Социалистическое строительство в Северной Корее

2138 2

http://lenincrew.com/wp-content/uploads/2017/03/3.1-744×545.jpg

На днях попался огромный комплексная аналитическая работа по современной Северной Корее, где с опорой на большое кол-во источников, анализируются вопросы устройства экономики, системы власти, идеологии, общества и армии КНДР. Это пожалуй самый дотошный и подробный материал такого рода, который доводилось читать за последнее время. Автор постарался именно разобраться в том, что же представляет из себя Северная Корея без апологетики и очернительства.
Сам материал полностью в ЖЖ конечно не влезет, поэтому несколько фрагментов приведу в качестве иллюстрации, а если они заинтересуют, то пожалуйте по ссылке в конце поста:


СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СТРОИТЕЛЬСТВО В КОРЕЙСКОЙ НАРОДНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ



Среди людей, считающих себя «левыми», регулярно вспыхивают споры по поводу Корейской Народно-Демократической Республики. Жизнеспособен ли социализм? Каков характер корейского государственного строя? У них монархия? Социализм? Деформированное рабочее государство? Восточная деспотия? Если выделить суть, то главный вопрос, ответ на который мы попытаемся дать в данном исследовании, можно сформулировать следующим образом: «Каков характер северокорейского государства?» А точнее: «К какой общественно-экономической формации его можно отнести?»

На русском языке с момента прекращения существования СССР практически не публиковались исследования на тему социализма в Северной Корее. Зачастую все попытки анализа сводятся либо к апологетике, либо к бездумному поливанию грязью всего, что связано с северной частью Корейского полуострова. Люди пытаются выдать свои субъективные воззрения за истину в последней инстанции. У каждого своя причина, к примеру, ностальгия по СССР, ненависть к нему, либеральные или социалистические воззрения, просто попытка сойти за умного, деньги и прочие. Именно отсюда растут ноги у мнений, мол, КНДР — это Советский Союз сталинского или брежневского периода. Мы же постараемся впервые за последнюю четверть века дать объективный анализ КНДР без воплей о «тоталитаризме» и «рае на земле». Нашими ближайшими союзниками в этом деле станут материалы самих северных корейцев, которые распространяются посольством в Москве на русском языке, российских корееведов, диалектический материализм, марксистская политическая экономия, научный социализм и, конечно же, формальная логика. Мы будем оценивать материалы, приводить рассуждения и вместе с уважаемым читателем дадим ответ на вопрос: «Является ли КНДР социалистическим государством?» Вопрос не так прост, как кажется на первый взгляд: не один десяток любителей высокопарных речей сломали об него зубы. Главный недостаток всех имеющихся исследований заключается в том, что авторы анализируют ситуацию с позиции «что вижу, то пою». Люди элементарно не вооружены формальной логикой, проводят рассуждения с нематериалистических позиций, неминуемо скатываясь в болото идеализма.
К большому сожалению, достоверной информации о Северной Корее на русском языке крайне мало. Существует несметное множество слухов, «восхитительных историй» и «уток», распускаемых прессой 1. Мы можем пользоваться данными северокорейских и южнокорейских СМИ, понимая их заангажированность, использовать исследования корееведов, также имея в виду субъективность их оценки. Проблема такова: КНДР — изолированная извне страна, поэтому ни один источник нельзя назвать валидным на 100%. Приходится самостоятельно анализировать разные источники информации, сопоставлять их, очищать от откровенных мифов и сомнительных историй.

