Классный руководитель… Боль сердца

859 1

Источник: telegra.ph

На сегодняшний день классный руководитель в школе — самая удивительная должность. С одной стороны, все знают кто это, но как организована его работа знают немногие. Попробуем приоткрыть завесу туманности…

Итак, классный руководитель по существу — это главное ответственное лицо от школы, обеспечивающее взаимодействие с семьей и курирующее ребенка в учебной, внеурочной и воспитательной работе. Это именно тот, зачастую единственный человек в школе, который знает о ребенке всё: его учебные успехи или неудачи и их причины, знает семейную обстановку (в той части, которую готова сообщить школе сама семья), знает об устремлениях и хобби ученика, знает его характер и его отношения в коллективе. Хороший классный знает кто кого любит, кто на кого обижается и за что, у кого складываются отношения с учителями, а у кого нет… Хорошая «классуха» — это не просто учитель — чаще всего это Главный Учитель, куда более значимый для ребенка, чем даже директор школы или инспектор из комиссии по делам несовершеннолетних, это Паша из «Пацанов» для трудного ребенка и дедушка для «Чучела» из одноименных фильмов.

Но, как это ни удивительно, именно эта должность в школе сегодня раздается по разнарядке, а не по принципу доверия ответственности за детей класса лучшим учителям. Не зря родился печальный профессиональный анекдот, гласящий о том, что в ответ на предложение бандита «отдай часы!» в темном переулке учительница кричит «возьми классное руководство, часы оставь, Ирод!». Если вы не учитель, или никогда не были классным руководителем, вы вряд ли поймете всю глубину народного сарказма. Дело в том, что, в отличие от учебной нагрузки, считаемой по учебным аудиторным часам, классное руководство со всей её ответственностью и количеством разнонаправленных задач, оценивается нашими чиновниками от образования в виде единой выплаты в размере, внимание (!!) 870 рублей в месяц (речь о сумме федеральной субсидии и в некоторых случаях субъекты РФ и отдельные директора школ находят способ доплатить классрукам, но это — исключение из правил).

Конечно, чиновники возразят: у нас нет такой профессии в Едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих отрасли образования, а значит мы не можем платить классному руководителю по ставке учителя. Это правда, нет такой должности. Но функция-то есть? При том, что, например, далеко не во всех школах есть так называемые «Тьюторы», уже в 2000-х годах появившиеся в этом замечательном справочнике, а классного руководителя как не было, так и нет. При том, что без классных руководителей школа не может существовать, а без тьюторов очень даже обходится.

Так может, восстановим справедливость и признаемся официально, что должность классного руководителя существует?

Вообще говоря, тема справедливости в отношении классных руководителей сегодня стоит в школах особо остро. И тут вопрос не только в нищебродской оплате их труда, в которой, как в зеркале отображается отношение государства к этой роли в школе. Более важный вопрос заключается в том, что все: управленцы от образования, родители, представители всевозможных организаций, взаимодействующих со школой, по умолчанию почему-то считают, что классные руководители должны честно и добросовестно отрабатывать свою функцию. Вовремя сдавать отчеты и списки, организовывать внеурочную деятельность и контролировать питание учащихся во время пребывания в школе, организовывать и проводить воспитательную работу, ездить на выезды и экскурсии, при этом нести ответственность за жизнь и здоровье подопечных, вести учет успеваемости и отрабатывать с отстающими их проблемы, разруливать возникающие конфликты, работать со сложными семьями, выходить в адреса при возникновении проблем… Да, вы правильно поняли — все это за 870 рублей в месяц, часто без всякой поддержки со стороны администрации школы, в режиме потенциальной конфликтности со стороны родителей и коллег-учителей… Вы бы стали это делать, признайтесь честно?

А ведь как бы хотелось, чтобы классные руководители отбирались бы из лучших учителей и боролись бы за право быть руководителем класса, чтобы они имели полномочия и права в нужный момент защитить интересы своих подопечных, имели бы достойную оплату своего труда и всемерную поддержку со стороны школы, занимаясь этой работой не по остаточному принципу… И да, тогда бы с них можно было что-то спрашивать и чего-либо требовать. А пока есть то, что есть: государство продолжает ехать, свесив ножки, на плечах тех, кто не бросает детей и вынужденно берет на себя эту неблагодарную и очень ответственную работу, куда более ответственную, чем отчитать часы по предмету…

А ведь успешный и любимый детьми классный руководитель это не функционер, это человек, искренне, всей душой любящий как своих детей, учеников класса, болеющий за них и проживающий с ними большую часть их школьной жизни! Далеко не все из нас готовы любить чужих детей, а классный руководитель это должен делать, как бы, априори, по должности. Много мы найдем людей, способных к такому самопожертвованию? А если их немного — почему мы не ценим хорошего классного руководителя?

