Славянские Боги войны, что известно о них?
Мальчиков да юношей, молодых мужчин влечет слава могучих воинов. Верно, оттого часто ищут они ответа: каковы славянские Боги войны?На что того бояться, кто не умеет драться, говорят мужчины. Умение постоять за себя, защитить родных издревле ценилось. Однако, был ли притом главный Бог войны у славян? Славянским Богам войны посвящена эта статья «Северной сказки».
Первые славянские Боги войны
Истории о битвах с участием славянских Богов встречаем мы в древних сказаниях. Складывают и ныне в северных деревнях песни о великой битве Темных и Светлых Богов, случившийся в давние времена, когда Род создал мир. Направил тогда Чернобог, властитель Нави, грозное войско к воротам Ирия.
Так, первая битва славянских Богов описана в книге нашего издательства «Северная сказка» «Боги и Люди»:
Чёрный камень в Рипейских горах закрывал вход в Навь, но служил и многим другим целям. К нему и отправился Чернобог, прихватив с собой молот, подаренный ему Сварогом ещё в далёкие и светлые времена. Ударил Чернобог молотом по камню, посыпались во все стороны чёрные искры. Те что
упали на землю — превратились в армию колдовских чёрных коней, изрыгавших пламя. Искры, летевшие по воздуху, преобразились в тучи воронов и филинов, затмивших дневной свет. Искры, попавшие в людей, превратили их в чёрных могущественных волшебников и волшебниц, вставших неисчислимой ратью под чёрные знамёна Чернобога. Из-под Чёрного камня потянулись подвластные Повелителю навьи — злые духи, безобразные Души, искорёженные тлетворным дыханием Хаоса, превратившиеся в потусторонних чудищ, вредоносные человеку, отравляющие саму суть своим чёрным дыханием.
Получили они все приказ от Чернобога: пока разойтись, себя ничем не проявлять, людей не обижать, а как понадобятся, чтобы все собрались у Чёрного камня.
Дошло дело и до оружия. Выковал Чернобог своё волшебное оружие на Чёрном камне. Вначале он сковал необоримый меч, сражающий даже бессмертных. На его серповидное лезвие пошло звёздное железо, истекшее из Чёрного камня. Этот меч-серп мог унести жизни тысяч воинов за один взмах. А затем на Чёрном камне выковал Чернобог Меч Кривды, Меч Пекла и другие мечи, секиры и копья. Выковал он себе кольчугу и доспехи. Примерил доспехи, взял в руки меч — кладенец и оглядел себя:
— То, что надо! Смотрите и бойтесь, светлые боги! Перед вами Повелитель Нави - Великий и Ужасный Чернобог. Берегись, братец! Скоро воевать начнём!
И вот пришло время Великой Битвы Света и Тьмы. Время для людей остановилось, а для Богов понеслось вскачь. У Чёрного камня собрал Чернобог своё войско: тысяча чёрных жеребцов, извергающих пламя, и тысяча волшебников и волшебниц с жезлами, на которых насажены ужасные черепа, тысяча чёрных птиц в небе. Навий никто пересчитывать не стал.
Сказал так Чернобог навьему войску:
— Ваша задача — прорваться к проходу, который ведёт в Ирий, где живут Светлые
Боги, и захватить этот проход. Ваше нападение должно быть внезапным. Поэтому мчитесь через Явь, не останавливаясь, не убивая никого и не поджигая жилища людей. До них очередь ещё дойдёт. Берегите силы. Только вперёд. У входа придётся биться с охраной Ирия. И помните, нам будет помогать Тьма. Нужно успеть всё закончить до появления Солнца.
И устремилась эта чёрная рать через леса и долины Яви, минуя селения людей, к проходу в Светлый Ирий.
