Космодром Восточный: запуск ракеты «Союз-2.1а»
Автор фото Gelio (Степанов Слава)
27 декабря 2018 года состоялся четвёртый запуск в истории космодрома Восточный — первого в России гражданского космодрома. Ракета-носитель «Союз-2.1а» успешно стартовала в расчётное время, а отделившийся разгонный блок «Фрегат» доставил на целевые орбиты два российских спутника «Канопус-В» и 26 малых космических аппаратов, принадлежащих другим странам.
English version here
1. Монтажно-испытательный корпус ракеты носителя (МИК РН). Здесь проводится сборка ракеты-носителя, стыковка ее с космической головной частью (КГЧ) и подготовка ракеты космического назначения (РКН) к вывозу на стартовый комплекс. Общая площадь здания — почти 45 тысяч квадратных метров, что сравнимо с шестью футбольными полями. Сборку этой РН «Союз-2.1а» завершили 20 декабря — за неделю до старта.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12003437/12003437_900.jpg
2. Сборка головного блока и КГЧ осуществлялась в другом корпусе — МИКе космических аппаратов и разгонных блоков (МИК КА и РБ). В состав головного блока вошли разгонный блок «Фрегат», два российских спутника и попутная полезная нагрузка в виде 26 малых иностранных космических аппаратов. За их запуск отвечали «Главкосмос» и «Главкосмос Пусковые Услуги» — оператор коммерческих пусков ракет-носителей «Союз-2» с российских космодромов.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12003748/12003748_900.jpg
3. «Союз-2.1а» — это модификация ракеты «Союз-2», созданная на базе «Союза-У» и оснащенная усовершенствованной системой управления и двигательными установками I и II ступеней. Эта ракета отличается от прежней модели повышенной точностью выведения космических аппаратов на требуемую орбиту и увеличенной массой выведения полезных грузов в космос. «Союз-2.1а» производят в Самаре, в РКЦ «Прогресс».
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12003922/12003922_900.jpg
4. На первой ступени установлены четыре маршевых двигателя РД-107А. Они работают на ракетном топливе, в котором в качестве горючего используется керосин, а в качестве окислителя — жидкий кислород.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12004330/12004330_900.jpg
5. Перед транспортировкой на стартовый комплекс космическая головная часть (в составе РБ «Фрегат», космических аппаратов и головного обтекателя) уже пристыкована к ракете и закрыта слоем теплоизоляции. Поддержание комфортного температурно-влажностного режима для спутников внутри КГЧ обеспечивается системой термостатирования. Это нечто вроде кондиционера с воздуховодами, подведёнными к головному блоку.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12004486/12004486_900.jpg
6. Специалисты проводят финальную проверку ракеты перед вывозом из МИКа.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12004773/12004773_original.jpg
7. Внутри МИКа ракета передвигается по рельсам. Весь путь до стартового стола она тоже проделает по железной дороге.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12004952/12004952_900.jpg
8. В дальней части МИКа видны детали другой ракеты — «Союз 2.1б». Её запуск запланирован на весну-лето 2019 года.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12005124/12005124_original.jpg
9. Традиционно перед вывозом ракеты проводят общее построение. В нём участвуют сотрудники Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры и РКЦ «Прогресс», пожарные, железнодорожники и охрана.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12005388/12005388_900.jpg
10. Вывоз ракеты из МИКа. Она передвигается по рельсам на специальной платформе.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12005737/12005737_900.jpg
11. Расстояние от МИКа до стартового стола — 4,5 километра. Чтобы его преодолеть, ракете потребуется около часа.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12006002/12006002_900.jpg
12. Работы по транспортировке начались ещё до рассвета, за трое суток до старта.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12006183/12006183_900.jpg
13. Платформу с ракетой тянет тепловоз.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12006561/12006561_900.jpg
14. Во время транспортировки ракета окружена пешими сопровождающими. Поезд движется с комфортной для них скоростью: 5 км/ч.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12006850/12006850_900.jpg
15. Перед заправкой топливом и доставкой на борт полезного груза стартовая масса ракеты составляет более 311 тонн. Для сравнения: самый большой в мире пассажирский самолёт Airbus A380 весит 277 тонн.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12007060/12007060_900.jpg
16. На подъезде к стартовой площадке производится перецепка локомотива. Теперь тепловоз не тянет, а толкает состав-установщик к пусковому столу.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12007390/12007390_900.jpg
17.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12007496/12007496_900.jpg
18. Длина РН «Союз-2.1а» составляет 46,3 метра, диаметр — 10,3 метра.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12007762/12007762_900.jpg
19. Ракету провозят через мобильную башню обслуживания. Это своеобразный передвижной дом, где проводятся работы по подготовке ракеты-носителя к пуску. Башня высотой 52 метра (15 этажей) подъезжает к ракете, стоящей на стартовом столе, и обеспечивает доступ ко всем её системам.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12008122/12008122_900.jpg
20. До момента запуска ракету держат металлические фермы-опоры. Они сохраняют равновесие аппарата при сильных порывах ветра. По бокам ракеты-носителя располагаются мачты обслуживания, с помощью которых передвигаются сотрудники космодрома.
