Ой, не ходи Грицю – фельетон об украинизации Харькова
Источник: kornilov.name
В апреле 1918 года столица Донецкой республики, оккупированная немцами, впервые столкнулась с дикими проявлениями украинизации. Харьков вдруг узнал, что он находится за пределами России и что немедленно должен заговорить на языке, который был неведом подавляющему большинству населения города. Первыми с проблемой, связанными с этим, столкнулись служащие почт, телеграфов и железных дорог, которым под страхом жесточайших наказаний было велено немедленно украинизировать все вывески и надписи.
16 апреля 1918 г. харьковская газета «Возрождение» опубликовала в этой связи фельетон «Ой, не ходи Грицю», который я полностью переопубликовываю тут:
https://nstarikov.ru/wp-content/uploads/2018/04/img_5ad5e92b93289.png
Железнодорожник Иван Иваныч Иванов, социал-демократ по вероисповеданию и украинец по профессии, повертел в руках телеграмму, почесал в затылке и сказал:
— В три дня, а? Вот тебе и зализница!
Еще раз перечел:
— Рішуче наказую знищити усі написи, які маются по Управленію…
Сплюнул:
— Маются… Мало мы при большевиках маялись! Может, надписи-то эти 5 лет писались, а ты их в три дня перепиши…
Тьфу!
Однако сел.
— «Дежурный по станции».
Задумался.
— Ну, дежурный – діжурний. Это что и говорить. А по станции?
А за первой – вставала другая%
— «Кипяченная остуженная вода».
— Кипяченная! – кипятился Иванов. – Откуда на украинском кипяченная вода, когда её запорожцы просто-напросто из Днепра сырьем дули? Остуженная… О, господи!
А за второй надписью вставала третья, за третьей четвертая, за четвертой пятая – и они вертелись, скакали, прыгали перед железнодоржниковыми глазами…
— «Погрузной двор»… «Господа пассажиры приглашаются пользоваться уборными не более 15 минут»… «Вход посторонним лицам воспрещается»… «Поезд опаздывает на…».
— Да что, он по-русски опоздать не может, что ли? – выходил из себя Иванов. Ежели самостийность, так непременно на украинском языке опоздай!!
А надписи все новые и новые вставали, вертелись – и, казалось, не будет им конца!
«Кабинет начальника станции»… «Берегите карманы»… «На основ. § 6 инстр. по отделу телеграфа вход в помещение телеграфа воспрещается»…
Брал карандаш.
— На основаніи парагріфа 6-го інстр. по отділу…
А изнутри рождался злой смешок и поддразнивал:
— Хе-хе… і с точкой хочешь отделаться? Шалишь, брат! Хе-хе…
Вечером железнодорожника Ивана Иваныча Иванова, социал-демократа по исповеданию и украинца по профессии доставили в приемный покой. Он прыгал и пел:
— Ой, не ходи Грицю
Тай на залізницю…
Врачи определили: «Delirium Ukrainum».
На утро последовала смерть. Естественная. От огнестрельной раны. Причем руки почившего были связаны позади.
Мда уж, актуальный анекдотец, не правда ли? А ведь почти сто лет прошло…
Автор: Владимир Корнилов