* * *

В качестве введения спешим предостеречь от вредной ошибки: количественного сравнения показателей двух стран по разные стороны 38 параллели с далеко идущими выводами. Излюбленная методика буржуазной пропаганды — сравнение Северной и Южной Кореи: мол, «Север» — это обладатель слаборазвитой стагнирующей экономики, тоталитарный ад, а «Юг» располагает современной, высокотехнологичной экономикой, да и вообще является примером суверенной демократии (между прочим, указанный термин, использующийся в российской конституции, впервые был введён в оборот именно в Южной Корее). Так ли это? Давайте разберёмся в объективном различии рассматриваемых стран и в том, каковы причины некорректности проведения количественных сравнений тех или иных показателей.
Во-первых, это радикальные различия во внешней обстановке. Напоминаем, что на КНДР наложено эмбарго со стороны США и её союзников. Санкции длятся уже более полувека и постоянно ужесточаются . Это означает, что Северная Корея не может легально торговать ни с одной страной, а каждое государство, вступающее в торговые отношения с ней, рискует обрушить на себя санкции со стороны стран НАТО. Таким образом, основными партнёрами КНДР являются Китай, Куба, Вьетнам и Россия. При этом не стоит забывать о шаткости сложившейся ситуации: любой из союзников может быстренько сменить милость на гнев и присоединиться к санкциям, как это, например, произошло в марте 2016 года, когда Россия и Китай поддержали резолюцию 2270 4. Во многом страна сейчас находится в положении РСФСР до заключения Рапалльского договора, в положении, аналогичном «военному коммунизму», если быть точнее.

* * *

В-четвёртых, разница в военном потенциале, а точнее в потенциале союзников. Мы можем регулярно слышать: Северная Корея, мол, является милитаризированным государством, агрессором и вообще угрозой миру и демократии. Давайте рассмотрим данное утверждение. КНДР не состоит ни в одном военном блоке (и раньше не состояла). Она всячески пытается показать свой нейтралитет и желание мирного развития, старается урегулировать отношения с Югом и со Штатами. Расходы на военно-промышленный комплекс у КНДР и Республики Корея разнятся примерно в 36 раз (!). И, если вы считаете, что расходы у «Севера» больше, то вы сильно ошибаетесь: военный бюджет Республики Корея составляет ни много, ни мало 36 млрд долларов США 7, а военной бюджет «агрессивного Севера» официально составляет около 1 млрд. Существуют неофициальные данные, объявляющие затраты Северной Кореи на военпром равными 11,5 млрд долларов, что маловероятно. Впрочем, после создания ядерного и водородного оружия, успешного запуска спутника, много средств из ВПК перенаправили в лёгкую промышленность. Таким образом, на данный момент военный бюджет КНДР составляет, вероятнее всего, 2-5 млрд долларов в год 8, что в любом случае значительно меньше затрат на «Юге». Здесь же было бы неплохо отметить, что население КНДР почти в два раза меньше населения южного соседа, что ещё раз доказывает невозможность сопоставления показателей двух государств, взятых в абсолютных выражениях.

* * *

В-пятых, различные модели развития экономики. Северная Корея использует плановую модель ведения хозяйства, Южная — рыночную. Отсюда следует невозможность сравнения ВВП ни на душу населения, ни номинального. Почему? Очень просто: при капитализме во внутренний валовой продукт (ВВП) включается и реклама, и банковские операции, и тому подобное, что к реальному производству благ никак не относится; в условиях планового ведения хозяйства подобные затраты либо вовсе отсутствуют, либо сведены к минимуму. Причём сравнение по критерию ВВП большинству кажется нормальным и естественным: если ВВП КНДР ниже ВВП Республики Корея, то и уровень жизни, пропорциональный ВВП, соответственно, ниже на «Севере». Подобное мнение, безусловно, неверно. И не только потому, что уровень жизни определяется не одним внутренним валовым продуктом, но и моделью развития. Тут же можно отметить генеральную линию КНДР на полную автономизацию, независимость от внешнего мира, в противовес засилью иностранного капитала в Республике Корея.

* * *

Японская оккупация нанесла свой неизгладимый отпечаток: страх за нацию (а именно опасение истребления корейцев японцами) даёт о себе знать вплоть до сегодняшних дней. Коммунисты в КНДР считают себя и националистами, и интернационалистами одновременно. Руководящие принципы в области национализма высказаны Ким Чен Иром в работе «О правильном понимании национализма»: «Любовь к своей нации, бережное отношение к её характерным чертам и интересам, стремление к её процветанию и развитию — таковы общие мысли, чувства, психология членов нации» 11. Далее он пишет о необходимости различать буржуазный национализм как средство одурачивания рабочего класса, использующееся для защиты интересов буржуазии, и национализм как любовь к своей нации, к своей Родине. Можно сделать вывод: под национализмом он понимает именно патриотизм. И логическое завершение статьи находим в словах: «Кроме того, национализм не противоречит интернационализму. Взаимная помощь, поддержка и солидарность между странами, нациями — вот что такое интернационализм. У каждого государства есть свои границы, у каждой нации есть свои отличительные черты; революция и строительство нового общества проводятся в рамках государства и нации. В этих условиях интернационализм сводится к отношениям между странами, нациями и предполагает национализм. Интернационализм, оторванный от нации и национализма, — это фактически бессмыслица» 12. Таково мнение Ким Чен Ира, а значит и официальная позиция правительства КНДР. В этих цитатах явно прослеживается желание сохранить нацию. Вроде бы говорят: «мы интернационалисты, но (вот это вездесущее в чучхе «но») мы не можем отказаться от идентичности своей нации».

* * *

Идеи чучхе признают исторические заслуги марксизма-ленинизма, но не рассматривают его как совершенное революционное учение рабочего класса для Кореи. В данном вопросе Ким Ир Сен исходил из слов Ленина о том, что «все нации придут к социализму, это неизбежно, но все придут не совсем одинаково, каждая внесет своеобразие в ту или иную форму демократии, в ту или иную разновидность диктатуры пролетариата, в тот или иной темп социалистических преобразований разных сторон общественной жизни».

Сам Владимир Ильич не рассматривал классический марксизм как законченную теорию, он рассматривал его как постоянно обновляющийся и дополняющийся с течением времени. На Корейском полуострове марксизм трансформировался в идеи чучхе. Что касается построения коммунизма, то Ким Ир Сен рассматривает этот процесс, как беспрерывную революцию в трёх областях: идеологической, технологической и культурной.

Рассматривать эти революции следует в связке, обозначают они примерно следующее:

В области идеологии — воспитание в духе коммунистической морали: прививание понимания, что труд на благо революции — дело полезное для всего общества, для всех и каждого; воспитание в духе коллективизма.
В технологической области — подготовка производительных сил, свойственных социализму, а затем и коммунизму.
В области культуры — создание социалистической культуры, что непосредственно связано с идеологической революцией, и обе их можно, по сути, объединить в революцию в надстройке. Тут же идёт борьба с реакционными и вредными традициями. Часто произведения искусства имеют социалистическое содержание и национальную форму.

* * *

Также хотим отметить, что товарищи Ким Ир Сен и Ким Чен Ир одними из первых заметили распад социалистического лагеря и Советского Союза. В 1990-м году выходит в свет первая работа Ким Чен Ира на эту тему: «Высоко неся знамя идей чучхе, отстоим и ещё более прославим социализм нашего образца», вылившаяся в цикл работ по данной проблеме. В частности, стоит отметить статьи «Клевета на социализм недопустима» и «Социализм — это наука». Он выделяет три основных причины безвременной кончины социализма в СССР и странах Восточной Европы:
Построение социализма по советским «лекалам», экономическая зависимость от Советского Союза, механическое внедрение его опыта.
Недостаточная идеологическая работа с населением, уступки коллективизма в пользу индивидуализма.
Бюрократизация, которая привела к отрыву партии от масс и к её перерождению.

