Глупость наступает… Что делать?
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1615230/1615230_300.jpgГлупость крепчает, ширится и наступает. Мне кажется, этот вывод может сделать любой внимательный человек, который находится возле или внутри парадного подъезда или лачуги бедняка (коих на земле большинство).
Все больше людей жалуется на сложности с умственной деятельностью, у многих слабая память, они не могут читать книги.
Но это только часть проблемы. Ларошфуко говорил, что все жалуются на свою память, но никто не жалуется на свой разум. А разУМ- это УМ, если только не «заходит за разум».
Поэтому интересно попытаться разобраться и отметить основные моменты в этом важном общественном явлении, которое характерно не только для России , но и для других или, возможно, для всех стран.
У глупости в русском и других языках есть множество синонимов; дурость, слабоумие, дебильность, и другие. Например, в книге « История человеческой глупости» венгерского писателя Иштвана Рат-Вега выделяются следующие синонимы:
Мозги наперекосяк, Дуроплет, Полоумный, С придурью, Придурок, Придурковатый, Ум короток, Олух, Простак, Олух царя небесного, С завихрениями, Тронутый, Дуролом, Дурак дураком, Дурбенъ, В голове опилки и др. Также есть много вариантов этого слова в словарях синонимов других языков, например, в испанском их более 20.
Всем понятно, что антоним — ум. Прежде всего умный обладает значительным объемом знаний и умений. Среди последних очень важны те, которые педагоги определяют как умения т. н. высокого уровня: анализировать, критически мыслить, решать как простые, так и усложненные задачи, выбирать и объяснять оптимальный метод решения, искать и исправлять ошибки проявлять творческие способности и др. (Orlik 2002).
Конечно, на эту тему написано много и первое, что вспоминается — это знаменитая сатира «Похвала глупости» Эразма Роттердамского. (Брант, Эразм 1971 ). Кажется даже, что при написании этого труда 500 лет назад великий гуманист предвидел современное возрождение средневековой тупости, глупости и идиотизма, но только на модерновом этапе царства айфонов, компьютеров и интернета.
Сейчас эта болезнь тупоголовости охватила все слои общества — и бедных трудящихся и высшие касты. Не зря ведь не так давно министр иностранных дел совсем не дипломатически был вынужден использовать термин «дебил» на встрече с некоторыми коллегами.
В этом тексте мы не будем вдаваться в историю вопроса, тема статьи — современное социальное явление возрождения глупости.
Так в чем же заключается cуть этого процесса и каковы причины этого?
Сразу отметим одну из главных причин мирового «праздника» глупости — хозяевам мира и их представителям из Международного Валютного Фонда, Мирового Банка и правительствам разных стран просто не нужны умные люди, они даже опасны для них.
Казалось бы здесь есть противоречие – от уровня интеллекта сограждан зависит многое – экономическое развитие стран, научно-технический, промышленный и культурный прогресс. Интеллектуально-развитые люди отвечают за будущее планеты . Но политику-то делают хозяева мира и по их мнению массовая глупость – залог крепкой неолиберальной экономики.
«Люди не любят интеллектуальный труд, слишком много энергии на это требуется, слишком дискомфортные ощущения вызывает. Куда проще забросить умную книжку и пойти развлекаться в ближайшую пивную, а может, заказать пиццу и посидеть в смешном чате.
Глупым человеком легче управлять: такой не будет высказывать свое недовольство, если что-то его не устраивает. Такого легче обвести вокруг пальца ложными обещаниями, напичкать «авторитетным» мнением липовых информаторов.
А вот образованный человек – худший покупатель и прямая угроза экономике. Чем выше по уровню человек, тем меньше он зависим от моды, общественных стереотипов и потребительского мышления, он больше не приносит экономике выгоды, на таком труднее заработать. Чтобы получить покорное стадо, нужно отучить людей от привычки думать и созидать.» (Культ человеческой глупости 2018)
Выше уже отмечено, что и у взрослых и у детей сейчас много проблем с «головой», у мноих возрастает рассеянность, они не могут читать большие тексты, не говоря уже про книги. Это очень похоже по сути на процессы в средневековом обществе и также хорошо согласуется с другой важной стороной — политика хозяев мира способствует превращению работника в современного полу-раба и раба.
