Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири

2705 5
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10874430/10874430_900.jpg

Кто хоть немного изучал официальный взгляд истории на освоение Сибири, сталкивались с такими парадоксами, например: как отряды А.Дубенского добирались до Енисея? И почему Енисейск, более северный город был основан раньше (1619г.) чем сам Красный Яр (1628г.). Почему за долго до этого орды Чингисхана могли добраться до Московии сухопутным путем, а все освоения Сибири шли по рекам и волокам?

Мой друг по ЖЖ bskamalov высказал версию, что поход Ермака в Сибирь пролегал исключительно по водным путям. Ни одного сухопутного участка не было. Мысли в текст оформлены своеобразно, но от этого их даже интереснее читать. Рекомендую перед дальнейшим прочтением.


https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10874874/10874874_900.png

Если учесть только водные движения, то действительно, с Волги через Каспийское море, а далее через р.Урал можно попасть в южные районы Уральских гор. И далее, некоторое расстояние волоком протащив лодки до р.Тобол – попасть в р.Иртыш и в р.Обь. Но далее – на восток, к Енисею по водным путям – никак. Самый ближний исток реки к Енисею, которая сообщается с р.Обь – это р.Кеть.
Проследить это можно на карте:

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10875165/10875165_900.jpg

Здесь становится интересно. Вот где скрывается ответ: почему Енисейск старше Красноярска?

Оказывается, в те времена был канал (древнюю карту можно будет посмотреть в самом конце поста), соединяющий р.Кеть с Енисеем. И он сохранился, а возможно, в конце 19-го был реконструирован, расчищен, восстановлен заново. Хотя история говорит, что его построили, а не восстановили.

Речь идет о Обь-Енисейском канале, канале, соединяющим р.Кеть (бассейн Оби) с р.Кас (впадающей в Енисей)

Забегая вперед, хочу указать вот на какой момент. р.Кас впадает в Енисей далеко ниже по течению чем находится Енисейск. До Енисейска нужно было еще вверх по течению гребсти дружине Дубенского. Удобнее было бы поставить острог сразу в устье р.Кас и Енисея. Но это детали. Так же деталями является то, что: если это действительно путь А.Дубенского и дружины, то откуда он узнал про него? Без древних карт местности – за один сезон не пройти (не проплыть) такое расстояние. Заблудишься в протоках.

Итак, смотрим:

«Обь-Енисейский соединительный водный путь» был признан памятником природы в 1991г. в целях сохранения этого уникального гидротехнического объекта. В Красноярском крае он расположен на территории Енисейского района и по праву мог бы стать крупнейшим архитектурно-инженерным сооружением Российской Федерации.

Это своего рода «Суэцкий канал» (162 км) России, превосходивший знаменитого собрата по длине на несколько десятков километров.

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10875463/10875463_900.jpg

Обь-Енисейский канал начинается возле поселка Усть-Озерное на реке Кеть и заканчивается устьем реки Большой Кас в 40 километрах от поселка Ярцево в нашем регионе. Он проходит по Средне-Сибирской низменности, пересекая водораздел рек Обь и Енисей с запада на восток, площадь объекта 190 гектаров. Водное соединение идет по рекам Кеть – Озерная (16 км) – Ломоватая (39 км) – Язевая (35 км) – оз. Большое (оз. Водораздельное 5 км) – руч. Казанцевский (прокопанный канал 7,8 км) – Малый Кас (70 км) – Большой Кас (197 км).

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10875884/10875884_900.jpg

История Обь-Енисейского канала началась в 1800г., когда купцы организовали изыскания для соединения двух великих сибирских рек: Оби и Енисея. В течение 12 лет были обследованы водоразделы между таежными речками Тым и Сым, Вах и Елогуй, Кеть и Кемь, чтобы выбрать наиболее удобную трассу соединения. Но работы по строительству канала так и не были начаты.

В 1875г. енисейский купец П.Е. Фунтусов на свои средства снарядил экспедицию, которая определила наиболее удобное соединение: приток Оби – Кеть, и приток Енисея – Большой Кас, с использованием находившегося на водоразделе озера.

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10876150/10876150_900.jpg

Экспедиция Министерства путей сообщения России подтвердила результаты исследований енисейцев, и в 1878г. был составлен проект канала. Он предусматривал расчистку и расширение рек, а также строительство 18 плотин и 29 шлюзов. Предполагалось, что здесь смогут проходить суда длиной 44 метра, шириной 7 метров и грузоподъемностью 300 тонн. Смета проекта составляла 7-8 миллионов рублей.

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10876208/10876208_900.jpg

Но министерство, в целях экономии средств, приняло решение построить канал для судов длиной 20 метров и грузоподъемностью около 80 тонн. В этом случае судоходство было возможным только весной, а летом могли проходить только небольшие баржи до 8 тонн. Стоимость проекта оценили в 680 тысяч рублей, а шлюзы в проекте не предусматривались.

