Самопрограммирование-1: Принципы. Нравственность. Гармония

1896 0

Часть II. Самопрограммирование

 

   Лишь в изменениях, совершающихся в духовной сфере, появляется новое. Гегель

   Я в труженике каждом, сам творящий, люблю не тварь, а смелого творца. Аррани

                  Всё основано на убеждении; оно же зависит от тебя.        Марк Аврелий                 

                                                                                                                       

                                                Личностная программа

(Самоосмысление)

 

Иначе – невидимый «дом» души: система убеждений, правил, установок, часто противоречивых, несознаваемых. Небольшая их часть – собственные выводы, в основном же – внушения, полученные, главным образом, в детстве.

Дом защищает, даёт опору-смысл, направление, но ограничивает рост души, не может предусмотреть всех её движений. Она же, бедная, часто натыкается на острые углы, стены глухие, иногда – пребольно… Немногие способны «перестраивать» дом сознательно и самостоятельно (используя помощь ближних или в одиночку). Большинство крушит внешние, очевидные стены, пытаясь мир подогнать под себя, либо ищет приюта в чужом доме – отдаётся авторитетам, внушающим «правильное» понимание жизни. Действительно, авторитет обычно знает, как создать временный комфорт данной душе, но самостоятельность, свободу душа при этом теряет…

Да, отказаться от своей воли в пользу Авторитета, вроде, удобно, комфортно: ни ответственности за выбор, решения, ни необходимости думать. Но связанное божественное начало в своё время заявит о себе – бунтом! Может быть не ждать разрушительной революции – сразу вспомнить, что каждый из нас – Подобие и соответствовать Ему? Перефразируя М.М. Жванецкого («Если умный оптимист…»):  если умный добр и счастлив, он делает это специально. Или по Пруткову: хочешь быть Добрым-Любящим (=Счастливым) – будь Им!

Если дом где-то стал тюрьмой, прежде желательно освободиться от пелены боли – негативных напряжений, эмоций – разрядиться любым безопасным способом, успокоиться, простить в душе всех обидчиков-обиженных и спокойно начать ощупывать стены, выступы, на которые наткнулся, или же исследовать весь дом, начиная с фундамента. Одновременно – проектировать Новый (часто легче, благодарнее строить новый, на новом фундаменте, чем перестраивать старый).

В качестве примера – мой «дом» Счастья на данный момент. Точнее, отдельные осознанные его фрагменты, существующие или желаемые-строящиеся. Фундамент: верю в Добро как взаимосвязанность всего известного и ещё неизвестного, в необходимость БЫТЬ в Нём чувством и делом:  созерцать то, что есть, творить новое. Зла не касаюсь, насколько удаётся:  без него нет Добра. Идейная борьба со Злом рождает Зло же. Борьба со злом должна быть ситуативно-спонтанной, вынужденной, естественной. Здесь нет идеи непротивления. Просто хочется сосредоточиться на добром, но если уж отвлёкся на зло, откликнулся на него собственным злом – в этом нет вины, есть беда, и чем скорее вернусь на стезю «мирного строительства» - тем лучше. Ведь о чём думаю – тем и становлюсь: думая о добром добрею, о злом (даже с благой целью) – злюсь – творю злое.

Бог-Добро – Цельность, высшее состояние души, когда она сопричастна миру: семье как Целому, дружескому Союзу, Коллективу, Нации, Человечеству в лучших их ипостасях, Ноосфере, Природе, Космосу….

      Если угодно, Бог – союз душ в моментальном состоянии Любви, искорки божественной любви, соединённые в одно светлое Пламя; совокупная Личность, включающая в Себя каждую сочувствующую в данный момент душу, сию секунду находящуюся в состоянии Добра, ощущающую Его. Со-весть – объединяющее знание – свидетельство Присутствия, связи с Потенциалом.

Учителя стремлюсь видеть в каждом:  в качестве примера бытия в Добре, индикатора зла во мне, катализатора совершенствования «дома», характера, сердца.

   Стремлюсь любить Себя во всех и всём, отрекшись от мешающего, отдаваясь Себе как можно полнее, а именно:  отрёкся от обязательности любой собственности, от мешающих привычек, пустой траты времени, откладывания главного ради второстепенного, стремлюсь к оптимизации трат на своё содержание; принял прошлые трудности как неизбежные издержки блуждания вне Пути.

