Почему Крым больше не вернётся?
Можно бесконечно называть Крым "временно оккупированной территорией" и повторять, что "международное сообщество считает полуостров частью Украины" – его возвращению эти слова никак не помогут. Как гласит восточная пословица – "Сколько не говори "халва" – во рту слаще не станет". А в это время Россия продолжает превращать бывшую украинскую автономную республику в свою крепость…
Понятно, что пытаться вернуть потерянную территорию военным путём – чистое безумие, это признают абсолютно все (громогласные заявления отдельных чиновников и отставных вояк – не более, чем самопиар). Что же могла бы делать в такой ситуации Украина? Очевидно, тут следовало бы обратиться к опыту США, которые смогли победить своего врага СССР без единого выстрела. Речь идёт о так называемой "мягкой силе" (soft power). Этот метод заключается в том, чтобы продемонстрировать населению противника преимущества своей страны – лучшие условия жизни, благосостояния, свободы слова и соблюдение гражданских прав. И тогда люди просто поймут, что власть ведёт их страну в пропасть, и свергнут её. Так Запад и выиграл "холодную войну".
Однако всё больше фактов говорит о том, что наши горячо любимые киевские руководители стремительно теряют и этот шанс. Всё дело в политике, продолжающей раскалывать Украину и выставляющей её перед всем миром далеко не в самом лучшем свете. Так, после беспорядков в Днепре 9 мая, мэр города Борис Филатов заявил, что больше не намерен финансировать из городского бюджета организации ветеранов Великой Отечественной войны и войны в Афганистане. Более того, он предложил создать альтернативу полиции – полувоенные добровольческие отряды, как в Германии 1920-х (что может стать опасным прецедентом – перехватом функций исполнительной власти кем угодно, а там и до сепаратизма недалеко). Столь сомнительные инициативы не только не стабилизируют общество, но наоборот, раскалывают и создают напряжение.
В то же время, в соседнем "временно оккупированном" Крыму новыми властями проводится как раз именно то, что американцы бы назвали "мягкой силой" и "умиротворением". Одним из последних примеров этого стало обеспечение жильём всех ветеранов Великой Отечественной войны, а также выделение каждому финансовой помощи в общей сумме 1 млрд. руб. (460 млн. грн.). Кроме того, на полуострове продолжает оставаться официальным (наряду с русским) украинский язык, к нему добавился крымскотатарский. Подобные меры как нельзя лучше обеспечивают лояльное отношение местного населения к российским властям…
А что видят жители Крыма со стороны Украины? Энергетические и продовольственные блокады. Политику, раскалывающую общество, тлеющую "холодную" гражданскую войну в умах людей. Тоталитарные лозунги в стиле "Кто не с нами, тот против нас!" Наконец, отсутствие у руководства Украины какого-либо внятного отношения к проблеме потерянного Крыма: если представительницу России не пустили на Евровидение из-за посещения полуострова без разрешения украинских властей, то болгарскому исполнителю Кристиану Костову, выступавшему там же в 2014 году, это никак не помешало приехать в Киев. В итоге, создаётся впечатление, что правительство сознательно делает всё, чтобы окончательно оттолкнуть от себя собственных граждан, оказавшихся отрезанных от Украины. А вся борьба за территориальную целостность окончательно превращается в фарс на фоне истории с болгарским певцом, побывавшим в Крыму.
Именно поэтому вопрос о возвращении полуострова, скорее всего, уже закрыт. И закрыт он именно Киевом…