К слову сказать, в связи с тем, что должности такой не существует, то на классных руководителей никого и нигде не готовят (краткосрочные курсы повышения квалификации не в счет). Нет даже соответствующих учебных модулей в программе профессионального обучения учителя, где будущему специалисту давали бы знания, связанные со спецификой этой работы. Просто удивительно: уроки музыки или ИЗО вести без спецподготовки нельзя, а классное руководство «навесить» на любого штатного сотрудника школы (даже не учителя) — нет никаких проблем.

Честно говоря, совершенно непонятно, почему люди, которые становятся руководителями в отрасли образования и пришедшие на свои посты зачастую именно из школ, зная эту самую вопиющую несправедливость по отношению к классному руководителю не понаслышке, на протяжении всех последних лет реформ образования никак не озаботятся проблемой организации работы этой категории сотрудников школы. Решаем более насущные вопросы, такие как организация антикоррупционного воспитания и введение курса основ финансовой грамотности? Ясно, это важнее, вопросов нет.

И ведь, что самое интересное — эта проблема, до ее решения на федеральном уровне (что тоже вполне возможно, на что указывает появление должности все тех же «тьюторов»), может регулироваться и на местном уровне. Достаточно просто политической воли местных властей и профессиональной честности по отношению к коллегам со стороны чиновников комитетов образования и директоров школ. И простого понимания, что именно классный руководитель — это и есть лицо школы в глазах общества, это именно тот человек, с кем это самое общество (родители и сторонние по отношению к школе организации) имеют дело. И если классный руководитель «не дорабатывает», значит не дорабатывает вся система образования!

Может пора поправить что-то?

М.Ю. Богданов

Метки: чит.клуб
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
Один комментарий » Оставить комментарий
  • 1313 1127

    Своей директрисе я прямо заявил – если мне насильно-торжественно вручат классное руководство – сразу получит на стол моё заявление об уходе! Две ставки тяну, но только не это…, а наши тётки – училки гуманитарных циклов ещё и просят себе цыплятник на опеку. Ладно – с детьми работать, можно найти и подход,и систему контроля выстроить, и воспитательную в чём-то работу проводить, но общение с родителями – это кошмар какой-то! Самомнение чудовищное, какие-нибудь вахтёрши или рыночные торговки считают себя вправе указывать опытнейшим педагогам,как им действовать и что говорить,а после фразы одной из мамаш (лет десять назад это было):”Наш папа на заработках,вот вы и должны заменить моему сыну отца!” я надолго (если не навсегда) потерял желание ввязываться в эту кашу. О личной жизни,о своей семье классные – забудьте, выходные вы проводите с чужими детьми,культурно и спортивно их развлекаете и развиваете,пока их родители отдыхают от трудов праведных! А получив зарплату – прикусите язык от матерных слов и с головой уйдите в работу, потому как вам ни на какой отдых этой жалкой подачки не хватит!

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)

Информация о сайте

Ящик Пандоры — информационный сайт, на котором освещаются вопросы: науки, истории, религии, образования, культуры и политики.

Легенда гласит, что на сайте когда-то публиковались «тайные знания» – информация, которая долгое время была сокрыта, оставаясь лишь достоянием посвящённых. Ознакомившись с этой информацией, вы могли бы соприкоснуться с источником глубокой истины и взглянуть на мир другими глазами.
Однако в настоящее время, общеизвестно, что это только миф. Тем не менее ходят слухи, что «тайные знания» в той или иной форме публикуются на сайте, в потоке обычных новостей.
Вам предстоит открыть Ящик Пандоры и самостоятельно проверить, насколько легенда соответствует действительности.

Сайт может содержать контент, не предназначенный для лиц младше 18-ти лет. Прежде чем приступать к просмотру сайта, ознакомьтесь с разделами:

Со всеми вопросами и предложениями обращайтесь по почте info@pandoraopen.ru