Запреты «не убий», «не укради», «не прелюбодействуй» часто неэффективны и даже могут вести к противоположному? К тому же, любя и защищая можно невольно и убить по воле Божьей – возникнет чувство вины? Может быть, для Счастья достаточно призыва Любить? Конечно же, стремлюсь быть правдивым, добрословным, отслеживать мешающие жить «соринки в глазу своём».

Знакомясь с верованиями ближнего своего, сравнивая их со своими, «правильными», стараюсь помнить о кавычках, о заданности разнообразия – ищу общее, точки соприкосновения, если человек мне интересен; помнить об эволюции своего религиозного сознания.

Перефразируя Вергилия:  выбирая представление о Боге – мы выбираем судьбу. Т.е. дело не столько в объективности существования Высшей Силы, сколько в личном представлении Её. Если образ негативный, отталкивающий, устрашающий и т.д. – создаю Альтернативный, желаемый, достойный Любви, прибегнув к помощи единомышленников в этом вопросе. Если затем стремиться «видеть» Его за очевидностью – он материализуется для меня, во мне. Если удалось «увидеть» Добро в себе – я и в самом деле становлюсь добрее, если увидел Свет в ближнем –  со временем он становится для меня Братом, Сестрой. Каждый да создаёт себе Добро-Счастье!

Совершенствуя свою систему представлений – совершенствую себя, мир. Как для себя, так и для других: и сам становлюсь лучше для ближних (родные это подтверждают) – и все мы стаём счастливее!

При этом главное – понимать, чувствовать, что дают мне новые представления, насколько они мне интересны, затем уже рассматривать их соотношение с действительностью, производить привязку к реальности. Т.е. сначала я осознаю необходимость данной идеи для себя, для общества, потребность в ней; отбираю свидетельства её объективности (любой степени, в т.ч. субъективно-единичные: даже если представление существует в одной голове – оно уже Существует!); намечаю план её реализации, претворения в жизнь. И последнее дело – откуда она взялась, из какого источника.

Например, что даёт мне представление «жизнь – Игра»? Раскрепощение, возврат в солнечное детство, радостное восприятие. Даже если игра плохая, не наша, понятие «игра» предполагает возможность перемен, облегчает их. Я могу стремиться делать Игру интереснее, добрее, увлекательнее. Погружаюсь в это представление как можно глубже, пусть на какое-то время. Когда «вынырну» - буду уже иным, богаче душой, готов «нырнуть» в другое (скажем, «жизнь – борьба за доброе» – мобилизует). Свидетельств этому представлению множество. От «будьте как дети» до Олимпийских игр. (Негатив не беру! Типа берновских игр.) Если цель здесь – сделать Игру максимально своей, доброй и радостной – составляю стратегический план:  стремиться стать предельно активным, взяв на себя всю полноту ответственности за себя же, за свою Игру; избавляться от всего лишнего, никому не нужного, скучного, недоброго; превращать работу в игру насколько можно (при необходимости поменять её на более «игровую»); играть во всё, что можно и т.д. Если хочется, засучив рукава, побороться за что-то хорошее – можно, например, с соратниками – соседями, друзьями – благоустраивать дворы (в наше время это действительно требует бойцовских качеств), сажать деревья, кустарники, цветы, расписывать стены домов добрыми рисунками, занимать чем-то праздных детей и т.п. Или другое представление – о вечности души. Если оно нравится – максимально погружаемся в него, верим, видим это! Если при этом представляется, что вечность нужно заслужить – укрепляю душу верой в Высокое; совершенствую свою личность – характер, поведение; общаюсь с единоверцами для укрепления в вере, для взаимопомощи и т.д. Насколько получится, настолько и узнаю, почувствую Вечность – перейду к следующему интересному мне представлению.

Можно сказать, каждый – Бог настолько, насколько отдаёт себя Ему или находит Его в себе, обретая Вдохновение. Редко получается! Иногда же и вовсе сникаю… Часто чувствую себя в положении лягушки в кувшине с молоком, видящей Небо вверху – ничего не остаётся, как прыгать изо всех сил… Впрочем, «нужда мучит, нужда учит, нужда душу веселит»: чтобы оставаться весёлым, не закисать, нужен постоянный поиск проблем, постановка задач, постоянная Цель.

