РАН: жаркое лето 2017-го
О том, в каком случае учёные выйдут осенью на всероссийскую акцию протеста, чего ждёт от науки государство и как идёт подготовка к выборам президента РАН, читайте в материале profiok.com.
«Уведомительный» митинг
28 июня на Суворовской площади в Москве прошёл митинг, организованный профсоюзом работников Российской академии наук. Учёные – люди интеллигентные. Никто не залезал на фонари, не портил ничьё имущество, не дрался с ОМОНом, да и ОМОНа никакого не было – всё тихо, мирно, дисциплинированно. Мероприятие согласовали заранее, заявили тысячу участников – «чтобы не разгонять ситуацию», накануне провели пресс-конференцию, где объяснили суть своих претензий к государству – сокращение бюджетного финансирования науки. Да и закончили быстро: вся акция заняла около часа.
Интересно, что на митинге не было никого из претендующих на пост главы Академии. Нынешний и.о. президента РАН Валерий Козлов узнал о мероприятии только от журналистов, хотя, конечно, заверил, что солидарен с коллегами: увеличение финансирования – это хорошо, кто же спорит.
Чиновников тоже не было. Собственно, позицию правительства учёным озвучил ещё в марте вице-премьер Аркадий Дворкович, выступивший на общем собрании РАН. «Я никогда не поверю, что Российская академия наук не сможет справиться с трудностями. Жалобы и плач тут абсолютно неуместны», – сказал тогда Дворкович, впрочем, пообещавший, что правительство всегда будет поддерживать учёных.
Поэтому всё выглядело так, будто жалобы и плач выступающие адресуют исключительно друг другу. Выступающие жаловались на низкие зарплаты, на отсутствие оборудования, на жалкие условия, в которых приходится не только выживать, но ещё и работать. Учёных сокращают, талантливая молодёжь сбегает за границу, а оставшиеся энтузиасты продолжают исследования за гроши. Представительница Тихоокеанского океанологического института Дальневосточного отделения РАН сообщила, что многие её коллеги с удовольствием приехали бы на митинг, но оплата поездки оказалась для института непосильной. Многие зачем-то рассказывали, как важна фундаментальная наука для развития страны, хотя уж кому-кому, а присутствующим это и так было понятно. «Не будет на Руси науки – на четвереньки встанут внуки», – гласил один из плакатов.
Вообще плакаты на митинге поражали разнообразием. Часть из них констатировала и обличала: «Сколково проворовалось, РОСНАНО потерялось, РАН бельмом на глазу осталась», «Зарплата учёного и учителя за гранью нищеты – позор для государства», «Разрушение науки и образования – заслуга МВФ и правительства РФ» и даже «Уничтожение науки – измена Родине». Были плакаты вопросительные, например «Где обещанные президентом 1,77% ВВП на науку?» или «Кто придумал назначить главным в науке завхоза»? Кроме того, в толпу затесались оппортунисты, потому что на одном из транспарантов значилось: «Позор академикам РАН – предателям отечественной науки». Хотя, возможно, имелись в виду как раз те академики, которые не посчитали нужным прийти на митинг.
Финансирование фундаментальной науки из бюджетных средств и правда сокращается год от года. По оценке профсоюза работников РАН, которую озвучил председатель организации Виктор Калинушкин, в рублёвом эквиваленте финансирование снижается ежегодно на 10-15 процентов. Не нужно быть учёным, чтобы понять, что если тренд сохранится, финансирование вот-вот сойдёт на нет. По словам активистов, развитые страны тратят на науку не менее полутора процентов ВВП, а многие – больше двух, из них на фундаментальную науку от 0,4 до 0,6 процента. Российские 0,16 процента выглядят при таком сравнении, конечно, грустно. И это данные 2015 года. В текущем году цифра, видимо, уменьшится до 0,15 процента, а в 2019 году может оказаться и того меньше. По этому показателю Россия оказывается вровень с Мексикой и Чили, пропустив вперёд не только развитые страны, но и Грецию, Венгрию и даже Эстонию.
Между тем представители профсоюза уверены, что большинство проблем институтов РАН связаны именно с недофинансированием науки. Отсюда и требования: увеличить затраты на научные разработки из средств федерального бюджета до 1,77 процента ВВП (кстати, именно это значение предусмотрено майскими указами президента), в том числе на фундаментальные исследования – до 0,22 процента. Учёные хотят, чтобы было увеличено финансирование Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда. Кроме того, профсоюз требует, чтобы ФАНО были выделены дополнительные средства на оплату труда учёных и переоснащение институтов. Эти требования учёных профсоюз собрался направить президенту, а также в правительство и в Минобрнауки.
