Что за дурак Иван?

1829 19

https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1616804/1616804_600.jpg
Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля.

И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?..

Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!

https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/06ab6c07b114d483f2569b2ab7a797ce.jpeg

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён.

Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.


Первая из причин популярности Ивана-дурака – его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак.

И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/3c35f6a980a472bbac0f375b3a4233b0.jpeg

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав.

По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце 19-го века).

Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Дурак – юродивый

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, – думает себе Иванушка, – ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее.

Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе.

Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.


Дурак – жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными.

Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец.

Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Григорий Саблин

***



Источник.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
19 Комментариев » Оставить комментарий
  • 9844 8929

    Интересный вывод. Сиди на печи и жди у моря удачи. Она сама к тебе придёт.
    Расцениваю как призыв ни хрена не делать, тунеядствовать, непротивление злу насилием, ну и т.д., дальше сами разовьёте.
    А главное: Власть от бога, т.е. потусторонних сил, которые могут помочь тебе, станешь как Абрамович, а могут и не помочь, бомжом будешь. Оставайся сидеть на печи и не вякай.
    Не хочу обижать предков, но не сомневаюсь, что они закладывали совершенно иной смысл, чем автор сего опуса. Предки наши были трудяги. Недаром придумали пословицу: На бога надейся, а сам не плошай!

    • 29021 26985

      А вспомните Обломова.)

      • 9844 8929

        В отличие от Ивана Обломов вообще ничего не достиг. Обращаю также Ваше внимание, что Обломову и работать не надо было, всё больше в утопиях пребывал, а Иван бедняк.

    • 170 162

      Автор этого опуса, господин Саблин, лжец, подложник и скрытный русофоб. Он закладывает мысль, что русский человек по природе своей и лентяй, и пустодел, и шаляй-валяй, ну и просто богоизбранный скоморох. Он не расскрывает основу и фабулу самой сказки-предания наших предков. А она проста, доходчива и ясна: Иван, как русский человек, молниеносно, при появлении конкретной и вызвышенной цели, отбрасывает сразу от себя всю свою ленную статику и путем преодолений целой цепи преград и опасностей, при поддержке и при помощи самой природы и всех живых существ, помогающие ему в борьбе с темными и злыми силами, он добивается победы над ними и становится Иваном-Царевичем.

  • 4370 3962

    Дурак-ученик Ура!
    Уры, раса рысоких людей которые помогали людям адаптироваться к условиям жизни на Мидгард земле.
    Так что Иван дурак это не бичара подзаборный, а т.с.экстрасенс и очень РАзвитый человек! Но мы в силу капитализма судим по одёжке…

  • 2060 1662

    Почему Гриша пишет про Емелю, но называет его Иваном? Он читателей за дураков держит?

  • 24369 19281

    В сказках Иван-дурак Добрый человек, помогающий нуждающимся, поэтому и ему помогают, а может и дураком его считают именно за это, а не за склад ума. Доброта спасет мир.

  • 2751 767

    Про Иванушку-дурачка читал, Иван Дурак не было такого персонажа, появился он в современных фильмах и мультиках.

  • 13530 11688

    Сказки далеко не для развлекухи, а это передача информации. Змий Горынич, а ведь это описания боевого самолёта! Катится яблочко по блюдечку и всё что творится в странах заморских показывает. Печь Емели, так чистая паровая машина. Можно продолжать до бесконечности. В русских сказках была заложена огромная информация, только мы очень и очень умные, по тому и понять не можем. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

    • 24369 19281

      Может и автор сказок человек из будущего, а сказители впоследствии уже передавали содержание доступным языком.

    • 2751 767

      У боевого самолёта три головы? Никакого сходства. Печь похожа на паровую машину лишь тем, что к ней прикрепили устройство использующее выходящий пар из трубы для преобразования энергии.

  • 13530 11688

    Лично с сатаной никогда не общаюсь! а для для всех остальных спрашиваю сколько турбин у ТУ-154? Да и были реактивные бомбардировщики с тремя двигателями.

  • 17490 10580

    Мы, дебилы, думаем, что сказки руские и все народные, а что записывал их хрензнает из какого источника некий сказочник Афанасьев, про это мы даже не задумываемся. А всего-то стоило посмотреть на его шнобель. Ой, какие мы дебиииилы…

  • 837 687

    Дураком называли русского мужика иностранцы. Дурак – ТВЕРДОЛОБЫЙ, его невозможно было переубедить в чём-то, обхитрить, они ТВЁРДО держались своих исконных традиций… До недавнего времени. Почти на всех языках – DURO – это твёрдь, твёрдо. Сейчас, разве на мыле можно встретить такой пример. Мыло называют так, потому что обещают производители его твёрдость.
    Иван-дурак – это Иван твердолобый. Хотелось бы перейти на информацию про “третий глаз”, но это тема отдельного разговора.

    Не пробить мужичьи лбы всем воронам чёрным.
    Если выпилят дубы – корешки под дёрном!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)