Причем на современном уровне развития полит-, информационных и манипуляционных технологий человек часто может даже и не замечать этого собственного превращения (Катасонов 2014, Рабство. В чем причина? 2016 , Принципы современного рабства. 2017).
Для этого применяется т. н. социопсихологическое оружие в войне совершенно нового типа – психологической, при этом во главу угла ставится частный бизнес, а интересы отдельного индивида считаются наиважнейшим приоритетом в жизни в сравнении со всем остальным. (Социопсихологическое оружие, 2018).
«При этом общественное мнение отформатировано и основной постулат гласит, что всё продаётся и потому главенствует тот, у кого больше средств. Чем больше денег у индивида, тем он свободнее и независимее, наивно не придавая значения самому главному — в чьих руках находится финансовая система и кто создаёт правила игры.
Под этим незаметным и планомерным давлением беспроигрышного социопсихологического оружия общественно-политическое устройство изменилось и этот процесс приносит доход хорошо сплочённым группам олигархов, обеспечивающим ведение «боевых действий» в этой войне. Они назначают правительства, которые призваны исполнять их волю и нести ответственность перед толпами рабов-голодранцев в том случае, если что-то идет не по плану.»
Реальная власть находится у тех, кто ювелирно оперировал и оперирует мировыми финансами и настроениями толпы, не будучи при этом на виду, они всегда в тени, что делает их неприкасаемыми. Поэтому социопсихологическое оружие на порядки эффективней любого другого и его главный принцип: «Рабы работают с максимальной эффективностью тогда, когда считают себя свободными».
Здесь мы можем видеть современную реальность в большинстве стран и полное на 180 градусов изменение картинки из лучшего в мире советского букваря «Мы не рабы — рабы не мы». Сейчас, учитывая происходящее, надо бы писать «Мы рабы». Самое смешное и печальное, что, большинство тупоголовых в мире этого кардинального изменения не замечает и не осознает.
Давайте дальше рассмотрим вкратце разные причины и факторы , ответственные за это явление отупления и оглупления людей: падение уровня и качества образования, массовое распространение смартфонов, интернета и соцсетей, массовое распространение антикультуры, информационный гнет рекламы потребления, исчезновение чтения книг из повседневной жизни и др.
Падение уровня и качества образования
Самый простой путь превратить человека в идиота и биоробота – не дать детям и молодежи нормального качественного образования.
Падение качества школьного и вузовского обучения наблюдается не только в России, но и почти во всем мире. Сейчас Министерства образования почти во всех странах, известных автору, проводят целенаправленную политику по снижению его уровня на всех этапах.
Конечно, открыто это не объявляется и прикрывается ложью и дезинформацией о якобы борьбе за его улучшение. Вообще методы лжи, дезинформации и манипуляции прямо связаны с политикой оглупления и дебилизации населения — это 2 нераздельных части разрушительной стратегии и политики хозяев.
Одним из характерных путей этого процесса является все большая приватизация образования — постепенно закрываются государственные бесплатные школы и вузы и появляется все больше частных. Это опять объясняется не умному населению якобы борьбой за качество — мол переводим некачественные государственные учебные заведения в «качественные» частные.
Например, в Колумбии всего 32 государственных университета (включая 4 по обучению военных офицеров) и более 200 частных, включая университетские фонды, корпорации и др, многие из которых из-за отсутствия нужного качества называют «университетами в гараже».
В Бразилии это соотношение — 272 государственных на прибл. 2000 частных университетов и корпораций. Этот процесс также отражает постепенное и постоянное разделение образования на 2 типа: элитарное с лучшим качеством для меньшинства обеспеченных слоев населения и остальное для основной по количеству и бедной части населения – по мнению хозяев рабам и их детям качественное образование ни к чему.
При этом власти не объясняют, что же им не дает улучшить качество государственных учреждений— ведь и бюджет и реальная власть в их руках. Ларчик открывается просто – во- первых перевод образовательных учреждений на неолиберальный рынок позволяет при(х)ватизаторам-частникам отлично зарабатывать на этой услуге из-за высокой оплаты обучения в частном секторе. Во-вторых, повторим основной посыл – рабам и их детям качественное образование не нужно.
