Номинализм – единственный способ сделать знание злым
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1615659/1615659_300.jpgВ древней притче, которую кто только не цитировал за века истории, сказано, обращаясь к людям: «Если вы злы, то откуда берёте добро своим детям, а если добры – почему не желаете добра нашим детям, как и своим?».
В этой старинной мудрости раскрыта природа добра: обобщающая мысль.
Прежде, чем сделать добрый поступок, человек должен вначале обобщить мысль, представить в другом – себя, в чужих детях – увидеть собственных детей.
Опираясь на аналогию (аналоговое мышление) – человек распространяет свой родительский инстинкт заботы и снисхождения на чужих детей.
Нетрудно увидеть обобщение, как основу и в «золотом правиле нравственности»: «Относись к людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе». Известна и отрицательная формулировка этого правила: «не делайте другим того, чего не хотите себе».
Золотое правило нравственности – почиталось всюду! Оно раскрыто в религиозных и философских учениях Востока и Запада, лежит в основе всех мировых религий: авраамических, дхармических, конфуцианства. О нём же говорит и античная философия.
Про такое говорят – абсолютная универсальность, абсолютное общее место. Но давайте понимать: в основе его обобщающая мысль! Уберите принцип обобщения мысли – и что останется?
История даст нам ответ в иных народных поговорках, тоже известных с древности: «человек человеку волк», «рыба сыта рыбой, а человек человеком» и др. Если у тебя не аналогового мышления, и в чужих детях ты своих не увидел (сосредоточен на отличиях, а не на сходстве) – тогда ВСЁ ТВОЁ МЫШЛЕНИЕ становится фундаментально-мироедским.
Я хочу зла вашим детям – ответит такой человек – именно потому, что я хочу добра своим. Кто-то должен делать грязную работу – и я хочу, чтобы её не делали мои дети. Значит – пусть её делают ваши. Кто-то должен погибать на фронте? Пусть это будут ваши дети, а своих я спрячу в штабах, в тылу…
И добро и зло на самом фундаментальном уровне фатально зависимы от способности или неспособности человека к обобщению (аналоговому мышлению). Умеет человек обобщать мысль – он на светлой стороне жизни. Не умеет – на тёмной её стороне.
Важно понимать, что всё начинается именно тут, именно с этого. Остальное всё – так, вторичные следствия, вытекающие второстепенности. Или ты признаёшь реальность общего – или считаешь каждый случай уникальным. Или ты способен видеть сходство (между своим сыночком или чужим) – или ты сосредоточен на отличиях.
А у нас малоумные люди называют средневековый спор реалистов с номиналистами – «схоластикой», чуть ли не праздной игрой ума! У нас куда больше внимания преподаватель уделит Канту, Гегелю, Марксу, Попперу – чем средневековому реализму/номинализму.
И в итоге, не понимая главного, мы путаемся во второстепенном, громоздим всякую ерунду про классовую борьбу, роль пролетариата или роль демократии, альтернативность или безальтернативность выборов, «свободу, которая лучше несвободы»… Корни социального добра, как и корни социального зла мы ищем совсем не там!
Психоцентризм – учение о том, что всё начинается с того, как человек думает. Все процессы в социальной жизни вторичны по отношению к мышлению, идеям в человеческой голове, по отношению к человеческим настроениям.
Какой там «базис», производительные силы? Эти силы (технику) добрые люди создадут с ноля, а злые – разрушат до ноля из любой стадии технического совершенства. Да ведь и производственные отношения – не сами по себе! Они же вторичны по отношению к базовой картине мира в голове человека!
Но истоки мышления человека, ответ на вопрос – каким оно будет, какое общество выстроит – лежат в споре об универсалиях, начатом одновременно с рождением философии и общественных наук.
Реализм:
Выстроен на признании реальности универсалий. То есть общие понятия – реально существуют. Не только Я – есть, но и Родина – есть, и народ – есть, и человечество – есть, и «Добро вообще» (а не только лично для меня) – есть. Это не фигуры речи, не аллегории, не метафоры, не химеры воображения – они действительно существуют.
Обобщающая мысль – это высшая форма мышления, а не ошибка разума, не сбой в сознании, как считают номиналисты. Наверняка вы не раз – если говорили о благе всего человечества – видели у некоторых слушателей глумливые, снисходительные ухмылки. «Это чушь» – думают, а иногда и говорят такие люди.
- Нет, и не может быть никакого блага для всего человечества! Я урвал – или у меня урвали, я сделал бизнес или на мне сделали бизнес… Когда мне хорошо, то другому плохо, а когда другому станет хорошо – мне станет плохо…
Жизнь состоит из конкретных, несопоставимых случаев, каждый из которых уникален, и обобщать их – просто глупо. Один в этой жизни миллиардер, другой – нищий, а сводить всё к какому-то общему образу жизни – безумие…
Такая позиция, о которой изредка проговариваются, но чаще просто думают – в науке называется номинализмом. Чтобы не шельмовать теоретиков номинализма – назовём её «практическим номинализмом».
