Когда автомобили были доступными?
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188529/188529_900.jpg
Интересная статья о доступности советских автомобилей 50-60х годов для обычных граждан.
Когда машины для граждан России и СССР были доступнее?
(Возможно, подобные расчеты кто-то уже делал, не знаю, но пусть будет)
В качестве одного из аргументов превосходства капитализма над социализмом называют всеобщую автомобилизацию в современной России. В СССР легковых машин на дорогах было мало, потому что стоили они дорого, а ждать своей очереди нужно было долго. Но всегда ли было так?
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/189407/189407_900.jpg
Хотели бы вы Чайку по цене Москвича?
На написание поста меня надоумила вот эта статья, а именно, та ее часть, где говорится о ценах на ГАЗ-12 ЗИМ. Так вот, 40 тысяч рублей за машину представительского класса (практически лимузин!) – это много это или мало? В различных статьях и автообзорах, цену ЗИМа называют не иначе как баснословной суммой. По советским ценам кажется, и правда, гигантские деньги. Но! Это если не учитывать денежную реформу 1961 года. Между тем, эта машина продавалась в 50-е годы. А насколько вообще доступными были автомобили тогда?
Для определения доступности авто для граждан нам важна не цена сама по себе, а ее отношение к средней зарплате. Нам известно, что в год смерти Сталина, т.е. в 1953 году средняя зарплата в стране составляла 684 рубля в месяц. Мосвкич-400 в том же году можно было купить за 8 тысяч рублей, что соответствует 12 средним зарплатам, ГАЗ-М20 Победа стоила 16 тысяч, т.е. 24 месячных з/п, а ЗИМ уже 40 тысяч рублей или 59 зарплат. При подсчете я цифру округляю в сторону увеличения, думаю, понятно почему.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/187260/187260_900.jpg
Уже интереснее, но все-равно не совсем понятно, 12 средних месячных зарплат на автомобиль – это много или мало? Без сравнения с сегодняшними ценами, получается, не обойтись. Для удобства я разделю советские авто по современной классификации, т.е. Москвич будет относиться к сегодняшнему C-сегменту, Победа — к D-сегменту (хотя это и спорно), ЗИМ — к представительским и люксовым авто. Кстати, поскольку в 1960 году начнется производство Запорожца, то включу в сравнительную таблицу и B-сегмент.
Средняя зарплата в современной России, если верить статистике, составляет около 32 тысячи рублей. Наиболее популярный в В-сегменте Hyundai Solaris стоит минимум 599 тысяч или около 19 средних российских зарплат. В С-сегменте — Skoda Octavia (940 тысяч или 30 з/п), в D — Toyota Camry (1407 тысяч или 44 з/п), в Премиуме — Mercedes-Benz E-Klasse (2980 тысяч рублей, т.е. 94 средних зарплат).
В виде таблицы сравнение будет более наглядным:
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/186295/186295_900.png
Таблица 1.
Получается, что автомобили в 1953 были для граждан в два и более раза доступнее, чем в 2016 году. Притом, что страна только недавно оправилась от последствий войны, вынуждена тратить огромные средства на обеспечение ядерного паритета с США и т.д.
Ради интереса, сколько бы стоили автомобили сегодня, если считать по показателям 1953 года.
Skoda Octavia – 384 тысячи рублей
Toyota Camry – 768 тысяч рублей
MB E-Klasse – 1888 тысяч рублей
Не правда ли, знакомые цифры? Примерно такие цены и были лет 10 назад, вот только зарплата россиян была тогда пониже сегодняшних. Так что, наверное, не будет большим преувеличением, если я скажу, что по степени доступности автомобилей первая половина 50-х годов была наилучшим временем в истории России. А что же случилось потом? А потом пришел Хрущев…
Не будем разбирать все те "реформы" конца 50-х годов, из-за которых экономический рост страны резко замедлился. Вспомним лишь денежную реформу 1961 года, в ходе которой рубль был деноминирован в 10 раз. При этом, если в зарплатах у людей и правда отняли один нолик, и на 1964 средние ее показатели составили 86 рублей, то цены почему-то снизились не в десять, а меньше раз. Особенно это коснулось автомобилей, к примеру, ЗАЗ-965 стоил 1800 рублей, Москвич-403 — 3600 рублей, ГАЗ-21 Волга — 5600 рублей. Итак, внимание на таблицу.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/186517/186517_900.png
Таблица 2.