Характерным результатом этих действий по подрыву качества образования являтся т. н. функциональная неграмотность среди молодежи и взрослых многих стран. Большое количество людей имеют дипломы или аттестаты о среднем образовании и вроде бы владеют основными навыками чтения, письма и др.
Но на проверку часто они – функционально неграмотны -могут читать, но не понимают содержание даже простых текстов, не умеют написать сложный и связный текст, ясно выражать свои мысли и чувства. Функционально неграмотный не может сделать очень простой анализ (или ответить на простые вопросы ) в письменном сообщении. (Orlik 2015).
Статистика говорит, что 44 миллионов взрослых в США не может читать достаточно хорошо, чтобы прочитать простой историю ребенка и более 20 процентов взрослых читать на уровне или ниже уровня пятого класса – гораздо ниже уровня, необходимого для трудоустройства и примерно 50 процентов безработной молодежи в возрасте 16-21 функционально неграмотны, практически без перспектив получения хорошей работы.
По данным другого исследования, проведенного Департаментом образования США и Национального института грамотности, 32 миллионов взрослых в США не может читать. Это 14 процентов населения и 19 процентов выпускников средних школ не умеют читать.
Среди американцев 16 лет и старше, 19% не читал ни одной книги в течение предыдущих 12 месяцев и 25% читали книги 1-3 за весь год. Это почти 45% населения, которые не читает почти ничего (Orlik 2015).
В России уже более 26 лет продолжается разрушение лучшей в мире советской средней и высшей школы и этот процесс зашел достаточно далеко. Ранее были проведены разрушительные реформы по ЕГЭ , приближение высшего образование к Болонской модели.
Ясно, что в этой модели 4-летнего обучения на степень бакалавра умственные способности и специальные знания и навыки выпускника вуза соответсвует уровню болонки, но в этом и заключается скрытая разрушительная цель инициаторов этих программ. Потом для некоторых выпускников , но далеко не для всех, предполагается следующий 2-летний этап магистратуры (master degree)
Напомним, что уровень качества подготовки выпускников во многих советских вузах еще 25-30 лет назад после 5-летнего обучения как раз и соответствовал и даже превышал этот уровнень магистратуры, об этом говорят многие примеры, качество дипломных работ и др.
По этим причинам всем выпускникам иностранцам в СССР в то время сразу после 5 лет обучения выдавался диплом с магистерской степенью (а также тем советским студентам, которым нужен был диплом на иностранном языке).
Что касается магистерской степени университетов на Западе, то по моим наблюдениям эти 2 года обучения в большинстве случаев позволяют выпускнику хоть как-то нивелировать низкое качество степени бакалавра ( 8-10 семестров обучения) во многих университетах и приблизится к более-менее приемлемому уровню знаний и умений специалиста, необходимого для дальнейшей работы в науке и на производстве.
Сейчас в России планируются следующие этапы реформ и разрушения образования – по электронной школе и другие.
Многие специалисты и родители протестуют против этого ( см Четверикова, 2018. А. Фурсов, О. Четверикова. 2017, Четверикова. 2017 и др), потому что в реальности речь идет не о реформировании образования, а фактически о его упразнении как такового и замене на западную модель для еще большего производства дегенератов и дебилов западного образца.
Примеров есть очень много и не только в вышеприведенных работах. Чего только стоят факты о том ( Фурсов, Четверикова 2017), что некоторые экономисты выпускники Вуза не могут извлечь квадратный корень из ста (очевидно «специалисту» нужен калькулятор) и ответить на вопрос, кто написал Капитал Маркса.
Основная причина этого катастрофического положения — многолетние реформы в направлении внедрения западной, а точнее американской системы.
Ни для кого не секрет, что американская модель среднего образования (последний этап high school) кардинально отличается от российской (во многом еще сохраняющей черты советской модели).
Очевидцы пишут (Димиев 2008) , что образование в «цивилизованном» мире привели к такой форме, когда детей в школе не тянут вверх к знаниям, а опускают вниз к банальной зубрёжке без малейшего понимания. Из детей таким образом производят человекообразных … Рассмотрим основные черты этого на основе работы А. Димиева.
Учебный процесс в американской школе построен принципиально иным образом, нежели тот, к которому мы привыкли (Димиев 2008).
1. Отправной идеологической точкой американского образования является постулат о равных возможностях, являющийся, наряду с постулатом о неприкосновенности частной собственности, одним из столпов американской Конституции.