Моя мечта – большой клуб с исповеданием собственных моральных ценностей, интересным досугом, открытый для всех, «кто верит и любит», всех, «в ком совесть жива». Хоть я и не пассионарий, не хочу быть  о т д е л ь н о, хочу – ВМЕСТЕ! Периодически – очно. Хотя бы просто говорить на определённые темы, общаться с интересными мне людьми.

Самопрограммирование

Попытка взлома «самого себя» с целью перепрограммирования, точнее, разблокирования Изначальной Программы? Создание «антивируса» для Себя? Написание совершенно новой – ведущей к Счастью программы с целью полностью подчиниться ей, отрекшись  от старой, не отвлекаясь на её анализ?

Богатство, имущество – не мои; родные, близкие, друзья…

Что же принадлежит мне? – Мои представления.                          Антисфен из Афин, 437-370

 

Вы не владеете ничем, кроме права управлять своим сознанием.         Джозеф Мёрфи                                                                                              

Все радости и несчастья людей созданы их собственными мыслями…    Хун Цзычэн, XVII в.
     Мы также не властны в течении наших мыслей, как и в обращении нашей крови. Вольтер,1694-1778  

Прежде всего – разобраться насчёт «наших» - так ли это? В любом случае мы можем выбирать, на какой мысли остановиться, сосредоточиться, какую развивать? Что же касается регуляции кровообращения – вопрос йогам?

Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло: она вместилище и блага и зла, смотря по тому, во что вы сами превратили её.    Монтень,1533-1592.  Превращаю, думаю сейчас?

                    Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней. Марк Аврелий,121-180

Какие думы, такие и песни.    Русская пословица

                                                    Раз нельзя быть внешне тем, чем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.      Петрарка,1304-1374

     Если у тебя нет высших ценностей, то низшие поглотят тебя. Локеш Чандра                                                                                                       

Создайте для своей души такую интеллектуальную атмосферу, которая будет насыщена мыслью величайших умов. Флобер,1821-1880

Смотреть следует глазами духа, ибо телесными глазами невозможно ведать истину.  Гегель                                                                                                                                                                                                                 

  Дух господствует над миром при помощи представлений.  Петрарка  Дух – «Я»?:

   Настоящий художник тот, кто не только подчиняется законам, но и создаёт их. (Художник – Вдохновенный Творец – любой Человек Разумный? - С.)                 Натан Перельман

   Человек всю жизнь не живёт, а сочиняет себя, самосочиняется.     Достоевский Ф. М., 1821-1881

Мы находим в жизни только то, что сами вкладываем в неё.          Эмерсон, 1803-1882     

Заменяя вложенное нам другими на лучшее, упорядочивая – связывая, сопоставляя, согласовывая живущие в нас представления?

   Только порядок создаёт свободу, беспорядок создаёт рабство.   Ш. Пеги, 1873-1914

 

Человек способен формировать свою жизненную ситуацию в соответствии со своими установками. Маг разумно перераспределяет свою энергию, сокращая её расход за счёт устранения из своей жизни всего, что он считает лишним.

Говоря о формировании жизненной ситуации маги имеют ввиду формирование осознания процесса жизни. За счёт… осознания мы можем обрести энергию, достаточную для формирования всего хода нашей жизни.

Для приведения в действие механизма перераспределения энергии… наиболее эффективным достижением на пути мага является потеря чувства собственной важности… Чувство собственной важности является не только главным и опаснейшим врагом мага, но и роковым барьером для всего человечества… Именно на удовлетворение чувства собственной важности уходит подавляющая часть нашей энергии. С особой очевидностью это проявляется в нашей постоянной обеспокоенности тем, как нас воспримут, как нам себя подать, какое впечатление мы производим. Нас всегда чрезвычайно сильно волнует, понравимся ли мы окружающим, признают ли нас и будут ли нами восхищаться.

В случае избавления от чувства собственной важности появилась бы свободная энергия… что позволило бы нам… взглянуть на истинное величие вселенной. Из Кастанеды (см. также с.277)

Все действия нашей жизни характеризуются намерением.    Пюизье, 1720-1798

 

Доброе намерение уже само по себе чего-нибудь да стоит.          Английская пословица

Если оно на самом деле Доброе – исходит из Чувства?