Завязалась великая битва. Огненным вихрем в золотых доспехах и с пылающим мечом на своём огнегривом коне налетел на чёрную рать Семаргл, Бог Огня, сын Сварога. Снопами сыпались молнии из глаз огненного Бога, с бороды стекала огненная лава. Ему не уступал быстрый Стрибог, который был везде, где нужно. Белобог, сверкая глазами и ярким мечом, разливал свет перед наступающей тьмой, и та слабела, невзирая на свою ярость. А с ними рядом бились с тёмной ратью светлые волшебники, птицы и звери. Грозная была битва! В небесах молнии вились, как огненные змеи, вся Земля была подобна кипящему котлу. Но не доставало силы у Светлого войска, и уже стало казаться, что силы Нави победят, а звёздам суждено угаснуть. Но в это время на небе появился в огненной колеснице, запряжённой огненнымиконями, Хорс, Бог Солнца. Полыхнул он яро и ударил солнечными лучами в чёрное войско. Даждьбог подставил свой щит и отразил его на всё вражье войско.
Не вынесли солнечного света порождения Чёрного камня, заржали чёрные кони и ринулись назад, чтобы скрыться в спасительную темноту, унося на себе тёмных волшебников;
вороны и филины ослепли от ярких лучей и попадали на землю. Навьи — хоть и бестелесные духи, но поддались общей панике и кинулись наутёк. Без предводителя как-то ничего не задалось. Скоро поле битвы опустело.
Читаешь древнюю историю и видится, могучие, грозные Боги войны предстают перед нами. Только кто из них – настоящий славянский Бог войны? Семаргл ли, сын Сварога, Бог огня? Может быть, Солнечный Хорс исполнял работу Бога войны, когда в этом случае он успевал править небесной колесницей, несущей Солнце? Вовсе не похож на грозных языческих Богов войны и задумчивый Даждьбог, Бог Отраженного Света!
Вовсе не Боги войны были участниками знаменитой битвы с тьмой. Да и сама битва была не для захвата Яви и Прави, лишь для установления равновесия между мирами. Ведь помним мы, что направил войска тьмы Чернобог, не желавший разрушения славянского мира, выполняющий волю Рода, Бога Творца всего Сущего.
Был ли Перун Богом войны у славян?
Говоря о славянских Богах войны, непременно вспоминаем Перуна, грозного защитника Яви. Изображают его могучим воином, держащим в руках меч или топор, которым крушит Перун всякое зло. Красна битва славными воинами – в дружине Перуна много добрых молодцев служит. Вот он Бог войны у славян, настоящий военачальник! Верно ли это?
Вспомним, как стал Перун могучим воином. Началось то с битвы со Скипер-Зверем, порождением Хаоса, желавшим захватить мир Яви. Прослышал Скипер-Зверь, что ждет его смерть от руки нового Бога, сына Сварога и Лады, выкрал Перуна да закопал его в земле на долгие годы. Когда отыскали славянские Боги Перуна, вернули его к жизни, сразился грозный Бог с давним врагом и победил его в битве.
Не в войне участвовал Перун и уж точно войн не начинал. Потому смело можем сказать, что Перун – воин, защитник Яви, глава дружины, охраняющей границы нашего мира, но вовсе не языческий Бог войны. Да, он предводитель Воинов, но вовсе не жестокий разрушитель — убийца, не Бог войны.
Истории о других славянских Богах войны
Отправляемся далее искать славянских Богов войны. Кто известен ратным мастерством, воинской хитростью и мудростью? Сказывают, был славным воином Бог Китоврас. На войне нет правил на все случаи — не только ратному мастерству, но и воинской магии да мудрости обучился Китоврас и перестал участвовать в битвах. Ныне знаем его как мудрого наставника, учителя молодых Богов и героев, вовсе не славянского Бога войны.
Ярило — Ярый Бог, учился у лучших мастеров ратного дела. У мудрого Китовраса, вспыльчивого Семаргла, быстрого Стрибога, грозного Перуна. Участвовал Ярило в битвах против сил Хаоса да побеждал в них. Однако, тот же Ярило приводит в Явь весной красавицу-Лёлю! Совсем другим видим мы в эти моменты славянского Бога Страсти, Весны и Любви! Северные сказания хранят память о том, что главное сражение выиграл Ярило не воинским умением, а силой Бога Любви. Всякая ссора красна мировою! Потому нельзя назвать и Ярило Богом войны у славян.
Коли не нашёлся славянский Бог войны, может быть, есть Богиня?
