Девальвация ума: причины, следствия
https://ic.pics.livejournal.com/ss69100/44650003/1517055/1517055_300.jpgСамая постоянная новость российских медиа – информация о падении рубля. Однако проблемой девальвации интеллекта никто, похоже, не озабочен.
Неужели связь между этими процессами неочевидна? Известно, что из депрессивных регионов умные и талантливые уезжают в более привлекательные места. Уезжают на протяжении нескольких десятилетий.
В итоге регионы испытывает всё возрастающую потребность в квалифицированных кадрах, особенно в сферах образования, науки, политического и административного менеджмента.
Когда умные оказываются в дефиците, в указанные выше сферы попадают случайные люди, плохо образованные, имеющие серьёзные недостатки в интеллектуальном, нравственном развитии.
Приведу в качестве примера случаи, получившие огласку в СМИ.
Депутат одного из муниципальных образований в выходной день решил выпить со своим другом.
Однако досуг окончился весьма драматично: возникла ссора, вслед за ней последовала драка, в ходе которой депутату (56 лет) его друг (44 года), подобно боксёру Майку Тайсону, откусил ухо.
Кстати, членовредительство на Ставрополье явление не редкое. Так, конфликт 80-ти и 69-летнего пенсионеров закончился откушенным пальцем. Другой ставрополец прихватил зубами за ягодицу полицейского. А работодатель из станицы Новотроицкой за провинность отрезал своему сотруднику палец. Гоголя на них нет!
Если бы классик жил наше время, то вполне вероятно, что в дополнение к повести «Нос» могла появиться целая галерея произведений с названиями, указывающими на другие части тела.
У глупости предела нет. Ставрополье, на территории которого находится знаменитый курорт, заполнено контрафактной минеральной водой. За годовалого ребёнка в кассе автостанции заставляют заплатить как за взрослого пассажира. При этом транспортное средство не оборудовано приспособлением для перевозки детей.
Ещё не забылось, как прокуратура потребовала изъять из школьных библиотек «книги, не совместимые с задачами образовательного процесса», – произведения Сергея Есенина, Ивана Бунина, Владимира Набокова. Теперь вот некоторые альтернативно одарённые активисты пытаются лишить одну из ставропольских школ имени писателя Ильи Сургучёва.
Слабость административного управления в регионах – факт общеизвестный. Написано немало диссертаций, изобилующих обоснованием эффективных стратегий, подходов, моделей в экономике, однако ситуация не меняется к лучшему.
Едва ли не самое оригинальное направление в научном менеджменте – концепция рациональной бюрократии. Рациональная, или качественная бюрократия – это такая система управления, в которой все действия прописаны в регламенте.
Строгое выполнение регламента должно обеспечить качественное предоставление услуг. Допустим, нарушил чиновник регламент – сразу ясно, кто виноват, нарушил другой раз – и вылетает из административного кресла, как пробка из бутылки с шампанским. Но это в теории.
На практике иначе. Проявил чиновник некомпетентность, например, на краевом уровне власти, его не отпускают трудиться по основной специальности. Ведь свой человек, а своих не бросают. Его переведут куда-нибудь на другое место, на одну-две ступеньки ниже, где его скромные возможности будут не так заметны.
Поэтому нашим гражданам трудно понять, что такое рациональная бюрократия. Гораздо понятнее, что такое иррациональная система управления, типа «стой сюда, иди на месте», «здесь вам не тут».
Фактов предостаточно. На улицах краевой столицы всё чаще на глаза попадает новый слоган «Ставрополь – город счастливых людей». Интересно бы узнать, с какой величины зарплаты у бюджетников и доходов тех, кто прибирает к рукам государственную собственность, начинается счастье.
Вряд ли к счастливым относятся обманутые дольщики, те, кто вынужден испытывать на себе последствия изношенности инженерных коммуникаций, нарушений норм градостроительства, отсутствия централизованной канализации, кто на протяжении многих лет безуспешно борется с нарушениями в системе ЖКХ, кто подвергается преследованию со стороны властей за свою активную гражданскую позицию.
Не оставляют без внимания власть имущие и тех, кто их критикует, выражает сомнения в их интеллектуальном и моральном соответствии занимаемым должностям.
Местная власть, используя все имеющиеся ресурсы – начальство по месту работы, правоохранительные органы, в том числе и спецслужбы, карманных судей и адвокатов, работников частных охранных предприятий, а когда потребуется, и криминальные структуры – прессует своих оппонентов системно, в течение долгого времени.
