Сериал “Кровавая барыня” -психологическая зараза
Во время православного поста 19 февраля телеканал «Россия 1» начал демонстрацию фильма «Кровавая Барыня», главной героиней которого стала известная историческая личность – крепостница-помещица Дарья Салтыкова, известная своей патологической жестокостью по отношению к крепостным, и, как ее окрестила пресса, «первый русский маньяк». Уже сам факт, что авторы фильма целых 16 серий или 12 часов экранного времени посвятили этой персоне показателен: они исследуют природу маньяка. И как могут…..оправдывают. Оправдывают придуманной биографией, оправдывают временем, оправдывают окружением, да мало ли чем? Сама актриса, сыгравшая главную роль в фильме, Юлия Снигирь в одном интервью «Роль Салтычихи далась мне с кровью» сказала, что «ей было важно найти оправдание поступкам Дарьи Салтыковой, которую признала для себя нездоровым человеком. Юлия Снигирь рассказала, что именно страшная параноидальность и вспышки гнева довели ситуацию до крайней степени, но считает, что ее персонаж всё-таки можно пожалеть». В другом интервью продюсер этого фильма Илья Неретин отметил: «Мы не хотим защищать героиню, хотя возможно у кого-то возникнет желание ей посочувствовать». И еще: «Наш фильм — не о конкретной исторической эпохе, в которую жила кровавая барыня Дарья Салтыкова, а о перерождении души, о том, как зло может завладеть человеком полностью». Понятно, что эту историю перерождения души придумали от начала и до конца. Данных о реальной биографии Салтыковой не осталось. Память о ней стирали в 18 веке целенаправленно. Почему? Потому что, по мнению просвещенной императрицы Екатерины Второй, имя Салтычихи должно быть предано забвению и стерто из памяти поколений. Зло таким образом похоронили в 18 веке. И никому из последующих поколений не захотелось это зло откапывать и мусолить. Ни Пушкину, ни Толстому, а позже ни С.Герасимову, ни С.Бондарчуку ….
Но не прошло и двух с лишним веков и эту историю откопали, отмыли, показали и, повторюсь, по возможности, оправдали. Понятно, что довольно талантливая актриса, как и положено, вживаясь в роль, ищет оправдания героине. Этому учат будущих актеров в институтах. Вызывает вопрос другое: зачем это понадобилось сценаристу и режиссеру? Почему такая тема вообще вызывает интерес? К тому же пристальный? Мы все помним, «если долго взглядываться в бездну - бездна начнет вглядываться в тебя». И это не пустые слова. Укрупнение образа маньячки, садистки ведет за собой притяжение ее энергетики, ее болезней, ее душевной грязи. И, безусловно, еще повлияет на судьбу актрисы. Каждый артист это знает. Не случайно Юлия Снигирь изначально отказывалась играть эту роль. Это киноисследование - патологично по своей природе. Больное сознание одних притянуло образ из прошлого, который является заразным!!!! Всегда и отрицательный, и положительный образ, показанный по телевизору, является кому-то примером. За явным дефицитом на экранах положительных образов такие героини явно могут притянуть к себе поклонников определенного типа. Вспомним незабвенный фильм «Бригада» и четырех обаятельных актеров, сыгравших роль бандитов. Почти все они дали интервью, в которых признались в том, что сожалеют о том, что снялись в подобном фильме. Сергей Безруков считает неудачей съемки в «Бригаде» и уверен, что не надо было ему мараться работой в таком «грязном кино». Уже 15 лет он старательно избегает образа бандита в кино, наотрез отказался от участия в фильме «Бригада: Наследник», несмотря на внушительный гонорар. Такое решение вызывает уважение. Но таких актеров у нас не так много. Настигнет ли такое раскаяние Юлию Снигирь???? Ведь актер по природе любит свою роль, это его труд, его эмоциональное вложение? Сможет ли понять и переосмыслить, чему послужил ее талант?
Одно дело – это актеры. Другое – режиссер, сценарист и продюсер. Они явно уверены, что эта тема интересна многим. Да, зритель уже давно болен заразой под названием: убийства, насилие, ужас. Недаром на всех каналах одни детективы и мыльные оперы. Но здесь другое. Здесь исторический факт, который стал фактом киноискусства. Здесь явная (возможно неосмысленная) попытка заразить экранной грязью зрителя, заложив в его сознание кровавые сцены насилия и рабской тупой покорности. Кроме того, эпизод, ставший кульминаций фильма, когда Салтычиха и ее помощница старая ведьма, крестьян загоняют в церковь и пытаются сжечь живьем, весьма показателен. Старая ведьма оказывается «ведуньей», «язычницей», «хранительницей древних славянских знаний», а еще она является такой же безжалостной убийцей, как и Салтычиха. То она с легкостью за просто так клюкой прокалывает крестьянскую девушку насквозь, то она собирает нательные крестики для будущей казни крестьян в церкви, то подсказывает новые способы убийств Салтычихе…. Она страшна внешне, но еще более страшна душой. Это уже сознательное искажение и представление языческого прошлого славян, чистых верований как чего-то подлого, грязного и мерзкого, как мерзка эта старуха. Она еще хуже «кровавой барыньки» Салтычихи. Этот эпизод не случаен. Это посыл – вот оно прошлое славян, русских. Страшное, черное, грязное. Болото…..(этот образ метафоричен и многократно транслируется в картине). На фоне всеобщей истерии против России и нарастающей русофобии эта сцена прямо в яблочко.
Наказание Салтычихи фактически смазано. Показали ее на плахе. Потом волею государыни голову на плечах сохранили. На этом и конец. А ведь Салтычиха была пожизненно заточена в яму под Соборной церковью Ивановского монастыря. Тридцать три года просидела Салтычиха в яме и умерла дряхлой старухой, потерявшей полностью человеческий облик. Её имя стало ругательным у русского народа. Но режиссеру это не так важно.
Фильм сделан хорошо, если не сказать талантливо. Но талант этот со знаком минус. Энергетика фильма - разлагающая, больная, рвотная, сатанинская. И по сути фильм – психологическая зараза