Этрусская надпись из Пирг
(из монографии «Откровение Вещего
Кота»)
НАДПИСЬ ИЗ ПИРГ (этрусский язык)
взята из книги Кондратова А.М. «Этруски – загадка номер один», М.: «Знание», 1977. То, что здесь написано, известно, благодаря билингве на пуническом:
ИТА ТМИА ИКАК ХЕРАМАШВА ВАТИЕКхЕ УНИАЛАСТРЕС ТЕМАИСА МЕКх ТУТА ТЕФАРИЕИ ВЕЛИАНАС САЛ КЛУВЕНИАС ТУРУКЕ МУНИСТАС ТУВАС ТАМЕРЕСКА ИЛАКВЕ ТУЛЕРАСЕ НАК КИ АВИЛ КхУРВАР ТЕШИАМЕИТ АЛЕ ИЛАКВЕ АЛШАСЕ НАК АТРАНЕС ЦИЛАКАЛ СЕЛЕИТАЛА АКНАШВЕРС ИТАНИМ ХЕРАМВЕ АВИЛ ЕНИАКА ПУЛУМКхВА.
Очень интересный язык, похож на тюркский, только довольно сильно разошёлся с ним. Он уже не агглютинативный, хотя отчасти сохраняет тюркскую природу. Предлоги и местоимения явно взяты из латинского или славянских языков (сербо-хорватских или русинского). Но, главное, почему у этрусков числительные не совпадают с тюркскими? На этот вопрос я попытаюсь ответить ниже, а сейчас попробуем перевести надпись из Пирг.
ИТА «это» Т(а)М ИА «гнездо (место) для могильника» И «и» КАК (КАЙк) «который» ХЕРАМ АШ ВА «храмовое жертвенное гнездо (место)» вар.: «храмовый жертвенный дом, храм (для) жертвы небесной выси» ВАТИЕКхЕ «владычице» УНИАЛ АСТРЕС «Юноне (юной) Астарте (АСТРЕС «нижний корень») ТЕМ АИСА (ТАМАК АИСА) «пища-богиня» МЕКх ТУТА титул правителя: «медицинская трубка» ТЕФАРИЕИ ВЕЛИАНАС Тебарий (ТАБАРУ «родящая сковорода») Велианас (ВЕЛ жАН АС «опора душа жертвенная») САЛ «воздвиг; соорудил» КЛУВЕНИАС (оКЛУн УЕ еНИ АС) «сына (джигита) дом лучших (множества) жертвоприношений» ТУРУКЕ «жаворонок» МУНИСТАС «печаль рождающий камень» ТУВАС «корень жертвоприношений» ТАМЕРЕСКА (ТАМ ЕР ЕСКА) «могильник героя Еска (имя собственное), вар.: ЕР ЕСКАр «героя-воина» ИЛ АК ВЕ-(УЕ) «народный старшина дома, вар. старшего (по) дому» ТУЛЕРАСЕ «полных этрусков (расен)» НАК «в» КИ «три» АВИЛ «года» КхУРВАР букв. месяц называется «собирать (фонд) идти» ТЕШИАМЕИТ «за то, что» АЛЕ «из» ИЛ АК ВЕ-(УЕ) «народного старшины, вар. старшего (по) дому» АЛШАСЕ «взяла, посеяла» НАК «в» АТРАНЕС «поддерживающий огонь в атрии» ЦИЛАКАЛ «принадлежность к ЦИЛАКУ «какому-то органу сановников (опор государства)» СЕЛЕИТАЛА (СЭУЛЕТАЛА) «архитектурному изображению» АКНАШ «нашего родственника» ВЕРС «дай ты» ИТАНИМ «этому» ХЕРАМ «храмовому» ВЕ (УЕ) «дому» АВИЛ «год» здесь: «лет» ЕН «простор; раздолье» (узб. АНча) «множество» ИАКА похоже на украинское ЯК «как» (-ГА узб. для выражения временных отношений) ПУ«эта» ЛУ «звёздная», /см. критские печати/ МКх (МОГ; МЭнГІ) «вечная» ВА (ЭУЕ) «небесная высь».
В этом языке ПУ «эта» уживается с ИТА «это». Сразу видно, что это язык смешанный, и, вероятно, не с одним только славянским. Поэтому предлоги и местоимения я рассматривать не буду, поставлю так, как положено по смыслу. В общем, с этрусским лингвистам придётся потрудиться! Словосочетание «жаворонок» - «печаль рождающий камень» кажется искусственным образованием, если бы не было изображение жаворонка на Чертомлыкской вазе. А, вдобавок, имеется древнее изображение ларнака (глиняного гроба) из Танагры (Беотия, конец XIII в. до н.э.) [последнее из блок-фото между с.с. 64-65, Бартонек, 1991].
рис.62. Ларнак из Танагры.
На навершиях по четырём сторонам гроба, по моему мнению, изображены жаворонки. Сравни: SANDUKA тур. «гробница» и САНДУГАШ «жаворонок» - из языка сибирских татар.
Окончание слова ТЕМАЙСА, - АЙСА «богиня» /ср. критский топор/ отличается от АЙСАР «бог (мужского рода)» отсутствием буквы «Р» /ср. ЕР «мужчина»/.
Теперь попробую объяснить, почему у этрусков числительные не совпадают с тюркскими:
1. ТУ – ТУШКАН от первого года тенгрианского календаря
ТЫШКАН «мышь; тушканчик (косаяк)». Вероятно, область Тоскания образована от этого числительного. /Словосочетание ТИСК АНА «диск мать» уводит нас в древности Геоксюра…/
2. ША – шак (кость), табуируется слово ОГУЗ, т.е. «бык» (вол). В Сибири это Олень (сак) или Лось.
3. КИ – КЫПЛАН «барс».
4. ХУТ – КЕДИ туркм. «кот» (Кролик-Заяц).
5. МАКх – МА(л)Кх, т.е. МЕЛК «улитка» (Дракон).
6. ЦАЛ – ЦАЛАН, ЖИЛАН «змея».
7. СЕМФ(и) – СЕМ ПИ* «толстый бий». ЖИЛКИ «Лошадь»; ЦИЛАК, видимо, как то табуируется слово АРГУН древнетюрк. «помесь скакуна с домашней кобылой». Ср. АРКОН узб. уст. «столпы; опора (сановники)».
8. КЕЦП** – кацапы! Найманы, сегиз (мунды), ашты – санскрит, ср. эсты, эстии – балтийские племена. Коза (КОЙ «Овца»), ЕКІ ЕШКІ «две козы» БИ «бий». См. две козы на скале Кобустана.