Теоретики ведь не этого раскалённого людоедского эгоизма хотели, они рассуждали о теории познания, о методологических принципах изучения мира. Другое дело, что методология познания – первична, а всё остальное в поведении человека – вытекает из неё. Теоретики, оправдывая их, скажем – не всегда об этом догадываются…
Если человек – реалист, то есть признаёт реальность обобщающих понятий – он неизбежно придёт к проблеме обобщающей добродетели, универсальных прав человека.
Он не выпрыгнет из логической цепи нигде – кроме одного места в ней, единственной развилки, которая может перенаправить поезд мысли от условно именуемого «социализма» к условно именуемому «капитализмом».
Единственная точка, в которой логическое рассуждение может отвергать общественной благо – реализм/номинализм. Других точек, в которых, думая о себе, не подумаешь одновременно и о других – просто не существует в логике.
Человек, анализирующий благо для себя – одновременно с этим анализирует и проблемы общего блага. Это уравнивает просвещение с добродетелью: люди умнеют, умнея, становятся человечнее. Но только в случае фундаментального признания реальности Универсалий!
Номинализм:
Если мы считаем каждый факт уникальным, неповторимым, а сходство между фактами – лишь «обманом зрения», случайным совпадением (дельфин похож на рыбу, но он не рыба) – то в этом случае наше благо никак не связано с общественным. Да и нет никакого общественного блага – обобщённого на многих. Случившееся со мной – случилось только со мной. А случившееся с другим – случилось только с ним. Обобщение же двух случаев – нелепо.
Отсюда и растут ноги либерализма и либеральной жестокости – когда человек отказывается распространять на других свой успех, или принимать чужую беду, как свою.
Сама методология познания, выработанная номинализмом в Средние Века – отрицает обобщение как благ, так и страданий человеческих. Эта методология возвращает нас на новом уровне к «готтентотской морали» самых диких племён: «добро – это когда я обворовал соседа, а зло – когда сосед обворовал меня».
Как писал известнейший наш философ А.Ф. Лосев[1] – «Номинализм никогда не был глубоким, продолжительным и более или менее ведущим или даже просто плодотворным направлением в философии.
В своем чистом виде он основан на игнорировании того очевидного, на чем основывается и вся философия и даже всякая обыденная мысль…
О таком малоплодотворном философском направлении, как номинализм, трудно, собственно говоря, сказать, где начинается его зарождение, где происходит его расцвет и где нужно видеть его разложение…».
Мы оптимизма А.Ф. Лосева никоим образом не разделяем. Номинализм (может быть, не только под этим своим именем) – одно из наиболее глубоких и продолжительных течений человеческой мысли. А то, что он разрушительно-бесплоден для цивилизации – факт, заставляющий уделять ему ещё больше внимания.
Да, он разрушитель смыслов и преемственности мысли; при этом он необыкновенно глубок и весьма значим, исторгает из себя десятки вторичных учений. Они производят в истории цивилизации и истории культуры человечества великую разруху.
Логика и диалектика номинализма выступают оправданием всего плохого в человеческом поведении, и обессмысливают всё то, что традиционно считается хорошим. Потому что нет универсалия, нет «добра вообще» и «зла вообще»!
Номинализм – единственная развилка логики, которая позволяет развивать познание, не развивая при этом добродетели, единственный способ сделать знание злым. Нигде больше на пути познания ум не сможет свернуть в сторону зла. Только в этой точке: отказавшись обобщать конкретику, отказавшись восходить от частной выгоды к общей и от личной беды к общественным проблемам.
Номинализм приводит к тому, что развитие ума не делает человека человечнее. Ум развивается, его операции усложняются и ускоряются, объёмы сведений и данных растут – но это ум отарка[2], органически он остаётся умом зверя, но с развитым блоком расчётов.
Если вы не отрицаете универсалий (реальности общих понятий) – то любая иная работа разума через процесс обобщения гуманизирует ваш разум параллельно его техническому совершенствованию.
Техническое совершенствования интеллекта, как инструмента при параллельно идущем озверении и оскотинивании человека возможно только при одном условии: отрицании реальности Универсалий.
+++
Мы получим всё, все мыслимые и немыслимые блага земной жизни – если сумеем синхронизировать взаимное отношение друг к другу, как к самому себе. Это трудно – но это единственный путь.
Жизнь налаживается только в одном случае: если человек видит в другом человеке себя, а другой человек не использует это великодушие с циничным эгоизмом. Во всех остальных случаях (имя им легион) – рвачество доведёт общество до тотальной разрухи.
