Ладожские каналы

2848 1
В своих предыдущих работах я затрагивал тему древних (и не очень) каналов:
Древние дамбы и каналы Северной Америки
Лангедокский канал. Франция
Великий китайский канал
Вьетнамская «Венеция»
Финляндия. Суворовские каналы

И на нашей территории:
Каналы в дельте Волги
Сибирь. Оросительные каналы Тагарской культуры
Обь-Енисейский канал. Водный путь древней Сибири


И как бы больше попадающего под древность и одновременного грандиозного по масштабу строительства в этой теме, да еще на территории современной России – ничего нет. Как я ошибался (или просто не знал)!

В одном из комментариев http://wakeuphuman.livejournal.com/profilewakeuphuman поделился вот такой картой:

http://ic.pics.livejournal.com/wakeuphuman/74019716/113463/113463_original.jpg
Как видно, от р.Волхов до р.Невы вдоль берега Ладожского озера идет канал. Сразу возникает вопрос: а зачем дублировать водное сообщение каналом, если можно проплыть по реке в само озеро и выйти потом в Неву? Или почему бы п.Волхов не соединить с р.Кобонь? Пусть даже через шлюзы? Это было бы намного короче. Давайте смотреть и разбираться.

Заходим в гугл-карты и видим, что каналов, идущих вдоль Ладожского озера – два. Имеются у них и названия: Староладожский и Новоладожский:

http://ic.pics.livejournal.com/sibved/54862876/136951/136951_original.jpg
Вот пример их прохождения вдоль берега Ладожского озера. Ссылка на карту

Читаем в википедии:

Ладожский, позднее Петровский или Староладожский канал — построенный в начале XVIII века 117-километровый водный транспортный путь вдоль берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов и Неву. Конечные шлюзы расположены в Шлиссельбургеи Новой Ладоге. В начале XVIII века канал являлся крупнейшим гидротехническим сооружением Европы. После прокладкиНоволадожского канала почти полностью зарос и пересох.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/95/Ladogacanal.jpg/1200px-Ladogacanal.jpg
Еще одна карта этого канала

Строительство Ладожского канала началось в 1719 году, при Петре I. В то время желание царя Петра торговать с Европой по Балтике требовало расширения путей сообщения, особенно водных. Один из участков Вышневолоцкого водного пути, соединяющего Волгу сБалтийским морем, проходил через Ладожское озеро. Этот участок являлся одним из самых трудных и опасных: частые штормовые ветра на озере стали причиной гибели сотен кораблей с грузом. В указе от 18 ноября 1718 года Петра I сказано:
«какой великий убыток на вся годы чинится на Ладожском озере от худых судов, и что одним сим летом с тысячу судов пропало…».

В связи с этим по инициативе Петра началось строительство обходного пути, соединяющего Волхов и Неву. Длина канала по проекту составляла 111 километров, он начинался около города Новая Ладога и заканчивался в Шлиссельбурге, где Нева берет свое начало из Ладожского озера. По проекту он должен был быть без шлюзов, глубиной 2,1 м ниже уровня Ладожского озера.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/98/GR_Moravov.jpg
Вот так это представляют историки

После затягивания работ первоначальным подрядчиком Скорнякова-Писаревым и после его отстранения от этой стройки, летом 1725 года к строительству были привлечены как вольнонаемные работники (7 тыс. человек), так и солдаты регулярной армии (18 тыс. человек). 22 октября 1730 года под руководством генерала Миниха строительство канала было закончено, и весной 1731 годапо нему начали ходить суда. Строительство и перестройка шлюзов шли вплоть до 1833 г.

В настоящее время Староладожский канал непригоден для судоходства, он практически весь зарос и имеет вид канала только в окрестностях Шлиссельбурга и Новой Ладоги. Для движения судов малого измещения используется Новоладожский канал.


Новоладожский канал (Императора Александра II) – бесшлюзный водный путь вдоль южного берега Ладожского озера, соединяющий реки Волхов иНева. Построен за 5 лет, с 1861 по 1866 годы, параллельно обмелевшему и пришедшему в ветхость Староладожскому каналу времён Петра I. ДоОктябрьской революции назывался именем императора Александра II Освободителя.
В 1826 году из-за сильной засухи судоходство по Старому Ладожскому каналу полностью прекратилось и поэтому были построены новыегранитные шлюзы в Шлиссельбурге. В Новой Ладоге установили паровые насосы (производительностью 310 м³ в сутки), которые перекачивали воду из Волхова в канал.
В том же году были проведены изыскания и составлено несколько проектов углубления канала. Но ни один подрядчик не брался за выполнение работ. В связи с этим Департамент сухопутных и водных путей принял решение построить новый канал своими силами, но уже без шлюзов и с габаритами: ширина по зеркалу ~36 м, по дну — 26 м, глубина при самом низком уровне в озере — 1,8 м.
Строительство началось 28 мая 1861 года, и 1 сентября 1866 года канал был открыт для движения судов. Новый канал был назван Новоладожским, он идет параллельно старому, ближе к Ладожскому озеру. Протяженность 110 км. Сметная стоимость 4,6 млн руб. В настоящее время Новоладожский канал используется для движения судов малого водоизмещения и отстоя более крупных судов в межнавигационный период.