9. НУРФ(и) – Обезьяна, НУР ФИ «сияющий бий». В Критской фресковой живописи «обезьяно-человек» выполнен голубым цветом. Я считаю, что так изображали андрогинов - НУеР «нетронутый мужчина». Рождение андрогинов, вероятно, считалось хорошим знаком (см. критскую печать №2). Предполагаемое этрусское АВИМУС «обезьяна» это АЙ ВИ МУЗ «лунный бий наш» (вероятно, критское). Ср. слогу “NU” в древнеегипетском соответствует иероглиф ( ), что очевидно означает НУР свет; сияние - АЙ луна.
Остаются числительные ЦАЦ, ЗЕР или ЗАР и ХАЛК. Корень ЗЕР похож на название этрусского города Цере (лат. Caere, этрусское Cisra). Основание этого города приписывают Аттиле. Моё мнение, город основан гораздо раньше, и в названии его лежит слово КОРИС (КАЕРЕС или ЦАЕРЕС) «петух» это 10. Ему должно соответствовать числительное ZER/ZAR (встречается в форме hu;zars - 14). Этрусское десять, в конечном счёте, превратилось в итальянское ZERO (ноль). Критяне также использовали знак Х для обозначения нуля [с.237, Пендлбери, 1950].
ГОРТ (волк) это 11(напоминает г. Гортину на о.Крит). Числительное 11 могло табуироваться. Оно могло носить название ХАЛК «народ». Следовательно, этруски родственники критян. ЦАЦ (ЦАЦКА, ШОШКА «свинья») это 12.
Т.е. числительные этрусков, вероятно, произошли от зодиакального списка животных. Хотя, числительные 2 и 6 не совпадают с общепринятыми. Но нужно ещё проверить, так ли долго жили этруски. /Известно, что числительные этрусков высчитаны из продолжительности жизни погребённых. Как будто этруски не воевали, а умирали в преклонном возрасте. В доказательство приводят Лемносскую стелу. По надписи похороненному здесь герою за 60 лет, а по изображению на стеле – умершему вполовину меньше/.
В Интернете есть этрусская формула, приведённая С.А.Яцемирским в статье «Этрусские числительные: проблемы и итоги исследования» - «zal esic ci halxza ;u esic zal». Считаю, что слово «ЕСИК» передаёт действие умножение, а окончание «–ЗА» в слове ХАЛКЗА – сложение. В итоге получаем: 6х3(=)11+1х6(=)18. /Ср. ЗЕПС, ЖАПСАР «место соединения двух предметов» на секире из Аркалохори, ещё возможно ЖАБЫСУ «прилипнуть; приклеиться; пристать». ЕСИК, вероятно, от татарского ИШЭЮ «умножиться (увеличиться в числе)»/.
Шеалкх это принятое обозначение 30, описательно: Три Круга. АЛЫК «перен. круг сидящих» в ФД слово применено в качестве «круга» (вообще). Известно, что римская цифра Х это десять. /Х - Алкх это ЕЛУ ЕКИ (52) – сакральный солнечный круг. Из семи таких кругов плюс один день состоял год – 7 х 52 +1 = 365. Смотри солнечную ладью в горах Кобустана/. По названию города Сиалк (в Иране) можно предположить, что его основали этруски. Здесь применено начальное ШЕ-, СИ-, что ближе к тюркскому ИС «три».
Тогда Цатрум = ЦАТ (о)РУМ – 20, т.е. половина ЦАТ – 40. ЦАТРУМ напоминает ЖИЕРМА «двадцать», которое могло в этрусском выглядеть как ЦАРМА. Есть форма ЖАГЫРМА, наверное, была и ЖАТРУМА «двадцать» = ЦАТРУМ.
Попробуем перевести пару слов из этрусского, подстраиваясь под него. НЕТСВИС = НЕЙТСА «молния» ВИ «судья» - С – аффикс, указывающий на профессию, т.е. «(по рисунку) молнии судящий». ТРУТНВТ = ТYР «1. вид, форма 2. орнамент» + ОТ; УТ «огонь» + НИЕТ «намерение, замысел» = ТYРУТНИЕТ «(по) виду огня замысел (узнать)». Как видите, звучит вполне по-тюркски.
А сейчас, вернёмся к числительному 7 и немного поясним, что такое Семпи.
*СЕМПИ или жуан-жуани «толстые-претолстые». Они же «толстые этруски» или «обры кои велики телом», т.е. авары. Они создали крепость САМБАТАС (Киев), а в Паннонии Аварский каганат. Римляне называли их турсеноями (этрусками), славяноросы торчинами, греки – царскими скифами. Именно представители этого народа захоронены в Неаполе Скифском. Их визитная карточка – изображение охотящегося льва АУ «охота» АРИС «лев» = АВАРИС. Поздние авторы называли их аорсами. АУ ОРІС «охота пастбище». Они создали Кушанское царство (бывшие критяне - аргыны племени кота-зайца). Сравни изображения кушанских царей, охотящимися в поле. За передними ногами лошади изображён заяц, бегущий по ходу движения охотника. Заяц не является предметом охоты, он – тотем. Имя на одной из монет читается как …САНАБ КОИРАНОВ. Санаб переводится как: САНА «сознание; мысль; дума» СЭН «изящество; роскошь; мода» + АБ=АУ «охота»; «колдовство», т.е. в комплексном чтении - «охотничья магия». Именно такая легенда читается и на изображениях охоты этих правителей. Понятно, что охота для них была всепоглощающей страстью и модой. Обращаю внимание на русское окончание «-ов» в фамилии царя. Сам же корень означает КАРЫН «живот», что равносильно этнониму МЕОТ. На монетах написано не ФАРКОН, а АРКОН и вначале дана тамга аргынов – два круга. Имя Канишка означает ХАН ИІСКА «хан нюхающего союза племён», ХАН IШ КЕ(Н) «хан (толстого) живота». См. раздел «Характеристики племён с древнейших времён».
Антропологически поздние авары выглядели как нынешние казахи. К древним казахам они, вероятно, и относились. Общее самоназвание их АЛАШ. Значение этого слова - «духовное очищение; катарсис». Другие значения этого слова:
АЛАУ-ШІ «тот, кто работает с пламенем»
ЕЛ АУ-ШІ «народ охотник»
(ж)АЛ АУ-ШІ «гриву и сеть делающие»
АЛА-ШІ «делающее пёстро»
АЛАША «пёстрополосный безворсый ковёр».
Т.к. в казахском языке нет буквы «В», её заменяет буква «У». Букву «В» в свою очередь может заменять буква «Б». Например, в тюрко-монгольских АУ «охота» может звучать и как АВ и как АБ.
