Компетенции, которые будут востребованы в 2020 году
https://ic.pics.livejournal.com/matveychev_oleg/27303223/9404939/9404939_original.png
Татьяна Ананьева
Я продолжаю отслеживать прогнозы в области развития и изменения тех компетенций, которые нам предстоит увидеть в ближайшие годы. В этот раз горизонт, о которой пойдет речь, составляет всего 5 лет (даже 4,5 года). Но прогноз этот глобальный и принадлежит аналитикам World Economic Forum. Думаю, что он заслуживает отдельного внимания.
Даже на таком достаточно коротком горизонте – «пятилетки» – наши международные коллеги предсказывают, что 35% ключевых востребованных компетенций изменятся. Давайте подробнее посмотрим эти изменения.
На первом месте в 2020 году, как и в 2015 (именно тогда проводилось это исследование), по уровню востребованности останется умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Но при этом возрастет потребность в обладателях такой компетенции на 52%.
Вторая по значимости компетенция в 2020 году – критическое мышление (в 2015г. – 4-е место по значимости). Эта компетенция также входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Из-за обилия и легкого доступа к информации необходимы будут навыки ее отбора, правильного переосмысления. К сожалению, современная школа не лучший помощник в этом вопросе, т.к. зачастую превалирует технология единственного верного ответа (формат тестов). Поэтому ее развитие ляжет на плечи родителей, а потом и работодателей.
Третья по значимости компетенция в 2020 году – креативность. Ее значение возрастет на 7 пунктов (10 позиция в 2015г.). Усложнение процессов требует нестандартных решений. К сожалению, этому тоже не учат в современной школе (и во многих вузах). Вот как про это говорит Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:
«Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали – чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное – гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия – это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать».
Четвертая по востребованности в 2020 году будет компетенция управления людьми (она снизится на 1 позицию по сравнению с 2015 годом). Вероятно, это произойдет за счет роста значимости трех предыдущих компетенций, а также возрастающих требований к технической, компьютерной грамотности. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей (согласно кривой Аутора, востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.
Пятая компетенция – навыки координации, взаимодействия – упала на 3 пункта по сравнению с 2015 годом (они были на 2 месте). По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.
Шестое место за эмоциональным интеллектом. Отмечу, что в списке критических компетенций 2015 года его вообще нет, хотя сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.
Седьмая компетенция – суждение и принятие решений – поднимется на одну позицию. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: «В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят». Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений. Интересно, что буквально на днях одна знакомая поделилась историей о том, что ее коллега купила в рамках показа новую (очень дорогую) сумку известного бренда, которая еще не поступила в массовую продажу и поехала с ней в Китай. Там три дня за ней ходили два Китайца, купили с двойной наценкой и каково было ее удивление утром, когда она увидела в продаже в соседнем (не брендовом) магазине такую же сумку китайского производства (поскольку качество ее устроило, она просто купила себе «подделку» и поехала домой). История очень поучительная.
Восьмая компетенция 2020 года – клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation). Она есть и в списке 2015 года – на 7 месте. В этой компетенции без развития эмоционального интеллекта будет крайне сложно; на мой взгляд, это очень взаимосвязанные вещи.
Девятая компетенция – умение вести переговоры – упала на 4 пункта по сравнению с 2015 годом. Мне кажется, это связано с ростом востребованности новых компетенций.
И, наконец, замыкает десятку когнитивная гибкость. Ее не было в 2015 году, но в условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.
Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.
Татьяна Ананьева
Татьяна Ананьева
Я продолжаю отслеживать прогнозы в области развития и изменения тех компетенций, которые нам предстоит увидеть в ближайшие годы. В этот раз горизонт, о которой пойдет речь, составляет всего 5 лет (даже 4,5 года). Но прогноз этот глобальный и принадлежит аналитикам World Economic Forum. Думаю, что он заслуживает отдельного внимания.
Даже на таком достаточно коротком горизонте – «пятилетки» – наши международные коллеги предсказывают, что 35% ключевых востребованных компетенций изменятся. Давайте подробнее посмотрим эти изменения.