Можно заметить, что во втором столбике исчезли показатели авто премиум-класса, в котором должна была значиться Чайка, сменившая ЗИМ на конвейере. Их просто перестали продавать населению. Но и без этого видно, что машины через 11 лет после смерти Сталина стали в разы менее доступными для населения. ЗАЗ-965 более чем в полтора раза оказался дороже Москвича-400, который на целый класс выше. Москвич-403 в 64-м почти в два раза дороже Победы! А 21-я Волга фактически вошла (по крайней мере, по цене) в число роскоши и стала явно недоступна для большинства населения.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/187414/187414_900.jpg
Опять же, если бы сохранился порядок цен 53-го года, то в 1964 после реформы они могли бы выглядеть примерно так:
ЗАЗ-965 ~400 рублей
Москвич-403 ≥800 рублей
ГАЗ-21 Волга ≥1600 рублей
ГАЗ-13 Чайка ≥4000 рублей
Т.е. если бы сталинский экономический курс был сохранен, то в 1964 году советские люди вполне могли бы покупать вместо Москвичей Волги или даже Чайки.
Впоследствии зарплаты граждан росли, но и цены на авто также продолжали расти, хотя и чуть меньшими темпами. В 1975 году при средней зарплате в 149 рублей цены были примерно такие: ЗАЗ-968 — 3500 рублей, Москвич-408 — 4900 рублей, ВАЗ-2101 Жигули — 5500 рублей и ГАЗ-24 Волга — 9200 рублей.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/187724/187724_900.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/186648/186648_900.png
Таблица 3.
В принципе, все понятно и без комментариев.
Напоследок, еще одно сравнение уже не во времени, а в пространстве. В 50-е годы на западе появляется выражение «итальянское экономическое чудо». Ранее аграрно-индустриальная страна превращалась в индустриально-аграрное, благодаря чему происходит резкая и массовая автомобилизация населения. Но насколько авто были доступными для итальянцев по сравнению с СССР? Возьмем для примера, цены на автомобили в Италии на 1960 год (честно говоря, это единственный год по которому удалось найти и цены на авто, и среднюю зарплату). Средняя зарплата в стране среди рабочих составляет 47 тысяч лир. Среднюю в целом по экономике найти не удалось, но вряд ли она кардинально отличалается от этой цифры, учитывая бедность тогдашней итальянской деревни.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/187123/187123_900.png
Таблица 4.
Видно, что почти по всем классам, автомобили для советских граждан в 1953 году по отношению к средней зарплате оказываются существенно дешевле чем для итальянцев в 1960 году, а в 1964 и 1975 годах существенно, иногда даже в два раза дороже. Кстати, по поводу последней строки, все же думается, что ГАЗ-12 ЗИМ для своего времени машина гораздо более премиальная, чем Альфа-Ромео 2000 в 1960 году. Советским аналогом Альфы в 1960 году могла бы стать Чайка, но увы.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188880/188880_900.jpg
Morris 850, Fiat 600, NSU Prinz, Fiat 500, ЗАЗ-965, Autobianchi Bianchina
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188529/188529_900.jpg
Alfa Romeo Giulietta, Fiat 1100, Москвич-407, Citroën 2CV, Skoda Octavia, Ford Taunus 12М
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188313/188313_900.jpg
Opel Kapitän, Borgward Isabella, ГАЗ-21 Волга, Vauxhall Cresta, Ford Zephyr, Fiat 2100
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188099/188099_900.jpg
BMW 2,6, Jaguar Mark IX, ГАЗ-13 Чайка, Lancia Flaminia, Alfa Romeo 2000, Mercedes-Benz 180
http://viva-vova.livejournal.com/10706.h tml – цинк (плюс материал – как тюнинговали автомобили в СССР http://picturehistory.livejournal.com/22 70046.html)
PS. И еще из накопившегося на историческую тематику.
1. Развитие черной металургии в Российской Империи (обстоятельства статья от Игоря Пыхалова) – http://pyhalov.livejournal.com/501899.ht ml
2. В Тутаеве назначен опрос о переименовании города (спасибо всем, кто поддерживал борьбу жителей города за право самостоятельно решать, как он будет называться) – http://za-tutaev.livejournal.com/31632.h tml
3. Диафильм по рассказу Тургенева "Му-му" – http://picturehistory.livejournal.com/22 68300.html
4. Разведопрос: Партия "Народная воля" – https://www.youtube.com/watch?v=iq9GSevw ii8
5. Местечко тихое…Кузбасс в годы гражданской войны – https://www.prometej.info/blog/istoriya/m estechko-tihoe-kuzbass-v-gody-grazhdansk oj-vojny/
Интересная статья о доступности советских автомобилей 50-60х годов для обычных граждан.
