КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ИДЕЯ И ЧЕЛОВЕК
Коллеги, не удивляйтесь наивности материала : писалось в ноябре 1993 г. для еще советских людей , только начинавших задумываться над смыслом оставшейся им жизни. В которую их окунули с головой мудрые «демократы».
Мысли простые, хотя за прошедшее время улеглись в очень немногих умах. Оно и понятно : заповедям Христа уже 2000 лет, а многие ли их усвоили и приняли ?
В искусстве интеллектуалы будут восхищаться кто Рубенсом, кто Брюлловым, или даже Малевичем – Шагалом. Кому – то ближе примитивисты. Я могу наклонить голову и над тем , и над другим. Но душой и умом я принимаю реализм Пластова - Шукшина (кстати, посмотрите – они похожи). Считаю тот реализм доходчивым для народа. Поэтому и две следующие мысли (пусть и замшелой оригинальности) привожу не в стиле академического исследования, но в наивно – простом. Хотите – судите строго, но и – судимы будете.
Предлагаю лишний раз подискутировать над целью коммунистической идеи.
Считаю такой целью – воспитание Человека, смыслом жизни которого становится «самосовершенствование на стезе служения людям». Мысль Л.Н.Толстого. Само собой – и построение гармонического общества , сообщества таких людей. Пусть это покажется некоторым избито – примитивным.
Скажете, отвлеченно? По- моему, тут суть идеи.
Предыдущие этапы истории человечества представляют собой эволюцию биологического вида Homo sapiens, жившего по законам животного мира.
Идея же определяет границу новой эры человечества, начавшуюся с первой попыткой внедрения ее в жизнь на государственном уровне с 07 ноября 1917 года.
Конечно, афористичность определения идеи может и должна быть толкована простыми «прижизненными» понятиями для каждой сферы человеческого существования - культуры, науки, экономики, быта, даже политики (которую назвать сферой можно только условно), и т.п.
В частности, в бытовой и политической полемике часто приходится слышать , что «наше» добро – ничье, и никакого уважения к нему не дождетесь. И только к добру «мое» можно испытывать любовь ? Любовь животного из чувства самосохранения или из ожидания следующего «удовольствия». Скажу - именно физиологического удовольствия,которое и есть основа частнособственнической морали. Мыслящему же человеку свойственно удовлетворение ! результатами своих трудов, в том числе и философических мыслей (исключаем пошлые софистику и схоластику).
Только человек, осознавший (т.е. усвоивший и принявший уроки нашего воспитания) необходимость самоограничения во имя интересов своих товарищей и потому – общества в целом, а значит – и своих собственных интересов, - только такой человек будет «наше» ставить впереди «моего» и будет Человеком в подлинном смысле этого слова. Для этого будущему человеку достаточно усмирить свои животные инстинкты и порывы к удовольствиям (что есть суть гедонистов и сибаритов – как ни назови). Самоограничение в достаточном . Личное благо через благо общества – грань идеи и сути Человека.
Если бы из таких «идеалистических» понятий мы исходили в разного рода ток – шоу или даже академических исследованиях и тем пропагандировали их – они бы медленно, но верно оседали бы в душах и умах людей. И, глядишь, не надо было бы 2000 лет, чтобы чуть приблизиться к образу божию. (Напомню неустанное «Карфаген должен быть разрушен!» - и ведь разрушили).
Говорить об этом, когда говорим о недопустимости эксплуатации человека человеком, возможность которой определяется правом более сильного животного. Когда говорим , что частная собственность – самое подлое изобретение раннего человека (почти троглодита), ибо она каждое мгновение возвращает человека в его природное животное состояние.
Говорить об этом, когда говорим о стихийности, т.е. безмоглости, рыночной системы хозяйствования , о ее недостойности человека – ибо она есть игра слепых сил, из которой исключается сознание как отличительное свойство человека и возможность планирования на основе осознания и анализа.
Говорить об этом, когда говорим о том, что всякое поощрение индивидуализма противоестественно для человека - потому что будит его самые низменные инстинкты в попытках стать «личностью», т.е из ряда вон – в не лучших качествах..
Подчеркнем главную грань идеи - афоризма.
Если смыслом жизни человека становится труд – как средство служения людям и себе , - тогда человек находит свое удовлетворение (не удовольствие) в обогащающих общество взаимоотношениях и личном творчестве, т.е. достойные себя и своего интеллекта повседневные стимулы к жизни. Этот смысл должен кричать со всех экранов, голосов и страниц СМИ, а не смысл тунеядства и удачи.
И таким смыслом перестают быть физиологические удовольствия . В том числе и вещизм, т.е. желание обладать как можно большим материальным достатком, предметами роскоши и престижа,
И мы в своей 70-летней истории (до1989 года) многого достигли в воспитании такого Человека, несмотря на все ошибки и перегибы первопроходства.
Тому доказательством
- и героизм лихолетий, будничный энтузиазм пятилеток, общие показатели развития страны до уровня супердержавы,
- и бытовые коллективизм, искренность и душевость (открытость) взаимоотношений.
Косвенным (или прямым ? если математически от противной стороны) подтверждением правильности коммунистической идеи являются официальные материалы конференции ООН по экологии 1992 года в Бразилии. ( В Рио-де-Жанейро на Конференции ООН по окружающей среде и развитию, 3—14 июня 1992 г., встретились 114 глав государств, представители 1600 неправительственных организаций).
В них черным по белому зафиксировано «1-7, … 8. Необходимо ограничить и ликвидировать нежизнеспособные модели производства и потребления,…9-18» .
Т.е. современная экономика промышленно-развитых стран («золотого миллиарда» - J U) и потребительский характер их обществ являются тупиковыми, не пригодными в качестве перспективной модели развития человечества. В материалах Конференции веские количественные свидетельства неравноправности отношений «развитых» и развивающихся стран как источник процветания первых и обнищания вторых, свидетельства нерациональной траты людских и природных ресурсов, экологической угрозы , угрозы самому существованию человечества при сохранении потребительского способа хозяйствования. И как итог – вывод о необходимости поиска новых путей развития человечества.
Для коммуниста эти пути очевидны . Они в строительстве советского социализма (не путать со шведским или германским…) и коммунизма трудом настоящего, воспитанного, Человека.
Коммунизм неизбежен ! – старый советский анекдот.
J UDOV