Человек, постоянный в своих намерениях, может творить чудеса.     Буаст,1765-1824

                                                                                                                           

Внешний поступок не отличается от внутреннего: в злом деле и намерение, по существу, тоже бывает злым, а не добрым. Гегель, 1770-1831

Не поступок как таковой, а намерения определяют нравственный характер.   Демокрит, 460-370

Добрые намерения должны быть менее всего обременительны.            Рец, 1613-1679

Доброе намерение – половина счастья. Туркменская мудрость

                              Может быть, постоянное пребывание в Добре  – ВСЁ Счастье?

 

Простая честность намерений много делает в жизни, если основана на точной самооценке и непоколебимом повиновении тем законам, которых справедливость сознаю и чувствую; она поддерживает в исполнении долга, даёт силу и опору и составляет главный источник здоровой деятельности.                         Смайлс, 1816-1903

 

Принципы

 

Под Разумом следует понимать не интеллектуальную способность, формирующую нашу рассуждения и осуществляющую доказательства, а определённые практические принципы, из которых проистекают все добродетели.

                                                                                                                Локк, 1632-1704

Знание некоторых принципов легко возмещает незнание некоторых фактов. Гельвеций,1715-1771                                                                                                         

Помни об общем принципе – и ты не будешь нуждаться в совете.                 Эпиктет

У кого не уяснены принципы, у того не только в голове сумбур, но и в делах чепуха.    Чернышевский Н.Г.,1828-1889

                                                                                        

Ценности сорок первого года: я не желаю, чтобы льгота,

Я не хочу, чтобы броня распространялась на меня.

Ценности сорок пятого года: я не хочу козырять ему.

Я не хочу козырять никому.

Ценности шестдесят пятого года: дело не сделается само.

Дайте мне подписать письмо.

Ценности нынешнего дня: уценяйтесь, переоценяйтесь,

Реформируйтесь, деформируйтесь, пародируйте, деградируйте,

Но без меня, без меня, без меня.                                                                            Борис Слуцкий, «Судьба: стихи разных лет»

 

   Великий (Счастливый?-С.) держится существенного и оставляет ничтожное. Он всё делает по Правде, но никогда не опирается на законы.                 Лао-цзы, VI-V вв. до

 

Истинная добродетель может опираться только на принципы, представляющие собой не только умозрительное правило, но и осознанное Чувство.         Гёте,1749-1832             

Чувство – прежде всего?

 

Хоть сердце в глубине к посеву не готово,

С наружной стороны взошли побеги слова.                   Абу-ль-Аля аль-Маари, 973-1057                           Перевёл Арсений Тарковский

 

Всякого рода беспринципная деятельность, на что бы она ни была направлена, в конце концов приводит к банкротству. Гёте, 1749-1832

Умеренность в проявлении нрава – всегда добродетель, умеренность в принципах – всегда порок.                                                                                                Пейн,1737-1809

                                     Убеждение – это совесть разума.             Шамфор,1740-1794

Недостаточно определять нравственность верностью своим убеждениям. Надо ещё беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения?    Достоевский Ф.М., 1821-1881

При разрушении годятся любые неверные аргументы, при построении – никоим образом: что неверно, то неконструктивно. Гёте,1749-1832

Принципиальный вопрос – служит ли данный принцип Счастью?

Высокие принципы, стремления должны исходить из самой глубины души, тогда она всегда будет пребывать в радости. В этом случае совершенно не важно, что скажут другие, одобрят ли.      Ли Юй, 1611-1680

 

Вот мой род занятий. Быть самим собой. Верно служить тому, что мне доверится. Любить того, кто честен. Знаться с тем, кто рассудителен и мало говорит. Считаться с общим мнением. Драться, когда нет другого выхода.                     Шекспир, 1564-1616

 

Нравственность

 

Ты хочешь изменить дурные нравы? Не тщись! Лекарства нет от сей отравы.   Абу-ль Аля, ХI век

Сердце, следующее законам нравственности – неиссякаемый родник с чистою, прозрачною, вкусною, здоровою, для всех годною, прекрасною, полезною, не содержащею в себе ничего вредного водою.         Эпиктет, ок.50-ок.138

                                       Судьбу создают нравы.            Латынь

   Нравственность – истинная, совершенно здоровая природа человека .         Фейербах, 1804-1872

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь.                    Чехов А.П., 1860-1904

 

Нравственность – не барство и не рабство, а родство.          Фёдоров Н.Ф., 1828-1903

            Добропорядочность нрава соблюдай вернее клятвы. Солон,638-559

Порядочность, упорядоченность – от «порядок». Чтобы из хаоса небытия возник порядок, нужна Цель (Добро?) – точка сосредоточения, опоры, кристаллизации, на которой строится-перестраивается неповторимый, радующий Глаз узор согласованных принципов-намерений структуры алмаза личности? Жизнь – постоянное изменение (улучшение, обновление), воссоздание порядка из хаоса… (Символ Жизни – мандала, долго и упорно, с любовью, радостью создаваемая из  цветного песка, своевременно уступающая место новой, прекрасной по-своему?)