Например, упрямая Девана, Богиня Охоты, любящая настоять на своем, желающая силы да власти? Быть может, смогла бы она стать Богиней войны у славян, да иначе повернулась судьба. Ныне знает Девана цену гордости, упрямству, ошибкам, воевать не стремится. По ошибке можно принять за Богиню войны Диву Додолу, жену Перуна. Когда опускается на землю очищающая гроза, и впрямь действо грозное, да оставляет гроза после себя плодородные земли, а война – разрушение.
Так были ли славянские Боги войны?
Греки поклонялись двум богам войны: Аресу — коварному, вероломному и кровожадному богу, любящему хаос и войну ради самой войны, и Афине — честной, справедливой и мудрой богине, предпочитающей вести организованную войну с использованием стратегии. Арес и Афина входили в пантеон двенадцати главных олимпийских богов. Согласно древнегреческим мифам, у Ареса также были спутники: богиня раздора и распрей Эрида, богиня неистовой войны и ярости Энио, а также его сыновья Фобос (бог страха) и Деймос (бог ужаса).
В качестве богов войны египтяне почитали Сета, Сехмет и Монту. Изначально в древнеегипетской мифологии Сет, который стал богом войны, смерти, хаоса и разрушения. Богиня войны Сехмет считалась хранительницей мира, но при этом обладала изменчивым характером: напускала болезни и излечивала их, наслаждалась кровопролитием, а ее гнев приносил эпидемии. Древнеегипетский бог Монту входил в число солнечных божеств, но позже также стал Богом войны.
Мифы славян полны историй о сражениях со злом, однако, славянских Богов войны в древних сказаниях не встретить. Боги, участвовавшие в битвах, знают, как оградить землю от зла, владеют оружием, но войн не любят. Хорошей войны, тяжбы доброй не бывает! Не было у славян Бога войны! Не такой мы народ, чтобы войны разорительные любить! Это и по мифам нашим видно.
Много рассказали мы здесь волшебных историй о славянских Богах, да всё больше кратко. Северные былички о них в статью не уместятся, в книгу и то не в одну! Коли хотите истории о славянских Богах целиком прочесть, найдутся они в книгах «Северной сказки».
“Если найдется такой заблуждающийся, который начнёт перечислять Богов, разделяя их в Свароге, он изгнан будет из Рода, поскольку мы не имеем Богов разных. Вышень, Сварог и иные суть – единство и множество, поскольку Бог Един и Множественен. И пусть никто не разделяет того множества, кое суть единство и не говорит, что мы имеем многих Богов” (Велесова книга, дощ.30).
По Буквице БОГ есть сочетание “Буки Одь Г(Х)ервь” что в переводе на современный язык означает Символьное обозначение совокупности (объёма) непознанного (скрытого для понимания). Берегитесь нового “Славянского мировоззрения” от госдепа США. Источники на mishka-oz
Чет какая-то муть с этими богами и байками про них. Можно сожрать грибов и таких сказок насочинять, главное действующих лиц заранее обозначить… БОГ, читал я что составлено это из “БОльшой ОГонь”, типа связано это с солнцем или ярилом и т.д. в дебри… Людям мозги пудряд со страшной силойи у них получается. В итоге имеем тупоголовую толпу.
Как то все у тебя просто.Съел грибов и сказочник-фантаст.Под грибами надо полагать можно насочинять книг,опубликовать и разбогатеть.Я думаю ты неплохо знаешь,что такое Хэллоуин.То есть то,что тебе вкачали походя в интернете,прессе и СМИ,это просто.А тут надо читать и изучать,вот же белиберда…
Мой дорогой друг, Вы очень ошибаетесь на счет меня! Я очень плохо знаю что такое хелуин и тому подобные сброды. И мне сложно что либо “вкачать”. Читаю и изучаю достаточно долго, и на основание своих изысканий делаю выводы. А про грибы, это чистой воды подкол, жаль что Вы не поняли этого, и про богатство от написания книг под грибами – это уже перебор…
Разума Вам и душевного покоя!
Бог, а были ли у славян боги, может это были люди с неординарными способностями, которых после ухода из Мира, стали величать Богами?
