Последние события, происходящие на северо-западе Сирии, где между собой столкнулись союзники США – Турция и курдские отряды народной самообороны (YPG), являющиеся основной боевой единицей проамериканских Сирийских демократических сил (SDF), – подтверждают многослойность политики Соединённых Штатов, которая, на первый взгляд выглядит противоречивой.
Подчёркнутая неразборчивость в выборе тактических партнёров, поведение подобно слону в посудной лавке среди хрупких образцов восточного искусства, непоследовательность в оценках и суждениях… Что это? Политический дилетантизм или глубоко продуманная линия поведения?
Попытка определить степень заинтересованности вовлеченных сторон в тот или иной вариант развития событий показывает, сто США являются главными выгодоприобретателями при любом исходе кроме мирного. В данном случае американцам, в принципе, особо ничего не перепадает. Мирный исход – это как философское понятие свободы – осознанная необходимость идти на компромисс. Как вариант – возможность возвращения к последней точке оптимального взаимодействия политических систем региона. И в этой схеме для США теперь места нет.
В далёком уже 1990 году Америка, в принципе, поставила крест на Советском Союзе, дни которого были сочтены. «Большая игра» переходила в бонусную фазу, наступало время фуражиров и мародёров. Но спекуляция природными ресурсами – не единственный источник могущества США. Во времена всех кризисов экономику Штатов всегда спасал военно-промышленный комплекс. А этот организм не терпит застоя. Ему необходима постоянная экспансия и наличие очагов напряженности. И тут, как-то даже очень вовремя, Саддам Хусейн – лидер тогда ещё независимого Ирака, экономика которого была подорвана недавней войной с Ираном (кстати, США тогда активно поддерживали иракцев) – «поверил в свою звезду» и решил подправить финансовые дела за счёт соседнего Кувейта, «неожиданно» захватив его. Последовала, предсказуемая для всех, кроме, возможно, Хусейна, реакция мирового сообщества: с помощью международной коалиции под руководством США в ходе операции «Буря в Пустыне» (январь-февраль 1991 г.) иракцы были выдворены восвояси. При этом Соединённые Штаты получили легитимные основания разместить свой боевой авангард в центе пересечения ближневосточных интересов. И в этом же 1991 году на территории Ирака начались кем-то организованные (нужна подсказка, кем?) восстания курдов и шиитов, которые были подавлены правительственными силами. Боестолкновения привели к гуманитарной катастрофе. 5 апреля 1991 года Совбезом ООН была принята резолюция №688, в которой осуждались репрессии против гражданского населения Ирака. На основании этого документа коалиционные силы во главе с США объявили на севере Ирака бесполётную зону и ввели туда свои наземные силы. Одним из результатов тех событий стало появление в границах Ирака курдской автономии, которая, подобно косовской в Сербии, стала порталом фактического американского присутствия в регионе. Великая Албания в Европе и не менее чарующий своими перспективами Курдистан на Ближнем Востоке… Вряд ли это можно рассматривать в качестве попытки создания новых государств по примеру Израиля. А как очаги нестабильности в определённых секторах американских интересов, эти проекты вполне пригодны.
В ожидании от США шагов, ведущих к геополитической легитимизации, курды ведутся на участие в различных авантюрах американцев. С одной стороны, они действительно надеются, что Соединённые Штаты реально им помогут создать самостоятельный Курдистан, который будет принят в мировое сообщество. С другой – благодаря американской поддержке курды пошли на открытое противостояние с правительствами тех стран, в которых они представляют значительную этническую группу. Теперь им деваться некуда, без поддержки Штатов курды долго не выстоят. Но если американцам и нужен Курдистан в качество нового и якобы самостоятельного государства, то только при соблюдении одного условия – наличия непреодолимых противоречий с соседями. Именно такая ситуация обеспечит участие США в политической и экономической деятельности региона с крупнейшими в мире запасами углеводородов.
Курдам следует принять тот факт, что для американцев они лишь расходный горючий материал для костра, который те пытаются поддерживать на нефтяном поле Ближнего Востока.
Поделиться:
Записи на схожие темы
Комментарий редакции
Редактировать
1. События в северо-западной Сирии подтверждают сложную и противоречивую политику США, которые выбирают тактических партнеров с недостаточной последовательностью.
2. США являются главными выгодоприобретателями в любых исходах конфликта, кроме мирного, поскольку американцам не на руку мирное разрешение.
3. Военная экспансия и постоянные очаги напряженности необходимы для поддержания военно-промышленного комплекса США.
4. История показывает, что США использовали нестабильность (например, вторжение Ирака в Кувейт) как способ легитимизации своего военного присутствия в регионе.
5. Курды, надеясь на помощь США в создании независимого Курдистана, фактически становятся "расходным материалом" для американской политики на Ближнем Востоке.
Вывод:
Согласно мнению автора, Соединённые Штаты выводят из ситуации в Ближнем Востоке выгоды для своего военно-промышленного комплекса и стратегического присутствия в регионе, в то время как местные действующие лица, такие как курды, рискуют стать пешками в глобальной игре США и их интересов.
Вывод редакции:
Тезисы автора подчеркивают сложные и противоречивые аспекты американской внешней политики, которые имеют место в действительности. Описание ситуации с курдами и их роль в условиях экономических и военно-политических интересов США отражает реальные геополитические процессы в регионе, хотя выводы могут носить некоторую степень конспирологичности. Образование "расходного материала" в контексте международных отношений требует тщательного анализа, однако факты о зависимости курдов от иностранной поддержки, действительно, говорят о рисках, связанных с их политики.