 

Главное условие нравственности – желание стать нравственным.     Сенека, ок.V до

Вся нравственность заключается в намерениях.               Руссо, 1712-1778   

 

Нравственность заключается в … умении и желании творить добро.    Песталоцци, 1746-1827

Главный фундамент нравственного есть добрая воля…            

Всякий обладает достаточной силой, чтобы исполнить то, в чём он убеждён.    Гёте

 

Этика есть философия доброй воли, а не только доброго действия. Кант

Нравственность – это направление воли на цели общие, всемирные.      Эмерсон Р., 1803-1882

Чем больше привычек имеет человек, тем меньше он свободен и независим.

     Привычку никогда нельзя признать добром, даже привычку к хорошим поступкам. Хорошее, благодаря ей, перестаёт быть добродетелью. Добро только то, что добывается усилием.   Кант,1724-1804.  Здесь  «добро» - счастье творческого Труда – счастье  делания лучшего нового, в том числе себя, своей личности, начиная, например, с какой-то желанной привычки? Если усилия есть, а перемен нет – добра-счастья нет? Легче всего личностные  изменения происходят в увлечении захватывающим Делом:  меняется весь образ жизни – мысли, обстоятельства, поступки. Известно:  посеешь поступок – пожнёшь привычку, посеешь привычку – пожнёшь характер, посеешь характер – пожнёшь судьбу…  Я бы продолжил:  посеешь Добрый характер – пожнёшь Свободу как способность меняться независимо от сковывающего «зла», непрерывно, естественно – «течь»; посеешь Свободу – пожнёшь Счастье.  

                                                                                                                                          

Для нравственной жизни важность дела измеряется не вещественным значением дела и его возможными последствиями, а только степенью доброго усилия. Толстой Л.Н., 1828-1910

                                                                                                

Добродетель не в том, чтобы удерживаться от порока, а в том, чтобы не желать его.  Б. Шоу   Значит, желать мне нужно что-то другое, более сильное, высокое? Одними запретами от нежелательного не избавиться – нужно, чтобы его место в душе было постоянно занято Желательным,  ОЧЕНЬ  Желательным?                                                                                                  

 

Если поступок добродетелен или порочен, это является лишь признаком определённого душевного качества или характера; он должен проистекать из постоянных принципов нашего духа, распространяющихся на всё поведение и входящих в личный характер. Если поступки не проистекают из какого-либо постоянного принципа, то не имеют значения для нравственности.              Юм, 1711-1776                                                                                                                 

    Принципы должны приводить дух в возвышенное, благодатное состояние, а уж из этого состояния должны следовать поступки? Иначе последние не будут восприниматься как Добро, не осчастливят они и творящего их принципиального?

 

Наше время отмечено поразительными успехами научного познания. Как не радоваться этому? Но нельзя забывать, что знания и мастерство сами по себе не смогут привести людей к счастливой и достойной жизни. У человечества есть все основания ставить провозвестников моральных ценностей выше, чем открывателей научных истин.     Эйнштейн А., 1879-1955

                             Когда ясно, в чём заключается истинная нравственность, то и всё остальное будет ясно. Конфуций, 551-479  Нравственность – это разум Сердца.  Гейне, 1797-1856

                         

Нравственное поведение не в том, чтобы идти проторенным путём, а в том, чтобы самому найти правильный путь и бесстрашно им следовать.                             М. Ганди            

 

Во-первых, не делай ничего без причины и цели; во-вторых, не делай ничего, что бы не клонилось на пользу обществу. Марк Аврелий, 121-180.                                      Основа Счастья?

