Про чеченских геев или Как рождаются легенды
Начну с главного. Постоянный представитель США в ООН Никки Хейли призвала расследовать факты преследования представителей сексуальных меньшинств в Чечне. Вторит ей и генеральный секретарь Совета Европы Турбьорн Ягланд, призвавший Россию расследовать информацию о пытках и похищениях геев в Чечне.
Собственно, ради этого всё и затевалось. Редакция «Новой газеты», заварившая всю эту кашу и опубликовавшая резонансный материал о «страшных преследованиях представителей сексуальных меньшинств в Чечне» может быть собой довольна.
Теперь по сути. Исключительно сквозь призму журналистики.
Сам материал (довольно большой по объёму) не содержит никаких конкретных фактов. Всё базируется на анонимных источниках, непроверенных данных и собственных умозаключениях. Единственное конкретное лицо, упомянутое в материале — это известный московский «активист» Алексеев. Но и он используется, как косвенное доказательство.
Достоверно известно лишь то, что его контора действительно подавала заявку на проведение гей-парадов на Северном Кавказе. На вопрос «Новой газеты», известно ли ему о том, что его заявления о намерении провести гей-парады на Кавказе спровоцировали преследования местных представителей ЛГБТ, а в Чечне привели к массовым задержаниям и убийствам, Алексеев ответил, что корреспондент «Новой газеты» «спекулирует непроверенной информацией, оперирует голословными фактами, и лично ему о таких преследованиях и последствиях его действий ничего не известно».
Далее журналисты дают собственный вывод:
«Можно понять, почему Алексеев, борец за права ЛГБТ, до сих пор не имеет тех самых «проверенных фактов». Дело в том, что как следует встряхнув патриархальный Кавказ, он никак не обеспечил своим сторонникам там хотя бы минимального прикрытия, хотя бы каких-то каналов для отступления».
Т.е. даётся собственное умозаключение, выводимое в разряд свершившегося факта. Более никаких доказательств в статье нет.
Единственное, что приводится — это видео протестов в ответ на анонсированное проведение гей-парадов. Но ведь другой реакции в данном регионе и быть не может. Уж если в толерантном и европейском Киеве подобные мероприятия вызывают волну протестов и угроз, то что говорить про Кавказ, где вся эта с позволения сказать «культура» считается абсолютно неприемлемой.
Однако, двух видеороликов и анонимного сообщения из соцсети оказалось достаточно для того, чтоб прогрессивная общественность озаботилась не столько судьбой «чеченских геев», сколько соблюдением прав человека в самой республике. Вот уже и постпред США в ООН призвала провести расследование.
Примечательно, что реальные факты преследования представителей русскоязычного населения в/на Украине её не волнуют. Хотя соцсеть (излюбленное место поиска доказательств) переполнена угрозами в адрес «москалей». При желании, там всего за один день можно собрать три тома доказательств, достойных Гааги. Начиная с лозунгов, выкрикиваемых на факельных шествиях и заканчивая постами в фейсбуке и твиттере, где откровенно рассказывают о том, как правильно убивать русских.
Но кому это интересно?!
Вот права несуществующих «чеченских геев» — другое дело. Ведь это такой повод обсудить, осудить и наказать Россию!
Забавно, но сегодня, спустя почти три недели после публикации уже никого не интересует «а был ли мальчик?!».
За 18 дней @whoительная история стала легендой, при каждой последующей перепечатке обрастающая новыми подробностями. Последний заголовок на эту тему звучит так: «В Чечне открылся первый концлагерь для геев со времён Гитлера». Прекрасно, правда?!
Собственно, задача, поставленная «Новой газетой» (или «Новой газете») — выполнена на отлично. Можно подавать заявку на Пулитцеровскую премию.
И, да! Последний важный нюанс. Материал был опубликован 1 апреля. Видимо, на случай, если что-то пойдёт не так. Чтобы потом можно было сделать лицо Пиноккио и сказать, что это был розыгрыш. А кто не понял — сам дурак…
Юлия Витязева, специально для News Front