Обобщающая мысль – вот ключ к прогрессу. Напротив, ключ к регрессу, используемый всеми разрушителями государств – утрата способности мысли к обобщению, уникализация случаев из жизни, видение в других не себя, а конкурентов себе.
Реализм есть жизнь, а номинализм – смерть. И то, и другое правда (то есть не логическая ошибка и не ложь). И жизнь, и смерть – есть во Вселенной. А выбор между ними – основное занятие для свободы воли человека.
[1] Средневековая диалектика. IV – Расцвет и разложение номиналистической диалектики
[2] "Отарки" – вымышленные фантастом С. Гансовским мыслящие звероподобные существа. Отарки жуткие твари, что были созданы путем скрещивания человека, медведя и волка. Это каннибалы, которые знают три языка, высшую математику, но при этом лишены элементарных человеческих чувств и правил.
А. Леонидов
***
Мы живём в мире правления капитала.
В капиталистическом обществе,только одно важно-ПРИБЫЛЬ!
Ни люди, ни ум, честь, совесть ничего не значат.
Ни законы,ни страны ничего не важно…
Только наращивание капитала.
Хочу добавить, что капитал зарабатывается ТОЛЬКО двумя способами: кражей и отъемом. А красть и отнимать добрые люди не умеют. Только злые. А что бы прикрыть свою асоциальную сущность, через Маркса-Энгельса нас убедили в том, что существует некая “борьба и единство противоположностей”. Типа злой, он не всегда злой, он иногда добрый, а бывает злой, потому что “борьба”.
Поэтому у нас и убивают образование: что бы новые поколения не могли развиваться, не могли понять истинной сущности “добрых” богатеев и “злых” бедняков, что бы не могли понять разницы между истинным добром и истинным злом. При этом, попы призывают нас к законам Божьим, а по существу мы от этих законов все дальше и дальше с каждым днем.
Ага, ща всё раздам шо есть и пойду на паперть, в надежде что найдётся ещё один дятел, который со мной поделится…
Вы очень наивны, хотя я понимаю Ваше стремление к всеобщей справедливости. Но это всё из области фантастики – мы до этого не доживём
Эгоизм – вот идеал новой реальности, которая наступила после 1991 года. Кто добр и справедлив – в новое устройство нашего общества успешно не встроится. ЧЧВ – человек человеку волк – вот основная идея нашей новой реальности, а кто живет иначе, по-умолчанию считается лузером и жертвой.
Добро должно быть с кулаками , а справедливость без силы-смешна.
Это правда. Но кулаки нужны не для завоевания личного благополучия, а для защиты общественной справедливости.
И я о том-же.
Как-то надуманно.
Не нужно расписываться за других и обманывать себя что знаете что хотят и не хотят другие, делая то или другое.
С какого времени наставление “относись к другим так как хочешь чтоб относились к тебе”, стало нравственным? Подразумевание – основа самообмана и обмана других. В этом наставлении есть только справедливость, нравственность же у разных групп людей , народов и просто двух людей может отличаться. Обобщать цели “волка” и “барана” глупо, а в мире людей роли разные и их много, и дети бывают и у “волков” и у “баранов”.
Гражданка В. хочет покончить с собой из-за пустоты в жизни. Её насиловал отчим всё детство. Она не любит себя и не хочет ни с кем иметь дел. Как ей относиться к другим? Тоже хотеть им смерти?
Если кому кажетя что жизнь не справедлива, то советую присмотреться к любой из попавшихся “несправедливостей”, и убедиться что ничего кроме справедливости там нет. Всё справедливо. Если у бедной хорошей бабушки сын ворует деньги на наркоту, а родную мать бъёт, то это её собственные результаты.
Только что вышел наш фильм – “Временные трудности”. Если досмотреть до конца, то станет понятно что Отец не плохой, а суперответственный чувак. Он посчитал своим долгом через боль и слёзы исправить врождённый косяк, и дать сыну шанс на жизнь. И справедливый финал.
Иван, ты как раз отрицаешь универсалии. То что тебя насиловал отчим не оправдание воровства денег на наркоту у бабушки. Нет “баранов” и “волков”. Есть люди. Попытка разделить Людей на копытных и клыкастых и есть первое проявление номинализма.
З.Ы. ты сам волк или овца?
Жизнь расставит всё по своим местам. Вот зачем сейчас воруют государственные деятели? Зачем им столько денег? Уже и дворцы посторили себе и детям и внукам и виноградники у всех, а всё продолжают воровать. И будут дальше воровать и внуки их будут воровать если не дураки. А народу нужно дать религию, потому что нужен смысл жизни, чтобы почувствовать себя избранным и счастливым.