Сооружение канала началось в 1884г., здесь трудились 1200 человек, которые работали в невероятно тяжелых условиях необжитой труднопроходимой тайги. Руководил строительством объекта начальник Томского округа путей сообщения барон Б.А. Аминов.

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10876568/10876568_900.jpg

Со строительством канала из Енисея на баржах можно было выйти в Обь, а затем добраться до Томска, Барнаула и в другие сибирские поселения. До 1894г. по водному соединению перевезли всего 500 тонн груза, без учета перевозок для строительства. Почти сразу стало ясно, что без шлюзования здесь не обойтись, и к 1898г. на канале было построено 14 шлюзов для того, чтобы пропускать баржи с небольшими пароходами. Половина шлюзов находится на территории Красноярского края: Александровский, Безымянный, Георгиевский, Мокряки, Марьин, Налимный и Касовский. В настоящее время возле Касовского шлюза проживает несколько семей старообрядцев, а в поселке Александровский шлюз сохранился дом, где проживали инженеры, руководившие возведением объекта: Аминов, Бобьенский, Ченцов и другие.

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10876747/10876747_900.jpg

Затраты на возведение Обь-Енисейского соединения составили около 2 миллионов рублей. Но примыкающие к каналу реки Озерная и Большой Кас были только расчищены от топляков и находились в естественном виде, отчего суда в этих местах могли проходить только весной. Стены шлюзов и прокопанного канала и в наши дни поражают своей добротностью. Это многометровые лиственницы, плотно подогнанные друг к другу, они скреплены коваными вручную болтами, которые до сих пор не проржавели.

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10877182/10877182_900.jpg

С учетом того, что в конце XIX века в Сибири активно шло строительство Транссибирской магистрали, построенный канал очень скоро стал лишен практического значения и был заброшен. Не исключено, что если бы он был возведен согласно первоначальному проекту, канал использовали бы и сегодня. Тем более что он проходит в северных широтах двух регионов. В настоящее время «Обь-Енисейский соединительный водный путь» может быть использован для развития познавательного и этнографического туризма.

Марианна Долгополова.
P.S. (USSR) Вот такие интересными и загадачными местами богата Сибирь. Только вот интересная вещь с этим самым Обь-Енисейским каналом произошла, первое упоминание о нём датируется 1796 -97 годами в качестве проекта. А вот в записках средневековых путешественников говорится о том что в Сибири существовало мощное государство Тартария, предположительно одно из названий Третьей Руси – Арты, в котором такие каналы были не редкость. Поскольку меня это очень заинтересовало решил я поизучать карты тех самых путешественников и что же я вижу? На карте де Лиля издания 1706 года, составлена ещё раньше, нахожу на месте этого самого Обь-Енисейского канала какое-то странное сооружение. Чтоб не быть голословным привожу фрагмент той самой карты:

https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/10877189/10877189_900.jpg
Карта целиком: здесь

Красным собственно и обведено то самое странное сооружение, которое очень напоминает гидротехническое соединение двух рек.

Так что это на самом деле? Очередной "развод"? Или купцы в царские времена таким способом "отмывали" бюджетные деньги – ведь если канал уже существовал, то денюжки того, тю-тю, осели в бездонных карманов их кафтанов. Или это очередное доказательство обмана от "росийских ортодоксов-историков"? Или??????
Ну а Вы, что думаете поэтому поводу?



Источник: tart-aria.info
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
5 Комментариев » Оставить комментарий
  • 2543 1623

    В Красноярском крае тем временем откопали 100 метров жду дороги, засыпанной на 1.5 мне грунтом, как и все города Сибири и России.

  • 13353 12023

    Канал, судя по всему, был до его “строительства”. А “строили” его уже, как и Ж/Д дороги, восстанавливая ранее существующее. 19 в – век фальсификаций и утаиваний

  • 19150 17568

    Надо построить новый канал на месте прежнего из современных
    материалов. Из Енисея по р. Ангара можно попасть в Иркутск, а по реке Кан
    в города Зеленогорск и Канск.
    Реки Сибири должны работать на экономику и демографию России.

  • 13530 11688

    В мою молодость данные об этом канале хранились под грифом ДСП. Как про подземное убежище вскрывшиеся после обрушения берега Оби в Колпашево. Лигачёв сделал всё что бы скрыть это открытие и по его приказу уничтожили труппы, распустив слухи что дескать жертвы НКВД. Но вот свидетели офицеры КГБ в последствии утверждали, что на покойниках были меха куницы, соболя и бобра и огромное количество золотых украшений. Да и остатки не напоминали подвал, а скорее было похоже на подземный бункер. Но и эта тема закрыта. Скорее всего этот канал и есть живое подтверждение Тартарии. Но оно не вписывается в современную классическую историю. По тому его просто нет и всё!

    • 24369 19281

      И самое главное там были трупы детей. А НКВД детей никогда не расстреливали. И самое интересное это расположение “захоронения” на берегу реки. Обычно для таких целей использовали старые шахты, карьеры и прочие технологические ямы на крайняк болото которых вокруг было достаточно.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)