* * *

Ким Чен Ир во многих работах, например, в сочинении «К некоторым вопросам, возникающим при изучении идей чучхе», упоминает: философия чучхе исходит из диалектического материализма. В таком случае, субъективный идеализм, выраженный в вождизме, тем более выглядит сомнительно. Товарищ Ким Ир Сен говорит, что история человечества есть история борьбы народных масс — к которым он относит пролетариат, крестьянство и рабочую интеллигенцию — за свою самостоятельность, то есть практически под копирку берёт теорию классовой борьбы Маркса, после чего следуют слова об устаревании марксизма. Он берёт теории и концепции Маркса, даёт им свои названия, то есть переводит на корейский язык, использует придуманные им самим термины. Если корейские крестьяне в середине XX века в большинстве своём были необразованными, и в такой ситуации упрощение научного социализма до чучхе вполне обоснованно (хотя, это утверждение тоже спорно), то сейчас неграмотность ликвидирована: все люди имеют доступ к образовательным учреждениям, и тем важнее на текущем этапе переходить от «топорной» пропаганды к научному обоснованию всех положений идеологии. По факту, если убрать сложности перевода, национальную подоплёку и роль вождя, то результатом станет марксизм. Следовательно, корейцам необходимо последовательно проводить курс на научную, а не эмоциональную, моральную и какую бы то ни было подобную критику капитализма, требуется делать упор на научное обоснование социализма с последующим переходом к марксизму.
Критика марксизма — одна из наиболее сомнительных составляющих чучхе. Почему-то эта критика сводится к наиболее пошлым выводам: «марксизм учитывает только экономику». Я полагаю, подобные оценки даны преднамеренно, дабы ещё раз подчеркнуть самобытность корейской нации, важность идей Ким Ир Сена и Ким Чен Ира.

* * *

Основной вопрос философии в чучхе не остался без изменений.
«Основным вопросом предшествующей философии являлся вопрос об отношении сознания к материи, мышления к бытию. Научное решение этого вопроса дано марксистским материалистическим положением о первичности материи, первичности бытия. На базе материалистического понимания вопроса о первоначале мира идеи чучхе поставили по-новому основной вопрос философии, сформулировав его как вопрос о месте и роли человека в мире, и дали ответ на вопрос: кто является властелином мира» .

Идеологи чучхе не причисляют себя к марксистской философии на основании того, что марксизм якобы занимался анализом только материального мира и закономерностей его движения, тогда как чучхе включает в себя ещё и «выяснение существенных особенностей человека и закономерностей, свойственных движению людей — социальной форме движения». Подробнее об этом Ким Чен Ир пишет следующим образом:
«Идеи чучхе видят в человеке не просто частицу мира, а властелина, хозяина мира и установили новое мировоззрение, которое позволяет подходить к миру, к его изменению и развитию, поставив в центр внимания человека – властелина мира. Основанный на идеях чучхе подход к миру, предполагающий, что человек находится в центре внимания, является надежным залогом обеспечения самостоятельной, творческой познавательной и практической деятельности человека – преобразователя мира и вершителя своей судьбы».

«Без диалектико-материалистического понимания объективного материального мира, конечно, научное познание и преобразование мира немыслимо, но сами по себе материалистическая теория материальности мира и диалектические положения о его непрерывности изменении и развитии не дают оснований для вывода о том, что человек занимает место хозяина в мире и играет решающую роль в его преобразовании» 21.
«Основное различие между философией чучхе и философией предшествующей исходит, в конечном счете, из разного взгляда на человека» 22.
Учитывая всё вышесказанное, можно сделать вывод, что чучхе является вовсе не высшей ступенью развития философии, а скорее подобием другого течения в коммунистической теории — маоизма. Роднит эти философские течения прежде всего доведенное до крайности упрощенчество, частичный разрыв со всей предшествующей философской традицией, превращение философии в утилитарно-прагматическое обоснование политики. Так, исторически необходимый лозунг, вызванный теми или иными объективными трудностями строительства социализма в конкретной стране, объявляется новаторством, следующим этапом в философии, вокруг которого строится «новое» учение

* * *

КНДР является деформированным социалистическим государством — таков наш вывод, сделанный на основании анализа базиса северокорейского общества. Основы социалистического строя в КНДР налицо, но при этом ряд явлений в идеологии и общественной жизни страны не соответствуют научным марксистским принципам, в чем и состоит деформированность социализма.

Деформированным так или иначе является любое социалистическое государство, вынужденное существовать в капиталистическом окружении, так как необходимость внешней обороны, противостояние миру капитализма, ограниченность ресурсов неизбежно приводят к отступлениям от строго научной программы развития социализма к полному коммунизму, возможному только в мировом масштабе. Различны только формы и степень этой деформации. На КНДР сказались те тяжёлые обстоятельства, в которых оказалась страна в 1990-2000-х годах, в период «Трудного похода». Тогда от маленькой Кореи отвернулись все союзники и соратники, приходилось выживать в полнейшей изоляции. Сейчас, правда, ситуация улучшается. Это тяжёлое положение вынудило руководство прибегнуть к ряду мер для сплочения народа, дабы сохранить социалистический вектор развития. Мы можем и должны осуждать обожествление вождей, националистические нотки и прочие «сомнительные элементы», особенно ярко проявившиеся в «Трудном походе», однако надо чётко понимать материальные, объективные предпосылки их появления. Северная Корея достойна уважения хотя бы за то, что, несмотря на голод и прочие напасти, не свернула с пути строительства социализма.

Как бы это кому ни нравилось, но базис северокорейского общества вполне соответствует основам социализма: собственность обобществлена, частное присвоение отсутствует, производительные силы адекватны переходному периоду от капитализма к коммунизму — социализму. Корейская Народно-Демократическая Республика продолжает идти по пути социалистического развития, не проводит рыночных реформ, совершенствует производство, повышает уровень жизни населения. Прошедший в начале мая съезд Трудовой партии Кореи не провозгласил отхода от социализма, как пророчили буржуазные «эксперты»; более того, усилил упор на плановость экономики и социалистический фарватер Республики 208. Регулярные ядерные испытания и постоянно развивающаяся ракетная индустрия, то есть созданный «ядерный щит», позволяют перераспределить государственные затраты. Часть средств из военного производства переброшена на гражданское, что и является сейчас одной из основных задач Трудовой партии Кореи. По факту, перераспределение средств ведётся с 2012 года, когда у КНДР более-менее сформировался ракетно-ядерный щит: чем больше развивается «щит», тем больше средств идёт в лёгкую промышленность и сельское хозяйство.

Полностью ознакомиться со статьей Михаила Викулина можно по ссылке http://lenincrew.com/socialist-construction/
Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:
2 Комментария » Оставить комментарий
  • 2827 2797

    Настоящий мужчина(Глава семьи и Хозяин дома, МУЖИК одним словом) ВСЕГДА рассчитывает ТОЛЬКО на свои силы и на свои возможности в решении любой возникающей задачи или проблемы.Он не ждет дядю со стороны с мешком денег или с ящиком с инструментами, а спокойно САМ все делает.Вот эта, достойная всяческого уважения позиция и идея, и называется у северо-корейцев “Чучхе”. А западный “демократичный” обыватель, привыкший жить в кредит, и считающий ,что раз он великолепный специалист по игре на барабане(виолончели,компьютере,педали тормоза или сварочном аппарате, равно как и на кассовом аппарате), то все его возникающие затруднения в жизни должны решать многие специалисты во множестве соответствующих областей. И кто из этих двух персонажей самостоятелен и независим, а кто ПОЛНОСТЬЮ зависим и не самостоятелен?! И это при условии 50-ти летней экономической блокады и отсутствии даже сотой доли ресурсов, что есть, допустим у России. Поэтому и пытаются оплевать Северную Корею представители “западного” “истеблишмента” и их карманные СМИ, потому что Сев.Корея самим своим существованием для них крайне болезненное идеологическое явление, умножающее на ноль всю их “философию” потребления и вопли об отсутствии альтернативы их идеологии.

  • 3326 324

    КНДР это СССР в миниатюре. При том СССР сталинской эпохи. Народ живет в нищете, рис продают по карточкам, но они делают атомную бомбу. При социализме народ становится рабами не способными жить и мыслить самостоятельно. Все по указу свыше. Власть не дает нам умереть от голода, а мы пашем.
    Но главная беда в том что все соц. режимы в какой то момент сыпятся и народ становится жертвой пронырливых воротил дорвавшихся до раздела, ставшего ничейным, пирога. Ужас который ждет КНДР трудно представить, но он неотвратим.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)