Тогда АЛАУШИ может принимать вид АЛАБШИ, что может пониматься, как ЕЛ АБИС «пресловутый народ абиев», «народ священного египетского быка Аписа».
Приведу цитату из книги: «Тайны Троянской войны и Средиземноморская Русь» (Александр Абрашкин).
с.116, Помпей Трог писал: «Азия платила им (скифам – А.А.) дань в течение 1500 лет; конец уплате положил ассирийский царь Нин». Это же самое событие датировал и испанский писатель V в. Павел Оросия: «За 1300 лет до основания Рима (753 г. до н.э. – ИТП) царь ассирийский Нин, поднявшись с юга от Красного моря, на крайнем севере опустошил и покорил Эвксинский Понт».
Замечу, что на это же время приходится закат ямной культуры и приход катакомбной. Получается, что примерно с 3600г. до н.э. до 2054-53 г. до н. э. скифы были владыками Азии. Следовательно, приход катакомбной культуры в южно-русские степи можно рассматривать как возвращение представителей царских скифов в родные пенаты. В это время исчезает брахикранное население с о. Кипр (Аласия).
От себя добавлю, что культуры додинастического Египта напоминают более поздние тюркские культуры...
Продолжим рассмотрение построений АЛАУШИ – АЛАБШИ.
ЕЛ АБЫЗ «народ жрец». ЕЛ АУ ИЗ «народ охота след; знак; отпечаток». ЕЛ АУ ЫЗа «народ охота подземные воды», т.е. народ-лозоходец. ЕЛ Ай БАС «народ лунноголовый», т.е. визиткой этого народа может быть его тамга АЙБАС. Но АЙБАС это тамга кипчаков в составе нынешних казахов. Тогда получается, что авары и есть кипчаки. И вот здесь я хочу сделать небольшое отступление.
Множество учёных и просто популиризаторов от тюркологии приводили и приводят фразу выбитую рунами на Селенгинском камне, мол тюрки кыбчаки царствовали над нами пятьдесят лет… Но ни один из них не догадался, что речь может идти о пятидесятилетнем владычестве над алтайскими тюрками жуань-жуаней, которых автор писаницы на селенгинском камне представляет своим именем и именно как «тюрков кыбчаков»! «Толстые-претолстые» это только прозвище, и то не всех кипчаков, а лишь их части – аваров!
Справедливости ради можно заметить, что всё же некоторые недоумевали. Почему кипчаков европейцы называли «светлыми, жёлтыми, цвета соломы» и пр., что характерно для крайне западного их расположения по всем законам тюркской цветогеографии, а они оказались так далеко на востоке, – аж возле Селенги. Другие, особо не заморачиваясь, констатировали, кипчаки, мол, народ молодой, изначально жили на востоке, а «светлыми» их стали называть позднее, когда они заняли крайне западное положение относительно остальных тюркских племён.
То что это мнение ошибочно и народ кипчаков древнее, чем многим кажется, можно доказать следующим построением АЛА БАС «пёстроголовый» или АЛ БАС «алоголовый», т.е. «красноголовый», что может свидетельствовать о том, что древняя легендарная война «черноголовых» китайцев происходила именно с «красноголовыми» кипчаками. Ведь скифы владели Азией, а Китай, как известно, тоже находится в Азии. А светлая пигментация кипчаков проявляется в Волго-Окском треугольнике и на Северо-востоке Европы и восходит к древностям булонов. Этрусское КАПУС «сокол» передаёт этноним «капсак» (кипчак), что созвучно слову КОБЧИК - «птица из семейства соколиных».
АЛА ПеС «проказа». Это построение напрямую связывает казахов с «прокажёнными» [c.259, Валиханов, 1986]. /Смотри у Валиханова обнародованное, но естественно мало популярное в народе предание о происхождении казахов/.
Известны авары с глубокой древности, когда в союзе с древнееврейскими племенами под египетским названием гиксосов создали в дельте Нила город Аварис. Окружающие народы называли их просто «прокажёнными» и страшно боялись. Именно в союзе с «прокажёнными» евреи Моисея «чудесным образом» вышли из Египта. Часть их (евреев и скифов) после 1493 года до Р.Х. пришла в Грецию и встала станом у Микен, которые на пятьдесят лет ранее начали возводить (а к приходу аваров уже возвели) пеласги (ещё одна ветвь тюрков, которая впоследствии стала править поляками, которым передала своё имя).
А пока изложу своё видение этой очень давней истории.
Один из аварских князей затеял стычку с булонским князем, родом из кипчаков в составе пеласгов, в результате которой булонец был убит. Стычка, вероятно, произошла потому, что булонец, верный союзническим отношениям с ахейцами, также жившими в Микенах, не захотел понять дружески настроенного к нему (как к соплеменнику) аварца в одном очень щекотливом деле…
В результате произошедшего, ахейцы разрешили аварским князьям войти в Микены для разрешения вопроса, касающегося всех, но в конце застолья, скорее всего, или перебили, или отравили аваров. Испугавшись содеянного, ахейцы решили с почестями похоронить «братьев».
Шесть аварских князей со всеми, подобающими царям почестями, были захоронены в знаменитой ныне на весь мир шахтовой гробнице под Микенами. Золотые львиные маски закрыли тюркские лица погребённых. В виде тамги (двойного круга) были выполнены могилы. Что произошло далее, я не знаю. Скорее всего, рядовые авары и евреи не были посвящены в суть вопроса, ведь он касался только князей. От этого времени осталось лишь упоминание о том, что, мол, приезжали в Микены некие авантюристы с востока…
Такое упоминание свидетельствует о том, что остатки «авантюристов» ушли из под Микен. Моё мнение, частью они рассеялись по Европе, но какой-то частью, перебрались на восток к Чёрному морю. Вероятно, поэтому в западных тюркских языках так значителен пласт древнееврейских слов. И поэтому, изучая историю Северного Причерноморья, необходимо учитывать присутствие здесь с глубокой древности, как тюркского, так и древнееврейского населения.
Вопрос же, из-за которого всё это случилось, так и остался нерешённым. Наберусь смелости утверждать, что если бы этот вопрос был решён тогда, не было бы ни Аттилы, с его нашествием на Рим, ни «благородного волка» Ашины и пр. пр. А вопрос этот прост: узурпировал власть Эгей или нет? Чтобы навсегда закрыть его, поясню, по моему мнению, Эгей был казахом и всё, что произошло, написано у Шакерима. Греки появились вместе с казахами, т.е. с Эгеем, а позднее с Тесеем и никакого отношения ко всей этой истории не имеют. Считаю, что казахи очистились, впоследствии создав Тюркский Каганат и подарив славу тюркам!
Далее, по подробнее рассмотрим цифру восемь.