21. После доставки аппарата на стартовый стол специальное устройство начинает переводить ракету в вертикальное положение.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12008198/12008198_900.jpg
22. Процесс вертикализации занимает около получаса.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12008584/12008584_900.jpg
23. Затем установщик убирают, а на ракету наезжает мобильная башня обслуживания. В течение трёх дней внутри этого сооружения «Союз-2.1а» готовили к полету: подключали коммуникации, размещали груз и заливали топливо.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12008932/12008932_900.jpg
24. В подземной части стартового стола находится специальный канал, который предназначен для отвода газа и продуктов горения, выделяющихся при запуске.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12009078/12009078_900.jpg
25.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12009384/12009384_original.jpg
26.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12009700/12009700_900.jpg
27. Ночь перед пуском.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12009921/12009921_900.jpg
28. «Союз-2.1а» внутри мобильной башни обслуживания. Из российских космодромов башня закрытого типа есть только на Восточном.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12009991/12009991_900.jpg
29. В такой башне можно проводить предстартовую подготовку в самых сложных климатических условиях.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12010409/12010409_900.jpg
30. Головной обтекатель всё ещё скрыт под защитным чехлом.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12010550/12010550_900.jpg
31. Мобильная башня обслуживания снаружи.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12010773/12010773_900.jpg
32. Момент запуска ракеты.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12011117/12011117_900.jpg
33. «Союз-2.1а» был запущен в 5 часов 07 минут 18 секунд по московскому времени и 11 часов 07 минут 18 секунд — по якутскому
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12011495/12011495_900.jpg
34. Ракета и разгонный блок «Фрегат» сработали штатно.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12011550/12011550_original.jpg
35. Для «Фрегата» этот пуск стал 72-м. Устройство успешно вывело на орбиту спутники и космические аппараты, а затем вошло в атмосферу на высоте 100 километров. Позже обломки «Фрегата» затопят в несудоходном районе Тихого океана.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12011817/12011817_original.jpg
36. Тяга реактивного двигателя.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12012238/12012238_original.jpg
37. Тяга — это сила, которая «толкает» ракету сквозь воздушный поток.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12012432/12012432_900.jpg
38. Топливо сгорает в двигателе ракеты, и из сопла выходит масса в форме газа под высоким давлением.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12012696/12012696_original.jpg
39. В морозном воздухе поднимается большое облако пара и дыма.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12012928/12012928_900.jpg
40. После запуска ракета разворачивается вокруг своей оси, а затем ложится на курс.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12013118/12013118_original.jpg
41. Здесь видно, как за ракетой тянется белая полоса. Это конденсационный след, он появляется из-за того, что на определённой высоте выхлоп двигателя вызывает процессы конденсации в атмосфере. Следы от водяных паров или кристалликов льда относятся к искусственным облакам, которые позже вырождаются в перистые.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12013391/12013391_original.jpg
42. От От ракеты отделяются некоторые её части, о чём заранее предупреждают жителей сёл, расположенных в районе падения.
После старта двигатели боковых блоков работают 118 секунд, а затем отключаются. Далее они сбрасываются.
Центральный блок состоит из хвостового отсека, в котором установлен двигатель однократного включения. Он перестаёт работать через 280–290 секунд, после чего эта ступень тоже отделяется, а ракета продолжает движение и очень быстро превращается в небольшую точку.
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/12013709/12013709_900.jpg
В процентном соотношении пусков в мире Россия заняла в 2018 году третье место. В 2019 году «Роскосмос» планирует нарастить количество запусков ракет-носителей.
В Главкосмос Пусковые Услуги считают, что Россия должна делать ставку на коммерческие пуски и увеличивать их число. В планах компании — развивать отечественные ракеты-носители под требования заказчиков, а также адаптировать космодромы и инфраструктуру.
Благодарю АО «Главкосмос Пусковые Услуги» и пресс-службу космодрома Восточный за организацию фотосъёмки!
И спасибо Юрию Смитюку за помощь и компанию!
Красиво,а вот 54 летний руководитель Дальспецстроя это уже не увидел,его нашли почему-то мертвым на неделе в москве,а рогозин уцелел.