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/2/2a/New_Ladiga_Canal_Mouth.JPG
Посмотрев по гугл-картам эти два канал, увидел, что они идут гораздо восточнее р.Вохов – до притоков р.Свирь! Получается, старые карты не точны или оба Старо-Ладожский канал продлили?

Но в любом случае – это уже сообщение с Онежским озером! Онежский канал идет вдоль южного берега озера! И проложен он до р.Вытегр, которая имеет отношение к Волго-Балтийскому каналу по реке Ковжа. Так же р.Вытегр (Ковжа) южнее, в районе оз.Белого имеет обводной канал и вокруг него (Белозерский канал). Южнее озера Белого течет р.Шексна, которая впадает в Рыбинское водохранилище. Ну, а это уже Волга! Вот такая водная транспортная система. И название есть: Мариинская водная система. Не вся она современная. Но об этих каналах я расскажу как-нибудь в следующий раз. А пока вернемся к Ладожским каналам. Добавлю лишь, что этот водный путь может проследить любой желающий. Да, и проплыть – не составит труда. Все судоходно.

Логика обводных каналов такая: для мелких судов шторма на озерах ранее очень страшны, а сам канал – это надежный фарватер. По этому же принципу построены каналы и на американском континенте, идущие вдоль берега. Единственное, объем строительства вручную таких масштабов просто фантастичен. Кроме численности людей, кто учавствовал в стройке – данных нет. И это настораживает.

Предлагаю проследить путь Ладожских каналов с востока, от р.Свирь до р.Невы (в обратную сторону их строительства).

http://ic.pics.livejournal.com/sibved/54862876/136586/136586_original.jpg
Полосатые поля – это мелиоративные каналы, осушение, а может быть и торфоразработки. Севернее – Новоладожский канал. Южнее – Староладожский. Ссылка на место

http://static.panoramio.com/photos/large/4199455.jpg
Вот такой вид в этом месте имеет Староладожский канал. Вопрос: почему его не расширили, не углубили, а выкопали новый, параллельно старому? Ведь можно было бы учатками перекрывать канал, осушать и реконструировать? Перепад высот не подходящий? Я этого не заметил (по снимкам далее). Или было два канала изначально?

Движемся на запад:

http://static.panoramio.com/photos/large/41893091.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/95428143.jpg
Старый мост через Старо-Ладожский канал в д.Загубье

http://static.panoramio.com/photos/large/6014884.jpg
Высота берегов – очень приличная. Представляете объем земляных работ? Без техники!

http://static.panoramio.com/photos/large/95428133.jpg
А это мост через Ново-Ладожский канал в д.Загубье.

http://static.panoramio.com/photos/large/14599704.jpg
Ново-Ладожский канал

http://static.panoramio.com/photos/large/65380079.jpg
Я просто не представляю, как в то время можно было построить такие каналы?! За такие сроки, которые дает нам традиционная история! Ведь паровые экскаваторы появились лишь в конце 19в. А это его начало! Объем строительства Беломор-канала не идет в эти сравнения. И по берегам не видны валы от перемещенного грунта! Куда его переместили? Или они настолько древние, что грунт слежался и не выдает себя?

http://static.panoramio.com/photos/large/15548082.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/sibved/54862876/136278/136278_original.jpg
Каналы подходят к Ладожскому озеру

Многие фотографии Ново-Ладожского канала, представленные здесь, сделаны с теплохода Москва-212 в 2010г. В 2011г. здесь впервые за последние десятилетия прошел экскурсионный теплоход с проходом через всю Мариинскую систему каналов: от Волги до Невы

http://static.panoramio.com/photos/large/13817870.jpg
Старый канал 60° 21′ 41.46″ N 32° 40′ 53.07″ E

http://static.panoramio.com/photos/large/9300187.jpg
Новый канал

http://static.panoramio.com/photos/large/94072460.jpg
Мост между двух каналов. Ссылка на место

http://static.panoramio.com/photos/large/94072476.jpg
Старый канал в этом месте. Согласитесь, если загнать дноуглубительную машину, земснаряд в канал и пройтись туда и обратно – можно сделать его вполне судоходным для небольших судов

http://ic.pics.livejournal.com/sibved/54862876/136094/136094_original.jpg
Каналы, проходящие у Ладожского озера и множество мелиоративных мелких каналов в лесу. Может быть, это сейчас здесь тайга, а в прошлом были поля, как показано на карте в самом начале статьи? Ссылка на место

http://static.panoramio.com/photos/large/26375345.jpg
Вот такой вид в лесу имеют эти мелкие каналы

http://ic.pics.livejournal.com/sibved/54862876/135690/135690_original.jpg
Местами оба канала идут совсем близко друг к другу. Ссылка на место

http://static.panoramio.com/photos/large/15466314.jpg
Между двух каналов. Фотография июль 2008 года.