 

Когда все предметы равномерно движутся в одну сторону, кажется, будто они неподвижны – например, когда находишься на корабле. Когда все идут по пути безнравственности, никто этого не видит. И только если, остановившись, уподобишься неподвижной точке, заметишь бег остальных.              Паскаль, 1623-1662

                                                                                                          

Нравственность – цветение Истины.              Гюго, 1802-1885

Нравственности предшествует принуждение, позднее она становится обычаем, ещё позднее – свободным повиновением, и, наконец, почти инстинктом – тогда она, как и всё привычное и естественное, связана с удовольствием и называется добродетелью.  Ницше, 1844-1900   Если прекращается принуждение, точнее – самопринуждение, направленное на Истинное и связанное с особым Удовольствием, блаженством (как, например, при физических нагрузках – т.н. «мышечная радость»; радостное сознание приближения к какому-то телесному идеалу, успеху) – потихоньку уходит и привычная, приобретённая «форма»? Если не плыву где-то против течения реки жизнехаоса – оно сносит, а потом и вообще тону?

Теряется добродетель – является добродушие; уходит добродушие – является справедливость; исчезает справедливость – является приличие. Правила приличия – это подобие правды и начало всякого беспорядка.  Лао-цзы,VI-V.   Следовательно, ступени развития человека:  приличие – справедливость – добродушие – добродетель как Долг, Служение – наконец, Добро как состояние духа?

Этика – это попытка придать всеобщую значимость некоторым нашим желаниям.

Практическая нужда в морали возникает вследствие конфликта желаний различных людей или конфликта желаний в одном человеке.                         Рассел Б.

        Вот и пытаюсь упорядочить, согласовать свои желания…  В т.ч. с помощью афоризмов.

 

Человек не искал бы нравственности, свободы – если бы он их не нашёл; он не требовал бы их, если бы до известной степени не владел ими; они не озабочивали бы его, если бы не были в нём самом как идея-сила, как плодотворное Желание, которое, достигая полного самосознания, может мало-помалу стать и реальностью.

Конечная цель морали должна заключаться в том, чтобы дать наибольшую возможность осуществить идеалы. Гюйо, 1854-1888        Идеалы Добра, Любви – ради Счастья?

 

Что такое нравственность? Наука о соглашениях, придуманных, чтобы совместно жить наиболее счастливым образом... Гельвеций,1715-1771      Если ваши нравственные устои вгоняют вас в тоску, знайте:  ваши нравственные устои никуда не годятся.  Р.Стивенсон, 1850-1894                                 Может быть, дело не в устоях, а в отсутствии Дела?

 

Удовлетворение, сострадание, нравственность и проникновенное понимание – вот средства отсечь омрачения. Нагарджуна,113-213.   Это требует Высокого Состояния души?

 

Что же такое счастье? Ощущение полноты своих духовных и физических сил в их общественном применении…

Оно, прежде всего, покоится в координатах общественной нравственности. Счастье личности вне общества невозможно, как невозможна жизнь растения, выдернутого из земли и брошенного на бесплодный песок.   Толстой Л.Н.,1828-1910

                                                                                                                                                                                                                                                         

   Судим ближнего своего по делам и поступкам, но высшее существо судит по тому, от каких поступков человек отказался и как боролся с самим собою.             Фридрих, 1774-1840

                                                                                                        

Обладающий совершенными моральными качествами ничего не обретает:  большой человек лишён самого себя.                            Чжуан-цзы, ок.369-286

             Если Он большой-счастливый – зачем Ему быть маленьким-несчастным!                                                                                        

        Моральное состояние человека, в котором он всякий раз может находиться, есть моральный образ мыслей в борьбе, а не в мнимом обладании полной чистотой намерений воли. Кант,1724-1804.  

Если идеально Счастлив – ни воли, ни борьбы, ни морали уже нет – есть Любовь, Радость и Красота? Блаженство бытия? Подобные состояния возможны лишь в паузе борьбы- жизнетворчества?                                                                                                                                                                                                                   

В области нравственности не следует выказывать свою добродетель по малозначительным поводам:  девственностью не хвастаются.      Ривароль,1753-1801

Хвастаются – с подспудной целью лишиться её? Но тогда это не Добродетель, не Счастье, не Знание, а  инкубационный период, начало порока – неопытность?

Твоя мораль – это твои привычки; не считай других аморальными только потому, что у них другие привычки.       Шоу Б.

