Национально-патриотические школы
Национально-патриотические школы
Книгоиздательство «Верность» № III.
Москва, Страстной бульвар, Университетская типография.
1907.
Необходимость упразднения современной правительственной школы и замены ее различными типами национально-патриотических учебных заведений не подлежит в настоящее время никакому сомнению: школа, ютящая в своих стенах учащих и учащихся, не чтущих Бога, отвергающих религию, считающих излишним уважение родителей и старших, не признающих ничьего авторитета, попирающих законы и старые отеческие придания, глумящихся над наукой, презирающих все возвышенное и нравственное и организующих, в угоду извращенной чувственности, такие пресловутые сообщества, какими являются возмутительные содружества: Огарки, Лови и т. п., не может и не должна более существовать без явного вреда и для подрастающего поколения, и для всего Государства.
Дальше идти некуда, — пора, поэтому, опомниться и взяться за дело замены правительственной школы соответственными национально-патриотическими учебными заведениями; пора, наконец, сознать всю гибель дальнейшего существования современной правительственной школы, систематически как бы толкающей молодежь в бездонную пропасть безверия, невежества, дикости и разврата.
Несомненно, что в современную правительственную школу, при вышеуказанных условиях, родители отдают детей только поневоле, в силу необходимости.
С этим нельзя не согласиться, если обратить внимание на то, что ожидает русских детей в названной школе.
В том случае, когда ребёнок оказывается нравственно слабым, когда он лишён надлежащего воспитания и твердой, надежной поддержки семьи, современная школа легко и бесповоротно сбивает его с толку и с успехом готовит из него будущего атеиста-революционера.
Что же касается детей надёжного воспитания, остающихся и после поступления в школу под благотворным влиянием религиозно-нравственной семьи, то их, как черносотенцев, в правительственных школах обычно подвергают разного рода тяжёлым преследованиям, вплоть до изуверского бойкота.
А это положение в высшей степени ужасно и мучительно: оно заставляет русских детей, обучающихся в современной правительственной школе, скрывать внушенные им в семье заветы своей веры и народности, точно позорное пятно преступления; оно побуждает их, слабых и неокрепших в своих понятиях и влечениях, бороться с дорогими впечатлениями детства, мучиться сомнениями, колебаться, лицемерить, притворяться или же становиться в явно враждебные отношения к товарищам и, в конце концов, не находя поддержки в окружающей, либеральной и еврейской среде, изнемогать под бременем тяжёлого и непосильного испытания, озлобляться... и все же лишь в весьма редких и особенно счастливых случаях вступать из школы в жизнь с незатемнённым, в той или иной степени, сознанием своей религии и народности...
Это и вполне, впрочем, понятно: что происходит в школе, в силу — при господствующих в ней ныне веяниях — неизбежной необходимости, с тем мало-по-малу свыкается наболевшая душа, то входит в жизнь, срастается с ней, делается привычным, а затем... как бы и неизменным.
До настоящего времени взоры родителей, взоры всей России, наблюдающей со стеснённым сердцем страшную гангрену, разъедающую современную правительственную школу, все еще устремлены на Петербург.
Но он молчит, молчит упорно, молчит некстати, молчит преступно. Он как бы не слышит и не видит того, что творится в современной школе; он как бы вовсе не понимает и не желает понять, что именно это молчание, что именно это попустительство и поддерживает, и разжигает, и распространяет страшную заразу, гнездящуюся ныне в общеобразовательной школе.
Чего же ждать еще? На что надеяться?
Не исцеления от глухоты и немоты бездействующего, Министерства Народного Просвещения следует ожидать, — надлежит думать о национализации государственной школьной системы, согласованной с религиозными, политическими, общественными и экономическими интересами всей страны, и притом единственно лишь силами и средствами союзных монархических организаций, рассеянных по всей России и сознающих необходимость для молодого поколения национально-патриотического образования, соединённого с религиозно-нравственным воспитанием и дающего положительные, а не отрицательные результаты.
Что же нужно для осуществления указанных результатов образования и воспитания молодого поколения в действительности?
Во-первых, верность заветам родной истории, уважение к работе предков, которая есть достояние целого ряда поколений, сознательно проводивших в жизнь национальные идеалы, и, во-вторых, дальнейшее выяснение и обоснование означенных идеалов, путём возбуждения в подрастающем поколении неуклонно твёрдого национального самосознания, как равно патриотической настроенности и чувства собственного достоинства, развития в учащихся сознательного уважения к лучшим, возвышенным проявлениям национального духа, как в историческом прошлом, так и в настоящем, а также и путём постепенного уяснения молодому поколению положительных задач России, в связи, разумеется, с религиозно-нравственным воспитанием учащихся, развитием в них энергии, устойчивости, здоровой, предприимчивой, целесообразной и неослабной деятельности.
Воспитать учащихся в твёрдых началах религии и нравственности, развить в них чувство преданности к Престолу, любви к Отечеству, уважения к закону, способствовать правильному нравственному росту людей, крепких мыслью, твёрдых волею, глубоких искренним, правдивым чувством, пригодных для полезного служения государству и притом «не токмо за страх, но и за совесть», — такова задача национально-патриотических учебных заведений, долженствующих, для блага России и ее верных сынов, обновить наше учебное дело и дать ему соответственное направление и целесообразное развитие.
«Неся в себе святую силу истины» и твердо, тем не менее, памятуя, что «ни насаждали есть что, ни папояли, но возращал Бог», союзные монархические организации, надо думать, с живым сочувствием объединятся в осуществлении, при Божией помощи, великого дела национализации государственной школьной системы, путём открытия в возможно непродолжительном времени и в возможно более значительном числе различных типов патриотических учебных заведений, в которых подрастающее поколение сынов России могло бы получать национальное образование и воспитание, вполне соответствующее ее историческим задачам.
В.А. Истомин.