**Сохранилась фамилия – Кочубей (зять Хрущёва). В галичском диалекте караимского языка эта фамилия звучит Коцубей. Украинцы русских дразнят кацапами. На севере живёт народность кашубы.
Восьмёрка (8) в этруском называется КЕЦП = КЕШ Пи «предводитель союза племён КЕШ» (КАШ;КОШ;КУШ;КИШ).
КАШ Пи напоминает этноним каспиев, живших у Каспийского моря и от которого оно получило своё название. КЭСПИ «искусстный». В чувашской сказке «Атл» так (т.е. Каспи) звали дочь гуннов, которые жили на юго-восточном побережье Каспия. В сказке имя Каспи переводится как «вечерняя заря», т.е. слово ПИ табуирует слово АРКУН букв. «после солнца» (КЕШ «вечер»). /Известно, что у казахского племени аргын были самые лучшие бии, т.е. судьи-предводители племён/.
По сказке от имени Атла произошло название Волги – Итиль. Значит, первоначально название Волги было Атиль! Ср. имя предводителя гуннов Атилла. КАШ Пи можно представить - как аГАШ Пи «предводитель союза племён Дерева». Сравни, Аттила ел только из деревянной посуды, в то время как его ближайшее окружение из золотой. Ставка его была выполнена из дерева.
КОШ «малый кочевой дом». У кашубов это КОЧ «лодка», ведь они кочуют по рекам и вдоль побережья морей. Судя по значению слова КОС «пара; парный; двойной», кашубы могли связывать две лодки в виде катамарана для устойчивости на море.
КУШ «сила; энергия». Кашубы, вероятно, относились к «неукротимым гуннам».
КИШі «младший», сравни в ФД – КИШИКЕН «младший хан».
ЭТРУСКИ это АТ АРЫС «лошадь-лев» ОК «стрела; род» (ср. изображение коня-льва на Крите), или ОТ АРЫС «огонь-лев» УКА «сын». Это напоминает тотем казахского Младшего Жуза – Жан Арыс. ЖАН «I. душа; дух II. гори; горение». АРЫС может пониматься как «семья», а в комплексе как «львиная семья», т.е. прайд.
Они же СУ СУАН (жужане) - народ «водяного скорпиона», т.е. «рака». Их же называли шерданы от САРАТАН «рак». /См. совмещение Зодиакального календаря с Животным (Лунным) календарём, где раку соответствует «две козы». Кстати, ананьевцы относились к раку, судя по изображению созвездия Рака/.
ЭТРУСК = АТ ІРІ ІСК «деда крупный; большой живот» или ОТР ІСК «сиди живот». Сравни многочисленные изображения сидящих людей (большей частью женщин) с огромным животом и эпитет этрусков «толстые».
Известно имя – Атросок (жертвовал статуэтку)…
Этруски изначально жили в Италии. Сравни: Италия имеет вид сапога, эдакий огромный каменный сапог.
ТАС «камень» ИТИК «сапог» = ТАСТАК.
Моё мнение, чтобы понять до конца этрусский язык, нужно поискать среди антов скифов. Во-первых, это те, которые до сих пор называются скифами, т.е. албанцы, самоназвание шкиптар (что можно понять как скифы). Во-вторых, это аварцы – северокавказская народность или адыги, даргинцы, может быть курды или осетины (ведь ираноязычность скифов популярная версия среди учёных). Короче нужно поискать. А пока я, думаю, об этрусках достаточно.
© Изъящев Т.П., 2016
(из книги "Откровение Вещего Кота", ISBN 978-601-06-3798-6
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1952 от 19.09.16г.)
PS. Благодаря Мураду Маликову, пользователю Нета, я узнал, что американский тюрколог (др. Тариел Азертюрк из Сиэтла, США) связывает этрусков с кумыками - Тарквинии с Тарку, Эте Эли с Италией... Возможно, здесь есть рациональное зерно.
НАДПИСЬ ИЗ ПИРГ (этрусский язык)
взята из книги Кондратова А.М. «Этруски – загадка номер один», М.: «Знание», 1977. То, что здесь написано, известно, благодаря билингве на пуническом:
ИТА ТМИА ИКАК ХЕРАМАШВА ВАТИЕКхЕ УНИАЛАСТРЕС ТЕМАИСА МЕКх ТУТА ТЕФАРИЕИ ВЕЛИАНАС САЛ КЛУВЕНИАС ТУРУКЕ МУНИСТАС ТУВАС ТАМЕРЕСКА ИЛАКВЕ ТУЛЕРАСЕ НАК КИ АВИЛ КхУРВАР ТЕШИАМЕИТ АЛЕ ИЛАКВЕ АЛШАСЕ НАК АТРАНЕС ЦИЛАКАЛ СЕЛЕИТАЛА АКНАШВЕРС ИТАНИМ ХЕРАМВЕ АВИЛ ЕНИАКА ПУЛУМКхВА.
Очень интересный язык, похож на тюркский, только довольно сильно разошёлся с ним. Он уже не агглютинативный, хотя отчасти сохраняет тюркскую природу. Предлоги и местоимения явно взяты из латинского или славянских языков (сербо-хорватских или русинского). Но, главное, почему у этрусков числительные не совпадают с тюркскими? На этот вопрос я попытаюсь ответить ниже, а сейчас попробуем перевести надпись из Пирг.
ИТА «это» Т(а)М ИА «гнездо (место) для могильника» И «и» КАК (КАЙк) «который» ХЕРАМ АШ ВА «храмовое жертвенное гнездо (место)» вар.: «храмовый жертвенный дом, храм (для) жертвы небесной выси» ВАТИЕКхЕ «владычице» УНИАЛ АСТРЕС «Юноне (юной) Астарте (АСТРЕС «нижний корень») ТЕМ АИСА (ТАМАК АИСА) «пища-богиня» МЕКх ТУТА титул правителя: «медицинская трубка» ТЕФАРИЕИ ВЕЛИАНАС Тебарий (ТАБАРУ «родящая сковорода») Велианас (ВЕЛ жАН АС «опора душа жертвенная») САЛ «воздвиг; соорудил» КЛУВЕНИАС (оКЛУн УЕ еНИ АС) «сына (джигита) дом лучших (множества) жертвоприношений» ТУРУКЕ «жаворонок» МУНИСТАС «печаль рождающий камень» ТУВАС «корень жертвоприношений» ТАМЕРЕСКА (ТАМ ЕР ЕСКА) «могильник героя Еска (имя собственное), вар.: ЕР ЕСКАр «героя-воина» ИЛ АК ВЕ-(УЕ) «народный старшина дома, вар. старшего (по) дому» ТУЛЕРАСЕ «полных этрусков (расен)» НАК «в» КИ «три» АВИЛ «года» КхУРВАР букв. месяц называется «собирать (фонд) идти» ТЕШИАМЕИТ «за то, что» АЛЕ «из» ИЛ АК ВЕ-(УЕ) «народного старшины, вар. старшего (по) дому» АЛШАСЕ «взяла, посеяла» НАК «в» АТРАНЕС «поддерживающий огонь в атрии» ЦИЛАКАЛ «принадлежность к ЦИЛАКУ «какому-то органу сановников (опор государства)» СЕЛЕИТАЛА (СЭУЛЕТАЛА) «архитектурному изображению» АКНАШ «нашего родственника» ВЕРС «дай ты» ИТАНИМ «этому» ХЕРАМ «храмовому» ВЕ (УЕ) «дому» АВИЛ «год» здесь: «лет» ЕН «простор; раздолье» (узб. АНча) «множество» ИАКА похоже на украинское ЯК «как» (-ГА узб. для выражения временных отношений) ПУ«эта» ЛУ «звёздная», /см. критские печати/ МКх (МОГ; МЭнГІ) «вечная» ВА (ЭУЕ) «небесная высь».
