Что за дурак Иван?

1783 19

https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1616804/1616804_600.jpg
Бог неспроста дураков любит. И дуракам не просто так везёт. Ох, этот Иван: дурак, лентяй, грязнуля.

И за что только этот непрактичный, лишний человек становится главным сказочным счастливцем? Почему все кому ни лень помогают ему? Почему прекрасная царевна влюбляется в него?..

Да не просто влюбляется, а выходит замуж и на свадебном пиру вытирает дураку-мужу текущие тремя ручьями сопли?!

https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/06ab6c07b114d483f2569b2ab7a797ce.jpeg

Образ глупого и удачливого младшего брата – бродячий. Он встречается и в устном народном творчестве европейских народов, в китайском фольклоре, сказаниях североамериканских индейцев, сказках африканских, австралийских и северных племён.

Но лишь на русской почве он стал так популярен: Иван-дурак – едва ли не главный наш сказочный герой. Факт, который может показаться, как минимум, странным, на поверку обнаруживает более чем весомые причины.


Первая из причин популярности Ивана-дурака – его комичность. Ведь одна из главных задач сказки – развлечь слушателя. И сказитель (многие из которых были скоморохами) делает всё, чтобы крестьянам, слушающим его дождливым вечером в кабаке или душным полуднем в очереди на мельницу, было как можно веселее!

Вёдра ходят сами собой, печь едет по городу и давит людей, дубина сама колотит царских посланников. Ситуации дурацкие, гротескные, потому что в их центре дурак.

И, в то же время, ситуации типичны для народной смеховой культуры: мы без труда отыщем их в популярных европейских сказках или научных работах, посвящённых природе смеха. С определёнными оговорками и самого Ивана-дурака можно назвать скоморохом.

https://www.planet-kob.ru/ob/pics/padm/3c35f6a980a472bbac0f375b3a4233b0.jpeg

Дурак угнетённый

Не менее важен социальный аспект образа дурака. Он – младший брат в патриархальной семье, живущей общим хозяйством. Он практически не имеет прав.

По сути, он последний человек в этом мире. Оттого с нескрываемым удовольствием крестьяне слушали, как этот угнетённый герой, бессребреник, расправляется с сильными мира того: не только со старшими братьями, но даже с важными чиновниками, принцами и – чего уж там – самим царём.

Но сказка не была бы сказкой, если бы сводилась к одному лишь поиску социальной справедливости. Согласно некоторым теориям, сказка о младшем брате- это отражение уклада средневековой крестьянской семьи (остаточные явления этого уклада можно было встретить и в конце 19-го века).

Вернее: особенность сказок о младшем брате была обусловлена существовавшим в то время наследственным правом, согласно которому при разделе имущества умершего главы семьи большая часть хозяйства отходила именно младшему сыну. Но в случае, когда наследники продолжали вести совместное хозяйство, главой семьи оставался самый старший.

Также и в сказке: старшие братья имеют больше прав внутри семьи в сравнении с Иваном, но как только между ними происходит конфликт, вынуждающий Ивана покидать (пусть даже на время) пределы семьи – «удача» переходит к нему, и в конце сказки именно он становится обладателем всех «земных благ».

Дурак – юродивый

Третья причина любви к Ивану – его сходство с юродивыми. В таком сопоставлении нет ничего удивительного, если вспомнить, что одним из синонимов слова «юродивый» в словаре Даля является «дурачок». Иван – дурак, то есть сумасшедший, хотя в его образе соединились черты и юродивых-безумцев, и подвижников, юродствовавших «Христа ради».

Юродство в основе своей было антиэстетичным, тяготевшим к безобразному. Этимологически «юродивый» восходит к слову «урод». Как урод описывается и Иван-дурак: вечно он лежит на печи, грязный, оборванный, сопли по лицу растирает.

Роднит Ивана с юродивыми и парадоксальность его речи: «А что, – думает себе Иванушка, – ведь у лошади четыре ноги и у стола тоже четыре, так стол-от и сам добежит». Кроме очевидной комичности, в подобных высказываниях есть нечто большее.

Иван переворачивает явления с ног на голову, как делали и юродивые, говорившие загадками, а то и вовсе лепетавшие бессмыслицу. Таким образом блаженные «очищали» вечные истины от повседневной шелухи и однообразности ритуалов. Они как будто встряхивали пыльный ковёр, чтобы тот становился и ярче, и чище. Или – ставили обратно на ноги стоявшую на голове проблему.

Интересна также природа лени Ивана. Замечательно, что его практичные деятельные братья, несмотря на все усилия, не могут добиться цели. А Иван как будто и не делает ничего: лежит себе на печи да пользуется плодами трудов волшебных помощников. Но в сказке воспевается не лень сама по себе.

Если братья руководствуются разумом, то Иваном движит чутьё: он идёт, куда глаза глядят, ноги ведут и т.д. Практичное в сказке противопоставляется интуитивному. И побеждает второе: потому что Иван не живёт своим бессильным разумом, а полагается на Божью волю.


Дурак – жрец

Связь дурака с потусторонним миром очевидна: недаром он лежит на печи, которая одновременно является и центром дома (центром мира), и связью с умершими. Недаром именно ему помогают волшебные животные – те самые, которые в первобытные времена были тотемными.

Недаром во многих сказках он – единственный говорящий персонаж, порой говорящий бессмыслицу. Вспоминая, что волшебная сказка родилась из ритуала, можем восстановить роль Ивана в нём. Он – человек, общающийся с богами, то есть жрец.

