Константин Васильев – художественный гений русского архетипа
В современной истории России, наверное, нет такого самобытного художника, такого одновременно простого и великого, такого близкого русскому сердцу, но до конца не разгаданного, как Константин Васильев (1942-1976).
Его творческим наследием являются около 400 картин самой разной направленности: от работ, выполненных в жанре абстракционизма, до картин, отражающих сюжеты древнерусских сказок и древнегерманского эпоса.
Константин Васильев обладал истинным талантом, который позволял ему писать не кистью, а непременно сердцем.
Работы художника обладают каким-то непонятным магнетизмом, они цепляют простого зрителя и уносят в свой "васильевский" мир — мир сказочной русской древности, суровый, но настоящий. Может, кому-то покажется, что этот мир холодный. Но зато — честный, как честна и сурова природа русского севера перед своими обитателями.
Так кем же был Константин Васильев, которого подобно Есенину мы с полной уверенностью можем назвать не только певцом русской природы, но сказителем русской древности, возвращающим нас, людей современности, к исконным смысловым нагрузкам нашего народа?
Константин Алексеевич Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе. Отец его был рабочим, на долю которого выпало участие в трёх войнах. Мама, Клавдия Парменовна, принадлежала к семье великого русского художника И. И. Шишкина.
Над Волгой
После войны семья переезжает в Казань, а затем на постоянное жительство в поселок Васильево, стоящий на берегу великой русской реки Волги. Красота этих мест позднее найдет отражение в многочисленных пейзажах художника.
Тяга к живописи обнаружилась у Константина Васильева с самого раннего детства. Маленький Костя предпочитал игре со своими сверстниками краски, карандаш и бумагу, причем рисовал все подряд: родителей, домашних животных, реку Волгу и ее красоты, лесные просеки. Рисунки ребенка были выполнены настолько мастерски, что не заметить талант сына родители, естественно, не могли, другое дело, что время было суровое — после войны было не до шику.
Свияжск
После того, как Костя мастерски скопировал цветными карандашами картину Васнецова "Богатыри", не только достигнув поразительного сходства с оригиналом, но и сумев каким-то образом передать внутреннюю энергетику автора, родители, Алексей Алексеевич и Клавдия Парменовна, решили послать сына в художественную школу. Но откуда в обычной русской деревне художественная школа для одаренных подростков? Не было ничего подобного в те времена и в Казани.
Волею случая, юный Константин становится учеником Московской средней художественной школы имени В. И. Сурикова, куда он попал, выдержав конкурс и сдав все экзамены на отлично. Для юного дарования это было настоящим подарком судьбы, ведь среди преподавателей в данной школе работало много замечательных художников, а учебной базой была, ни много ни мало — Третьяковская галерея.
Здесь, в Третьяковке, он впервые встретится с оригиналом картины Васнецова, явившейся совсем еще недавно для него источником. Может, именно тогда он почувствовал зов души, который и предопределил его дальнейший творческий путь на всю жизнь.
Естественно, что в художественной школе Васильев был одним из лучших учеников, работы которого приводили педагогов в восторг. Однако всего через пару лет ему пришлось вернуться обратно на родную землю после смерти отца.
Но уже в этот период жизни Васильев настолько овладел ремеслом художника, что мог работать, что называется, "под кого угодно", в любом стиле.
Русалка
Однако со свойственным ему спокойствием и выдержанностью он предпочел искать собственный, "васильевский" путь, чтобы сказать свое слово в искусстве..
Загадочная тяга русской души к поиску своего места в мире, граничащая порой с яростным самобичеванием, не покидала Константина Васильева. Зов великих предков своего народа, который он, видимо, ощутил впервые через работы Васнецова и Сурикова, голос крови — ведь не даром же Васильев по материнской линии принадлежал к роду великого художника И. И. Шишкина, красота мест родной земли, рек Волги и Свияги, — все это, подобно всепроникающему свету, напитывало талантливого художника и придавало ему силы. И он работал, работал, как одержимый, зачастую без сна и отдыха, воспевая красоту родной земли, органично вплетая в нее русские былинные сюжеты, как, например, на картинах "Над Волгой" и "Свияжск".