Это всё позднее мифотворчество, несерьёзно. Правда надёжно была скрыта победителями-христианами. Без письменных источников нам будут рассказывать подобные анекдоты, для развлечения. Истинную историю Руси можно узнать из работ профессора, доктора философских наук В. А. Чудинова, который обнаружил множество русских надписей на исторических артефактах… Старейшая богиня – Макошь, прародительница, функция любви, искусства. Род – прародитель, функция – строительство. Мара – богиня смерти, врачевания, потустороннего мира, ритуалов, социального обеспечения… Яр (фамильярно Ярило) – основной бог, функции – всё остальное: изготовление высокотехнологичной продукции,бог Солнца, войны… Остальные боги появились позже и были ипостасями основных богов. На разных территориях были свои боги. Это боги ведической религии, называлась Вера Мира Яра. Язычники – сектанты. Вера продержалась до реформ Никона. Последним царём-старовером стал Михаил Фёдорович, ставший христианином после 20 лет. Правильно, войн у русских не было, потому и Историю писать было незачем, пока не прибыли переселенцы из Азии…
Определение войны и определение жизни совпадают, различие только в скорости протекания процессов.
Есть два закона управляющие любой экосистемой: (а) естественный отбор; (б) симбиогенез.
Устранение одного из них влечёт гибель экосистемы.
Так что “Дедушку Велеса” можете величать богом войны.
Открываем ЛИКБЕЗ
Человеку свойственно все делить. Но считается, что только примитивному мышлению (читай – языческому) свойственно делить все на равные доли. Понятие «поровну» – это понятие общинной справедливости. Круглый год, как некая «Община Богов», отвечающих каждый за свое, но все вместе за общее, неплохое отражение языческого понимания справедливости мира, ведь им отданы равные доли Света. (Только светом определяется смысл жизни.)
Год поделен справедливо на четыре части – по горизонту и вертикали, по делению «+», простому делению, и на каждом узле времени посажен сильнейший бог. Древнейший! Менее сильными, но чрезвычайно значимыми, можно рассматривать других четырех, что заняли свои места в узлах по делению «х», то есть – наискось. Это, вне сомнения, более молодые и менее сложные боги.
Восемь богов на радиальных точках не исключают присутствие в кругу других (и даже на их собственных местах), равных или не столь важных: «богов», «божков» и прочих «носителей силы». Их расположение не в столь значимых точках могло быть временным (до следующей революции, когда кто-то из «старых» не оправдывал надежд). Как часто это происходило, неизвестно. Но не будь христианство по своей молодости столь требовательным по захвату земель и душ, возможно, «богу христиан» нашлось бы место среди ВОСЬМИ СИЛЬНЕЙШИХ. Как? На принципе слияния или подмене. Некоторые «Русские Боги», о которых нам приходится слышать, вероятнее всего, просто «сошли с круга» «до востребования», до нового возрождения (память – вещь удивительная, избирательная). Их значение было утеряно, но прозвища (пусть неполные, затертые, видоизмененные) сохранены. Но гораздо чаще происходили слияния, наложения одного на другое. Подтверждения этому обнаруживаются часто, и они как нельзя лучше объясняют «нестыковки», различие имен одного у одного и того же понятия.
Прежде чем пытаться понять четырех неоднозначных древнейших или же, как мы их назвали, «сложных богов», следует разобраться с тем, что представляет их местоположение: горизонтальное и вертикальное деление календаря, четко обозначающее и противопоставляющее «верх» – «низ» и «право» – «лево». Нужно уяснить, что такое ЕРГА – великие весы природы, Арга, уходящая от центра в «верхний мир», и Мрга, спускающаяся с центра в «нижний». Следует вспомнить такие понятия, как «живая вода» и «мертвая вода». И в ряде случаев четко указывается – читаем русский эпос – действие «живой» невозможно без «мертвой». Одно, само по себе, не может работать, оно подразумевает временное существование «живого» или «мертвого».
Световит, опять же, не светом распоряжается, а сущностью его и мудростью его, он Великий Русский Бог Порубежья (границ), он единовременно и Черно-Бог, и Бело-Бог. Собственным существованием указывает, что не может быть света без тьмы, а тьму мы способны распознать, только зная свет. Он, Световит, навечно прописан на весах времени. На горизонтальной линии деления верхнего мира и нижнего мира. Ерга – весы жизни. Световид – Бог Воли, свободного выбора. Разума! Ни один из богов, прошлых или неких будущих, сочиненных мыслью мудрецов и самовозникнувших, любых времен и любых народов (кроме русского) не предлагал этого и не способен предложить большего.
