одна –«За боевые заслуги».
На фронте Басов часто писал письма матери, а от нее получал по два почти каждый день.
«… Я и на фронте слегка занимаюсь театральной работой. Организовал на передовых позициях серию концертов. Артисты – бойцы и командиры, вчера стрелявшие из орудий, отражавшие атаки танков, нещадно уничтожавшие варваров, сегодня смеющиеся и веселящие других…
…У меня дом под землей из двух «комнат». Каждая – как наша новогиреевская. Вечером затапливаем печи (днем нельзя, немцы видят и открывают артиллерийский огонь), зажигаем лампы (десятилинейные), в ход идут гитары и баян.
… Собираются командиры (много москвичей), приходит комдив – незаметно проходит ночь. Я обтянул трофейным немецким плащом нары и стену – получился кожаный диван, и на нем я наклеил белую чайку (эмблему Художественного Театра)».
Сначала лейтенант интендантской службы Басов служил начальником клуба 4-й отдельной стрелковой бригады. Потом его военная судьба делает крутой поворот и Владимир Басов становится минометчиком. Немало подвигов совершила минометная батарея старшего лейтенанта Басова, сам он был ранен 23 февраля 1945 года, вернулся в строй после ранения.
https://imgprx.livejournal.net/0d3ebce85cce3bfc48d02992c8c125b6ea8cb36e/pJruJAS1Hb8xPooCVPlEvb27Kh4ia6EdQehHUIhRhvCqerdvOyndmw3V0RWXFIYVwHLr5D6_-EldJpZggOVWg5yU7kclVVCD5N2a3tSsnuo
https://imgprx.livejournal.net/2468ceb8bd7e6348fac5f156d82cce8a7163106e/pJruJAS1Hb8xPooCVPlEvb27Kh4ia6EdQehHUIhRhvCqerdvOyndmw3V0RWXFIYVvPS4G0qojJ2Du4UzMt9mNV2ip1oEhAcdldQbIR4hP_I
- Трудно было? Трудно! Очень! Но сегодня мне кажется, и весело было, – признавался Басов. – На марше, например, орудия идут на конной тяге, а ты рядом, потом смотришь – никого нет. Оказывается, заснул на ходу и с пути сбился… Вошь, конечно, ела, особенно вначале. А я вспоминаю огромные бочки на снегу, а в бочках колотые бревна. Огонь горит. Бочки красные. И плащ-палатки вокруг развешаны….Тут же на снегу моемся. Мороз ядреный, а нам хоть бы что. Костер трещит, искры вверх столбом. У кого-нибудь телогрейка задымилась – что смешного? А братва хохочет.
https://imgprx.livejournal.net/e9ed9d35c50bda6bc6ae84004b4d966c656c39b5/pJruJAS1Hb8xPooCVPlEvb27Kh4ia6EdQehHUIhRhvCqerdvOyndmw3V0RWXFIYVV6eKRXT2TetA1Snus4Cr5HralhSvRgQGLH7BYlQ82yEИ невесело было. Вспоминается пут – скамья, попросту сказать, доска на двух чурбаках. Сидят на скамье семеро. В затяжных боях по всему фронту земля дыбилась от артиллерийских ударов с той и с другой стороны. Выглянешь из блиндажа – муравью не уцелеть в этом аду. В таких условиях связь – глаза и уши – едва ли не важней самой артиллерии. Наружный провод ничем не защищен, обрывы один за другим. Сидящий с краю на путе идет в ад. Его задача – найти обрыв провода, восстановить связь и вернуться в блиндаж. Если вернулся, – садится на пут с краю же, но с другого конца; Снова обрыв! Идет следующий. Он возвращается или не возвращается… А бой всё яростней. Из семерых остаются шестеро, пятеро, четверо, трое…Очередь на путе строго соблюдается – неписаный закон.
Владимиру Басову прочили успешную военную карьеру. Но он предпочел уволиться на гражданку.
- По сути, я стал профессиональным военным, но я все четыре года войны не переставал думать о другом образовании — режиссерском, и всё представлял себе, как сниму фильм о фронте. – Рассказывал актер в своих мемуарах. – Пошел к маршалу Чистякову. Поговорили с ним о том, что человек имеет право на исполнение мечты. Маршал меня вспомнил, отпустил. Выходное демобилизационное пособие ухнул на проводы. Шинель продал и купил демисезонное пальто. Так я стал гражданским. FB
[Награды и фильмография….]Награды и достижения
МКФ в Карловых Варах (1954, Премия за лучший воспитательный фильм, «Школа мужества»
ВК (1964, Первый приз среди художественных фильмов, фильм «Тишина»).
Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1982) — за фильм «Факты минувшего дня»
Народный артист СССР (1983)
Народный артист РСФСР (1977)
Заслуженный деятель искусств РСФСР (1964)
Орден Отечественной войны I степени (1985)
Орден Красной Звезды (1945)
Медаль «За боевые заслуги» (1943)
Фильмография
Актёрские работы
1954 — Школа мужества — Поручик-адъютант
1955 — Крушение эмирата — Полковник
1960 — Золотой дом
1961 — Битва в пути
1963 — Я шагаю по Москве — Полотёр
1963 — Тишина — Шофёр
1965 — Тридцать три — Директор музея
1965 — Операция «Ы» и другие приключения Шурика — Суровый милиционер
1966 — Путешествие, новелла «Завтраки 43 года» — Пассажир
1967 — Фокусник — Эстрадный актёр
1968 — Щит и меч — разведчик Бруно
1969 — Преступление и наказание — Лужин
1969 — Мосты через забвение — Посетитель кафе
1969 — В тринадцатом часу ночи — Режиссёр в студии
1970 — Любовь к трём апельсинам
1970 — Чудный характер — Ефимов
1970 — Бег — Артур Артурович
1970 — Карусель — контрабасист Смычков
1971 — Ехали в трамвае Ильф и Петров — Аматор
1972 — Возвращение к жизни — Гитарист
1972 — Большая перемена — Фотограф
1972 — Опасный поворот — Чарлз Трэвор Стэнтон
1973 — Высокое звание
1973 — Дача
1973 — Совсем пропащий — папаша Гека
1973 — И на Тихом океане… — Начальник станции
1973 — Чиполлино — принц Лимон
1974 — Нейлон 100 % — адвокат Киреев
1975 — Иван и Коломбина
1975 — Капитан Немо — Руайе
1975 — Приключения Буратино — Дуремар
1975 — Братушка — Иоганн
1975 — Ау-у! — Король
1975 — Шаг навстречу — Стрешников
1975 — Афоня — Владимир Иванович
1975 — Под крышами Монмартра — Фраскатти, министр изящных искусств
1976 — Сентиментальный роман
1976 — 100 грамм для храбрости — Ружевский
1976 — Дни Турбиных — Виктор Викторович Мышлаевский
1977 — Смешные люди! — дьяк Авдиесов
1977 — Про Красную Шапочку — Худой Волк
1977 — Нос — доктор
1977 — По семейным обстоятельствам — Эдуард Бубукин
1977 — Трясина – Петя Корнаков
1977 — Солнце, снова солнце — Режиссёр
1977 — Приехали на конкурс повара — Владислав Константинович, учитель танца и вокала
1977 — Мимино — Синицын
1977 — Волшебный голос Джельсомино — король Джакомон
1978 — Пока безумствует мечта — полковник Теодор Отсебятников
1978 — Живите в радости — жулик Марципанов
1978 — Расписание на послезавтра — отец Кати Шумейко
1978 — Шла собака по роялю — Громов
1978 — Пробивной человек
1978 — Новые приключения капитана Врунгеля — Блок Сайлент
1978 — По улицам комод водили — Контролёр
1979 — Мужчины и женщины
1979 — Пани Мария — Фотограф
1979 — Пена — Кочевряжкин
1979 — Приключения Электроника — Стамп, шеф гангстеров
1979 — Бабушки надвое сказали… — Михаил, изобретатель телепортера
1979 — Москва слезам не верит — Круглов
1979 — Поездка через город (к/м) — папа Егора
1979 — Клуб самоубийц, или Приключения титулованной особы — инспектор Трентон
1979 — Открытая книга — отец Тани
1980 — Вечерний лабиринт — Шеф
1980 — Тегеран-43 — Таксист
1981 — Отпуск за свой счёт — Евдокимов
1981 — Женщина в белом — Луи, слуга сэра Фэрли
1981 — Будьте моим мужем — Отдыхающий на пляже
1981 — Факты минувшего дня — Петр Данилыч
1981 — Сильва — Генерал
1982 — Сказка странствий — Адвокат
1982 — Предчувствие любви — Экскаваторщик
1982 — Не ждали, не гадали! — Дезинфектор
1982 — Суббота и воскресенье (к/м) — Скульптор
1982 — Ищите женщину — клиент, месье Жак Антуан
1982 — Принцесса цирка — Пеликан
1982 — Срочно… Секретно… Губчека — Блейкин
1983 — Комета — Гоша Боклевский
1983 — Трест, который лопнул — Лже-Морган
1984 — Время и семья Конвей — Эрнест Биверс
1984 — Через все годы
Режиссёрские работы
1953 — Нахлебник (телеспектакль)
1954 — Школа мужества
1955 — Крушение эмирата
1956 — Первые радости
1957 — Необыкновенное лето
1957 — Случай на шахте восемь
1958 — Жизнь прошла мимо
1959 — Золотой дом
1961 — Битва в пути
1963 — Тишина
1964 — Метель
1968 — Щит и меч
1972 — Возвращение к жизни
1972 — Опасный поворот
1974 — Нейлон 100 %
1976 — Дни Турбиных
1981 — Факты минувшего дня
1984 — Время и семья Конвей
1986 — Семь криков в океане
Сценарист
1943 — Март-Апрель
1947 — Мальчик с окраины
1959 — В едином строю
1963 — Знакомьтесь, Балуев!