У тихой воды
Вообще, одной из ярких отличительных черт творчества Васильева является глубокий символизм всех его картин. Его полотна живые, и, если не населены фантастическими духами леса, как, например, сидящей у воды русалкой на одноимённой картине, то всегда чувствуется, что они рядом. Так, на прекрасном пейзаже "У тихой воды" изображена живописная спокойная река, на берегу которой растет величественный и могучий русский лес, и, погружаясь в образы, передаваемые этой картиной, вдруг начинаешь понимать, что, возможно, именно где-то здесь, в кустах, на берегу этой самой реки и сидит та самая русалка, которая вышла на берег послушать пение птиц и шелест листьев деревьев.
Среди пейзажей Константина Васильева нет каких-либо "проходных" картин, каждый из них имеет свою душу и свой неповторимый образ.
Осень
Васильев оттачивал свое мастерство пейзажиста в течение всей своей жизни, ярким примером этого являются удивительно одухотворенные пейзажи "Осень" и "Лесная готика", в которых он показывает примеры удивительной пластики, богатейшего колорита, великолепной композиции и рисунка.
В своей "Лесной готике" Константин Васильев попытался передать духовный настрой и энергетику природы северной Европы, ассоциируя, казалось бы, обычный хвойный лес, изображенный на картине, с готическим храмом.
На самом деле, сквозь суровое северное безмолвие сосен, стоящих суровым викингским строем, подобно органной музыке пробивается живительный свет(свет пробивается подобно музыке... хм... - прим.ред), который падает на маленькую елочку, наполняя ее живительными силами, не давая темным стихиям задушить этот юный нежный росток.
Лесная готика
Не можем мы не затронуть такую сторону творчества Константина Васильева, как портреты.
Васильев, ввиду своей уникальности, всегда был разноплановым художником, поэтому, естественно, он не мог не попробовать себя в качестве портретиста, хотя специально перед собой он такой задачи не ставил. Портреты рождались под его кистью в период работы над той или иной темой.
Самым примечательным, на мой взгляд, является портрет писателя Достоевского, интерес к творчеству которого появился у Константина еще в школе. Он ощущал свою духовную связь с великим русским писателем, узнавая себя в ряде его героев. И не случайно, что при работе над портретом Достоевского Васильев досконально изучил жизнь великого творца русской словесности.
И не случайно портрет Федора Михайловича Достоевского признан одним из лучших портретов Константина Васильева. -
Но наиболее известен Константин Васильев как автор многочисленных работ на темы древнерусских былин, славянской мифологии и древних европейских эпосов.
Здесь художник за свою короткую жизнь сумел создать не только множество потрясающих художественных произведений, но и свой неповторимый "фирменный", если угодно, васильевский стиль, который нисколько не застыл в его картинах после смерти художника, а получил свое развитие и продолжение в работах ценителей таланта Васильева, творящих в настоящее время замечательные произведения искусства в данном направлении.
Сам же Константин Васильев, создавая один шедевр за другим, и всё больше оттачивая свое мастерство, продолжал искать себя. Художник не прекращал искать способы выражения музыки своей души на холсте, и это ему удавалось. Он создает замечательные образы древних русичей, необычайно точно отражая архетипы мужчин и женщин нашего народа. Так появляются великолепные картины "Жница" с изображением прекрасной юной девушки, прислонившейся к стройной березке, дабы отдохнуть от тяжелого труда, но в ее бездонных глазах читается отнюдь не усталость, в них заключена душа русских женщин, жен и матерей, а когда надо — и суровых воительниц, способных защищать свою землю; "Русский витязь", с изображением князя Вольги. Во взгляде его нет агрессии, нет безумия завоевателя. Но есть спокойная и холодная уверенность в том, что если надо, любой враг будет разбит и не только изгнан за пределы земли русской, но и загнан в свое собственное логово, где будет раздавлен. Князь ровно такой, каким должен быть князь — тверд, как скала, и спокоен.