В этом языке ПУ «эта» уживается с ИТА «это». Сразу видно, что это язык смешанный, и, вероятно, не с одним только славянским. Поэтому предлоги и местоимения я рассматривать не буду, поставлю так, как положено по смыслу. В общем, с этрусским лингвистам придётся потрудиться! Словосочетание «жаворонок» - «печаль рождающий камень» кажется искусственным образованием, если бы не было изображение жаворонка на Чертомлыкской вазе. А, вдобавок, имеется древнее изображение ларнака (глиняного гроба) из Танагры (Беотия, конец XIII в. до н.э.) [последнее из блок-фото между с.с. 64-65, Бартонек, 1991].
рис.62. Ларнак из Танагры.
На навершиях по четырём сторонам гроба, по моему мнению, изображены жаворонки. Сравни: SANDUKA тур. «гробница» и САНДУГАШ «жаворонок» - из языка сибирских татар.
Окончание слова ТЕМАЙСА, - АЙСА «богиня» /ср. критский топор/ отличается от АЙСАР «бог (мужского рода)» отсутствием буквы «Р» /ср. ЕР «мужчина»/.
Теперь попробую объяснить, почему у этрусков числительные не совпадают с тюркскими:
1. ТУ – ТУШКАН от первого года тенгрианского календаря
ТЫШКАН «мышь; тушканчик (косаяк)». Вероятно, область Тоскания образована от этого числительного. /Словосочетание ТИСК АНА «диск мать» уводит нас в древности Геоксюра…/
2. ША – шак (кость), табуируется слово ОГУЗ, т.е. «бык» (вол). В Сибири это Олень (сак) или Лось.
3. КИ – КЫПЛАН «барс».
4. ХУТ – КЕДИ туркм. «кот» (Кролик-Заяц).
5. МАКх – МА(л)Кх, т.е. МЕЛК «улитка» (Дракон).
6. ЦАЛ – ЦАЛАН, ЖИЛАН «змея».
7. СЕМФ(и) – СЕМ ПИ* «толстый бий». ЖИЛКИ «Лошадь»; ЦИЛАК, видимо, как то табуируется слово АРГУН древнетюрк. «помесь скакуна с домашней кобылой». Ср. АРКОН узб. уст. «столпы; опора (сановники)».
8. КЕЦП** – кацапы! Найманы, сегиз (мунды), ашты – санскрит, ср. эсты, эстии – балтийские племена. Коза (КОЙ «Овца»), ЕКІ ЕШКІ «две козы» БИ «бий». См. две козы на скале Кобустана.
9. НУРФ(и) – Обезьяна, НУР ФИ «сияющий бий». В Критской фресковой живописи «обезьяно-человек» выполнен голубым цветом. Я считаю, что так изображали андрогинов - НУеР «нетронутый мужчина». Рождение андрогинов, вероятно, считалось хорошим знаком (см. критскую печать №2). Предполагаемое этрусское АВИМУС «обезьяна» это АЙ ВИ МУЗ «лунный бий наш» (вероятно, критское). Ср. слогу “NU” в древнеегипетском соответствует иероглиф ( ), что очевидно означает НУР свет; сияние - АЙ луна.
Остаются числительные ЦАЦ, ЗЕР или ЗАР и ХАЛК. Корень ЗЕР похож на название этрусского города Цере (лат. Caere, этрусское Cisra). Основание этого города приписывают Аттиле. Моё мнение, город основан гораздо раньше, и в названии его лежит слово КОРИС (КАЕРЕС или ЦАЕРЕС) «петух» это 10. Ему должно соответствовать числительное ZER/ZAR (встречается в форме hu;zars - 14). Этрусское десять, в конечном счёте, превратилось в итальянское ZERO (ноль). Критяне также использовали знак Х для обозначения нуля [с.237, Пендлбери, 1950].
ГОРТ (волк) это 11(напоминает г. Гортину на о.Крит). Числительное 11 могло табуироваться. Оно могло носить название ХАЛК «народ». Следовательно, этруски родственники критян. ЦАЦ (ЦАЦКА, ШОШКА «свинья») это 12.
Т.е. числительные этрусков, вероятно, произошли от зодиакального списка животных. Хотя, числительные 2 и 6 не совпадают с общепринятыми. Но нужно ещё проверить, так ли долго жили этруски. /Известно, что числительные этрусков высчитаны из продолжительности жизни погребённых. Как будто этруски не воевали, а умирали в преклонном возрасте. В доказательство приводят Лемносскую стелу. По надписи похороненному здесь герою за 60 лет, а по изображению на стеле – умершему вполовину меньше/.
В Интернете есть этрусская формула, приведённая С.А.Яцемирским в статье «Этрусские числительные: проблемы и итоги исследования» - «zal esic ci halxza ;u esic zal». Считаю, что слово «ЕСИК» передаёт действие умножение, а окончание «–ЗА» в слове ХАЛКЗА – сложение. В итоге получаем: 6х3(=)11+1х6(=)18. /Ср. ЗЕПС, ЖАПСАР «место соединения двух предметов» на секире из Аркалохори, ещё возможно ЖАБЫСУ «прилипнуть; приклеиться; пристать». ЕСИК, вероятно, от татарского ИШЭЮ «умножиться (увеличиться в числе)»/.
Шеалкх это принятое обозначение 30, описательно: Три Круга. АЛЫК «перен. круг сидящих» в ФД слово применено в качестве «круга» (вообще). Известно, что римская цифра Х это десять. /Х - Алкх это ЕЛУ ЕКИ (52) – сакральный солнечный круг. Из семи таких кругов плюс один день состоял год – 7 х 52 +1 = 365. Смотри солнечную ладью в горах Кобустана/. По названию города Сиалк (в Иране) можно предположить, что его основали этруски. Здесь применено начальное ШЕ-, СИ-, что ближе к тюркскому ИС «три».
Тогда Цатрум = ЦАТ (о)РУМ – 20, т.е. половина ЦАТ – 40. ЦАТРУМ напоминает ЖИЕРМА «двадцать», которое могло в этрусском выглядеть как ЦАРМА. Есть форма ЖАГЫРМА, наверное, была и ЖАТРУМА «двадцать» = ЦАТРУМ.
Попробуем перевести пару слов из этрусского, подстраиваясь под него. НЕТСВИС = НЕЙТСА «молния» ВИ «судья» - С – аффикс, указывающий на профессию, т.е. «(по рисунку) молнии судящий». ТРУТНВТ = ТYР «1. вид, форма 2. орнамент» + ОТ; УТ «огонь» + НИЕТ «намерение, замысел» = ТYРУТНИЕТ «(по) виду огня замысел (узнать)». Как видите, звучит вполне по-тюркски.
А сейчас, вернёмся к числительному 7 и немного поясним, что такое Семпи.
*СЕМПИ или жуан-жуани «толстые-претолстые». Они же «толстые этруски» или «обры кои велики телом», т.е. авары. Они создали крепость САМБАТАС (Киев), а в Паннонии Аварский каганат. Римляне называли их турсеноями (этрусками), славяноросы торчинами, греки – царскими скифами. Именно представители этого народа захоронены в Неаполе Скифском. Их визитная карточка – изображение охотящегося льва АУ «охота» АРИС «лев» = АВАРИС. Поздние авторы называли их аорсами. АУ ОРІС «охота пастбище». Они создали Кушанское царство (бывшие критяне - аргыны племени кота-зайца). Сравни изображения кушанских царей, охотящимися в поле. За передними ногами лошади изображён заяц, бегущий по ходу движения охотника. Заяц не является предметом охоты, он – тотем. Имя на одной из монет читается как …САНАБ КОИРАНОВ. Санаб переводится как: САНА «сознание; мысль; дума» СЭН «изящество; роскошь; мода» + АБ=АУ «охота»; «колдовство», т.е. в комплексном чтении - «охотничья магия». Именно такая легенда читается и на изображениях охоты этих правителей. Понятно, что охота для них была всепоглощающей страстью и модой. Обращаю внимание на русское окончание «-ов» в фамилии царя. Сам же корень означает КАРЫН «живот», что равносильно этнониму МЕОТ. На монетах написано не ФАРКОН, а АРКОН и вначале дана тамга аргынов – два круга. Имя Канишка означает ХАН ИІСКА «хан нюхающего союза племён», ХАН IШ КЕ(Н) «хан (толстого) живота». См. раздел «Характеристики племён с древнейших времён».
Антропологически поздние авары выглядели как нынешние казахи. К древним казахам они, вероятно, и относились. Общее самоназвание их АЛАШ. Значение этого слова - «духовное очищение; катарсис». Другие значения этого слова:
АЛАУ-ШІ «тот, кто работает с пламенем»
ЕЛ АУ-ШІ «народ охотник»
(ж)АЛ АУ-ШІ «гриву и сеть делающие»
АЛА-ШІ «делающее пёстро»
АЛАША «пёстрополосный безворсый ковёр».
Т.к. в казахском языке нет буквы «В», её заменяет буква «У». Букву «В» в свою очередь может заменять буква «Б». Например, в тюрко-монгольских АУ «охота» может звучать и как АВ и как АБ.
Тогда АЛАУШИ может принимать вид АЛАБШИ, что может пониматься, как ЕЛ АБИС «пресловутый народ абиев», «народ священного египетского быка Аписа».
Приведу цитату из книги: «Тайны Троянской войны и Средиземноморская Русь» (Александр Абрашкин).
с.116, Помпей Трог писал: «Азия платила им (скифам – А.А.) дань в течение 1500 лет; конец уплате положил ассирийский царь Нин». Это же самое событие датировал и испанский писатель V в. Павел Оросия: «За 1300 лет до основания Рима (753 г. до н.э. – ИТП) царь ассирийский Нин, поднявшись с юга от Красного моря, на крайнем севере опустошил и покорил Эвксинский Понт».
Замечу, что на это же время приходится закат ямной культуры и приход катакомбной. Получается, что примерно с 3600г. до н.э. до 2054-53 г. до н. э. скифы были владыками Азии. Следовательно, приход катакомбной культуры в южно-русские степи можно рассматривать как возвращение представителей царских скифов в родные пенаты. В это время исчезает брахикранное население с о. Кипр (Аласия).
От себя добавлю, что культуры додинастического Египта напоминают более поздние тюркские культуры...
Продолжим рассмотрение построений АЛАУШИ – АЛАБШИ.
ЕЛ АБЫЗ «народ жрец». ЕЛ АУ ИЗ «народ охота след; знак; отпечаток». ЕЛ АУ ЫЗа «народ охота подземные воды», т.е. народ-лозоходец. ЕЛ Ай БАС «народ лунноголовый», т.е. визиткой этого народа может быть его тамга АЙБАС. Но АЙБАС это тамга кипчаков в составе нынешних казахов. Тогда получается, что авары и есть кипчаки. И вот здесь я хочу сделать небольшое отступление.
Множество учёных и просто популиризаторов от тюркологии приводили и приводят фразу выбитую рунами на Селенгинском камне, мол тюрки кыбчаки царствовали над нами пятьдесят лет… Но ни один из них не догадался, что речь может идти о пятидесятилетнем владычестве над алтайскими тюрками жуань-жуаней, которых автор писаницы на селенгинском камне представляет своим именем и именно как «тюрков кыбчаков»! «Толстые-претолстые» это только прозвище, и то не всех кипчаков, а лишь их части – аваров!
Справедливости ради можно заметить, что всё же некоторые недоумевали. Почему кипчаков европейцы называли «светлыми, жёлтыми, цвета соломы» и пр., что характерно для крайне западного их расположения по всем законам тюркской цветогеографии, а они оказались так далеко на востоке, – аж возле Селенги. Другие, особо не заморачиваясь, констатировали, кипчаки, мол, народ молодой, изначально жили на востоке, а «светлыми» их стали называть позднее, когда они заняли крайне западное положение относительно остальных тюркских племён.