Можно веровать в это или нет (сегодня веровать в богов, как минимум, странно), но если «свято место» пусто для вас (не стоит считать язычников такими уже верующими), его заполнит, окажись вы только вне города на достаточный срок, восхищение природой, ее силой, но и разумом. Следует верить в то, что делает нас людьми. Необходимо осознать: языческие “боги” – это нравственные категории, которые обеспечивают (диктуют) жизнедеятельность в зонах собственного влияния, тем самым способствуют выживанию, направляя его в необходимое общине русло и указывая первоочередность задач каждого временного цикла. Это в целом, но существует множество воспитывающих (делающих человека лучше и сильнее) частностей. Они закладывались календарем, и поочередность задач выставлялась самым мудрым образом.
Русский язычник относится к богу, как к личности, наделяет живыми качествами – это главная отличительная черта от других верований. Отношения удивительно просты и прозрачны, но их почему-то принимают за примитивизм. (И кстати, это очень славная характерная черта русских языческих верований – оживлять все, во что веришь.) И только к богу верхней календарной точки (как и богу христиан) нельзя ничего примерить, потому как – это испепеляющий Абсолют, это солнце, это вечность, это то, что вобрав в себя все, становится обжигающим. Это Хорс-Даждьбог (таково одно из его обозваний) Он – «дарующий», он «круг», он и то, на что невозможно смотреть. Но там же у язычника, поставлен Род – не бог, а понятие, в прародителя он был превращен позже, а богом его прозвали совсем недавно, наделив индивидуальными, но и общеродовыми чертами, он само мировоззрение, он как бы «дедушка-вечность». Так его и приветствуют. Хорс-Дажьдьбог – это «Все-Бог», на нем все-обязанности, потому в дни его чествований, на пике трудов, когда дорог каждый день, обычаем приостанавливаются все работы, люди намываются до бела (Аграфеновы бани), а в определенную ночь (самую короткую в году) раскладывают такой общинный костер, чтобы пылал до зари «убил ночь» – таковы русалкины недели, последний и единственный роздых перед СТРАДОЙ.
Обратимся к нашим календарным богам. Что до их местоположений, то они радиальные и равноудаленные. Последнее – прямое отношение к продолжительности светового дня. То есть, визуальное равноудаление на радиальных, складывается не по равному количеству суток между ними (хотя в отражениях, если сложить круг по вертикали, они “зеркально” совпадут), а по количеству “света” в этих сутках. Сравните присутствие солнца в летних сутках и зимних. Потому количество “осьмиц” зимнего периода календаря (от урга до урга) вдвое превышало количество осьмиц “самолето” (от орга до орга), но по отношению к “количеству дня”, солнечного присутствия, с точки зрения язычника, являлось равным. Тяжелые дни составляют дно чаши.
Восемь радиальных линий дают восемь точек на окружности – местоположение восьми “богов”, отвечающих за свой период года.
Известное нам святилище Перуня (с восемью кострами на окружности), повторяло более ранние, их находили и в других странах.
например, «Сьоборгский каменный круг» – см. здесь:
http://www.monsalvat.globalfolio.net/library/platov-magicheskie-iskusstva/page%20-%200449.pdf )
Нет данных, что костры “новгородского капища” горели постоянно, но едва ли стоит сомневаться, что возжигались они для поминовения («обогрева») богов. Единовременное зажигание происходило скорее всего в особый день периода (солнцестояния и равноденствия?), но и последовательно (то есть в собственный «бога-день»).
