Герой Русско-японской войны – крейсер “Новик”

809 0


.......Корреспондент лондонской "Таймс" в Токио писал: «Едва ли какое другое событие в течение этой весны привлекло к себе в Японии больше внимания, чем судьба "Новика". Маленький крейсер беспримерными подвигами завоевал сердца своих противников. Начиная с первого морского боя 27 января, когда он отважно вышел из рядов своих более могучих товарищей и устремился на японскую эскадру, "Новик" под командой Н. О. Эссена отличался по меньшей мере шесть раз. При этом он ни разу не понес сколько-нибудь серьезных повреждений. Он казался как бы заколдованным! И не раз японские моряки благословляли судьбу, что им приходится иметь дело только с одним "Новиком" - иначе вся судьба морской кампании могла быть совершенно иною...».

Про подвиг крейсера "Варяг" знает весь мир. И песни поют о нём на разных языках. А вот беспримерный подвиг "Новика" как-то остался малозамеченным для широкой общественности и, что куда более обидно - потомков. А ведь на боевой истории этого русского боевого корабля можно и нужно воспитывать подрастающие поколения  России.
Кстати, здесь нужно сделать небольшое отступление и запомнить раз и навсегда: русско-японская война 1904-1905 гг. никак не может считаться проигранной Россией, в военно-экономическом отношении. Потеря флота не была единственным мерилом победы или поражения в той войне - всё решалось на суше. А вот там-то у нас дела к концу войны были куда лучше, чем у Японии, к тому моменту полностью истощённой - японцы в живой силе потеряли в 2 (в два!) раза больше, чем мы. Нельзя забывать того факта, что Япониюю кредитовала  и вооружила Англия (не без участия США и Франции), армия Японии строилась по германскому образцу, а флот - по английскому. Собственно, и своих разработок в области вооружений у японцев не было - всё от заморских "друзей", страстно желающих, как обычно, чужими руками напакостить России да натаскать каштанов из огня.

И, когда мы японцев конкретно прижали на сухопутном фронте, вдруг откуда ни возьмись, появились те самые заморские посредники, дипломатическими и экономическими путями ставшие вдруг так давить на правительство Николая-2, что позорный мир с японцами мы подписали в самый переломный и благоприятный для нас момент.
Знайте, друзья, что японцев мы били всегда. И в 1904-1905 гг., и при их изгнании  в начале 1920-х (когда японцы и американцы вырезали на нашем Дальнем Востоке наше мирное население и вывозили всё кряду), при Хасане и Халхин-голе и, конечно же - в  1945-м! Не забывайте, что эту страну всегда использовали в своих геополитических и экономических интересах наши извечные враги - Англияи США.  И помните, что до сих пор между Россией и Японией не подписан мирный договор, что на территории Японии до сих пор стоят "заклятодружественные" нам американские оккупационные войска, а ретивые головы в самой Японии всё настойчивее призывают реформировать силы самообороны Японии в полноценные армию и флот. К чему это уже дважды приводило - мы помним хорошо... 

21

Но вернёмся к "Новику".    
Боевая история "Новика" началась с Порт-Артура.
Буквально с первых минут русско-японской войны началась активная служба “Новика”. Сразу же после нападения японских миноносцев на русскую эскадру в ночь на 27 января 1904 года командир крейсера получил приказ преследовать неприятеля, но пока на “Новике” разводили пары, японские миноносцы успели уйти. Здесь нужно отметить, что "Новик" был одним из самых быстроходных боевых кораблей своего времени - на испытаниях он выдал чуть больше 25 узлов!