На первом месте в 2020 году, как и в 2015 (именно тогда проводилось это исследование), по уровню востребованности останется умение решать сложные задачи (Complex Problem Solving). Но при этом возрастет потребность в обладателях такой компетенции на 52%.
Вторая по значимости компетенция в 2020 году – критическое мышление (в 2015г. – 4-е место по значимости). Эта компетенция также входит в число ключевых и в прогнозах на 10-15 лет. Из-за обилия и легкого доступа к информации необходимы будут навыки ее отбора, правильного переосмысления. К сожалению, современная школа не лучший помощник в этом вопросе, т.к. зачастую превалирует технология единственного верного ответа (формат тестов). Поэтому ее развитие ляжет на плечи родителей, а потом и работодателей.
Третья по значимости компетенция в 2020 году – креативность. Ее значение возрастет на 7 пунктов (10 позиция в 2015г.). Усложнение процессов требует нестандартных решений. К сожалению, этому тоже не учат в современной школе (и во многих вузах). Вот как про это говорит Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейронауки и психолингвистики:
«Так ли мы учим детей? Например, детям зачем учить бином Ньютона? Я за всю свою жизнь с биномом Ньютона никогда не повстречалась. Если встречусь, то пальцем ткну и скажу: «ОК, Гугл»… Раньше интернета не было, но книжки были. Зачем его учить? Если мне бы на это сказали – чтобы тренировать память, ок, все, я согласна. Но может быть лучше Шекспира или греческую поэзию? Зачем бессмысленные вещи учить? Мы детей ими накачиваем. Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине? Нет, неважно. Мне важно, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Все остальное – гугл уже знает. Мне люди, которые знают то, что знает гугл, не нужны профессионально, потому что Гугл уже есть. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия – это ошибки. Если мы предложим сдать ЕГЭ следующим людям: Моцарту, Бетховену, бездельнику двоечнику Пушкину, а также возьмем химика Менделеева (двойка по химии, помните?), Эйнштейна, Дирака, Шредингера и т.д. Вот они все завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона? Конечно, здесь есть крупная опасность. Я ее знаю. Если все будут знать обо всем по чуть-чуть, то возникает риск, что мы начнем выпускать дилетантов. Что с этим делать, надо подумать».
Четвертая по востребованности в 2020 году будет компетенция управления людьми (она снизится на 1 позицию по сравнению с 2015 годом). Вероятно, это произойдет за счет роста значимости трех предыдущих компетенций, а также возрастающих требований к технической, компьютерной грамотности. Многие компании будут идти по сращивают человеческого и искусственного интеллекта, объединению усилий людей и роботов, поэтому среда станет более сложной. Умение работать с людьми, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты чем сегодня, продолжит оставаться важной задачей (согласно кривой Аутора, востребованными останутся либо самые дешевые сотрудники (чей труд дешевле роботов), либо высокопрофессиональные.
Пятая компетенция – навыки координации, взаимодействия – упала на 3 пункта по сравнению с 2015 годом (они были на 2 месте). По российским прогнозам значимость этой компетенции несколько выше.
Шестое место за эмоциональным интеллектом. Отмечу, что в списке критических компетенций 2015 года его вообще нет, хотя сегодня многие компании инвестируют в развитие эмпатии у своих сотрудников. Надо отметить, что это одно из направлений развития, популярное во многих крупных организациях. Этот прогноз подтверждается и данными российский исследований.
Седьмая компетенция – суждение и принятие решений – поднимется на одну позицию. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Как сказал Герман Греф по итогам поездки в Силиконовую долину: «В Uber нам сказали одну фразу, что конкуренция со стороны китайцев дошла до такой степени, что нам кажется: если мы утром проснулись с очень интересной новой идеей по поводу новых продуктов, то в обед, когда мы собираемся на встречу, чтобы это обсудить, китайцы ее уже воспроизводят». Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений. Интересно, что буквально на днях одна знакомая поделилась историей о том, что ее коллега купила в рамках показа новую (очень дорогую) сумку известного бренда, которая еще не поступила в массовую продажу и поехала с ней в Китай. Там три дня за ней ходили два Китайца, купили с двойной наценкой и каково было ее удивление утром, когда она увидела в продаже в соседнем (не брендовом) магазине такую же сумку китайского производства (поскольку качество ее устроило, она просто купила себе «подделку» и поехала домой). История очень поучительная.