В науке подобные явления квалифицируются как «психологический террор, который включает систематически повторяющееся враждебное и неэтичное отношение одного или нескольких людей, направленное против другого человека».
Особенность такого преследования в том, что оно негласное и в то же время адресное, то есть направлено против конкретного человека. Скрытный характер проявляется в том, что человека травят у всех на глазах, но истинный смысл происходящего понимают только жертва и организаторы.
Постоянный стресс и эмоциональные срывы подталкивают людей к посещению правоохранительных органов, которые прекрасно осведомлены о происходящем, написанию жалоб и нередко – к неадекватным мерам. Для совершения мелких пакостей местная «элита» привлекает даже несовершеннолетних. Тем самым власть подвергает опасности детей, которых их недалёкие родители используют в качестве провокаторов.
Что можно сказать об уровне умственного, нравственного развития тех представителей власти, которые в течение многих лет, чтобы навредить объекту травли, ежедневно, по несколько раз на день, гоняют машины полиции, МЧС, аварийных служб, отвлекают работников от исполнения ими прямых обязанностей?
Сколько потрачено впустую времени, материальных и финансовых средств, сколько упущенных возможностей по вине сидящих в руководящих креслах людей, представляющих опасность для жителей города? Вот с такой, с позволения сказать, «элитой», пачкающей органы власти, мы должны отмечать День народного единства, День города и края, другие официальные праздники.
Облечённые властными полномочиями чиновники, правоохранители, депутаты всё больше и больше наносят обществу вреда. Об уровне опасности власти на Ставрополье говорят сами граждане.
«Алчные, бездарные чиновники, бессовестные, продажные правоохранители уже начинают доставать людей. Грабя народ, экономику и страну, чиновники и правоохранители уже не знают, куда девать деньги. Хранят то, что пока не вывезли за границу, в домах, подвалах, на чердаках» (Альберт Дотдаев, общественный деятель, газета «Открытая», № 39, 5-12 октября 2016 г.).
«Как можно жить в городе, где вседозволенность и безнравственность давно стали «законами» существования, где парализована вся вертикаль власти, где не выполняются совершенно очевидные и необходимые действия, связанные с государственным обеспечением жизнедеятельности и безопасности людей?!» (Вячеслав Головко, профессор, газета «Открытая», № 47, 30.11 – 7.12.2016 г.).
«Прокуратура и МВД покрывают мошенников» (Владимир Молчанов, помощник Уполномоченного по правам человека Ставропольского края, газета «Открытая», № 19, 17 – 24 мая 2017 г.).
«Местные чиновники незаконным бездействием, а порою и явно незаконными действиями дискредитируют государственную власть, разрушают государственные основы, формируют взрывные отношения в обществе…
Прокурорские работники на Ставрополье, в частности городской прокуратуры, категорически устранились (за исключением отдельных лиц) от выполнения своей основной функции – надзора за соблюдением законности, отчего криминальная напряжённость в краевом центре не спадает, а недоверие граждан к власти нарастает» (Вадим Панков, адвокат, газета «Открытая», № 19, 17 – 24 мая 2017 г.).
«Нам бы ещё умных чиновников. Обалдевающие от вседозволенности чиновники продолжают роскошествовать за бюджетный счёт» (Сергей Евсеев, журналист, газета «Открытая», №35, 3 – 10 сентября 2018 г.).
Вот такая у нас «рациональная бюрократия». На Ставрополье легче вырастить кокосы и бананы, чем качественную бюрократию! Почему так происходит годами? Основная причина бесхозяйственности, воровства, социальной напряжённости – безнаказанность.
Можно ли изменить ситуацию?
Что делать, чтобы повысить качество менеджмента региональной и муниципальной власти? Где взять умных чиновников, полезных для общества? Для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему, необходимы обоснованные предложения о санаций региональных элит.
Причём глубоких санаций. Необходимо активнее использовать новые кадры, например, победителей регионального этапа конкурса «Лидеры России». Следует скорее ввести в действие систему постоянной ротации всех тех, кто носит погоны: служба в одном регионе не более трёх-четырёх лет. Страна большая, регионов много.
Чтобы уволиться из органов с почётом (а не с позором) и получать хорошую пенсию надо преодолевать тяготы и лишения службы: послужил, например работник прокуратуры, следственного комитета на Юге, теперь, брат, поработай на Севере, в Забайкалье, на Дальнем Востоке.
Читатель, проживающий в мегаполисе – крупном промышленном, научном и культурном центре, может сказать: «Это у вас там, в провинции, скопилось столько дури, а у нас в столицах картина с интеллектом более благоприятная».