В масштабах страны акция, собравшая несколько сотен людей, пусть даже самых уважаемых, выглядит не слишком серьёзно. Но руководители профсоюза объяснили, что лето – не самое удачное время для того, чтобы собрать учёных (даже по жизненно важному для них вопросу? – profiok.com), потому что большинство из них находятся в отпусках (на какие деньги гуляют? овощи выращивают? – profiok.com) или в экспедициях. Так зачем собирались-то? Всё просто: формирование бюджета страны на 2018 год идёт полным ходом. Поскольку учёные громко объявили свои требования, у правительства будет возможность своевременно их учесть. «Митинг носит уведомительный характер, – подчеркнул Виктор Калинушкин. – Если не последует реакции, осенью будем поднимать всероссийскую акцию протеста, массовые выступления работников образования и науки».
Известно, что требования поддержали учёные Дальнего Востока, Санкт-Петербурга, Нижнего Новгорода и Новосибирска. Работники Кольского научного центра РАН даже провели аналогичный митинг в Апатитах, собравший около сотни участников.
Борьба за кресла
Пока сотрудники академических институтов формулируют требования к правительству и митингуют, в Федеральном агентстве научных организаций (ФАНО) озаботились выполнением майских указов президента. Напомним, что согласно одному из них средняя зарплата научных работников в нашей стране должна вдвое превысить среднюю по региону. Понятно, что получаемых бюджетных средств на это институтам РАН не хватает, а сами зарабатывать и привлекать финансирование они не умеют. Поэтому чиновники ФАНО продемонстрировали известную русскую черту – находчивость. Институтам порекомендовали перевести на неполные ставки сотрудников, которые и так работают не весь рабочий день. Директора институтов тут же ухватились за предложенную соломинку: кому ж охота пострадать за невыполнение майского указа? Алгоритм простой: сотруднику повышается оклад – скажем, вчетверо, а после этого его переводят на четверть ставки. В итоге он получает столько же, сколько и получал, а руководство института рапортует о четырёхкратном увеличении зарплаты.
Сама РАН в это время с тревогой ожидает конца сентября, когда пройдут выборы президента Академии. Напомним, что выборы должны были состояться в марте, но тогда все кандидаты, включая возглавляющего на тот момент РАН Владимира Фортова, сняли свои кандидатуры «из-за несовершенства процедуры выборов». Сейчас процедуру предложено подкорректировать, и соответствующий законопроект принят Госдумой в первом чтении 23 июня. Более того, последующие рассмотрения пройдут в июле, чтобы осенью выборы проходили уже по новым правилам.
Глава РАН будет теперь избираться простым большинством голосов (раньше требовалось две трети) на срок до пяти лет и не более, чем на два срока подряд. Избранный президент РАН утверждается в должности президентом РФ. Если эти пункты особых разногласий не вызвали, то следующий – об утверждении выдвинутых кандидатур правительством – до сих пор является предметом горячих споров. В изначальном варианте законопроекта (кстати, согласованном академиками во время встречи с президентом – profiok.com) говорится, что члены РАН будут делать выбор из трёх кандидатов, отобранных правительством. Научное сообщество возмутила как сама необходимость утверждать кандидатуру в кабмине, так и ограничение количества кандидатов. Напомним, что сейчас известно о семи желающих занять кресло главы РАН: это директор Нижегородского Института прикладной физики РАН Александр Сергеев, проректор МГУ Алексей Хохлов, генеральный директор Всероссийского НИИ авиационных материалов Евгений Каблов, директор Института иммунологии и физиологии УрО РАН Валерий Черешнев, директор Института проблем лазерных и информационных технологий РАН Владислав Панченко, генеральный директор НИИ молекулярной электроники Геннадий Красников и научный руководитель Института океанологии РАН Роберт Нигматулин.
Законопроект в первом чтении был принят не то чтобы без скрипа: «за» проголосовали 315 парламентариев, 82 высказались против. Скорее всего, перед вторым чтением документ будет отредактирован (известно, что в законопроекте, представленном Комитетом по науке ко второму чтению, ограничение по количеству кандидатов – не более трёх – исключено.). Действительно, самое простое, что могут уступить сообществу авторы законопроекта, это количество утверждаемых правительством кандидатур. Обсуждение документа во втором чтении запланировано на 12 июля.