Когда машины для граждан России и СССР были доступнее?
(Возможно, подобные расчеты кто-то уже делал, не знаю, но пусть будет)
В качестве одного из аргументов превосходства капитализма над социализмом называют всеобщую автомобилизацию в современной России. В СССР легковых машин на дорогах было мало, потому что стоили они дорого, а ждать своей очереди нужно было долго. Но всегда ли было так?
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/189407/189407_900.jpg
Хотели бы вы Чайку по цене Москвича?
На написание поста меня надоумила вот эта статья, а именно, та ее часть, где говорится о ценах на ГАЗ-12 ЗИМ. Так вот, 40 тысяч рублей за машину представительского класса (практически лимузин!) – это много это или мало? В различных статьях и автообзорах, цену ЗИМа называют не иначе как баснословной суммой. По советским ценам кажется, и правда, гигантские деньги. Но! Это если не учитывать денежную реформу 1961 года. Между тем, эта машина продавалась в 50-е годы. А насколько вообще доступными были автомобили тогда?
Для определения доступности авто для граждан нам важна не цена сама по себе, а ее отношение к средней зарплате. Нам известно, что в год смерти Сталина, т.е. в 1953 году средняя зарплата в стране составляла 684 рубля в месяц. Мосвкич-400 в том же году можно было купить за 8 тысяч рублей, что соответствует 12 средним зарплатам, ГАЗ-М20 Победа стоила 16 тысяч, т.е. 24 месячных з/п, а ЗИМ уже 40 тысяч рублей или 59 зарплат. При подсчете я цифру округляю в сторону увеличения, думаю, понятно почему.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/187260/187260_900.jpg
Уже интереснее, но все-равно не совсем понятно, 12 средних месячных зарплат на автомобиль – это много или мало? Без сравнения с сегодняшними ценами, получается, не обойтись. Для удобства я разделю советские авто по современной классификации, т.е. Москвич будет относиться к сегодняшнему C-сегменту, Победа — к D-сегменту (хотя это и спорно), ЗИМ — к представительским и люксовым авто. Кстати, поскольку в 1960 году начнется производство Запорожца, то включу в сравнительную таблицу и B-сегмент.
Средняя зарплата в современной России, если верить статистике, составляет около 32 тысячи рублей. Наиболее популярный в В-сегменте Hyundai Solaris стоит минимум 599 тысяч или около 19 средних российских зарплат. В С-сегменте — Skoda Octavia (940 тысяч или 30 з/п), в D — Toyota Camry (1407 тысяч или 44 з/п), в Премиуме — Mercedes-Benz E-Klasse (2980 тысяч рублей, т.е. 94 средних зарплат).
В виде таблицы сравнение будет более наглядным:
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/186295/186295_900.png
Таблица 1.
Получается, что автомобили в 1953 были для граждан в два и более раза доступнее, чем в 2016 году. Притом, что страна только недавно оправилась от последствий войны, вынуждена тратить огромные средства на обеспечение ядерного паритета с США и т.д.
Ради интереса, сколько бы стоили автомобили сегодня, если считать по показателям 1953 года.
Skoda Octavia – 384 тысячи рублей
Toyota Camry – 768 тысяч рублей
MB E-Klasse – 1888 тысяч рублей
Не правда ли, знакомые цифры? Примерно такие цены и были лет 10 назад, вот только зарплата россиян была тогда пониже сегодняшних. Так что, наверное, не будет большим преувеличением, если я скажу, что по степени доступности автомобилей первая половина 50-х годов была наилучшим временем в истории России. А что же случилось потом? А потом пришел Хрущев…
Не будем разбирать все те "реформы" конца 50-х годов, из-за которых экономический рост страны резко замедлился. Вспомним лишь денежную реформу 1961 года, в ходе которой рубль был деноминирован в 10 раз. При этом, если в зарплатах у людей и правда отняли один нолик, и на 1964 средние ее показатели составили 86 рублей, то цены почему-то снизились не в десять, а меньше раз. Особенно это коснулось автомобилей, к примеру, ЗАЗ-965 стоил 1800 рублей, Москвич-403 — 3600 рублей, ГАЗ-21 Волга — 5600 рублей. Итак, внимание на таблицу.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/186517/186517_900.png
Таблица 2.