В бою с японской эскадрой на следующий день “Новик” предпринял дерзкую попытку сблизиться с неприятельской эскадрой, однако попавший в крейсер 203-мм снаряд (в район ватерлинии) вынудил его повернуть назад. Только после десяти суток напряженного ремонта корабль удалось снова ввести в строй. Именно на “Новике” поднял свой флаг командующий флотом адмирал С. О. Макаров, когда пытался отбить окруженный неприятелем и гибнущий миноносец “Стерегущий”.
После боя 28.07/10.08 1904 г. "Новик" прорвался в Циндао. Затем, обогнув Японию с востока, пришел в сахалинский порт Корсаков. Затоплен там экипажем после боя с куда более мощными японскими крейсерами "Цусима" и "Читосе" 7/20.08.1904 г, причём один японский крейсер получил серьёзные повреждения. 
часть команды "Новика" с мичманом Максимовым в Корсаковом посту


Перед боем капитан "Новика" А. П. Штер записал в своём дневнике: "...Если слышны японские телеграммы, то ясно, что неприятель не один... А сколько? И кто именно? Все японские крейсеры даже в одиночку сильнее "Новика", а тут еще и полного хода дать нельзя...".
Бой с превосходящими силами противника начался. Доблесть и умение экипажа "Новика" японцы оценили в полной мере, с горечью фиксируя тяжелые повреждения и потери в живой силе в своих судовых журналах..

 

...Вначале японские снаряды давали перелеты, но вскоре стали ложиться ближе. Чтобы сбить пристрелку, "Новик" начал описывать ряд разнодужных коордонат*, держа противника в пределах 35—40 кб. [* Маневр, состоящий из двух последовательных поворотов на один и тот же угол в противоположные стороны для смещения линии пути.] Но уже в 17 ч 20 мин "Новик" попал под накрытие. Один из неприятельских снарядов сделал пробоину в рулевом отделении под броневой палубой, которое стало заполняться водой. Тут же раздался и тревожный крик: "Пробоина в каюте старшего офицера!", а затем и новые возгласы: "Пробоина в жилой палубе!.. В кают-компании!.." Аварийная команда бросилась заделывать (насколько это возможно в ходе боя) повреждения. Еще через 5 мин снаряд разрушил командирскую и штурманскую рубки, уничтожив все карты и штурманские инструменты, кроме одного секстана. По счастью, жертв еще не было. "Новик" даже стал опережать неприятеля, идя на параллельном курсе...

Но это было последнее напряжение машин крейсера - - в двух котлах лопнули водогрейные трубки, и скорость резко снизилась. "Невольно в груди закипала бессильная злоба, подкатывалась клубком к горлу и разражалась грубыми ругательствами,— писал А. П, Штер,— против кого эта злоба -- отчета я себе не отдавал, но старался излить ее на противника". 
"Новику" пришлось вернуться на Корсаковский рейд, где выяснилось, что корабль получил слишком много повреждений и откачать воду не удастся. С корабля сняли что смогли, открыли конгстоны и свезли команду на берег. Командир предполагал, что в ближайшем будущем "Новик" поднимут и он вновь войдёт в состав русского флота. Кто бы мог предполагать, что скоро южный Сахалин на долгих 40 лет отойдёт Японии...

затопленный крейсер "Новик" у берегов Сахалина.

...Ожидая "Читозе", на крейсере "Цусима" «всю ночь смотрели во все глаза, опасаясь, что "Новик" опять сумеет ускользнуть»,— писала со слов японского офицера газета "Тайме". Бой с "Новиком" стал для японского крейсера первым огневым крещением. "Можно себе представить,— заключил свой рассказ японский офицер,— как старались наводчики и как затем гордились, что им удалось повредить русский крейсер, который благодаря своей скорости и блестящему экипажу принимал столь выдающееся участие во всех боях, начиная с января".
До утра 9 августа поступавшие в Петербург телеграммы о гибели "Новика" не пропускались в печать. Но так как информация продолжала поступать и от агентства "Рейтер", и от агенства Вольфа, решили официально известить Россию: "7-го августа флот наш лишился лихого и славного, самого быстроходного из наших крейсеров, бывшего красой русского флота и грозой японцев... Ранено нижних чинов легко 14, тяжело 2, убито 2. ранен в голову лейтенант Штер, все время остававшийся на своему посту".


Оставшиеся на Сахалине "новиковцы", сняв с корабля 120-мм и 47-мм орудия, под командой мичмана А.П.Максимова до последнего обороняли затопленный крейсер от японских диверсий, а после - приняли непосредственное участие в обороне Сахалина от захватчиков.

Источник: Юрий Максимов

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)