                                                Добропорядочные люди приобретают больше врагов своими речами, нежели дурные – своими делами.                              Жан Поль,1763-1825

 

Нет иной морали, кроме морали сердца, как нет иного знания или иной мудрости, кроме знания своих потребностей и правильного представления о путях к счастью.   Сенакур, 1770—1846                                                                                            

                                                                                                     

Счастье не меняет нравов: оно их подчёркивает.                   «Восточная мудрость», 1903

 

Мораль есть учение не о том, как мы должны сделать себя счастливыми, а о том, как мы должны стать достойными счастья.     Кант,1724-1804

Достойными – в собственных глазах? Для этого нужно разобраться в себе, увидеть Себя?                           

Морали подобает иной род ясности. Здесь дело не в созерцании, питающем разум, а в направляющих волю побуждениях. Жар и пыл нужнее ей, чем свет.            Жубер, 1754-1824

                                                                                                             

Признак нравственной высоты – способность сильно Чувствовать и с такой же силой обуздывать себя, быть сдержанным в речах и целомудренным в мыслях…      Р. Роллан

                                                                                                        

Не разум – начало и руководитель добродетели, а, скорее, движение Чувств. Сначала должен возникнуть какой-то неосмысленный порыв к прекрасному – как это и бывает – а затем уже разум судит и произносит приговор.              Аристотель, 384-322

                                                                                                                               

Прекрасное влечёт к себе и тотчас вселяет стремление действовать.     Плутарх, 46-127

                                                                                                                

                         Нравственное – это прекрасное в действии.         Ж.Ж. Руссо, 1712-1778

 

Всякая мысль, родившаяся из нравственной идеи, есть Чувство.    Балланш,1776-1847

 

Наслаждайся и дари наслаждения, не причиняя зла ни себе, ни другим – в этом и заключается суть нравственности.   Шамфор, 1741-1794.   Идеальное занятие в этом смысле – чистое созерцание? Наблюдение этого мира с наивысшего душевного уровня или –  уже с того света?

 

   Само бытие без нравственного есть проклятье, и, чем значительнее это бытие, тем значительнее это проклятье. Бэкон Ф., 1561-1626

Великая безнравственность происходит из коллизии доброго с приятным, страстей с разумом – и имеет источником силу чувственных побуждений и слабость моральной воли.  Шиллер, 1750-1805.  Следовательно, Чувство доброго, Блаженство  должно быть сильнее, Любовь должна вытеснять чувственность, а когда последняя берёт верх – ясно представлять себе отдалённые ужасные последствия её победы? Увы, зачастую, чтобы как следует разглядеть «кнут», его нужно испробовать на себе?

 

Ученики часто с головой уходили в вопросы о том, что правильно-неправильно. Иногда ответ мог быть достаточно очевидным, иногда – нет. Если Учителю случалось присутствовать при подобных дискуссиях, он не принимал в них участия.

Однажды перед ним поставили вопрос: - Правильно ли будет убить кого-то, кто захочет убить меня? Или это будет неправильно? Он сказал: - Откуда мне знать? Поражённые ученики спросили: - Тогда как нам отличить правильное от неправильного? – Пока вы живы, будьте мертвы для себя, полностью мертвы.          

И тогда действуйте, и ваше действие будет правильным.                            Из Э. Мелло  Отказаться от себя-маленького-прошлого – отдаться Жизни? 

Физический рост человека определяется удалённостью его головы от земли, нравственный же рост – приближенностью его головы к небу.                  Ш. Пьермон

 

Безнравственность – это слабость.       Джон Милтон, 1608-1674

            Нравственность – это культивация (усиление, укоренение, взращивание) Добра в душе?

 

Гармония чувств и разума

 

Разум дан нам, чтобы служить страстям, а не бороться с ними, это их советник, а не тиран. Гельвеций,1715-1771  Для недобрых страстей – тиран? Тиранит, главным образом, невниманием: занят служением добрым порывам?   

Если бы весы нашей жизни не были снабжены чашей разума для уравновешива-ния чаши чувственности, горячая кровь и пошлость нашей природы довели бы нас до безумнейших последствий; но ведь у нас есть рассудок для охлаждения кипучих страстей, для укрощения животных побуждений и необузданных похотей.  Шекспир

                                                                  

Немного страсти обостряет ум, много – его подавляет.   Стендаль, 1783-1842

 

Нигде ум не встречает таких необычайных проблем, как в глубине человеческого сердца: нигде ему не приходится наталкиваться на более сложные, таинственные, неуловимые и страшные задачи… Да, есть нечто более высокое, чем небо: это человеческая душа.