Он как суровый северный бог: когда надо — добр, когда надо — суров и непреклонен. Это, на самом деле, очень точное отражение еще одного древнего смысла славянского миропонимания, которое можно кратко описать как "мера и равновесие". Всего должно быть в меру, столько, сколько нужно. Недаром само слово "зло" раньше произносилось как "зело". Значение слова "зело" еще окончательно не забыто, хоть и стало сейчас архаизмом. Еще можно увидеть иногда в каких-нибудь старых русских текстах слова "зело мудро", "зело красиво". Мы понимаем, что здесь слово "зело" значит "очень", "чересчур".
Русский Витязь
И тогда становится понятным значение слова "зло" — слишком, очень, чересчур, выходит за границы.
Ведь действительно, любое качество, когда его становится "слишком", начинает вредить. Так и во всем, особенно в людях, если нарушается равновесие, то и слишком много сделанного добра может послужить с точностью до наоборот.
Так и в силах природы, которые наделяли божественными качествами наши древние славянские предки.
Он это чувствовал и знал. Иначе не создавались бы им такие картины как "Свентовит", "Валькирия над поверженным воином". Ну и, конечно же, самая известная и, что печально, самая последняя картина художника "Человек и филин" .
Многие ценители творчества художника считают эту картину последним посланием Константина Васильева потомкам, своего рода философским итогом работы мастера.
Неслучайно именно этот образ старца со свечой был взят за основу писателем Сергеем Алексеевым при описании образа верховного волхва-хранителя древних сокровищ Аденона.
Свентовит
В облике старца художник попытался представить волхва, хранящего для потомков мудрость человеческого опыта предыдущих поколений.
В руке его свеча как символ душевного огня, ровного и негасимого, способного постичь весь мир через постижение самого себя в том числе. В глазах старца все та же древняя духовная уверенность, стойкость и верность.
В другой руке его плеть, которую он держит над головой, как символ воздаяния за неправедность, ибо без самоограничения непостижима истина. На руке сидит филин. Изображение совы или филина у многих народов всегда было символом мудрости, ясности ума и беспристрастного видения мира. Филин — птица, которая все видит даже под покровом ночи, в глубинном мистическом смысле это — всевидящее око космоса, абсолютной идеи, вселенной, Бога.
Око, которое сурово, но справедливо, которое видит и, если надо, направляет, в том числе и плетью. Но это и тот верстовой столб, на который можно ориентироваться на пути к вечности.
После окончания работы над картиной Васильев сказал матери: "Я теперь понял, что надо писать и как надо писать".
Валькирия над поверженный воином
Сказано это было с такой внутренней силой, мощной, но при этом пугающей. Казалось, эта сила была внушена художнику извне специально для создания именно этого полотна.
Через несколько дней Константина Васильева не стало...
Погиб художник при весьма странных и загадочных обстоятельствах. Официальная версия — был сбит вместе с другом на железнодорожном переезде проходящим поездом. Произошло это 29 октября 1976 года.
Родственники и друзья Константина Алексеевича ни на минуту не поверили в официальную версию. Налицо было слишком много непонятных совпадений, связанных с его смертью. Многие ценители творчества Васильева и сейчас выдвигают конспирологические теории о том, что художник был устранен некоторыми силами, ибо своим ярко выраженным русским национальным талантом, он подрывал официальные принципы советской интернациональной государственной политики, как и Сергей Есенин в свое время.
Несчастье это потрясло многих. Похоронили Константина Алексеевича в березовой роще, в том самом лесу, где он очень любил бывать.
Будучи непризнанным при жизни, Васильев работал, как одержимый, возможно он чувствовал, как чувствовали многие великие люди, что путь его на этой земле не будет долгим. Но в любом случае, художник всегда остается живым, пока живы его картины.
http://www.rus-obr.ru/blog/33703
Вот так он выглядел в 30 лет
Автопортрет. 1970 год
Еще один автопортрет
Часовня.
Над костром
Звёздное небо