1963 — Тишина
1964 — Метель
1968 — Щит и меч
1972 — Возвращение к жизни
1974 — Нейлон 100 %
1976 — Дни Турбиных
1981 — Факты минувшего дня
1984 — Время и семья Конвей
1986 — Семь криков в океане
1987 — Мышеловка
Озвучивание мультфильмов
1975 — Василиса Микулишна — князь Владимир
1976 — Храбрец-удалец — колдун
1977 — Мальчик-с-пальчик — барин
1978 — Легенды перуанских индейцев — текст от автора
1978 — Последняя невеста Змея Горыныча — Змей-Горыныч
1981 — Шиворот-навыворот — чёрт-учитель
1982 — Чертёнок № 13 — чёрт-учитель
1983 — Новогодняя песенка Деда Мороза — Дед Мороз
1985 — Боцман и попугай (мультсериал) (выпуск 3) — кинорежиссёр
За то сейчас снимают про войну кому не лень. Многие кто внимает свои “кино шедевры” в армии не служили по тому что у них в военном билете статья стаяла 1Б! Но это им не мешает гнать пургу. Тот же Басов так осторожно подходил к теме ВОВ. Возьмём его хотя бы “Щит и меч”! Там чётко показана борьба интеллектуалов, а не дебилов с обоих сторон. Просто не могу понять, где и кто пишет идиотские сценарии? где и кто выделяет огромные средства на съёмку антироссийских фильмов????
Возьмём фильм Т-34, такую антипатриотическую картину сняли в стиле боевиков США. Главный герой побеждает всех фашистов.
Ладно главный герой, но образ немца, СС-совца… Ни в какие ворота. Прям такой благородный. Так и напоминает уходящего в расплавленный металл терминатора…;))
Глупый фильм как и все до него снятые!
А о патриотизме вообще речи нет.
Его в этих фильмах НЕТ!!!
Моя подруга как то сказала
Почему, когда смотришь советские фильмы, там люди какие то объёмные, а современные актёры плоские?
Мне то же иногда так кажется. Вот характеристика прошлого века и нынешнего.
Там люди играли свою жизнь. Как они ее прожили, их переживания. А нынешние актеры играют современную жизнь в костюмах и декорациях того времени. Потому и плоско, не реально.
Ничего вы не знаете про крайнюю войну, поэтому вас будут дурить дальше, устраивая идеологические пляски на памяти погибших. Воины Белой РАСы были с обеих сторон, а кто их столкнул? Только одна сторона агрессор? Вот то-то.
Смею предположить, что дело не в расе, а в идеологии.А там кому какой уж вождь достался. Нам вот повезло, наш фюрер не позволил из нас сделать унтерменшей.
??? Любая идеология резонирует с генетикой расы, господствующей в данном социуме. Какая раса господствовала в империи джугашвили? Она и сейчас у нас господствует, идеологию поменяли, но господства не утратили. Вам повезло конечно, пали лучшие носители генетики белой Расы, чтобы сохранить враждебную им господствующу паразитическую расу. И на памяти павших Белых в россиянии до сих пор доказывают право на господство серые. Прекрасная многоходовочка. На счет унтерменш. Да почитайте гл. 12 Майн кампфа, которую афторы этой чуши про унтермкншей запретили для гоев в росиянии. Ну где там унтерменши Белой Расы, живущей на территории России? Не всё, что вам вложили в голову совки-интернационалисты соответствует реальному положению дел.
Может еще цветочки на могилу Гитлера снести-поплакать
Получается, что не надо было воевать с немцами – представителями тоже белой расы? Что не надо воспевать подвиги героев? Всё было зря?
Да, либероиды на выдумки неистощимы.
Да, все было зря. Никто не выдвинул джугашвили условий, ради которых за его режим Русы будут умирать. Герои только те, кто воюет за Род, Родину и РАСу, а не хрен знает за что, мир в мире, спасение вислоносых, КПСС и пр. хрень Либероиды воспользовались победой джугашвили и теперь дальнейшее развитие и выживание Белой РАСы в европе и совке под большим вопросом.
1.Вы плохо учились в школе и не читали советских писателей. Карпова, например.
2.Такие власовские взгляды в советское время были бы очень опасны для здоровья. Причём я говорю о простых гражданах, не очень-то склонных к традиционной медицине.
Ответ не требуется.
Честь имею.
Советский народ воевал за советскую власть!