2. Второй постулат педагогической литературы: «Несмотря на различные природные способности (английский аналог русского понятия “умственные способности” в американской педагогике отсутствует), каждый ученик может учиться». На практике люди понимают, что шансы совсем не равные, а способности и подавно.
3. На практике два уже приведённых постулата заменяются третьим – «Каждый ученик способен учиться и каждый ученик в американской школе может и должен достичь успеха (success)». Американцы очень любят это слово success, делая акцент на том, что успех в школе – это начало успеха в большой жизни.
Здесь происходит завуалированная подмена понятий: право на качественное образование подменяется правом на success. А что является мерилом этого успеха в школе? Конечно же, отметка! Значит, у каждого ученика должна быть хорошая оценка. Ставить двойки, де факто, запрещается . «Умные люди прекрасно понимают, что декларируемого равенства возможностей в сфере образования в Америке на самом деле нет.
Равенство есть для тех, кто образования получать не хочет, кто приходит в школу для того, чтобы провести день с наименьшими потерями. И есть одинаковые возможности получить стандартное, очень поверхностное образование и превратиться в исполнительного, законопослушного, неспособного самостоятельно мыслить гражданина» (Горюшин, 2011).
4. Калейдоскоп вместо последовательной учебной программы. В России по традиции все основные предметы изучаются каждый год. Математика изучается все десять лет: с первого класса по десятый (теперь уже одиннадцатый), физика – пять лет подряд, химия – четыре года, биология – вообще шесть лет. Программа построена так, что один и тот же материал в какой-то степени повторяется из года в год. В старших классах те же самые концептуальные понятия преподносятся уже на более высоком уровне, чем годом ранее.
В Америке программа здесь построена по блочному типу. Например, естествознание проходят с четвёртого по восьмой класс и этот предмет называется Science. Но после восьмого класса Science уже распадается на независимые предметы: биологию, химию и физику. Причём эти предметы не идут непрерывно по нескольку лет, а преподаются блоками по одному за год.
«В России акцент делается на преподавании теории и фактического материала. Мы предлагаем ученикам теорему и способ её доказательства. Для умственной деятельности даём задачи и примеры. Американцы считают более важным привить навыки решения сугубо практических задач – real life problems.
Считается, что если студент умеет решать поставленные задачи, то фактический материал всегда можно найти в литературе. Американцы не понимают (или делают вид, что не понимают): если фактических знаний полный ноль, то алгоритмы решения задач просто не к чему приложить. На самом же деле, из реальных знаний ученик получает лишь умение читать и писать и ещё некоторые самые примитивные навыки.
«В российской школе на уроках естествознания мы сначала в достаточно большом объёме даём эмпирический материал, который впоследствии обобщается в правила, теории и законы. Таким образом, наше образование выстроено в полном соответствии с историческим развитием науки.
Американцы же, наоборот, сразу вываливают глобальную теорию или закон при минимальном количестве рассмотренных в подтверждение примеров. Фактический материал – такой, например, как конкретные свойства конкретных веществ, не изучается вообще. Видимо, считается, что этим не стоит забивать студентам голову. Вместо этого предлагается учить основополагающим законам, по которым вещества реагируют друг с другом.»
«По сути дела, они запрягают телегу впереди лошади, или, точнее, вообще без лошади. Без конкретных примеров общие законы не могут быть поняты и усвоены « (Димиев 2008).
5. Вместо знаний сплошной фан (fun) Основной подход к образованию в Америке заключается в том, что процесс обучения должен быть удовольствием. Американские ученики ходят в школу, чтобы получать удовольствие -То have fun. Образовательный процесс должен быть увлекательным, интересным и ненапряжённым.
Если же в процессе обучения мыслительного процесса нельзя избежать совсем, то он должен быть сведён до минимума, а за ним обязательно должно следовать поощрение в виде высокой оценки за решённую задачу.
Нужно отметить, что занимательность была и остается основным принципом советской педагогики. При этом знания должны даваться (преподавание) и добываться (учение) в занимательной форме, близкой к повседневной жизни.