Здесь я исхожу из того, каким образом раз в восемь лет возжигалась “Раклага” – всеобщинный костер, чем она отличалась от прочих ежегодных. Восемью людьми разного возраста с восьми сторон поджигались восемь дорожек, ведущих к костру в виде расходящихся лучей. Дорожки эти (канавки) выкладывались сухой травой с пухом прошлогоднего камыша, поливали и маслом. Но речь идет, как уже говорил, о том общинном костре, что назывался “раклага” у южных варага, и “баклага” у северных. Если название первого понятно, то происхождение названия второго – по каким причинам произошли такие изменения – неизвестно. “Баклаги” (на Иванов день) возжигались еще в 70-е в районе Дно-Дедовичи (Псковской области). Костер этот был строго общим, возжечь какой-нибудь свой отдельно считалось оскорбление обществу. Поскольку был этому не только свидетелем, но и участником, позже возьмусь описать наиболее подробно. Ближе к Прибалтике при таких кострах втыкался “зачур” (или “зачурмыка” – им, кстати, пугали неопрятных, не желающих мыться, детей) – вы можете видеть один из вариантов на фото заставки. Любопытно, что направлен был этот оберег в сторону Запада, как понимание того, что оттуда идет скверна…
(Впрочем, когда речь о Северо-Западном крае, то именно с запада по осени идут полосы худой гнилой погоды, и лишь позже, со времени, когда латгалы бросали жребий перед своими богами, чтобы те сами ответили – в чью пользу от них отказаться, жребий выпал в пользу иного понимания, и пограничье хлебнуло неприятностей досыта).
АНТОН: “Тогда и “Дедушку Велеса” можете величать богом войны…” (с)
Да, угадали – “начальной военной подготовки” – он “бог подростков” (пастухов – в старое время пастухами выступали подростки, и сам автор эти строк “ходил в ночное”, а именно – начиная с “Волоса”)
В Оргу 22 мая (христианского Николу Вешнего и языческого Волоса) костры жгут подростки или молодые неженатые парни (у нас до сих пор) – они знаменуют «первотравные выпасы». Что бы это словосочетание не означало, но к ним, пройдя собственным обязательным обрядом – «семидивницей» (что продлится восемь дней, заключен в назиданиях «восьмого» – «межевого деда», и закончится оберегом, протаскиванием сохи вокруг деревни), на костры сбегаются девушки. Пока идут одни лишь пригляделки, все важное произойдет на «Арга», на «Раклага», на «Русалии», на «Купала», а результаты, если они станут заметны, подытожат у «по-к-рава» – в «Заревницу». Земля накрывается снегом, а девушка, ставшая женщиной, платком. И в «Урга», возможно так, ей придется и провожать – «жертвовать». В те времена жизни были быстры, мало кому удавалось за них зацепиться.
Упоминание Перуна встречается и в более ранних источниках, где большую достоверность имеют Византийские, чем прочие восточные и последующие «наши». На Царьград не ходил спецназ, вроде того, что удалось создать Суворову, ввиду обязательной 25-летней службы, правильного воспитания и использования возможностей «забугорной обкатки». Пугали обывателя, прибивая щиты на ворота, никак не профессионалы.
(Кстати, это ритуальное действо означало, что город берется под ЗАЩИТУ вождя, оставившего ему свой щит.)
Ходили на Византию («Царьград») подразмяться, показать себя, те, кого сегодня назвали бы подростками. Безбородые юноши, из которых потом вокруг вождя и складывалась «молодая дружина». Если обратите внимание на картинки, сопровождающие летописи в их поздних переписках, увидите, все они, как один, указаны безбородыми. Бородаты только вожди-командиры. В отдельных особых («запорожских случаях» – а именно оно выступало хранителем тех традиций), оставлялись усы и коса. Это имело отношение к тому, что в преданиях варага озвучивалось так: «Стриги вьются за плечами». «Стриги» – ненасытные духи войны, души убитых, потому в таких случаях («тризничая») предназначалось голову оСТРИчь, дабы, догнав, не могли уцепиться, нанести вреда. Часто это, за всех своих воинов, делал вождь. Описание Святослава, данное византийским источником, выглядит в этих условиях достоверным.
Да и самое положение клятвы: «Клялись своим богом Перуном, на мечах и Волосом – богом скота», вне сомнения, верное. А если поминался Хорс, так в значении, что солнце выступало свидетелем клятве на мечах. Это трезубец власти и силы присутствующих, явившихся к вратам Царьграда (907, 945, 971 гг.) Бог воинов (Перун), явление меча солнцу, равное клятве солнцем…
(Отметьте для себя – в клятвах мы никогда не втыкали мечей в землю, ибо она – мать, «мать-сыра-земля».)