Очевидно, что руководство страны будет обращать внимание не столько на личность уважаемого кандидата (все кандидаты – действительно заслуженные учёные – profiok.com), сколько на его программу. Нельзя допустить, чтобы кандидат и правительство расходились в главном: в понимании роли РАН в настоящем и будущем нашей страны.
Для чего нужна РАН?
После первой встречи Владимира Путина с академиками РАН была ещё одна – 22 июня, накануне обсуждения законопроекта в Госдуме. Президент подчеркнул, что эффективная организация управления наукой – вопрос «не процедурный, а сущностный», поскольку определяет приоритеты и формат взаимодействия с органами власти и управления.
«Мы должны обеспечить безусловное развитие российской экономики, причём сделать это так, чтобы наша страна была одним из лидеров уже начавшейся технологической революции», – поставил задачу президент, добавив, что несмотря на потери, которые понесла наука в перестроечные годы, шанс добиться лидерства у нас есть.
Чуть раньше в интервью «Вестям» глава государства заметил, что при понимании важности фундаментальных исследований руководство наукой должно работать на главную цель: обеспечивать России первенство в мировой науке и внутренний технологический прогресс.
Замминистра образования и науки Григорий Трубников заявил на «Технопроме-2017», что РАН должна стать «основным мозговым центром» страны. По его мнению, деятельность Академии должна представлять собой генерацию идей и предложений, мониторинг глобальных проблем и вызовов. Задача РАН – «помогать власти не пропустить их» и вовремя дать адекватный ответ.
По всей видимости, Академии наук будет отведена, с одной стороны, экспертная, а с другой координирующая роль: РАН будет задавать вектор фундаментальных исследований и оценивать их перспективы.
Но всё это случится когда-то потом – как минимум, после выборов президента РАН. А пока академики заняты лоббированием собственных вариантов будущего Академии, жизнь в стране, в том числе, в научной сфере, идёт своим чередом.
27 июня прошло совместное заседание президиума РАН и совета Российского союза ректоров. На мероприятии выступила министр образования и науки РФ Ольга Васильева. Она сообщила, что по макропоказателям отечественная наука «находится на взлёте», что увеличивается число молодых учёных, возрастает объём внебюджетного финансирования науки, без которого «продвигаться будет сложно».
Задачи, стоящие перед учёными, явно сформулированы в Стратегии научно-технологического развития РФ, утверждённой президентом страны 1 декабря 2016 года. Участники заседания согласились, что для решения поставленных задач важно создать благоприятные условия для проведения исследований, а также выйти на новый уровень коммуникаций между государством, обществом, экспертами, бизнесом и наукой – причём как академической, так и университетской.
План реализации этой стратегии на 2017-2019 годы уже утверждён правительством (Распоряжение от 24 июня 2017 года №1325-р – profiok.com). До 1 октября 2017 года должна быть разработана и утверждена госпрограмма «Научно-технологическое развитие РФ», которая включит в себя, с одной стороны, фундаментальные исследования, с другой – научно-технологические программы по приоритетным направлениям. Финансирование будет многоканальным: за счёт институтов развития, различных фондов и других государственных программ. При этом оценивать научно-технологические проекты и отслеживать их исполнение будут специально созданные советы по приоритетным направлениям научно-технологического развития, обозначенным в Стратегии.
Заметим, что федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук» фигурирует в качестве ответственного исполнителя в 22 пунктах плана из 43. Похоже, академикам скучать не придётся.
Комментарий profiok.com
«Очень жаль, что учёные нашей страны вынуждены выходить на митинги, чтобы заявить о своём бедственном положении, – комментирует директор Центра экономического развития и сертификации ИНЭС Роланд Шарифов. – Крайне неприятно, что до этого состояния их довели – сначала руководство страны, потом руководство РАН… Но сейчас их беда даже не в том, что наука недостаточно финансируется, а в том, что они, похоже, вот-вот выпадут из контекста. Вы посмотрите на их плакаты, послушайте выступления: там сплошные стоны и требования – и ни капли конструктива, никаких предложений, просто «дайте денег» и всё. Никакого, как говорят маркетологи, call to action – призыва к действию, никаких вариантов, никаких попыток самим что-то изменить… Выходит, не отдавая себе отчёта, они хотят не просто увеличения финансирования: они хотят вернуться в прошлое, когда можно было спокойно и размеренно заниматься любимым делом за гарантированную фиксированную зарплату. Но какое бы ни было принято решение по РАН, возврата в СССР точно не будет. И РАН, и академикам, и сотрудникам академических институтов придётся осваивать новую реальность – возможно, чуть менее комфортную, но наверняка не менее многообещающую».\
Источник: http://profiok.com/