Скорее всего, это действительно так. Впрочем, с этим утверждением может поспорить московский режиссёр Марк Розовский, который считает, что безумие стало главным содержанием нашего времени.
«Сейчас мы живём без всякого ума, – с сожалением отмечает он в одном из интервью. – Интеллект менее всего востребован, происходит деградация культуры, гражданского сознания» (Российская газета, 6 июля 2018).
Когда в системе ценностей на первое место выходят деньги и успех, то ум, совесть, культура, образованность, как это часто бывает, становятся не нужными: достаточно иметь, считает довольно значительная часть молодёжи, диплом (лучше несколько дипломов) о высшем образовании. Что касается нравственной культуры, то один богатый человек на вопрос, есть ли у него совесть, ответил, что совесть у него есть, но он ею не пользуется.
Несмотря на продолжающееся увеличение количества людей с высшим образованием, в частности, экономистов, юристов, менеджеров, качество образования в стране падает, усиливаются процессы деквалификации и депрофессионализации трудовых ресурсов, так как многие выпускники вузов вынуждены трудоустраиваться не по специальности.
Если эти процессы будут продолжаться, то нам грозит деградация населения, которая, по оценкам специалистов, уже через несколько лет может приобрести необратимый характер.
А может быть, такая деградация уже наступила? По данным Росстата, в 2017 году в нашей стране насчитывалось около двух миллионов молодых граждан, которые не работают и не учатся. Среди тех, кто не работает, есть люди с высшим образованием. Одна из причин такого явления – низкое качество образования, которое делает их неконкурентоспособными на рынке труда.
В итоге у молодых людей с дипломами есть повышенные социальные ожидания, а шансов на стабильную занятость, ввиду недостаточности компетенций, остаётся слишком мало. Потому их ждут низкий уровень доходов, бедность, зависимость от социальных пособий, снижение возможностей для получения квалифицированного медицинского обслуживания.
Из этой социальной нишы, как свидетельствует зарубежный опыт, мало кому удается выбраться. Такой социальный статус оставляет в сознании человека глубокий шрам неудачника. Именно они в наибольшей степени подвержены деградации. Причин снижения качества образования много.
Считаю важным обратить внимание на одну из них. В начале 90-х годов прошлого века в отечественную высшую школу пришли люди, ранее никогда не связывавшие свою карьеру с образовательной и научной деятельностью, привнося в академическую среду свои, далеко не всегда соответствующие культурным и профессиональным традициям представления о педагогике, далеко не самые лучшие образцы поведения.
Некоторые из них стали руководителями университетов, несмотря на то, что их образовательный опыт не выходил за пределы опыта обучения в университетах марксизма-ленинизма и Высшей комсомольской школы.
В свою очередь в вузы стали поступать выпускники школ, которые в прошлые времена ни при каких условиях не смогли бы стать студентами.
Неготовность таких студентов к интеллектуальному труду, нежелание овладевать научными знаниями, отсутствие запроса на образованность порождают и соответствующее предложение – имитацию образовательной деятельности, когда процесс получения знаний подменяется получением диплома.
Приведём в качестве примера размещённое в Интернете весьма показательное высказывание выпускницы университета: «Вы никогда не видели доктора наук, который не в состоянии успокоить зал и с обиженным видом уходит на середине лекции? Или профессора кафедры культуры речи, которая читает материал таким голосом, что уже в середине зала ничего не разберёшь?
Студент должен видеть доказательство того, что перед ним профессионал, а не человек, который занимает преподавательскую должность потому, что ни на что более не способен». А вот отзыв о докторе педагогических наук: «Способна унизить студента, если он не разделяет её взгляды.
В аудитории, где находятся студенты разных национальностей, говорит о христианском боге слишком много, призывает к религии. Дополнительные материалы для сопровождения лекций использует часто, но такие, что или малопонятны, или же тяжелы для восприятия людьми, не разделяющими ее личных увлечений.
Юмор чаще всего сводится к очернению других людей» (https://professorrating.org/professor.php?id=127843).
Общеизвестны факты, когда уровень профессионализма университетских преподавателей, мягко говоря, не соответствует предъявляемым требованиям, но не до такой же степени!
При всей справедливости критических отзывов студентов о преподавателях следует обратить внимание на то, что в низком качестве образования есть вина и самих студентов.
Приведу ещё пример, взятый из социальных сетей.
«Выпускники на выходе не могут найти работу: потеряв пять лет в университете, они не имеют применимых на практике знаний, – возмущается выпускница одного из южных университетов. – Реформам в сфере образования – да!