Третий зубец «трезубца клятвы» – бог-покровитель подростков (Волос), которые должны были вернуться домой уже воинами. Причем, Волос – это одно из его прозвищ, отчасти ироничное. Истинное имя бога принадлежало избранным, ибо знающие имя Бога (как и прирожденное имя человека), обретают над ним власть. Волос – характеристика, от нее нам оставлено то, что все мы, в большей или меньшей степени, волосаты. И восточные верования в предназначение человека, указывают, что чем более волосат человек (имеются в виду волосы на груди и лице), тем он более мужественен. (Инстинктивное наблюдение над состоянием преобладания «мужских гормонов»?) Но признайте, это большая ирония, что о боге-Волосе сегодня вам известно лишь его ироничное прозвище.
Во времена властвования осмыслов, когда слова были все еще весомы, понятия не отделялись запятыми, и все писалось в одну строку – о потомках не думали, люди все еще понимали, о чем идет речь. Каждый слог нес образ. В перечислениях, кого собственно оставили в киевском кругу 980 года (по христианскому летоисчислению), первым идет Перун, что естественно ввиду затеянной Горбач… тьфу! – князем Владимиром! перестройки.
На первый взгляд, его, Перунопосажение – следствие государственного переворота «черных полковников». Воины, пришедшие к власти мечом, объявили главенствующим над всеми «бога воинов», это естественно, все к тому и шло. Захват власти с помощью воинов, создание опорной «молодой дружины», опора на мечи в делах неправедных… Умы, правда, были еще крепки, что зубы. Их выковыривали мечами, поддерживающими престол северо-западного бога (Перуна), творившие (его именем) юго-восточные жертвоприношения (киевское понимание богослужений). После чего, сделав положение дел невыносимым, обвиноватили «главенствующего» северного бога, назначенного отвечать за все «южные дела», объявив его «нелегитимным» (то есть – неправомочным, незаконным, непризнанным «общественностью»). Сковырнув его, да всех «ему подчиненных» (то есть – ВСЕХ богов по факту новомифа о подчиненности), объявили первые в Русской изТОРЫи «демократические» выборы новой веры.
Приход христианства готовился тщательным опорочиванием и разрушением предыдущих ценностей. Если хотите приблизить к себе понятие произошедшего, вспомните переворот 90-х – он проводился по той же формуле – опошлением идеи коммунизма и отрицанием возможностей социалистической формы развития.
Какое отношение это имеет к календарю? Самое прямое.
“Таково, например, святилище Пярыни под Новгородом, окружность которого разбита на восемь частей восемью кострами, что является, вероятно, отголоском древнего восьмиричного деления года и любого цикла…” – осторожно писал исследователь, понимая, что копнул слишком уж глубоко, гадая – чем это ему отзовется.
Придерживался ли князь Владимир древнего понятия восьмеричного цикла, но революция с разрушением понятий, переводом стрелок, заточенных под будущую “виновность Перуна”, все это, проходящее под рецептом “чем хуже – тем лучше”, продолжалось ровно восемь лет. А затем “народу” предложили христианство, как решение проблем. К этому времени наиболее обеспеченный, приближенный к власти слой (во сохранение жизни и обеспечение карьеры), держа нос по ветру, его, христианство, уже принял. Тем, кто не успел, было предложено немногое.
Но Сварог – старожил этого места (2 августа, по современному определению), а Перун – пришлый божественный богатырь, и понятно, что таковым же является и Илья (уж и не знаю, кого он в «трехбожии» подменил). Можно считать так, а можно, что месту дали еще одно имя. Влили качества.
Итак, русский бог Сварга, западный славяно-балтийский Перун, пограничный, финского племени мурома, но хазарским именем Илия… И должно быть, воображение приписывало каждому свойства определенных характеров, как это и бывает у братьев одной семьи. Все «метали молнии», потому можно говорить о вспыльчивости, характере взрывном, скором на действия (что не плохо в военном деле, но совершенно не подходит бытовым делам). Боги-покровители своего места и времен.