                                                                                                          

Высота чувств –в прямом соотношении с глубиной мыслей. Сердце и ум –две конеч-ности баланса. Опустив ум в глубину познания – вы поднимете сердце до небес.    Гюго,1802-1885

.Безнравственность сердца свидетельствует также об ограниченности ума.  Бенжамен Констан, 1767-1830

                                                                                      

Чтобы делать Добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое. Пастернак Б.

 

Если чувства будут неистинны, то и весь наш разум окажется ложным. Лукреций, век до

                                                                                                             I

Человеку нередко кажется, что он владеет собой, тогда как на самом деле что-то владеет им; пока разумом он стремится к одной цели, сердце незаметно увлекает его к другой.

                                                                                                                           

Голова всегда бывает обманута сердцем.   Ларошфуко, 1613-1680

 

Теоретическая нравственность, открывающаяся в одних системах и словах, но не говорящая о себе как дело, как факт, выходящая только из созерцаний ума, но не имеющая глубоких корней в сердце, - такая нравственность стоит безнравственности Белинский В.Г.,1811-1848 .                           Осознать:  за всякой идеей стоит ЖЕЛАНИЕ, чувство?

 

Абстракция – смерть для этики, ибо этика есть живое отношение к живой жизни. Истинная этика начинается там, где перестают пользоваться словами. Швейцер А.

                                                                                                     

Если позитивное умопостроение не задействует эмоции, оно даёт сбой…     По книге «Спонтанная эволюция» (Б. Липтон, С. Бхаэрман)

Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце.                                                                                Шиллер,1750-1805

                              Рассудок может образоваться без сердца, сердце –без рассудка; существуют односторонние безрассудные сердца и бессердечные умы. Гегель, 1770-1831

                                                                                                              

Великая любовь неразлучна с глубоким умом… оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы.    Гончаров И.А., 1812-1891

                                                                                               

Недоумения ума исчезают скорее и бесследнее, но ошибки сердца – это уже дух заражённый, это такая степень слепоты, для которой факты ничего не значат, она и факты перерабатывает на свой лад.

Великие мысли происходят не столько от великого ума, сколько от великого чувства.  Достоевский Ф.М., 1821-1881

                                                                                             

Сама жизнь ума является делом сердца: чистота сердца возвращает уму целостность созерцания. Исаак Сирианин, VII век

Элекромагнитная активность сердца в 5000 раз мощнее мозговой… приборы регистрируют её до 3-х метров от тела… Сосредоточение на сердечности (любви, благодарности, сострадании-заботе) гармонизирует сердечный ритм, нормализует биохимию организма, способствует развитию интеллекта, влияет на самочувствие ближних (в силу взаимодействия сердец).   По книге «Спонтанная эволюция» (Б. Липтон, С. Бхаэрман)

 

Разум представляет собой сумму лучших наших чувств.              Шелли, 1792-1822

                                                                                                            

Истинно цельный и надёжный человек, чьё чувство находится в полной гармонии с его умом; про кого можно сказать, что со светлым умом он соединяет правдивое сердце…     Шелгунов Н.В.,1824-1891

               Пока сердце сохраняет желания, ум сохраняет мечты.                Шатобриан, 1768-1848

                                                                                                                           

 Замысел так же, как молния, возникает в сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается всё это исподволь, медленно, пока не доходит до той степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и ещё несколько хаотический мир рождает молнию-замысел.   Паустовский К.Г.

                                                                                              

   Расставлять  желания по степени важности надлежит сердцу, руководить ими – разуму. Вовенарг, 1715-1747

 

   Каковы отличительные признаки истинно человеческого? Разум, воля и сердце. Совершенный обладает силой мышления, воли и чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – Любовь.      Фейербах, 1804-1872

 

Любовь показывает человеку цель его жизни; разум показывает средства исполнения её.   Толстой Л.Н., 1828-1910

(Из личного сборника афоризмов, отрывков, притч, стихов, сказок с собственными комментариями  (курсивом) "Добросчастье") 

Оценка информации
Голосование
загрузка...
Поделиться:

Оставить комментарий

Вы вошли как Гость. Вы можете авторизоваться

Будте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.
Оставляя комментарий Вы соглашаетесь с правилами сайта.

(Обязательно)