http://static.panoramio.com/photos/large/15466343.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/sibved/54862876/135434/135434_original.jpg
Каналы пересекают реку Сясь

http://static.panoramio.com/photos/large/56015545.jpg
Старый канал в районе р.Сясь

http://static.panoramio.com/photos/large/53039667.jpg
На канале с т/х Москва-212

http://static.panoramio.com/photos/large/53039711.jpg
Еще западнее

http://static.panoramio.com/photos/large/53039674.jpg
Береговое укрепление на Новом канале

http://ic.pics.livejournal.com/sibved/54862876/135385/135385_original.jpg
Каналы в районе Новой Ладоги. Ссылка на место

http://static.panoramio.com/photos/large/22804858.jpg
Старый канал в районе Новой Ладоги

http://static.panoramio.com/photos/large/25582534.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/5772486.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/97364127.jpg
Новый канал в Новой Ладоге

http://static.panoramio.com/photos/large/22804872.jpg
Новоладожский канал, вид с понтонного моста

Двигаемся далее на запад:

http://static.panoramio.com/photos/large/22804840.jpg
Старый канал. Высота берегов большая, а значит и земляных работ

http://static.panoramio.com/photos/large/53572830.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/30401250.jpg
Старый канал

http://static.panoramio.com/photos/large/82384913.jpg
Новый канал. В этом месте почти не отличим от старого

http://static.panoramio.com/photos/large/30401216.jpg
И вот первые гранитные сооружения на старом канале 60° 8′ 45.72″ N 32° 7′ 27.72″ E. Ссылка на карту

http://static.panoramio.com/photos/large/105289035.jpg
Написано, что это гранитный водоспуск

http://static.panoramio.com/photos/large/10967158.jpg
Водоспуск в Ладожское озеро в районе д.Дубно – Дубенский водоспуск

http://static.panoramio.com/photos/large/56553648.jpg
Ссылка на карту

http://881.35photo.ru/photos/20110717/249782.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/5225353.jpg
Сумский водоспуск


Коротки видеоролик с проплывающими на лодке через водопропуск

http://static.panoramio.com/photos/large/20568198.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/106432097.jpg
Новый канал

http://static.panoramio.com/photos/large/1229755.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/53304562.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/sibved/54862876/135044/135044_original.jpg
В этом месте Старый канал обмелел. Ссылка на карту

http://static.panoramio.com/photos/large/107149034.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/13910116.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/3544140.jpg

http://static.panoramio.com/photos/large/4559571.jpg
А севернее Новый канал судоходен

http://static.panoramio.com/photos/large/86092918.jpg
Старый канал в Шлиссельбурге, откуда он и начинается

http://3.bp.blogspot.com/-6Pi5jxP0iUA/UndN1L8f8NI/AAAAAAAAFIs/igjFQp7ziTY/s1600/Староладожский+канал2.jpg
Местами имеет гранитное обрамление

http://static.panoramio.com/photos/large/91187674.jpg
Новый канал рядом со Шлиссельбургом

Несколько фотографий Старо-Ладожского канала:

http://spp.lfond.spb.ru/assets/images/memorials/137/137.1._Len._obl._Nov.jpg
Шлюз

http://www.geocaching.su/photos/albums/3669.jpg
Еще один

http://kvb.railclub.ru/foto/fotos/010568.jpg

http://static.tonkosti.ru/images/4/49/Церковь_в_устье_староладожского_канала%2C_Ладожское_озеро.jpg

http://ic.pics.livejournal.com/igor113/15886453/9993958/original.jpg
Старый и Новый каналы

Думаю, я наглядно показал весь объем работ, который просто фантастичен для начала 18в., да и в начале 19в. он тоже не кажется обычным, т.к. официально еще нет паровой землекопательной техники. Вручную, пусть даже силами тысч человек – это выкопать… я не представляю себе как! А ведь всех этих людей нужно не только прокормить, но и разместить на ночлег. Было много деревень? Возможно. Но вопросов к этому процессу грандиозной стройки – огромное количество. И к тому же, эту стройку 18в. опять приписали самому реформаторскуму царю всей истории России – Петру I. А объем земляных работ в Старо-Ладожском канале – соспоставим со строительством современного С-Петербурга.

Дополнение.

http://ic.pics.livejournal.com/huan_de_vsad/16950228/3654/3654_800.jpg
На этой карте Ладожский канал продолжается западнее: пересекает Ладожское озеро, а потом и Невский залив и поворачивает на юг, проходя все так же вдоль берега. Побывал его найти в Выборгском районе (или хотя бы какие-то его следы) – безуспешно. Что если, этот участок канала – допотопный? Он был до катаклизма, но был занесен и так и не расчищен? А Староладожский (а может быть и новый канал) – это расчищенные и восстановленные в 18-19 вв. древние каналы?

Перешел на берег Петергофа и… нашел: речку с бетонными берегами! Превращенная в канал. И у этого канала даже есть название, но мало кто знает, что он уходит от С-Петербурга на юг так далеко! И нашел информацию к чему его приспособили во времена строительства Петергофа. Но об этом в следующий раз.

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru