Главная » История, Творчество

Полковник Барабанов – Хозяин Ямальского Севера

19:50. 22 октября 2020 571 просмотр Один комментарий Опубликовал:


Полковник Барабанов – Хозяин Ямальского Севера

Ранее в журнале писал о строительстве железной дороги на Севере Салехард – Игарка. Так называемая стройка №501-503, строившаяся в конце сороковых, начале 50-х ГУЛЖДС ГУЛАГ. Сам в этих местах жил и работал более 20 лет. И знаю об этой дороге не понаслышке. Видел и её остатки , и остатки лагерей. Почти построеная дорога была бездарно брошена во времена Хрущева, а сама она пришла в запустенее. Называют её теперь "мертвая дорога". А она ведь была крайне нужна. Что и подтвердило время. Сейчас ведут строительство новой дороги.

О самом строительстве дороги писал ранее в серии постов:

501-ая стройка…" ( Часть 1-ая ) – http://amarok-man.livejournal.com/6259.html
501-ая стройка…" ( Часть 2-ая ) – http://amarok-man.livejournal.com/6459.html
501-ая стройка…" ( Часть 3-я ) – http://amarok-man.livejournal.com/6954.html
501-ая стройка…( часть 4-ая ) – http://amarok-man.livejournal.com/8050.html
501-ая стройка…(часть 5-ая) https://amarok-man.livejournal.com/8384.html

Здесь же пойдеёт речь о начальнике этой стройки полковнике Барабанове Василии Арсентьевиче. Которого очень уважали на стройке. Как сотрудники, так и вы удивитесь-з\к. спецконтингент. И было за что. Память об этом человек на Ямальском Севере сохранилась до сих пор.


Василий Арсентьевич Барабанов родился 21 апреля 1900 года в селе Алтуфьево Московской губернии (ныне в черте города Москвы). Происхождение: из зажиточных крестьян, русский.

Приложение к справке на БАРАБАНОВА Василия Арсентьевича

По сообщению начальника Краснополянского РО УНКВД Московской области БАРАБАНОВ происходит из зажиточной семьи огородников. Отец до революции имел клубничный сад в 10 га. с применением наемной рабочей силы до 20 чел. и бакалейную лавку. Сестра БАРАБАНОВА в 1937 году арестовывалась и высылалась. Её муж ВАСИЛЬЕВ за к-р деятельность арестован органами НКВД. Брат отца БАРАБАНОВА — БАРАБАНОВ В. Ф. — в 1930 году раскулачен, его дочь замужем за крупным б. капиталистом фирмы «Га» и «Караван», в годы революции оба бежали в Германию, где проживают в настоящее время. Состоял членом ВКП(б), исключался за пьянство.
Спецпроверки проведены с 1922 по 1935 годы. Перепроверка в 1939 году. Восстановлен в ВКП(б) в 1940 году.
Август 1920 года — начало службы в Красной Армии. Учился на Военно-хозяйственных курсах,

С 1924 года служба в ОГПУ. С 1 января 1929 года — заместитель начальника отделения Особого отдела ОГПУ Среднеазиатского военного округа (г. Ташкент).

С 15 декабря 1929 года — начальник отделения Особого отдела ОГПУ 1-го корпуса (г. Москва).
В 1933 году переведён с оперативной работы на руководящие должности в систему Главного Управления исправительно-трудовых лагерей (ГУЛАГ) НКВД СССР:
С 1 апреля 1933 года — начальник 3-го отдела и заместитель начальника Дмитровского исправительно-трудового лагеря ОГПУ.
Осенью 1934 года принял участие в офицерской вечеринке, после которой двое из участников решили стреляться. Один был убит. Всех участников наказали… Барабанов был исключен из партии за «за пьянство и сокрытие кулацкого происхождения», и арестован. Пока шло следствие провел шесть месяцев в одиночной камере.
В апреле 1935 года был освобожден и выслан на Север с его семьей. Назначен начальником промысла Ухто-Печорского исправительно-трудового лагеря НКВД в городе Ухта Коми АССР.
Судя по всему, Барабанов очень кому-то мешал творить беспредел в лагере.
28 апреля 1947 года приказом МВД № 00457 начальник Северного управления железнодорожного строительства МВД (Коми АССР, посёлок Абезь). Управление занималось строительством железной дороги от ст. Чум (Новый) через Обское, Яр-Сале, Новый Порт до места расположения будущего порта в Обской губе на м. Каменный (Строительство 501)
С 06 мая 1948 года управление переведено на строительство восточного участка железной дороги ст. Чум—Салехард—р. Пур—Игарка (Строительство 503).
С 5 февраля 1949 года — заместитель начальника ГУЛЖДС МВД СССР и по совместительству начальник Северного управления лагерей железнодорожного строительства.
С 12 ноября 1949 года начинается реорганизация Северного управления лагерей железнодорожного строительства. Образованы Обский ИТЛ и строительство 501 и Северное управление и строительство 503.
Барабанов В.А назначен начальником Северного управления и строительство 503 (Красноярский кр., Игарский р-н, пос. (с.) Ермаково) и заместителем начальника ГУЛЖДС МВД СССР (г Москва)(Приказ МВД № 0784 от 12.11.1949 г.)
……………………

Однако нас интересует период его жизни и службы, когда он занимался строительством Северно-Полярной магистрали Салехард-Надым-Игарка. И справился он с этой задачей блестяще. Дорога была почти завершена. И только приход к власти Хрущева помешал завершить её строительство.