Восьмая компетенция 2020 года – клиентоориентированность (сервисная ориентация, Service orientation). Она есть и в списке 2015 года – на 7 месте. В этой компетенции без развития эмоционального интеллекта будет крайне сложно; на мой взгляд, это очень взаимосвязанные вещи.
Девятая компетенция – умение вести переговоры – упала на 4 пункта по сравнению с 2015 годом. Мне кажется, это связано с ростом востребованности новых компетенций.
И, наконец, замыкает десятку когнитивная гибкость. Ее не было в 2015 году, но в условиях открытого, большого, очень поливариантного мира эта способность будет действительно важна. Владея ею, мы сможем применить свою креативность и решить сложные задачи.
Из списка 2015 года полностью исчезли активное слушание и контроль качества, уступив место эмоциональному интеллекту и когнитивной гибкости.
Татьяна Ананьева
Поделиться:
Записи на схожие темы
Прочитала. Красиво. Но в современном мире без могучей промышленности и обороны, без объединяющей роли государства, эти мечтания обречены. Кому-то, может, и повезёт жить в соломенном домике и выращивать огород, а кто-то должен будет сидеть в ракетной шахте или рубать уголёк в обычной шахте.
Да я бы и сама в том раю пожила, мой муж тоже мечтает построить домик из соломы. Но пока работает, этим заниматься некогда, а когда выйдет на пенсию – не будет ни денег, ни сил. Человек гораздо меньше его мечтаний. Маленький и слабый, бедный и занятый. Кувырк – и в ящик. Отмечтался.
Такие вещи должно организовывать и финансировать государство. Но пока столько отдалённых работников и маленьких фермеров нашей экономике не нужно. Поэтому мало кто и где пытается жить в своих усадьбах, да и где взять столько денег, чтобы их строить?
Вон, Владимир-на-коне успешный бизнесмен, поэтому вложился в 5 га в Крыму, надеется там встретить старость. Искренне ему желаю, но у меня нет бизнеса, на доходы от которого я смогла бы построить свой соломенный домик.
А детям эта тема и вовсе неинтересна, у них и так свои домики есть.
Тут ещё вопрос в социальной инфраструктуре – как учить и лечить отдельные хутора, расположенные друг от друга в 5 и более км? Поэтому люди и живут в населённых пунктах, где магазин, школа, больница и так далее. Сегодня ты здоров и молод, сел в свой джип – и довёз кого куда надо, а потом состарился и сам уже не доедешь никуда. А дети не всегда захотят продолжить дело твоей жизни. Так что, видно, мегаполисы – не мегаполисы, но люди в большинстве будут селиться рядом, вместе, недалеко друг от друга. Поместья хороши для барина, у которого обширная челядь, как было пару веков назад. Так что мечтать не вредно.
“С тех пор как изобрели книги, дьявол поселился в типографской краске”(с) :)
Писак-параноиков не счесть. И каждый с идеей:)
То так.
Хорошую идею выдал кто то не помню,-если можешь не писать,не пиши.)))Идея должна соответствовать твоему уровню развития,например если строитель-придумай удобный для своего здоровья дом,не пластиковый улей со всеми удобствами,а тот где можно по деревянному полу босиком ходить,земледелец-придумай как без ущерба природе вырастить нужные для человека продукты,а не гамбургеры с непонятным содержимым.Руководитель-придумай идеальную модель управления,а не я начальник-ты дурак,а рассуждать о высоких материях,не попробовав что то создать реально на практике,только зря убивать свое время и чужое.)
Беда в том, что идиотов тянет войти в историю, и каждый придумывает свой идиотский способ. Бумагомарательство – самый распространённый их них: нужно только научиться буквам:)
Мне думается, мне думается… что слово “компетенции” как и солвинг комплекс проблем придуманы специально и привнесены в наш русский язык и в наше русское мышление с целью засрать нам мозги.
И находятся при-ду-рки, которые нам их и засырают.