Можно заметить, что во втором столбике исчезли показатели авто премиум-класса, в котором должна была значиться Чайка, сменившая ЗИМ на конвейере. Их просто перестали продавать населению. Но и без этого видно, что машины через 11 лет после смерти Сталина стали в разы менее доступными для населения. ЗАЗ-965 более чем в полтора раза оказался дороже Москвича-400, который на целый класс выше. Москвич-403 в 64-м почти в два раза дороже Победы! А 21-я Волга фактически вошла (по крайней мере, по цене) в число роскоши и стала явно недоступна для большинства населения.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/187414/187414_900.jpg
Опять же, если бы сохранился порядок цен 53-го года, то в 1964 после реформы они могли бы выглядеть примерно так:
ЗАЗ-965 ~400 рублей
Москвич-403 ≥800 рублей
ГАЗ-21 Волга ≥1600 рублей
ГАЗ-13 Чайка ≥4000 рублей
Т.е. если бы сталинский экономический курс был сохранен, то в 1964 году советские люди вполне могли бы покупать вместо Москвичей Волги или даже Чайки.
Впоследствии зарплаты граждан росли, но и цены на авто также продолжали расти, хотя и чуть меньшими темпами. В 1975 году при средней зарплате в 149 рублей цены были примерно такие: ЗАЗ-968 — 3500 рублей, Москвич-408 — 4900 рублей, ВАЗ-2101 Жигули — 5500 рублей и ГАЗ-24 Волга — 9200 рублей.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/187724/187724_900.jpg
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/186648/186648_900.png
Таблица 3.
В принципе, все понятно и без комментариев.
Напоследок, еще одно сравнение уже не во времени, а в пространстве. В 50-е годы на западе появляется выражение «итальянское экономическое чудо». Ранее аграрно-индустриальная страна превращалась в индустриально-аграрное, благодаря чему происходит резкая и массовая автомобилизация населения. Но насколько авто были доступными для итальянцев по сравнению с СССР? Возьмем для примера, цены на автомобили в Италии на 1960 год (честно говоря, это единственный год по которому удалось найти и цены на авто, и среднюю зарплату). Средняя зарплата в стране среди рабочих составляет 47 тысяч лир. Среднюю в целом по экономике найти не удалось, но вряд ли она кардинально отличалается от этой цифры, учитывая бедность тогдашней итальянской деревни.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/187123/187123_900.png
Таблица 4.
Видно, что почти по всем классам, автомобили для советских граждан в 1953 году по отношению к средней зарплате оказываются существенно дешевле чем для итальянцев в 1960 году, а в 1964 и 1975 годах существенно, иногда даже в два раза дороже. Кстати, по поводу последней строки, все же думается, что ГАЗ-12 ЗИМ для своего времени машина гораздо более премиальная, чем Альфа-Ромео 2000 в 1960 году. Советским аналогом Альфы в 1960 году могла бы стать Чайка, но увы.
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188880/188880_900.jpg
Morris 850, Fiat 600, NSU Prinz, Fiat 500, ЗАЗ-965, Autobianchi Bianchina
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188529/188529_900.jpg
Alfa Romeo Giulietta, Fiat 1100, Москвич-407, Citroën 2CV, Skoda Octavia, Ford Taunus 12М
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188313/188313_900.jpg
Opel Kapitän, Borgward Isabella, ГАЗ-21 Волга, Vauxhall Cresta, Ford Zephyr, Fiat 2100
http://ic.pics.livejournal.com/viva_vova/74728046/188099/188099_900.jpg
BMW 2,6, Jaguar Mark IX, ГАЗ-13 Чайка, Lancia Flaminia, Alfa Romeo 2000, Mercedes-Benz 180
http://viva-vova.livejournal.com/10706.h
PS. И еще из накопившегося на историческую тематику.
1. Развитие черной металургии в Российской Империи (обстоятельства статья от Игоря Пыхалова) – http://pyhalov.livejournal.com/501899.ht
2. В Тутаеве назначен опрос о переименовании города (спасибо всем, кто поддерживал борьбу жителей города за право самостоятельно решать, как он будет называться) – http://za-tutaev.livejournal.com/31632.h
3. Диафильм по рассказу Тургенева "Му-му" – http://picturehistory.livejournal.com/22
4. Разведопрос: Партия "Народная воля" – https://www.youtube.com/watch?v=iq9GSevw
5. Местечко тихое…Кузбасс в годы гражданской войны – https://www.prometej.info/blog/istoriya/m
Поделиться:
Записи на схожие темы