О тех временах сейчас принято говорить только негативно. Но, полковник Барабанов отличался от многих руководителей. Василий Арсентьевич старался выполнить порученое ему дело, но не за счёт цены жизни и здоровья заключённых и вольнонаёмных. Он старался улучшить условия труда и содержания. Инициативу и новаторские идеи подчинённых, в том числе и заключённых, не встречал в штыки, а претворял в жизнь.

А вот отзывы о нем заключенных:

Вспоминает бывший заключённый строек № 501-503, известный артист Леонид Леонидович Оболенский: «Какой человек! Совершенно фантастический по тем временам. Инженер по образованию, строитель. Не было на Урале ни одного каторжника, который плохо бы его помянул. До него был начальник строительства, который говорил: «Мне не нужно, чтобы вы работали, мне нужно, чтобы вы мучились!» А Барабанов делал дело: строил дороги. Был потом такой роман Ажаева – «Далеко от Москвы». Это о Барабанове. Барабановская стройка была отлажена как часы: никаких гибелей. Помню: Заполярье, северное сияние и – Барабанов с паровозика: «Друзья мои! Все мы здесь вольно или невольно – строим подъездные пути к коммунизму! Вперёд, друзья мои! Мы кричали «Ур-р-ра!» (а что ещё нам оставалось делать?) и шли думая: дай тебе бог здоровья, Василий Арсентьевич… Барабанов потом, во времена Хрущёва, работал в газете «Известия» при редакторе Аджубее! Заведовал отделом писем».
Хорошо помнит Василия Арсентьевича бывший политический заключенный стройки № 501 Лазарь Вениаминович Шерешевский: «Полковника Василия Арсентьевича Барабанова называли «дядя Вася». Это был незаурядный человек, успевший пройти старую чекистскую школу и в глубине души понимавший, как много среди его подопечных безвинно страдающих людей. Исполняя все требования своей службы, он сумел всё же сохранить человеческий облик, заботился о культуре и медицинском обслуживании заключенных, старался, насколько это было в его власти, облегчить участь тех или иных попавших в беду людей. Впоследствии, когда кончилась его многолетняя строительная эпопея – а он руководил целым рядом таких строек и послужил прототипом Батманова в романе Ажаева «Далеко от Москвы», – Барабанов стал сотрудничать с прессой и умер в должности заведующего общественной приёмной «Известий» той поры, когда газету редактировал Алексей Аджубей».




Василий Арсентьевич видел, в каких суровых климатических условиях трудятся заключённые. А ведь многие работы приходилось делать вручную. После изнуряющего физического труда люди должны были и питаться соответственно. В ГУЛАГе был официально утверждён лагерный паёк для зеков на каждый день. Чтобы как-то поддержать людей, Барабанов вводит специальный дополнительный паёк, который тут же получил название – «барабановский». «Те, кто работали на мосту, на болоте (а это были самые трудные участки), – вспоминает бывший политический ссыльный Павел Сергеевич Хачатурян, – получали «барабановский» паёк: хлеб, колбасу, сыр. В цистерне завозился спирт, каждому давали по 50 граммов. Прибывал также вагон с махоркой, его называли «барабановским» вагоном»



1949 г.Игарка. В.А.Барабанов среди специалистов стройки №503.
Об этом вспоминает и бывший уголовник И. Петров, который дал совсем не идеализированную характеристику Барабанову. «Что касается начальника стройки Барабанова, то он был человек своего времени. Жесток, но справедлив. Кто трудился добросовестно и перевыполнял норму, для того он делал всё, что было в его силах. Победителей-рекордсменов ждал стол с вином»



Вспоминает дочь Барабанова Елена Васильевна Силадий: «Папа уже уехал в Воркуту, мы с мамой ехали за ним. Мне было 7 лет, сестра Надежда на 5 лет старше меня. Я помню, нас на каких-то лодках тянули по какой-то реке. Потом нас встречал папа на катере. Мы очень долго ехали на грузовой машине, наконец, приехали в Воркуту. Там, где мы жили, стояло, по-моему, бараков 5 свежесрубленных. Тут мы жили. Рядом – барак заключённых. Почему-то их называли «урками». Запомнила двух: «Москву» (его звали только по кличке) и Колю Тимошенко. Они оба были молодыми и имели по 6 судимостей. Папа сразу предупредил маму: «Шура, двери не закрывай! Никаких замков. Всё должно быть открыто! Доверие полное к заключённым!»
Когда они получали посылки, то приходили к нам и кормили нас, детей. Нас было трое. Третий ребёнок был из семьи вольнонаёмных. «Александра Ивановна, дай девочек, погулять пойдём», – часто обращались заключённые к маме. А мама вспоминала, что у неё волосы на голове шевелились, но она ничего не могла поделать, помня о приказе мужа. И они с нами подолгу возились, ракушки искали, просто гуляли.
Вскоре в зону привезли троцкистов. Сын Троцкого был, его секретарь, в общем, всё окружение его было выслано туда. Они приехали туда с такими громоздкими чемоданами – очень много было у них вещей. На следующий день их обворовали. Папа вызывает к себе «Москву»: «Ребята, что же вы делаете? Меня позорите!? Вы представляете, что мне может быть? Вы их обворовали!»