Умный сумеет просто рассказать о сложном, драк же будет простейшие вещи излагать во-первых сложно, во-вторых с привлечением английского, латинского и наверное китайского языка.
Это и есть индикатор драка. Настолько очевидно, что драк просто кричит: смотрите, вот он я.
Очень грустное будущее ждет планету. Идея о том что знания не нужны, а нужна способность втюхать клиенту ненужное, успеть сделать это быстрее конкурента, украсть идею и т.д. – это путь в никуда.
Существующей цивилизации навязывается идея о ненужности человека-творца и потребности человека-потребителя, а все перечисленные компетенции призваны удовлетворить его. Человек-потребитель всю жизнь будет бессознательно покупать ненужные вещи, повинуясь рекламе созданной “компетентными”. Так общество превращается в стадо где человек человеку волк!
Вы, видимо, не поняли сути… “Знания ничто, понимание – все”. Очень актуально в наше время. Умение быстро находить, анализировать и применять полученную информацию куда важнее ее зазубривания. Глупо сейчас, когда есть мгновенный доступ почти ко всей информации, пытаться накапливать ее у себя в голове, вместо того, чтобы учиться грамотно ее использовать.
P.S Насчет памяти. Действительно нужная и часто используемая информация сама отложиться в памяти, проверенно лично.
Вы правы и неправы.
И Ваш логический “прокол” заключается в слове “анализировать”. В интернете сейчас уровень дезинформации и просто бреда зашкаливает. Как отделить зёрна от плевел, если нет заложенных в мозге систематических знаний, в том числе и зубрёжкой? Нужная информация, конечно, запомнится, но это будет мозаика, а не система. Развитие архитектуры мозга идёт ускоренно при запоминании и разборе трудной для понимания информации, а Вы предлагаете брать её как таковую, на веру, что ли… Зачем тогда в учебниках даётся доказательство теорем, ведь реально нужно пользоваться только выводом?
В функционировании головного мозга есть ещё один интересный момент. Когда накапливается много информации, она начинает систематизироваться, вычленяются общие схемы даже для самых, казалось бы, отдалённых областей знания. Т.е. создаётся матрица связей, в узлах которых находятся разные факты из разных областей знаний. Видимо, мозгу так легче вспоминать:). Но вот ПВ Симонов, академик, подметил ещё одну интересную вещь: мозг начинает искать и комплементарность обрывков былых знаний этой матрице. В результате возникает их фантастическая комбинация, которая вылазит из-под сознания в момент озарения… и возникают открытия и прорывы в естествознании. Ваше приятие проблемы информации совершенно исключает эту творческую потребность мозга: зачем запоминать, если нашёл – воспользовался – забыл. Я это наблюдаю на студентах и собственном сыне-школьнике:(.
Вы пишете уже про следующий, более высокий, уровень работы с информацией, не всяк до него доживает.
Самым востребованным будет компетентный крестьянин, который может вырастить и прокормить остальных “компетентных”! Все бредут в города, к удобствам; а кто ж вас кормить то будет? Китайцы со своим пластмассовым рисом и искусственными яйцами! Нечего будет есть – все побегут на землю, не смотря на отсутствие городских удобств! Умные уже сегодня совершают этот исход от урбанизации, учатся и учат своих потомков ВЫЖИВАТЬ!
Ошибаетесь. Уже сейчас есть подвижки в выращивании мяса и тд, в будущем земля, в привычном понимании – будет не нужна.
Эти подвижки приведут к полному вымиранию человека как биологического вида,те которые есть сейчас уже привели к изменению естественного иммунитета человека в худшую сторону,здоровых рождается все меньше,скоро количество больных превысит порог выживаемости в большинстве развитых стран,а вы все верите в утопии фанастов прошлого века.)
Ага )) А ничего, что уже сейчас есть препараты, способные вылечить генетические заболевания? ) Гуглите.
Мислить надо, а не “гуглить”, молодежь!
Сомнительно,генетику исправить нельзя,можно вырастить орган из стволовых клеток,но там еще все только в стадии экспериментов.Можно и погуглить,но на поверку окажется очередная утопия западной фармакологии,где главное деньги а не результат.)