«Ново-язычеству», что ищет себя в старых богах, беря без разбора, вводя мифологию без осмысления, стоило бы перебрать опоры, если бы только оно, столь стремительно рванувшее по узкому пути и в сторону, смогло вернуться к исходной и пойти широким охватом, едва ли не во все стороны разом, под стать русскому характеру. Следует напомнить о том, что когда князь Владимир совершал свою перестроечную революцию посаждением Перуна на главенствующее место – это касалось лишь его самого и дружины, которым тот, «Бог Воинов», выступал покровителем. И возможно, это касалось каких-то обязательств, о которых мы не знаем – ведь тот пантеон «богов-идолов» был не РОДОВЫМ, а княжим, стоял в его дворе, и без Хазарии здесь не обошлось, коль там затеяли человеческие жертвоприношения. А вот когда, спустя восемь лет, он этого Перуна низвергал – это тоже, казалось бы, касалось его личных семейно-дружинных дел, однако… (впрочем, об этом уже сказано)
Чтобы узнать местоположение какой-нибудь из “ипостасей бога”, нужно в первую очередь разобраться – чему она служит, какие качества в ней заложены, за что отвечает. И это вопрос не только практик применения, но и идеи. К примеру, Стрибог (буквально “быстрый бог”, бог ветра, быстрых решений) не мог находиться на весах или вертикалях. Его местоположение Орга или Урга. Стрибог мог бы выступать змееборцем, поскольку к этому времени сковывалась земля и следовало ждать первопутка (возможностей быстрых и спрямленных передвижений). Но не его, с приходом христианства, перезанял христианский Георгий-Змееборец. Волею Владимира с этого места в центр круга (чего никогда не бывало) сошел Перун, на “освободившимся” тихой сапой, оказался христианско-иудейский, но временем перевербованный, а затем и окончательно обрусевший (и даже приодевшийся в языческое), Илья-Громовержец. Но это место Стрибога, а утверждение может считаться верным на том дополнительном основании, что последующие четыре осьмицы цикла, носят название “стрепетных” (что означает “быстрые”).
Но есть еще несколько опорных этого дня. Дня, а не дней! Люди северо-запада не могли позволить себе отпраздновать во всю ширь. Заканчивалась «страда», но начинался не менее тяжелый, огромной важности, период, где каждый день был на счету. Это «деловой» праздник АРТЕЛЕЙ, БРАТЧИН, ВОИНСКИХ СОЮЗОВ. В нашей местности он проводился в месте под названием «Три Брата», и это было, место словно специально созданное тому; три равноудаленных озера одинаковых размеров, из-за чего меж ними получался островной треугольник. Мужской день, женщины (кроме вполне возможных случаев оторв, что могли стать омуженками) на советы, на само действо принятия, переходов подростков в иную возрастную категорию, не допускались (как и мужчины на их собственную «русалию», где главенствовали ракханки). Здесь главенствовал Варга – Сварог (Сварга, Сварага).
Не тесновато ли получается на точке «воинов»? Смотрим: Стрибог, Сварог, Перун, да тут еще и приблудившийся Илья-Богатырь (с последним ошибки нет, народная фантазия то и дело смешивает эти два образа «Илью-Громовержца» с «Ильей Муромским»). Но мы (вы!) все время подзабываем, что русские языческие боги, не совсем то, что понимается христианскими исследователями. Это абсолютные силовые категории, это качества, и даже сами имена чаще служили некой, все вобравшей в себя фигуре, определением. И не будет слишком смелым утверждать, что понятие Стрибог, нужно понимать буквально, по написанию: «с-три-бог», а именно – «три бога». И тогда место проведения обрядов – меж трех озер, что и в нашей современности продолжают нести неофициальное общее название «Три Брата», становится оправданным, как в этом значении, так и отбрасывает оттенок утверждения, что «стрибог» – единовременно и УКАЗАНИЕ, общее определение явления. Понятие трех сил, как единой силы, с глубокой древности было закреплено в сознании язычника, потому столь легко смогло принять и христианскую версию «триединства».
(Змей-Горыныч, наследие древнейшего змеиного культа, не иначе как отсюда же.)