Многие еще не забыли, что уже более 100 дет, например, и в школе и дома у нас используется великолепная занимательная литература Я. Перельмана по арифметике, алгебре, физике ( Мишкевич 1986) и по другим предмерам — химии ( Орлик 1988), истории и др. Но у нас занимательность — это метод и средство для получения главного — хороших и прочных знаний и умений.
А. Димиев отмечает, что одна из главных целей упрощения американского образовательного процесса и низведения его до примитивного игрового уровня состоит в том, чтобы завуалировать разницу в уровне подготовки и умственных способностях студентов. Поэтому учитель вынужден давать такое задание, с которым заведомо справятся все.
В результате, все остаются довольны, а ученики даже не успевают осознать, каким примитивом занимаются. Студенты не понимают, что реальных знаний по изучаемому предмету не получают…
Автор делает вывод о том, что нынешнее положение вещей в американском образовании очень мудро срежиссировано и виртуозно поддерживается.
6. Инструкции важнее разума и морали. «Здесь распоряжения руководства не обсуждаются, а выполняются чётко и в срок. Это одна из основных составляющих ментальности американцев – следование инструкциям. Следование инструкциям – хорошо. Нарушение инструкций – плохо. Никого не интересует конечная цель.
Совершенно неуместны попытки разобраться в ситуации, проявить человечность, попробовать решить что-либо с позиций добра и зла. Человеческий фактор исключён полностью. Причём эти правила распространяются не только на учителей, но и на учеников».
7. Учителя – образовательная обслуга. В центре советской и российской системы образования стоит учитель. Авторитет Учителя и уважение к Учителю – основные слагаемые нашей школы и культуры в целом. Несмотря на то, что в последнее время ситуация с этим меняется не в лучшую сторону, в целом уважение к учителю у нас – часть менталитета нации. Сама этимология российского слова «учитель» отличается от английского teacher.
Слово «учитель» может одновременно быть использовано для обозначения духовного наставника. Teacher – это скорее инструктор, который просто нанят для оказания образовательных услуг. Здесь абсолютно всё поставлено на основу товарно-денежных отношений. Учитель без авторитета – это не учитель, а именно инструктор.
Настоящего учителя слушают с замиранием сердца и беспрекословно исполняют все его указания. Инструктора же можно слушать, а можно и не слушать. За всё уплачено. Услуги инструктора можно принять, а можно отказаться и принять услуги другого.
Клиент всегда нрав. Что интересно, сами американцы этого не понимают. Они продолжают выдумывать, что же ещё можно сделать, чтобы ученику жилось ещё лучше, чтобы ученик прилагал ещё меньше сил, получал ещё больше «фана», а знания его улучшались (Димиев 2008).
Поэтому естественно, что конечный результат работы учителя в виде реальных знаний учеников никого не интересует. Самая главная задача учителя – чётко и беспрекословно выполнять инструкции.
Естественно такая печальная действительность среднего образования в США является основной причиной явления, что в этой стране так много малообразованных и умственно недоразвитых граждан (ТУПОСТЬ АМЕРИКАНЦЕВ ДОКАЗАНА НАУКОЙ. 2017). Впрочем ситуация в Ю. Америке — точно такая же, так как основная идея здешней политики — это копировать все «самое-самое» у своего северного «друга».
Но кубинская система образования, построенная на основе советского опыта, является одной из лучших в Америке. Например, М. Карной из Cтандфордского университета провел изучение систем и результатов образования в Бразилии, Чили и на Кубе (Carnoy 2007).
Отмечается, что качествоо образования кубинских школьников по всем параметрам лучше, чем в других странах. Основной причиной этого является построение всей системы кубинского образования по советскому образцу.
Другими факторами являются лучшая подготовка кубинских учителей, лучшая социальная среда, которая способствует и стимулирует процессы повышения качества образования для всех учащихся страны. И вообще страны с «самой-самой» и «лучшей» системой рыночных экономических отношений на самом деле не способны к действительному повышению качества образования своего населения.
Ни для кого не секрет, что на Кубе существуют большие экономические трудности из-за преступной блокады по вине северного соседа. Тем не менее по данным ЮНЕСКО Кубе принадлежит абсолютный рекорд по финансированию своего образования
. По сравнению например с Бразилией, против которой никакой блокады нет, Куба тратила в 2009 г на образование более 50% национального дохода, а Бразилия 18% – цифры и результаты образовательных систем говорят сами за себя. Поэтому нет никаких сомнений о причинах зашкаливающего количества глупцов и дебилов в этих «самых-самых» странах (Orlik 2013). К большому сожалению и Россия находится на этом пути в никуда.