То что это мнение ошибочно и народ кипчаков древнее, чем многим кажется, можно доказать следующим построением АЛА БАС «пёстроголовый» или АЛ БАС «алоголовый», т.е. «красноголовый», что может свидетельствовать о том, что древняя легендарная война «черноголовых» китайцев происходила именно с «красноголовыми» кипчаками. Ведь скифы владели Азией, а Китай, как известно, тоже находится в Азии. А светлая пигментация кипчаков проявляется в Волго-Окском треугольнике и на Северо-востоке Европы и восходит к древностям булонов. Этрусское КАПУС «сокол» передаёт этноним «капсак» (кипчак), что созвучно слову КОБЧИК - «птица из семейства соколиных».
АЛА ПеС «проказа». Это построение напрямую связывает казахов с «прокажёнными» [c.259, Валиханов, 1986]. /Смотри у Валиханова обнародованное, но естественно мало популярное в народе предание о происхождении казахов/.
Известны авары с глубокой древности, когда в союзе с древнееврейскими племенами под египетским названием гиксосов создали в дельте Нила город Аварис. Окружающие народы называли их просто «прокажёнными» и страшно боялись. Именно в союзе с «прокажёнными» евреи Моисея «чудесным образом» вышли из Египта. Часть их (евреев и скифов) после 1493 года до Р.Х. пришла в Грецию и встала станом у Микен, которые на пятьдесят лет ранее начали возводить (а к приходу аваров уже возвели) пеласги (ещё одна ветвь тюрков, которая впоследствии стала править поляками, которым передала своё имя).
А пока изложу своё видение этой очень давней истории.
Один из аварских князей затеял стычку с булонским князем, родом из кипчаков в составе пеласгов, в результате которой булонец был убит. Стычка, вероятно, произошла потому, что булонец, верный союзническим отношениям с ахейцами, также жившими в Микенах, не захотел понять дружески настроенного к нему (как к соплеменнику) аварца в одном очень щекотливом деле…
В результате произошедшего, ахейцы разрешили аварским князьям войти в Микены для разрешения вопроса, касающегося всех, но в конце застолья, скорее всего, или перебили, или отравили аваров. Испугавшись содеянного, ахейцы решили с почестями похоронить «братьев».
Шесть аварских князей со всеми, подобающими царям почестями, были захоронены в знаменитой ныне на весь мир шахтовой гробнице под Микенами. Золотые львиные маски закрыли тюркские лица погребённых. В виде тамги (двойного круга) были выполнены могилы. Что произошло далее, я не знаю. Скорее всего, рядовые авары и евреи не были посвящены в суть вопроса, ведь он касался только князей. От этого времени осталось лишь упоминание о том, что, мол, приезжали в Микены некие авантюристы с востока…
Такое упоминание свидетельствует о том, что остатки «авантюристов» ушли из под Микен. Моё мнение, частью они рассеялись по Европе, но какой-то частью, перебрались на восток к Чёрному морю. Вероятно, поэтому в западных тюркских языках так значителен пласт древнееврейских слов. И поэтому, изучая историю Северного Причерноморья, необходимо учитывать присутствие здесь с глубокой древности, как тюркского, так и древнееврейского населения.
Вопрос же, из-за которого всё это случилось, так и остался нерешённым. Наберусь смелости утверждать, что если бы этот вопрос был решён тогда, не было бы ни Аттилы, с его нашествием на Рим, ни «благородного волка» Ашины и пр. пр. А вопрос этот прост: узурпировал власть Эгей или нет? Чтобы навсегда закрыть его, поясню, по моему мнению, Эгей был казахом и всё, что произошло, написано у Шакерима. Греки появились вместе с казахами, т.е. с Эгеем, а позднее с Тесеем и никакого отношения ко всей этой истории не имеют. Считаю, что казахи очистились, впоследствии создав Тюркский Каганат и подарив славу тюркам!
Далее, по подробнее рассмотрим цифру восемь.
**Сохранилась фамилия – Кочубей (зять Хрущёва). В галичском диалекте караимского языка эта фамилия звучит Коцубей. Украинцы русских дразнят кацапами. На севере живёт народность кашубы.
Восьмёрка (8) в этруском называется КЕЦП = КЕШ Пи «предводитель союза племён КЕШ» (КАШ;КОШ;КУШ;КИШ).
КАШ Пи напоминает этноним каспиев, живших у Каспийского моря и от которого оно получило своё название. КЭСПИ «искусстный». В чувашской сказке «Атл» так (т.е. Каспи) звали дочь гуннов, которые жили на юго-восточном побережье Каспия. В сказке имя Каспи переводится как «вечерняя заря», т.е. слово ПИ табуирует слово АРКУН букв. «после солнца» (КЕШ «вечер»). /Известно, что у казахского племени аргын были самые лучшие бии, т.е. судьи-предводители племён/.
По сказке от имени Атла произошло название Волги – Итиль. Значит, первоначально название Волги было Атиль! Ср. имя предводителя гуннов Атилла. КАШ Пи можно представить - как аГАШ Пи «предводитель союза племён Дерева». Сравни, Аттила ел только из деревянной посуды, в то время как его ближайшее окружение из золотой. Ставка его была выполнена из дерева.
КОШ «малый кочевой дом». У кашубов это КОЧ «лодка», ведь они кочуют по рекам и вдоль побережья морей. Судя по значению слова КОС «пара; парный; двойной», кашубы могли связывать две лодки в виде катамарана для устойчивости на море.
КУШ «сила; энергия». Кашубы, вероятно, относились к «неукротимым гуннам».
КИШі «младший», сравни в ФД – КИШИКЕН «младший хан».
ЭТРУСКИ это АТ АРЫС «лошадь-лев» ОК «стрела; род» (ср. изображение коня-льва на Крите), или ОТ АРЫС «огонь-лев» УКА «сын». Это напоминает тотем казахского Младшего Жуза – Жан Арыс. ЖАН «I. душа; дух II. гори; горение». АРЫС может пониматься как «семья», а в комплексе как «львиная семья», т.е. прайд.
Они же СУ СУАН (жужане) - народ «водяного скорпиона», т.е. «рака». Их же называли шерданы от САРАТАН «рак». /См. совмещение Зодиакального календаря с Животным (Лунным) календарём, где раку соответствует «две козы». Кстати, ананьевцы относились к раку, судя по изображению созвездия Рака/.
ЭТРУСК = АТ ІРІ ІСК «деда крупный; большой живот» или ОТР ІСК «сиди живот». Сравни многочисленные изображения сидящих людей (большей частью женщин) с огромным животом и эпитет этрусков «толстые».
Известно имя – Атросок (жертвовал статуэтку)…
Этруски изначально жили в Италии. Сравни: Италия имеет вид сапога, эдакий огромный каменный сапог.
