Что за дурак Иван?
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1616804/1616804_600.jpg
Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля.
И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?..
Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!
https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/06ab6c07b114d483f2569b2ab7a797ce.jpeg
Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён.
Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.
Первая из причин популярности Ивана-дурака – его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!
Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак.
И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.
https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/3c35f6a980a472bbac0f375b3a4233b0.jpeg
Дурак угнетённый
Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав.
По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.
Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце 19-го века).
Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.
Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».
Дурак – юродивый
Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».
Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.
Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, – думает себе Иванушка, – ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее.
Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.
Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе.
Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.
Дурак – жрец
Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными.
Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец.
Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.
Григорий Саблин
***
Интересный вывод. Сиди на печи и жди у моря удачи. Она сама к тебе придёт.
Расцениваю как призыв ни хрена не делать, тунеядствовать, непротивление злу насилием, ну и т.д., дальше сами разовьёте.
А главное: Власть от бога, т.е. потусторонних сил, которые могут помочь тебе, станешь как Абрамович, а могут и не помочь, бомжом будешь. Оставайся сидеть на печи и не вякай.
Не хочу обижать предков, но не сомневаюсь, что они закладывали совершенно иной смысл, чем автор сего опуса. Предки наши были трудяги. Недаром придумали пословицу: На бога надейся, а сам не плошай!
А вспомните Обломова.)
В отличие от Ивана Обломов вообще ничего не достиг. Обращаю также Ваше внимание, что Обломову и работать не надо было, всё больше в утопиях пребывал, а Иван бедняк.
Автор этого опуса, господин Саблин, лжец, подложник и скрытный русофоб. Он закладывает мысль, что русский человек по природе своей и лентяй, и пустодел, и шаляй-валяй, ну и просто богоизбранный скоморох. Он не расскрывает основу и фабулу самой сказки-предания наших предков. А она проста, доходчива и ясна: Иван, как русский человек, молниеносно, при появлении конкретной и вызвышенной цели, отбрасывает сразу от себя всю свою ленную статику и путем преодолений целой цепи преград и опасностей, при поддержке и при помощи самой природы и всех живых существ, помогающие ему в борьбе с темными и злыми силами, он добивается победы над ними и становится Иваном-Царевичем.
Дурак-ученик Ура!
Уры, раса рысоких людей которые помогали людям адаптироваться к условиям жизни на Мидгард земле.
Так что Иван дурак это не бичара подзаборный, а т.с.экстрасенс и очень РАзвитый человек! Но мы в силу капитализма судим по одёжке…
Где-то писали не “Аральское море”, а УРАльское море. “СЫР-ДАРЬИНСКАЯ ОБЛАСТЬ занимает северо-западную часть Туркестанского края и, входя в состав Туркестанского генерал-губернаторства…” https://slovar.cc/enc/brokhauz-efron2/1946999.html – СУР-дарьинская.
Почему Гриша пишет про Емелю, но называет его Иваном? Он читателей за дураков держит?
В сказках Иван-дурак Добрый человек, помогающий нуждающимся, поэтому и ему помогают, а может и дураком его считают именно за это, а не за склад ума. Доброта спасет мир.
Про Иванушку-дурачка читал, Иван Дурак не было такого персонажа, появился он в современных фильмах и мультиках.
Сказки далеко не для развлекухи, а это передача информации. Змий Горынич, а ведь это описания боевого самолёта! Катится яблочко по блюдечку и всё что творится в странах заморских показывает. Печь Емели, так чистая паровая машина. Можно продолжать до бесконечности. В русских сказках была заложена огромная информация, только мы очень и очень умные, по тому и понять не можем. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»
Может и автор сказок человек из будущего, а сказители впоследствии уже передавали содержание доступным языком.
У боевого самолёта три головы? Никакого сходства. Печь похожа на паровую машину лишь тем, что к ней прикрепили устройство использующее выходящий пар из трубы для преобразования энергии.
Лично с сатаной никогда не общаюсь! а для для всех остальных спрашиваю сколько турбин у ТУ-154? Да и были реактивные бомбардировщики с тремя двигателями.
Не обращайте внимания. Алекс – мальчик, получивший образование на форумах, особенно ЯП.
Дракон летал махая крыльями. Читайте сказки внимательно. А пламя у него вылетало из пасти, как у огнемёта. В Вашей версии он летал хвостом вперёд.
Мы, дебилы, думаем, что сказки руские и все народные, а что записывал их хрензнает из какого источника некий сказочник Афанасьев, про это мы даже не задумываемся. А всего-то стоило посмотреть на его шнобель. Ой, какие мы дебиииилы…
“Ой, какие мы дебиииилы…”
Наконец-то самокритика началась.
Дураком называли русского мужика иностранцы. Дурак – ТВЕРДОЛОБЫЙ, его невозможно было переубедить в чём-то, обхитрить, они ТВЁРДО держались своих исконных традиций… До недавнего времени. Почти на всех языках – DURO – это твёрдь, твёрдо. Сейчас, разве на мыле можно встретить такой пример. Мыло называют так, потому что обещают производители его твёрдость.
Иван-дурак – это Иван твердолобый. Хотелось бы перейти на информацию про “третий глаз”, но это тема отдельного разговора.
Не пробить мужичьи лбы всем воронам чёрным.
Если выпилят дубы – корешки под дёрном!