Кому-то может показаться, что система высшего образования в США гораздо лучше. Действительно, лучшие американские вузы возглавляют мировой список университетов. Есть разные причины такой ситуации, например положительно влияет мощное финансирование государства и частных фондов. Но другой важной причиной является просто-напросто политика прямого воровства специалистов из других стран.
Я помню свое участие на одной из больших конференций Американского химического общества более 20 лет назад. На этой конференции представитель Министерства образования в Вашингтоне, говоря о подготовке химиков и учителей химии, открытым текстом вещал, что на государственном уровне нет никаких планов об улучшении этой подготовки.
США решают проблему простым и дешевым для них путем воровства мозгов высококлассных специалистов из Индии, Китая и др стран. Всем ясно, что СССР/Россия в этом списке обворованных находится вверху и это «лидерство» совершенно не радует (Спицын 2018). Иными словами «самая-самая» страна-бандит естественно действует бандитскими методами.
Есть много и других указаний на то, что советская система образования была и есть лучшая в мире. Например, советские учебники продолжают использоваться в России и некоторых других странах.
Знаменитые алгебра и геометрия Киселева, которым уже 130 лет, обладают тремя качествами хорошего учебника: точностью формулировок и понятий, простотой в рассуждениях и сжатостью в изложении.
Логика этого учебника служит педагогической цели — понятности и убедительности рассуждений для учащегося и поэтому так легко было учиться по его книгам.
Педагоги считают сейчас, что подлинной гуманизацией было бы именно возвращение в школе к Киселеву. Он сделал бы математику вновь понятной детям и любимой. И этому есть прецедент в нашей истории: в начале 30-х годов прошлого века "устаревший" "дореволюционный" Киселев, возвращенный "социалистическим" детям, мгновенно поднял качество знаний и оздоровил их психику.
И, может быть, помог одержать победу в Великой войне.
В 1938 году Андрей Петрович Киселёв сказал: «Я счастлив, что дожил до дней, когда математика стала достоянием широчайших масс. Разве можно сравнить мизерные тиражи дореволюционного времени с нынешними. Да и не удивительно. Ведь сейчас учится вся страна. Я рад, что и на старости лет могу быть полезным своей великой Родине.»
Эти учебники Киселева — "национальное достояние России (Почему в Израиле учатся по старым советским учебникам 2017) и вполне могут быть фактором для уменьшения количества дураков и малограмотных.
Ю.Г. Орлик
***
Ломоносова никто не учил, он сам научился читать и писать, босиком по снегу пришёл в Москву и стал великим учёным. Талант пробьёт себе дорогу и самое лучшее образование – это самообразование.
“Если вы посмотрите на портреты французского учёного Лавуазье, итальянского “авантюриста” графа Калиостро и русского первооткрывателя закона сохранения энергии Михайло Ломоносова, вы убедитесь, что это одно и то же лицо. Захватчики даже не потрудились, хотя бы слегка изменить внешность этого человека, делая из него разных людей.” В. А. Шемшук “Украденная история.”
Тогда все носили одинаковый парик.
Самообразование, вещь полезная и необходимая, которая в своей основе должна иметь хорошее образование. Иначе первобытно-общинный строй.
Умный человек – тот кто УМеет. Чтобы стать умным достаточно зазубрить алгоритмы поведения в различных ситуациях. (Умным может быть и промышленный робот. Он тоже УМеет.) А вот разумный – это тот, кто РАЗумеет, то есть понимает почему так, а не иначе.
Умных много, разумных маловато.
Ещё меньше мудрых.
Выше уже отмечено, что и у взрослых и у детей сейчас много проблем с «головой», у мноих возрастает рассеянность, они не могут читать большие тексты, не говоря уже про книги. Это цитата.
Может быть, дело просто в этих больших текстах, не говоря уже про книги, которые просто невозможно читать нормальном учеловеку ??? в этом ли вина нормального (до сих пор ещё) человека?
Пропадает способность читать у человека, это как хвосту отвалиться у обезьяны. Это как человек без аппендикса. Пропадает атавизм.