Но проблема в том, что преподаватели не готовы к реформам, они не мобильны, не динамичны, они учат студентов, как жить в мире, который перестал существовать, они не подскажут«лайфхаки», как подняться по карьерной лестнице, не покажут магические тайны е-коммерса.
Обзвоните всех выпускников 25-35 лет, проведите анализ, кто где работает, кому пригодились знания. Уверена, будут интересные результаты, уже могу судить по себе и своим однокурсникам.
А что является результатом работы преподавателей, кроме как трудоустройство выпускников? Гранты? Академические журналы и работа в лаборатории? Отлично, поздравляю наших уволенных преподавателей, теперь у них для этого много времени».
Действительно, нельзя отчасти не признать правоту нашей оппонентки: когда учат профессии те, кто пересказывает чужие книги, недостаточно осведомлён о новых сферах деятельности, когда обучение не имеет практической направленности, это нонсенс.
И в то же время не скажешь, что автор высказывания в процессе обучения проявляла упорство в учёбе, стремилась к трудному поиску знаний, что у неё сложилось понимание той непреложной истины, что надо напрягаться, чтобы овладеть профессиональными компетенциями, заслужить право на хорошую работу.
Явно прослеживается желание подменить трудный процесс овладения инструментами научного познания получением готовых знаний – «лайфхаков», не требующих интеллектуального напряжения.
Лайфха́к – полезный совет, помогающий решать бытовые проблемы, экономя тем самым время. Это набор методик и приёмов «взлома» окружающей жизни для упрощения процесса достижения поставленных целей при помощи разных полезных советов и хитрых трюков.
Обычно лайфхакер не создаёт новые методики, а овладевает существующими. Понятно желание каждого выпускника получить на выходе хорошую работу. Вместе с тем нужны и собственные усилия в строительстве профессиональной карьеры. Принцип «self-made-man (woman)» в настоящее время по-прежнему актуален.
Если профессор будет публично сожалеть, что за время обучения в университете студенты не проявляют достаточной прилежности в обучении, нарушают сроки выполнения и сдачи учебных заданий, то вряд ли он вызовет сочувствие у своих коллег: слишком тривиальны его претензии.
Однако у автора этих строк был случай, когда пришлось обратиться с рекламацией к директору одного из ставропольских техникумов по поводу того, что в роли нерадивой студентки, сорвавшей защиту выпускной квалификационной работы, выступила преподаватель этого техникума, обучавшаяся в магистратуре по профилю «Воспитательная работа с молодёжью».
Ещё одна причина профессиональной деградации – отношение молодёжи к образованию, например к высшему, как средству получения престижной специальности. Возьмём, к примеру, юристов.
В настоящее время профицит этой специальности настолько велик, что на одно вакантное место претендуют пятьдесят человек. Казалось бы, при таком большом количестве юристов должны расти правосознание общества, укрепляться правопорядок, а страна семимильными шагами превращаться в правовое государство.
Почему же этого не происходит? Да потому что немалая часть абитуриентов желает приобрести юридические знания для того, чтобы «грамотно» обойти закон, достичь с помощью специальных знаний личного благополучия. Как говорится, «чтобы у нас всё было, а нам за это ничего не было!».
«Образование без воспитания не формирует человека, а разнуздывает и портит его,- отмечал выдающийся философ И.А. Ильин, – ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он – бездуховный, бессовестный, безверный и бесхарактерный – и начинает злоупотреблять».
К месту будет сказано, в настоящее время у нас едва ли не самой скандальной стала профессия режиссёра. Известности некоторые режиссёры добиваются не благодаря таланту, профессионализму, а по причине попадания в криминальные хроники.
Теперь у нас на авансцене общественной жизни режиссёры-жулики, режиссёры-совратители, режиссёры-бандиты, режиссёры-террористы.
Хочу поделиться с контролирующими органами предложением: если по сцене бегают голые артисты, ругающиеся матом, значит пора проводить проверку финансовой деятельности театра. Следует потребовать объяснений от руководства, куда «ушли» средства, предназначенные на пошив костюмов.
А если серьёзно, то иногда просто диву даёшься, откуда вся эта нечисть повыползала. Спасибо Никите Михалкову за его «Бесогон».
Есть ещё весьма своеобразная черта, свойственная некоторым нашим согражданам, – стремление казаться умнее и образованнее, чем они являются на самом деле, наивная вера в неотразимую силу «понтов» как показателя успешности.