Поэтому потусторонний мир помогает ему, поэтому он оказывается в сказке главным героем, во всех смыслах этого слова.

Григорий Саблин

***



Источник.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
19 Комментариев » Оставить комментарий
  • 9844 8929

    Интересный вывод. Сиди на печи и жди у моря удачи. Она сама к тебе придёт.
    Расцениваю как призыв ни хрена не делать, тунеядствовать, непротивление злу насилием, ну и т.д., дальше сами разовьёте.
    А главное: Власть от бога, т.е. потусторонних сил, которые могут помочь тебе, станешь как Абрамович, а могут и не помочь, бомжом будешь. Оставайся сидеть на печи и не вякай.
    Не хочу обижать предков, но не сомневаюсь, что они закладывали совершенно иной смысл, чем автор сего опуса. Предки наши были трудяги. Недаром придумали пословицу: На бога надейся, а сам не плошай!

    • 27383 25457

      А вспомните Обломова.)

      • 9844 8929

        В отличие от Ивана Обломов вообще ничего не достиг. Обращаю также Ваше внимание, что Обломову и работать не надо было, всё больше в утопиях пребывал, а Иван бедняк.

    • 170 162

      Автор этого опуса, господин Саблин, лжец, подложник и скрытный русофоб. Он закладывает мысль, что русский человек по природе своей и лентяй, и пустодел, и шаляй-валяй, ну и просто богоизбранный скоморох. Он не расскрывает основу и фабулу самой сказки-предания наших предков. А она проста, доходчива и ясна: Иван, как русский человек, молниеносно, при появлении конкретной и вызвышенной цели, отбрасывает сразу от себя всю свою ленную статику и путем преодолений целой цепи преград и опасностей, при поддержке и при помощи самой природы и всех живых существ, помогающие ему в борьбе с темными и злыми силами, он добивается победы над ними и становится Иваном-Царевичем.

  • 4369 3961

    Дурак-ученик Ура!
    Уры, раса рысоких людей которые помогали людям адаптироваться к условиям жизни на Мидгард земле.
    Так что Иван дурак это не бичара подзаборный, а т.с.экстрасенс и очень РАзвитый человек! Но мы в силу капитализма судим по одёжке…

  • 2032 1634

    Почему Гриша пишет про Емелю, но называет его Иваном? Он читателей за дураков держит?

  • 23995 18951

    В сказках Иван-дурак Добрый человек, помогающий нуждающимся, поэтому и ему помогают, а может и дураком его считают именно за это, а не за склад ума. Доброта спасет мир.

  • 2751 767

    Про Иванушку-дурачка читал, Иван Дурак не было такого персонажа, появился он в современных фильмах и мультиках.

  • 13529 11687

    Сказки далеко не для развлекухи, а это передача информации. Змий Горынич, а ведь это описания боевого самолёта! Катится яблочко по блюдечку и всё что творится в странах заморских показывает. Печь Емели, так чистая паровая машина. Можно продолжать до бесконечности. В русских сказках была заложена огромная информация, только мы очень и очень умные, по тому и понять не можем. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

    • 23995 18951

      Может и автор сказок человек из будущего, а сказители впоследствии уже передавали содержание доступным языком.

    • 2751 767

      У боевого самолёта три головы? Никакого сходства. Печь похожа на паровую машину лишь тем, что к ней прикрепили устройство использующее выходящий пар из трубы для преобразования энергии.

  • 13529 11687

    Лично с сатаной никогда не общаюсь! а для для всех остальных спрашиваю сколько турбин у ТУ-154? Да и были реактивные бомбардировщики с тремя двигателями.

  • 17490 10580

    Мы, дебилы, думаем, что сказки руские и все народные, а что записывал их хрензнает из какого источника некий сказочник Афанасьев, про это мы даже не задумываемся. А всего-то стоило посмотреть на его шнобель. Ой, какие мы дебиииилы…

  • 837 687

    Дураком называли русского мужика иностранцы. Дурак – ТВЕРДОЛОБЫЙ, его невозможно было переубедить в чём-то, обхитрить, они ТВЁРДО держались своих исконных традиций… До недавнего времени. Почти на всех языках – DURO – это твёрдь, твёрдо. Сейчас, разве на мыле можно встретить такой пример. Мыло называют так, потому что обещают производители его твёрдость.
    Иван-дурак – это Иван твердолобый. Хотелось бы перейти на информацию про “третий глаз”, но это тема отдельного разговора.

    Не пробить мужичьи лбы всем воронам чёрным.
    Если выпилят дубы – корешки под дёрном!

  • 5388 2342

    ДУРАК – просветлённый человек, не пользующийся умом («д» – данный, имеющий, «ур» – свет, «ра» – солнце, отсюда русское «УРА»; «к» – принадлежащий к чему-либо). На начальной ступени развития ум является лучшим другом человека. Но в конце человеческой эволюции он становится худшим врагом, потому что этот несовершенный орган познания ограничен примитивностью восприятия пяти чувств: обоняния, осязания, вкуса, зрения и слуха – других вводных каналов информации у ума нет. В русских народных сказках Иван-дурак всегда в эволюционном отношении выше своих умных братьев. Человек, использующий только способности ума, не в состоянии решить, например, такую задачу: «Пойди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что». Дурак, используя не ум, а иные, более совершенные способы познания мира, легко справляется с такими задачами. Именно поэтому Россия является страной дураков: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить, у ней особенная стать, в Россию можно только верить». Со временем прихода христианства приобрело негативный смысл.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru