Об “уничтожении” белорусского языка советской властью
Сегодня в Республике Беларусь на разных уровнях поднимается вопрос о необходимости "возрождения белорусского языка". Активное участие в конструировании новой национальной идентичности принимает творческая интеллигенция.
Так, белорусская писательница, лауреат Нобелевской премии Светлана Алексиевич утверждает, что с 1922 года в Белоруссии запретили говорить на белорусском языке, началась русификация республики и уничтожение национальной интеллигенции. В итоге "ни один университет, ни одна школа, ни один институт у нас не говорит на белорусском языке", – подчеркивает Алексиевич.
Это звучит довольно странно, учитывая, что, согласно документам, в 20-х годах прошлого века в СССР, совсем наоборот, был взят курс на белорусизацию Белорусской Советской Социалистической Республики в прежние годы частично польско-, частично русскоязычной.
В марте 1921 года Десятый съезд Российской коммунистической партии принял резолюцию "Об очередных задачах партии в национальном вопросе", среди которых была "ликвидация государственной, хозяйственной и культурной отсталости угнетенных в прошлом народов, формирование национальных республик и т.д".
Интересно, что докладчиком "по национальному вопросу", отстаивающим существование белорусской национальности, "у которой имеется свой язык, отличный от русского", был Иосиф Сталин. Во время прений ему удалось склонить большую часть делегатов в свою сторону, и Х съезд РКП поддержал его программу. В рамках принятой резолюции по национальному вопросу были поставлены задачи по "развитию и укреплению действующих на родном языке судов, администраций, органов хозяйства, органов власти, составленных из людей местных, знающих быт и психологию местного населения". Кроме этого отдельно была отмечена необходимость развития "прессы, школ, театров, клубного дела и вообще культурно-просветительных учреждений на родном языке", а также "сети курсов и школ, как образовательного, так и профессионально-технического характера для ускоренной подготовки".
О том, что резолюция Х съезда была не формальностью, а началом массовой популяризации и продвижения белорусского языка свидетельствует масса сохранившихся и находящихся в открытом доступе документов.
Белорусская газета "Зьвязда" (теперь "Звязда") 1928 год
Примечательно, что помимо республиканских газет с широких охватом аудитории до наших дней сохранились оригиналы местных, профессиональных и даже внутрикорпоративных изданий первой половины ХХ века на белорусском языке.
Таким образом, если обращаться к документально подтвержденным фактам, невозможно не увидеть, что в советский период была проделана колоссальная работа по развитию белорусского языка. А для "цементирования нации", прежде всего, нужно беречь свою историю, на станицах которой отражен непростой путь становления белорусской государственности.