Если, скажем, у представителя местной власти со слабыми способностями и скромными заслугами есть документ, подтверждающий значительные способности и большие заслуги, то чиновник искренне убеждён, что и все остальные, как и он сам, верят в его соответствие тому, что написано в документе.
Отсюда неуёмная тяга к наградам, регалиям и другим знакам отличиям, призванным убедить окружающих в важности и значительности их обладателя.
Одним из действенных инструментов борьбы с глупостью является сатира, которой в настоящее время у нас, к сожалению, нет. Когда существует реальная опасность стать объектом смеха, тогда и слабоумные будут прятаться, и одиозных личностей в административных креслах, возможно, станет меньше, и дороги станут лучше.
Не только снижение качества образования, но и упадок культуры являются причинами интеллектуальной деградации общества. В советском прошлом в наших вузах (из них 65 университеты) работали несколько тысяч преподавателей философии.
Были и известные всему миру философы: А.Ф. Лосев, А.А. Зиновьев, Э.В. Ильенков, М.К. Мамардашвили, Б.А. Грушин, А.М. Пятигорский, Г.С. Померанц, Ю.М. Лотман, В.А. Лекторский и другие. В настоящее время у нас более 900 университетов, работают десятки тысяч преподавателей философии. Но где известные миру философы? Их просто нет.
В прошлом у нас были литературоведы, критики, преподаватели литературы, но была и сама литература, которую представляли десятки известных миру писателей, поэтов, драматургов.
Сейчас есть и литературоведы, и критики, и преподаватели, но нет писателей, способных увлечь читателя глубиной ума, побудить читателя к размышлению.
Почти двести лет тому назад Александр Грибоедов написал комедию «Горе от ума», лейтмотивом которой стала идея: отсутствие ума – это позор.
В наше время художественный руководитель Театра «У Никитских ворот» Марк Розовский поставил спектакль «Горе без ума», главный смысл которого заключается в том, что сегодня отсутствие ума и совести не только не порок, но даже частенько приветствуется властью: мало кому из руководителей захочется иметь рядом с собой человека, который умнее. Наше телевидение лучшее тому доказательство.
«Если телевизионный террор не прекратится, – отмечает М. Розовский, – тотальная пошлость победит и снесёт к чёрту великую русскую культуру». Вот где настоящая опасность! Что там, по сравнению с нею, откушенное ухо депутата или пакости, которые делает жителям местная власть.
Резюме. Почему власть всегда ненавидела интеллигенцию? Да потому что в её среде было много умных людей, которые говорили непонятные для власти вещи.
На протяжении всей своей истории, вплоть до конца ХХ века, интеллигенция в России боролась с властью, а власть боролась с интеллигенцией. В 1916 году победу над властью одержала интеллигенция.
Результаты этой победы известны. И только в конце девяностых годов прошлого века интеллигенция в борьбе с властью потерпела катастрофическое поражение. В итоге интеллект вовсе стал не нужен, так как он перестал быть средством карьерных достижений, не обеспечивает прямой выгоды, закрывает вход в современную элиту, где авторитет определяется другими достоинствами, ценностями.
Несколько слов относительно вузовских работников. В некоторых университетах ещё остались представители научной интеллигенции, продолжающие главную традицию российской вышей школы – традицию выражения индивидуальности, независимости убеждений, взглядов, традицию публичного выражения и отстаивания своей гражданской позиции.
Впрочем, вузовская бюрократия рано или поздно сумеет с ними справиться. Ну, а если возникнут трудности в организации моббинга, местная власть поможет.
Таков печальный итог в судьбе нашей теперь уже бывшей интеллигенции.
А.В. Беляев
***
А это капитализьм , г-н Беляев А.В. ! Всё за бабло , и только бабло.
“…информация о падении рубля. Однако проблемой девальвации интеллекта никто, похоже, не озабочен. Неужели связь между этими процессами неочевидна?” – неочевидна! И вот почему – девальвация рубля процесс заметный во времени – вчера одно сегодня другое. А девальвация интеллекта процесс растянутый во времени и заметен только лишь при анализе интеллекта “прошлого” и “нынешнего”, возможно даже не на одном поколении, а это 25 лет как минимум.
За изменением интеллекта рубль может измениться сотни раз. Потому связь и не очевидна. Да и есть ли она вообще? Как движение рубля сказывается на “движении” интеллекта? Если под “движением интеллекта” понимать перемещение квалифицированных кадров тогда еще можно понять, но это не главное – главное, то что люди действительно становятся дураками! Интеллектуальными дураками..;))
Не понял по поводу победы в 1916 году, философский пароход был, кажется, позже.