ТАС «камень» ИТИК «сапог» = ТАСТАК.
Моё мнение, чтобы понять до конца этрусский язык, нужно поискать среди антов скифов. Во-первых, это те, которые до сих пор называются скифами, т.е. албанцы, самоназвание шкиптар (что можно понять как скифы). Во-вторых, это аварцы – северокавказская народность или адыги, даргинцы, может быть курды или осетины (ведь ираноязычность скифов популярная версия среди учёных). Короче нужно поискать. А пока я, думаю, об этрусках достаточно.
© Изъящев Т.П., 2016
(из книги "Откровение Вещего Кота", ISBN 978-601-06-3798-6
Свидетельство о государственной регистрации прав на объект авторского права №1952 от 19.09.16г.)
PS. Благодаря Мураду Маликову, пользователю Нета, я узнал, что американский тюрколог (др. Тариел Азертюрк из Сиэтла, США) связывает этрусков с кумыками - Тарквинии с Тарку, Эте Эли с Италией... Возможно, здесь есть рациональное зерно.
Поделиться:
Записи на схожие темы
Что за ДРЕБЕДЕНЬ (!!!) … Я полностью расшифровал надпись из Пирг и текст на глиняной черепице из Капуи … Сейчас расшифровываю надпись Загребской мумии … К Вашему сведению, фраза “Avil eniacapulumχva” рабивается на слова “Avil” (Годы) “eni” (они) “aca” (как) “pulum” (пламя, свет … арм. “pailum”, укр. “полумя”, ст.-рус. “полымя”, рус. “пламя”) и “χva” (светило, звезда) … др.-иран. и др.-инд. “хват, сват, хванта, сванта, хвента, свента, спента” (свет, белый, свет Солнца) … “свайст” (лит.)-свет звезды (Солнца), отсюда “свастка” – древний солярный символ (крест) индоевропейцев …
Каждое слово из разного языка. Оригинально… Воспользуюсь Вашим словом: Дребедень!
Прошло больше 2-ух тысяч лет – раньше и языки были другие, а Вы примеряете этрусский язык к современным … Ха-ха-ха !!!
Вот Вам ещё «ДРЕБЕДЕНЬ» … Почитайте часть переведённой надписи из «Капуанской черепицы».
Ceriθuθcu vacil šipir šuri Leθamsul ci tartiria
Перевод – Ceri (установленный) θu (единый) θcu (список, порядок) vacil (жертвоприношений) šipir (предусматривал) šuri (долю) Leθamsul (Лете-Латоне) ci (3) tartiria (черепахи).
Cim cleva acasri halχ tei vacil icei šuni.
Перевод – Ci-m (С 3-мя) cleva (дарами) acas-ri (делались) halχ (всякие) tei (те) vacil (жертвоприношения) icei (иные, сякие) šuni разные.
Savlasies mulu rizile picasri savlasieis vacil lunašie.
Перевод – Savlasies (Выполнитель, иполнитель) mul-u (ритуала) rizil-e (в основном) picas-ri (обеспечивал) savlasie-is (исполнения, выполнения) vacil (жертвоприношений) lunašie (главных).
Так что – никаким «тюркским языком» здексь даже и не пахнет …
И фамилия моя ТАДЖИБАЕВ, и родом я из Киргизстана …
Отправляю в 3-ий раз – уже 2 раза мои комменты идут на Ваш ресурс как «Спам» …
Прошло больше 2-ух тысяч лет – раньше и языки были другие, а Вы примеряете этрусский язык к современным … Ха-ха-ха !!!
Вот Вам ещё «ДРЕБЕДЕНЬ» … Почитайте часть переведённой надписи из «Капуанской черепицы».
Ceriθuθcu vacil šipir šuri Leθamsul ci tartiria
Перевод – Ceri (установленным) θu (единым) θcu (списком, порядком) vacil (жертвоприношений) šipi-r (предусматривалась) šuri (доля) Leθamsul (Лете-Латоне) ci (3) tartiria (черепахи).
Сim cleva acasri halχ tei vacil icei šuni.
Перевод – Ci-m (С 3-мя) cleva (дарами) acas-ri (делались) halχ (всякие) tei (те) vacil (жертвоприношения) icei (иные, сякие) šuni (разные).
Savlasies mulu rizile picasri savlasieis vacil lunašie.
Перевод – Savlasies (Выполнителем, иполнителем) mul-u (ритуала) rizil-e (в основном) picas-ri (обеспечивались) savlasie-is (исполнения, выполнения) vacil (жертвоприношений) lunašie (главных).
Так что – никаким «тюркским языком» здесь даже и не пахнет …
И фамилия моя ТАДЖИБАЕВ, и родом я из Киргизстана …
Почему то мой комментарий прошёл как «спам» – я снова Вам отправил свою «Дребедень» … А теперь попробуйте сами перевести все 3 предложения с помощью «тюркских языков» … Все числительные также восстановлены … Удачи Вам, тюрколого-этрусколог …
Ну и куда наш “Этрусколог” пропал ??? Позапрошлый раз на следующий же день ответил на мою “ДРЕБЕДЕНЬ” …
Остатки бывшего этрусского языка сейчас минимально имеются в других языках – в тех, кому передали свои знания этруски …
Здравствуйте, “исследователь” этрусского языка. В каком состоянии Ваши переводы этрусского с помощью тюркских языков ??? … Если честно, то Вы даже своего языка не знаете… Как, например, на казахском языке будет слово “человек” или “здравствуйте” ?… Между прочим – в английском языке (в том числе и других германских) содержится большое количество древне-тюркских слов …
А вот Вам этрусские числительные (чтобы Вы там не писали про своих “Тышканов”)
tu, tun (θu, θun) – 1 («один», не путать с древним понятием “первый»)
esal, esl, zal – 2
ci – 3
hut (huθ) – 4
maχ (muv) – 5
ša (sha) – 6
semf (semφ) – 7
husf (husφ) – 8
nurf (nurφ) – 9
Про цифру «10» – писать не буду … Рано Вам ещё … Скоро в свет выйдет моя вторая (переработанная и дополненная) книга «5-ая цивилизация. От последнего потопа и до наших дней» – вот и почитаете про шумеров, этрусков, индов Хараппы и других, как, когда и кем был создан алфавит, что обозначает каждый его знак… Между прочим народ, из которого произошли «Шумеры» до сих пор существует на земле, только осталось их всего несколько десятков… Слава Богу – хоть был составлен их словарь, который абсолютно идентичен шумерскому … Первая книга «5-ая цивилизация …» была издана в 2009-ом году в городе Иваново… Поищите в Интернете… Напоминаю – моя фамилия ТАДЖИБАЕВ