На следующий день у нас в коридоре стоял огромный куль с приложенной запиской: «Вернули всё! Консервы съели».
Этот «Москва» с Колей повсюду ходили за папой, охраняя его. «Что же ты без пистолета ходишь? Ведь они тебя могут убить». Они думали, что троцкисты опасны».
Свободное общение с заключёнными вошло в привычку у полковника. Прежде всего он видел в них строителей, с которыми они делали одно дело. Ему хорошо было известно, что среди этого подневольного люда есть много хороших специалистов. И зачастую с должным вниманием прислушивался к их советам. Вспоминает Павел Сергеевич Хачатурян: «Каждый четверг по трассе ездил начальник стройки Василий Арсентьевич Барабанов. У него была танкетка, на ней – рама, чтобы подниматься. Охрана – 2 человека, был у него ещё писарь. Барабанов – высокий, стройный человек, свободно ходил среди заключённых, к нему относились хорошо. Однажды обсуждали, как устроить движение поездов через Обь зимой. Собрали совещание. Заходят ко мне в барак два чекиста, посадили в танкетку и повезли в Абезь (а я жил в 17 км). Барабанов меня частенько называл «армянский бог». Спросил на этом совещании и меня: «Что делать?» Я ответил: «Зимой – ледяную переправу делать и пускать одноколейку». Он спросил: «А сам поедешь по такой переправе?» Я сказал, что поеду. Одним словом, мне и поручили строить переправу. Но я поставил условие, чтобы освободить тех заключённых, которые поведут со мной первый паровоз. Условие Барабанов принял. Стали строить. Качали помпами, подняли лёд на 1,5 метра высотой, ширина – 7 метров. Сама Обь шириной 17 км. Строили в январе, феврале, а в марте 1949 г. закончили и пустили первые паровозы. Я ехал на паровозе. Присутствовали Барабанов, Чхеидзе.
До мая паровозы ходили через Обь, перевозили строительные материалы. Барабанов сдержал слово, отпустил не только экипаж заключённых (с большими сроками), но и ещё 180 человек»
Отношение полковника к заключённым характеризуют и другие, совершенно невероятные, факты, изложенные в отчётах по содержанию лагерей.
Начальник военизированной охраны майор Рузин нанёс удар по лицу заключённому из числа самоохраны. От должности отстранён, наказан в дисциплинарном и партийном порядке.
Старший надзиратель 1-го отдела Фунтиков Павел Степанович злоупотреблял служебным положением, систематически избивал заключённых. С должности надзирателя снят и передан суду.
Стрелок 1-го отряда военизированной охраны, рядовой Соловьёв Георгий Иванович, исполняя должность вахтёра, нарушал социалистическую законность, в период пропуска заключённых в зону и обратно заводил на вахту и занимался избиением, за что привлечён к уголовной ответственности, и осуждён к 1 году и 6 месяцам лишения свободы
Выдержка отсюда: https://memorial.krsk.ru/Articles/503/04.htm

………………………….

После смерти Сталина Барабанова арестовали по так называемом делу Берии. Его пытались подвести под расстрел .Когда Никита Хрущёв стал обвинять строителя в антиправительственных настроениях, тот ответил:
«Покажите мне, пожалуйста, хоть один подписанный мною документ, чьё содержание идёт вразрез с линией партии. За все годы моей работы в лагерях я только и делал, что выполнял волю партии».
Возразить Хрущеву было нечем. С Баранова были сняты все обвинения и даже назначили первым заместителем начальника ГУЛАГа.
В 1956 году полковник Барабанов вышел на пенсию. Работал в "Известиях"- — заведующий общественной приёмной. Умер в 1964 году.

https://amarok-man.livejournal.com/5529573.html – цинк

Метки: #ямал, гулаг, железные дороги, инфраструктура, МВД, нквд, пенитенциарная система, Север

Один комментарий » Оставить комментарий


  • 3987 3041

    Славные были ребята от Москвы до Балабанова и зря угорели за идею. А может специально недостроили эту хрень природу пожалели мужики. Типа надо вам результат? по воде яко по слуху у нас и паровозы едут. Посмотрели фокус? усё лавочка закрывается.

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)